Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Мария Петрова фотография
фото: radioportal.ru
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

5
Тёма-1 (Ленинград)    19.04.2024 - 21:57:40
Добавить к словам Сергея Баневича попросту нечего. На её творчестве выросло несколько поколений ленинградцев. Ну, а блокада - отдельная страница. Таких людей теперь не встретишь, не услышишь. Светлая Вам память, Мария Григорьевна!
4
Moderato   04.11.2019 - 19:52:31
Голос, на подвиг зовущий

Вот уже несколько раз подряд прочитан документ... Подлинность его не вызывает сомнений: подпись, печать, дата — все настоящее. И все-таки еще и еще вглядываюсь в полувыцветшие строчки на пожелтевшем листке бумаги:

«Справка
Выдана сотруднику Ленинградского радиокомитета тов. Петровой М. Г. в том, что она состоит бойцом в формировании МПВО объекта Дома радио, находится на казарменном положении и несет через день дежурство в течение 24 часов.
10 сентября 1943 г.».

Петрова М. Г. Неужели это — Мария Григорьевна Петрова, известная ленинградская артистка? Та самая, чей звонкий мальчишеский голос на протяжении нескольких десятилетий покоряет сердца ленинградцев?

О том, что Мария Григорьевна Петрова была всю блокаду в Ленинграде; я знала из литературных источников. Но некоторые писатели, журналисты нередко ради эффекта допускают неточности. Поэтому так взволновала меня сначала вышеприведенная справка, а потом и другие документы, хранящиеся в папке с надписью: «Петрова М. Г.»: программы Ленинградского театра, созданного в осажденном городе в 1942 году, пропуска на право прохода по Ленинграду после сигнала «воздушная тревога» и в ночное и вечернее время, письма, отзывы слушателей.

И раскрылась передо мной страница жизни в полном смысле слова героической, насыщенной событиями яркими и драматическими. Эти события не носят исключительного характера. Они характерны для жизни блокированного Ленинграда. Но, несмотря на это, каждый раз с неослабевающей силой они вызывают чувство гордости за Человека.

Как необходим был голос любимой артистки, покоряющий своей искренностью, заразительным задором, чистотой звучания, в тяжелые дни блокады!

И Мария Григорьевна понимала это. Именно поэтому она осталась в осажденном городе, отказавшись эвакуироваться. Свою семилетнюю дочь Ларочку она отправила с няней на Большую землю и, беспрерывно тревожась о ней, самоотверженно выполняла свой долг перед любимым городом и его жителями. Она — артистка радио осажденного города, а радио — первый помощник партии в мобилизации сил народа на борьбу с врагом. И ей приходилось не только играть роли в театре и читать у микрофона, но и сообщать сводки Совинформбюро, и выполнять партийные поручения. В годы блокады она была избрана парторгом радиокомитета.

Особое значение приобрело радио в самые тяжелые дни зимы 1941/42 года, и главной задачей работников радио было не дать замолкнуть голосу Ленинграда в эфире. И голос Петровой с одинаковой искренностью звучал в воинских частях, госпитальной палате, бомбоубежищах и на торпедных катерах.

Много лет тому назад в журнале «Нева» (1959, № 9) я прочла небольшую статью писателя Н. Ходзы о М. Г. Петровой. И на всю жизнь запомнился мне один интересный эпизод, происшедший в декабре 1942 года на Манежной площади.

После длительного обстрела снаряд разорвался у Дома радио. Дежурные бойцы МПВО радиокомитета бросились к месту взрыва. Впереди бежал маленький человечек в стеганке и ватных штанах. Звонко и повелительно он отдавал приказания: «Приготовить бинты. Проверить, нет ли пожара!» Вскоре к разрушенному дому подбежал сердитый человек с фонариком в руке и торопливо стал искать кого-то среди бойцов. Когда луч упал на человека в стеганке, сердитый человек вырвал у него ломик и трагически процедил сквозь зубы; «Немедленно в театр! Через полчаса спектакль! Слышишь?»

