Юбилей артиста Китова-Крамова. 1940 год ознаменовался большим событием в театре - юбилеем тов. Китова-Крамова. Четверть века прошло с того дня, когда он переступил порог театра. Помогая отцу-портному, он часто носил сшитые и отглаженные костюмы артистам псковского театра. Десятилетним мальчиком познакомился с закулисными тайнами, здесь у него и созрела мечта стать артистом. Судьба бедного еврея определяла Китову-Крамову влачить жалкое существование. Для Исаака были закрыты двери школы. Он учился портняжному ремеслу. Но тяга к знаниям и к учебе заставила его после работы учиться дома, так что он экстерном сдал экзамены за полный курс классической гимназии. Через 4 года он получил ремесленный аттестат - право заниматься портняжным ремеслом вне черты оседлости.
К совершеннолетию Исаак окончательно связывает себя со сценической деятельностью. Наперекор неприязни к своей нации, он не сошел с намеченного пути, от своего влечения, зародившегося в детстве, а упорно и настойчиво добивался исполнения своего желания.
В каждый новый город он приезжал портным, устраивался в портняжную мастерскую, а вечерами играл на сцене. Редко проходил сезон, чтобы тайна сценической работы не оказывалась раскрытой полицией.
Однажды в мастерскую пришел полицейский чиновник за своим заказом. Поблагодарил нового подмастерья, хорошо заплатил. Но каково было его удивление, когда вечером в театре он увидел на сцене Исаака. Не поверив глазам своим, в антракте пошел за кулисы - да, это был он - подмастерье из мастерской, и на следующий день полицейский чин отправил его по этапу.
Во время гражданской войны Исаак Михайлович - на фронте. Здесь, на привалах, он читает стихи, монологи из пьес, воодушевляя солдат, завоевывая их любовь и уважение.
После гражданской войны Исаак сменил винтовку на оружие слова и всем сердцем отдался любимому искусству.
К моменту юбилея за плечами у него - 25 лет работы в театрах, 500 сыгранных ролей, наступила зрелость, приобретено мастерство, но не таков был по характеру Китов-Крамов. Ему все было мало и, несмотря на огромную загруженность в театре, он не мыслил своей жизни без тесной связи с жизнью народа. Каждый день его можно было увидеть на шахтах, на встречах с рабочими заводов, в школах и учреждениях.
У него хватало времени на обширную переписку со школьниками, мечтавшими посвятить свою жизнь всесильному искусству.
Ему, как хорошему производственнику, город оказал высокое доверие, избрав депутатом горсовета. И здесь тоже слуге народа принадлежит первое слово, с которым он выступил на сессии "О благоустройстве и превращении Кемерова в красивый, цветущий город". Широкие массы его ценную инициативу поддержали.
В театр "Культармеец Кузбасса" Китов-Крамов был приглашен из Ленинграда в 1934 году. И, несмотря на трудности, с которыми пришлось встречаться, он не покинул своего поста армейца и со всей присущей ему энергией продолжает отдавать свои силы и свой талант на службу народа.
Заслужить любовь зрителей можно только через труд, упорный и часто неблагодарный. Таким созидательным трудом является деятельность артиста Китова-Крамова, который наиболее ярко расцвел здесь, у нас, в Кемерове. Шекспир, Шиллер, Гюго, Пушкин, Горький, Островский. А.Толстой - вот чьи имена формировали его творчество.
Платон Кречет, Уриэль Акоста, Квазимодо и Германн, Отелло и Жюль Верн, Овод и Лелия, Грозный и Жадов - живут и заставляют жить не только самого его, но и заставляют зрителей как бы проживать их жизнь.
Игра артиста страстная, волнующая. Достаточно вспомнить Грозного с его внезапными переходами от покаяния и смирения к жестокости, или Овода - от пылкого юноши Артура - к убежденному атеисту и революционеру.
Кто из нас не волновался, видя его в образе Пушкина? Как он глубоко радовал и волновал в те дни, когда весь Советский Союз чтил память гения русской культуры!
