ИЖЕВСК. ГЛЯТТЕР
Никогда не забуду своего первого Главного.
Мудрый, обаятельный человек и прекрасный артист Соломон Абрамович Гляттер был главным режиссером Ижевского драматического. В городе этом осело множество ссыльных актеров, которым нельзя было жить в больших городах. После окончания института туда поехала целая группа выпускников, их уговорил режиссер Ясногородский. В том числе и мою жену. Я закончил институт на год позже (в отличие от актеров, режиссеры учились пять лет), и так как мы получили приглашение в один из самых крупных театров России, к П. Л. Монастырскому в Куйбышев, я приехал в Ижевск забрать ее. Познакомился с Гляттером и через 20 минут тоже решил остаться в Ижевске. Я проработал там два года. Никогда не жалею об этом времени. У меня там была своя театральная студия – я набрал молодых ребят, которые стали потом неплохими актерами. Там же я познакомился с актрисой, которая долгое время успешно работала в Челябинске – Павлиной Конопчук. Тогда она была совсем молодой “главной героиней”. Тогда же я и получил свои первые практические уроки, сделал первый самостоятельный шаг.
ПЕРВЫЙ УРОК
Первый же урок, который я получил от Гляттера, запомнился на всю жизнь. Он говорил мне “ты” и спросил, что бы я хотел поставить. “Живой труп”. – Так сразу? Первый спектакль? — Да.
Я понял, что сейчас будет сложный и долгий разговор, и внутренне собрался. Но он согласился мгновенно. И я понял, что одержал маленькую победу. Когда я принес следующее распределение ролей, он сказал мне: “Голубчик, ведь я работаю параллельно, а ты забрал у меня всех основных артистов...” На что я ответил ему: “Я на компромиссы не иду”. И снова он уступил: “Хорошо, ставь. А я уж, как главный режиссер, буду работать с теми, кто остался”. И я опять понял, что одержал еще одну победу. Когда я готовился к постановке третьего спектакля, произошла точно такая же история. Сам выбрал пьесу, назначил на роли весь цвет театра и снова пришел к нему. Он посмотрел распределение: “Опять вы забираете у меня самых лучших актеров”. Я говорю ему: “Соломон Абрамович, вы меня знаете...” На что он ответил: “Да, знаю. Что ж, хорошо, ставьте...” И я пошел, побродил по коридору, вернулся к нему и сказал: “Соломон Абрамович, давайте поделим состав поровну...”
— Так ты это понял? Давай распределять роли заново...
Мы все очень его любили. Он мог любого пригласить домой, напоить чаем... Это что-то ушедшее из театра... И как трудно было потом уезжать в Ригу! Я бы и не смог уйти, если бы до меня не ушел Соломон Абрамович. Он очень хотел оставить меня вместо себя, но я категорически отказался.
Аркадий Кац
обсуждение >>