Сердитым человеком был режиссер единственного в то время в Ленинграде драматического театра С. Морщихин. Речь шла о спектакле «Русские люди». А человеком в стеганке была артистка радиокомитета, в будущем заслуженная и народная артистка РСФСР, Мария Григорьевна Петрова.

Впервые она переступила порог Ленинградского радиокомитета после окончания Театрального института в 1930 году, и с тех пор вся ее жизнь неразрывно связана с радио.

Слушатели осажденного города посылали Марии Григорьевне в годы войны много писем. Вот отрывки из них:

«Я слушал Вас в госпитале, раненный, и забывал о боли»; «Перед боем вспоминал я Вашего лихого буденовца Федьку, страх мой прошел, и появилась взамен лютая ненависть к врагу».

Читая эти письма, Мария Григорьевна чувствовала, что говорит с Ленинградом, и ей хотелось приободрить людей, укрепить их веру в победу. Она понимала, что артисту у микрофона важно не только то, что сказать, но и как сказать. Поэтому старалась изо всех сил, чтобы слушатели не заметили ни усталости, ни нервного напряжения в ее голосе. Это было очень трудно: рядом умирали товарищи, а далеко от Ленинграда со старой няней в эвакуации ее единственная маленькая дочь, о которой она не переставала беспокоиться. Но Мария Григорьевна умела найти в себе силы и мобилизовать все свое умение, весь свой талант на службу родному городу.

Работать было тяжело. В холодной студии приходилось читать не раздеваясь, в полутьме. Тем не менее радио в Ленинграде не умолкало.

Изучая документы М. Г. Петровой, я убедилась, что есть вопросы, на которые может ответить только она сама.

Набираю номер телефона и слышу в трубке незнакомый, усталый женский голос.

— Извините, можно Марию Григорьевну?

— Я слушаю.

— Извините, но мне Петрову...

— А, так вы хотите, чтобы я с вами вот так разговаривала!— зазвенел «мальчишеский» голос Петровой.

— Вот теперь я узнаю вас. Простите.

— Ничего. Я привыкла.

Я представляюсь, объясняю причину звонка и прошу Марию Григорьевну о встрече. Она удивлена и заинтересована, узнав о существовании в музее документов в папке с ее именем. Мария Григорьевна приглашает меня к себе.

И вот я нажимаю кнопку звонка. Открывает дверь миловидная женщина с умными, строгими глазами. Неожиданно для меня, она очень уже немолодая. — Не такой, наверно, представляли меня?

Я растерянно бормочу что-то в ответ. Действительно, совсем не такой представлялась обладательница задорного мальчишеского голоса.

Среди живописных полотен, украшающих гостиную, преобладали на стенах портреты молодой привлекательной женщины с удивительно знакомыми чертами лица, а также репродукция картины художника Я. Николаева «Пурга». Лицо на портретах очень похоже на лицо женщины в «Пурге». Тотчас мелькнула догадка, и я удивленно спрашиваю:

— Это с вами работал Николаев, создавая «Пургу»?

— Да.

— Так вот откуда знакомо мне лицо на портретах!

Кто из ленинградцев бывал в Музее истории Ленинграда в блокадном зале, тот знает полотно Ярослава Николаева «Пурга». Сюжет, подсказанный художнику самой действительностью, содержит в себе высокую человеческую трагедию,

На фоне затушеванной пургой Петропавловской крепости — фигура сидящей на снегу женщины в зимней одежде. Огромное заснеженное пространство вокруг подчеркивает ее одиночество. На тусклом, мрачно-сером фоне ярким пятном выделяется лицо женщины, молодое и красивое, но очень усталое. Она опирается на санки с завернутым в одеяло телом. Во всем облике женщины — безысходное горе. Тяжесть безвременной утраты легла на ее хрупкие плечи. Руки бессильно опущены. Но священное чувство последнего долга перед дорогим сердцу человеком не может примириться с бессилием. В ее полных скорби глазах теплится луч надежды. Она не плачет. Она еще верит, что соберет последние силы и поднимется. Сколько сочувствия вызывает ее одинокая скорбная фигура! Как хочется ей помочь!

