Тридцать пять лет отдано сцене. И почти все эти годы – калининскому зрителю. На сцене прошла творческая юность, и на глазах калининцев Надежда Васильевна Гончарова стала зрелым мастером драматического искусства, народной артисткой республики. Всё своё умение, всё дарование Надежда Васильевна с радостью отдаёт служению народу, своему театру.
Наиболее полно и ярко дарование Надежды Васильевны проявилось в исполнении ролей комедийных, характерных. Ею создана целая галерея сценических образов, особенно в пьесах великого русского драматурга А. Н. Островского.
Мы хорошо помним Надежду Васильевну в роли Анфусы Тихоновны из комедии Островского «Волки и овцы». Несмотря на то, что вся роль Анфусы состоит из слов «ну-уж», «где-уж», перед нами встаёт запоминающийся образ.
Запомнилась зрителям Надежда Васильевна в роли Домны Пантелеевны из «Талантов и поклонников». Это малограмотная женщина из мещанского круга. Но какое у неё доброе сердце матери! Как горячо она заботится о счастье дочери Сашеньки. Особенно проявляется это в сцене, когда дочь её в порыве любви, прежде чем уехать с Великатовым, идёт на свидание к Пеге, бедному студенту. Мать не удерживает её, наоборот, она почти с радостью собирает её на свидание.
Надежда Васильевна в этой роли блестяще находит речевую характеристику сценического образа. Вообще она мастер передачи особенностей русской речи.
Создала Надежда Васильевна и ключницу Улиту из пьесы «Лес», и Фелисату Герасимовну Кукушкину из «Доходного места», и ловкую изворотливую сваху-сплетницу Глафиру Фирсовну из «Последней жертвы».
А как смешна молодящаяся купчиха Бедонегора (из комедии «Богатые невесты»), охотившаяся за женихом! Она смешна, но в то же время по-своему сильна, ибо знает, какую власть имеют деньги в обществе, в котором она живёт. Метко найден Надеждой Васильевной образ Матрёны из спектакля «Воскресение» Л. Толстого.
В маленькой роли – и притворная почтительность, и тупость, и жадность… Надежда Васильевна даже самую маленькую эпизодическую роль превращает в высокохудожественную сценическую миниатюру.
Надежда Васильевна создала яркие образы не только в пьесах русской классики. Она великолепно раскрывает черты характеры советской женщины, показывает силу и духовную красоту советского человека.
С какой теплотой и любовью сыграла она в пьесе В. Гусева «Слава» роль рабочей матери, воспитавшей достойных сыновей великой Родины!
Никто в нашей драматургии не сумел так ярко рассказать о том, что нам пришлось пережить в тяжёлые дни нашествия, как это сделал Леонов в своей пьесе. Отечественная война в ней представлена как героическая трагедия. Мужественно, искренне, с глубокой проникновенностью исполнила Надежда Васильевна в этой пьесе роль старой няньки Демидьевны. Особенно вспоминается Демидьевна – Гончарова у постели Аниськи. Аниська, девочек-подросток, лежит в горячке, измученная фашистами. Нянька Демильевна рассказывает ей сказку. Гончарова – Демидьевна всей душой осязает всеобщее горе. Она страдает за родную землю, за детей, гибнующих от рук фашистов. Но в простых и мудрых словах сказки, рассказываемой Надеждой Васильевной, чувствуется воля народа, которую не сломит тёмная сила нашествия.
В пьесе «Настоящий человек» Т. Лондона (по повести Б. Полевого) Надежда Васильевна выступила в небольшой эпизодической роли бабки Василисы – простой русской женщины с большим добрым и отзывчивым сердцем. Видели мы её в роли учительницы Елизаветы Ивановны из пьесы «Старые друзья» Л. Малюгина… Но трудно в одной газетной статье перечислить все роли, созданные Надеждой Васильевной, - их более двухсот!
В умении принести на сцену правду жизни заключен дар творчества Надежды Васильевны. Родился он в ней от большой, настоящей любви к людям, от наблюдательности и от активного, деятельного участия в окружающей жизни. Ведь школа творчества Надежды Васильевны – жизнь. Жизнь – источник её сценической деятельности.
Калининцы хорошо знают и любят Надежду Васильевну не только как актрису, но и как человека и общественного деятеля.
Трудящиеся города пять раз избирали Надежду Васильевну депутатом городского Совета. Она член КПСС и ведёт общественную работу.
Надежда Васильевна находится в расцвете творческих сил, и мечтает она о создании ролей, которые были бы дороги её сердцу и принесли бы подлинную радость зрителям.
С. Озерянская. Путь актрисы. Газета «Калининская правда» от 11 мая 1956 г.
обсуждение >>