Исподволь Китов-Крамов работал над образом Уриэля Акосты и этот спектакль поставил в свой юбилей. В газете "Кузбасс" за 17 апреля 1940 г. - восторженная рецензия Г.Весенева: "...Китов-Крамов создал глубокий правдивый образ... Уриэль нарисован артистом сильными, яркими красками... Главное в Акосте-Крамове -его человечность". Из рецензии мы узнаем также о творческой удаче всего коллектива, о прекрасном оформлении спектакля (художник В.Н.Орлов) и о чествовании юбиляра. С приветствием выступил председатель горисполкома тов. Волосатых, который вручил ему грамоту и ценный подарок. "Городские и общественные организации преподнесли юбиляру адреса. На имя Исаака Михайловича поступило около ста приветственных телеграмм из различных городов. Горисполком и облисполком вынесли решение ходатайствовать перед Верховным Советом РСФСР о присвоении И.М.Китову-Крамову звания заслуженного артиста. 25-летний труд, яркий талант, вполне заслуживают такую награду", - пишет газета.
...К творческому портрету Китова-Крамова, который я попытался возможно полнее донести до нового поколения, осталось добавить совсем немного. Нам известно, что из 30 лет творческой деятельности 10 принадлежат Кемерову. Он один остался из тех, которые заложили основу театра "Культармеец Кузбасса".
Что привело его сюда, в этот еще плохо обжитой город? Жажда денег? Может быть, слава? Ни то, ни другое. Романтика! А по натуре он, как и мы все в молодые годы, был романтиком. Мы жили и горели велениями сердца. Желанием строить новую жизнь вместе со всем народом. Нести культуру в отдаленные уголки нашей необъятной Родины. "Нести культуру в массы!"... Китов-Крамов встал в первые шеренги.
Вместе с бурным ростом промышленности рос и театр, росли и развивались наши способности, шлифовалось мастерство. Немало трудностей пришлось пережить театру в период его становления, но он сумел выстоять, и, творчески окрепнув, стал любимым местом культурного отдыха для кемеровчан.
Но вернемся к масштабной фигуре Китова-Крамова. За 10 лет пребывания в Кемерове он сыграл немало разнообразных ролей от Отелло до Квазимодо. И всегда с неизменным успехом.
Однако и ему приходилось попадать в чрезвычайно трудные положения и испить чашу неудач. После головокружительного успеха, который сопровождал его в целой череде ролей, вдруг любимца города свели на нет.
На все есть свои причины. Состав труппы был уже не тот, каким даже в 1938-м году. Изменилась и режиссура.
Театр, как сказано выше, находился в упадочном состоянии. Отсутствовали актеры высшей категории. Поскольку Китов-Крамов был любимцем публики, режиссеры давали играть ему роли любые, притом совсем не его плана. Нет Незнамова? Не беда. Сыграет Исаак Михайлович!
А образ Незнамова ему не удался. Вместо талантливого артиста, затравленного провинциальными пошляками, созданный им образ выглядел совсем иным.
И вот культурный очаг пустует. "Даже премьеры, как это ни странно, проходят при полупустом зале". Это уже говорило о неблагополучии в театре.
Одна такая или подобная ей рецензия - и мнение об актере резко меняется. Конечно, Китову-Крамову нелегко было пережить такое падение. Невыносимо тяжело было от того, что новая режиссура и пресса молчали о нем.
И вдруг - удача! В роли Наполеона он вновь раскрылся и показал, на что он способен. На него вновь стали смотреть иными глазами режиссеры и актеры. Его вновь стали занимать в центральных ролях. И вот, когда ему стала улыбаться фортуна, в начале 1945 года его проводили в последний путь.
Еще накануне после кино он сказал жене: "Давай пригласим к себе товарищей на чашку чая, поговорим, поспорим, познакомимся друг с другом". Составили список приглашенных, одобрили на семейном совете и с легким сердцем легли спать, а ночью его уже не стало. Так он и не дождался своего звания. Хотя и честно заслужил его своим творческим трудом.
Петр Григорьевич Князев
обсуждение >>