Эта картина рассказывает о печальной судьбе не одной женщины — в ней звучит скорбный голос всего измученного блокадой Ленинграда. Она вызывает не только щемящее чувство жалости, но и желание защитить эту одинокую обессиленную, но мужественную женщину. Она зовет на борьбу, в бой, на подвиг.

И не случайно прообразом женщины в «Пурге» стала Мария Григорьевна Петрова, Ей пришлось пережить все то, о чем рассказывает картина.

Среди множества вопросов, заданных мною Марии Григорьевне, был и такой:

— Скажите, в эпизоде, рассказанном писателем Н. Ходзой о вас, все правильно?

— Все правда, кроме стеганки и ватных брюк. Я никогда их не носила, — отвечает она с лукавой улыбкой.

— Мария Григорьевна! А какова судьба вашей Ларочки?

— О! Она теперь кандидат физических наук, у нее трое детей. Так что я уже трижды бабушка.

Но мне кажется, что народная артистка РСФСР Мария Григорьевна Петрова никогда не состарится. Такой уж счастливый дар у ее таланта. Таланта, воспитывающего высокие чувства — любви к Родине и человеку — и щедро открывающего двери в мир прекрасного.

Пивень З.Г. Навечно в памяти народной. Глава II Женщины Ленинграда
_________________________________________________

...Среди работников радио, прошедших через войну и блокаду, пожалуй, мало о ком сказано и написано так много, как о Марии Григорьевне Петровой. Страницы военной биографии этой артистки принадлежат не только радио, они связаны с искусством военных лет в целом. К письмам, полученным ею блокадной зимой, все время прибавляются новые. Каждый из этих человеческих документов характеризует и само время, и роль радио, и того, кому это писалось. Заставить взяться за перо и написать такое может только искреннее, сильное чувство. Вот отрывок из письма-отклика на выступление М. Г. Петровой по радио. «Дорогая Мария Григорьевна, — ох, как было нужно нам в те блокадные годы — радио! Да, голос из репродуктора — это было наше счастье, наша поддержка... Когда заговорило радио, когда мы знали, зачем ждать вечер, — стали прибавляться силы. Был период, когда кроме радио нам нечего было ждать: от сына два месяца не было писем. Только голос из радио нас навещал, ободрял, говорил, что мы не одни. Спасибо вам, дорогие, за те дни. Всем, кто был с нами, кто помогал нам жить».

Это письмо-воспоминание написала в 1964 году Н. П. Захарьева, ленинградка, получавшая в ту зиму иждивенческую карточку. Самую малую хлебную норму. Корреспондентка Петровой нашла слова благодарности тем, кто помог многим и многим ленинградцам: «Но как не хотелось умирать... И мы жили. И выжили. И, может быть, большую роль в этой нашей стойкости играло радио».

На радио М. Г. Петрова свыше сорока лет. Уже не одно поколение ребят вошло в мир поэзии и искусства, слушая, как она исполняет роли мальчишек и девчонок, героев любимых книг детворы. Но из сорока лет три года в ее жизни самые памятные. Она бережно хранит письма, фотографии, документы блокадных дней. Вот из конверта, на котором написано: «Война. Блокада. Нар. арт. РСФСР М. Г. Петрова», я достаю «Книжку для учета выполнения работ в порядке трудовой повинности». Вот письма, газетные вырезки и совсем недавний пригласительный билет на дружинный сбор «Подвиг Ленинграда». Артистка выступает вместе с Героем Советского Союза, бывшим командиром авиационной эскадрильи П. С. Новиковым. Она рассказывает ребятам о том времени, когда учительница Андрианова писала ей: «Без радио страшно! А радио заставляет жить... Спасибо, что вы говорите с нами... Это так важно».

Мария Григорьевна рассказывает о своих товарищах, которые дежурили на крышах, тушили зажигалки, ходили за водой на Фонтанку, о тонмейстере Д. Воробьеве, попросившем ее принести немного теплой воды. Петрова растопила снег и принесла воду, но Воробьев уже был мертв. Все это — горькая правда о блокадной жизни. И все же М. Петрова говорит: «Я вспоминаю ту блокадную зиму... как счастливое время... Даже странно — мы и голодали, и холодали не меньше других, и каждый день большое человеческое горе обступало нас со всех сторон, а мы вспоминаем об этом времени с каким-то высоким светлым чувством».

Это чувство было рождено блокадным братством, уверенностью, что твое дело нужно людям, жизненно необходимо для них. Пожалуй, именно война дала М. Г. Петровой ответ на ее сомнения — правильно ли она сделала, отказавшись от сцены, став артисткой радио. Да, она стала артисткой невидимой, почти не знала шумных аплодисментов, но в 1941 году, когда, казалось, ушли в безвозвратное прошлое нежные Дюймовочки, Петрова начала читать сводки, стихи, фронтовые корреспонденции и почувствовала, что ее слушает весь Ленинград.

Голос Петровой не изменился с годами, но в блокадные дни он стал суровей, резче. Артисты и дикторы стремились к тому, чтобы слушатели не заметили их усталость, нервное напряжение. Делать это было очень трудно — в каждой семье погибали близкие, умирали товарищи. Но тот, кто в шесть утра подходил первым к микрофону, знал: город ждет, ему важна сама тональность передачи. Нужно было приободрить людей, поддержать в них волю к сопротивлению. И артисты, и дикторы старались заглушить собственную беду и горе. Порой, правда, слушатели говорили о Доме радио: «Там, наверное, тепло, светло, раз у них хватает сил так говорить». А политрук Дома радио М. Г. Петрова дежурила на крыше, вытаскивала раненых из-под развалин соседнего дома, делилась с товарищами кусочками жмыхов.

В ее записных книжках 1942 года записано: «Дежурство по штабу», «Дежурство в диспетчерской», «Выступление на торпедных катерах»...

Рубашкин А.И. Голос Ленинграда
__________________________________________

https://www.radioportal.ru/articles/2012/golos-blokadnogo-leningrada-mariya-petrova ;
http://www.staroeradio.ru/audio/19187
______________________________________________

Фото - http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/025435.jpg ;
http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/020574.jpg
3
Римма Марковна (Алма-Ата)    25.01.2018 - 00:13:34
№1 Михайлов Яков Фёдорович
Голос из моего далёкого детства ! У нас на хуторе в Литве не было электричества, а соответственно и телевизора ! Единственным окошечком в мир было старое радио на аккумуляторах, с названием "Родина" ! Вот благодаря ему и незабвенному голосу М Петровой, читавшей на детских радиопередачах, я с упоением погружался в миры доселе неведомые мне и заманчиво далёкие ! Низкий поклон и светлая память !
Как хорошо написано!

** Актриса и диктор ленинградского радио.
"Голос" блокадного Ленинграда.

Как считает композитор Сергей Баневич, «Мария Григорьевна Петрова — это целая эпоха в жизни города. Её голос, интонации были как бы позывными Ленинграда. Взрослые и дети включали радио на полную громкость и семьями, все вместе, слушали, как она читала. Уверен, что её артистизм, сила воздействия на слушателя в сочетании с безграничным авторитетом, завоеванным ещё в годы войны и блокады Ленинграда, повлияли на целые поколения наших граждан. Я и мои сверстники буквально выросли на передачах с Марией Григорьевной, мы, узнали и полюбили её героев, и взрослели, убеждённые в том, что правда, мужество, доброта — не только в книжках, а в самой жизни, — и становились чуть лучше». **
2
анеля (пушкин)    19.11.2012 - 12:45:41
расскажите, как она в 60 играла Гека Финна! А Ольга Волкова - Тома Сойера! Потрясающе!
1
Михайлов Яков Фёдорович (Санкт-Петербург)    18.01.2012 - 15:39:22
Голос из моего далёкого детства ! У нас на хуторе в Литве не было электричества, а соответственно и телевизора ! Единственным окошечком в мир было старое радио на аккумуляторах, с названием "Родина" ! Вот благодаря ему и незабвенному голосу М Петровой, читавшей на детских радиопередачах, я с упоением погружался в миры доселе неведомые мне и заманчиво далёкие ! Низкий поклон и светлая память !

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
комедия
Италия, 2024
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram