
Главная тема
Самые ожидаемые интернет-релизы апреля по версии Кино-Театр.Ру

Новости кино
Действие продолжения истории развернется спустя 10 лет

Новости кино
В городе Кировск Мурманской области стартовали съемки пятой части популярного сериала

Лайфстайл
Актриса рассталась с мужем за полтора года до того, как об этом стало известно

Новости кино
Съемки проекта стартовали во Владимире

Новости кино
Подписчики медиаплатформы «Смотрим» получили эксклюзивный доступ к новому сериалу

Лайфстайл
57-летний актёр признался, что очень убого проводит время

Обзор сериалов
Гипнотизер объявляет охоту на друзей-ясновидящих
обсуждение
Умерла в 1988 году в Свердловске, похоронена на Ивановском кладбище.
____________________________________________
Имя в истории
Вера ЗАГАЙНОВА
«Гордая прелесть осанки»
Она была настолько хороша собой, что ей просто предназначалось воплощать на сцене героинь в лучших образцах мировой драматургии. Ее Диана из «Собаки на сене» и Анхела из «Дамы-невидимки» казались сошедшими с полотен великих испанцев, а магическое «средство Макропулоса» почти наверняка было известно не только Эмилии Марти из одноименной пьесы, но и самой актрисе. Восьмого мая 2018 года исполнилось 115 лет со дня рождения заслуженной артистки России Зои Малиновской.
Актерскому делу Зоя Кронидовна преданно служила почти полвека в трех провинциальных драматических театрах: в Самарском, в Ефремовском Тульской области, а с 1938 года и уже навсегда — в Свердловском.
Первыми работами Малиновской на свердловской сцене стали Таня в пьесе Н. Погодина «Падь Серебряная» и комсомольская активистка Мер-Ахметова в «Павле Грекове» Б. Войтехова и С. Ленча. В произведениях тогда обязательных в репертуаре советских авторов приходилось играть неизбежно, но в них тоже бывали живые характеры.
В годы Великой Отечественной войны Зоя Кронидовна вместе с другими актерами часто выступала перед ранеными в госпиталях Свердловска, выезжала на фронт в составе концертных бригад. Впоследствии много лет занималась военно-шефской работой и посвящала ей немало сил и времени.
По героиням Зои Малиновской можно было изучать феномен женской красоты, которая отнюдь не всегда синоним счастья и признак добродетели. Во всей своей силе талант актрисы раскрылся, безусловно, в феерических испанских комедиях. Особенным успехом пользовались находчивые красавицы Марта в «Благочестивой Марте» Тирсо де Молины, Анхела в «Даме-невидимке» П. Кальдерона и, конечно же, своенравная Диана в «Собаке на сене» Лопе де Вега. Это была во всех отношениях ее стихия: выдумка, жизнерадостность, праздник! Ко всем трем прекрасным дамам в полной мере подходили слова Дианы: «Любовь — упорство до конца!» Впрочем, решительности было не занимать и гордой владычице Египта Клеопатре из трагедии В. Шекспира «Антоний и Клеопатра». Были в репертуаре актрисы и другие шекспировские героини: неунывающая Беатриче из комедии «Много шума из ничего» и зловещая Гонерилья из трагедии «Король Лир».
Привыкла покорять мужские сердца и упиваться своей властью над ними и Эмилия Марти в «Средстве Макропулоса» К. Чапека, впервые поставленном именно в свердловском театре, которая благодаря эликсиру молодости жила не одно столетие, но и ей в конце концов наскучило и постоянное обожание, да и само пребывание на этом свете. «Я красива, и это мое несчастье», — словно вторила Юлия Филипповна, героиня «Дачников» М. Горького. И ей привлекательная внешность не принесла большого счастья, ведь женское сердце жаждало не только восхищения, но и искренних чувств. Словом, к страстным испанкам судьба была все-таки более благосклонна.
С не меньшим успехом играла актриса и характерные роли: Колокольникову в серьезной пьесе А. Штейна «Персональное дело» и Зинаиду Николаевну в спектакле «Почему улыбались звезды» А. Корнейчука. Совсем маленькая роль миссис Эйнсфорд-Хил в «Пигмалионе» Б. Шоу вносила дополнительный женский шарм в светскую атмосферу спектакля. А Надежда Антоновна Чебоксарова в «Бешеных деньгах» А. Островского, безумно любящая свою дочь Лидию, в то же время совсем не желала упустить выгоду, устраивая ее замужество. В этой роли вновь проявились интеллигентность, сдержанность и женственность Зои Малиновской.
Думается, не зря известный уральский кинорежиссер Ярополк Лапшин в 1972 году предложил актрисе роль Агриппины Филипьевны в своей экранизации романа Д. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы». Кто, как не Малиновская, мог создать образ «дамы с необыкновенно изящными аристократическими манерами», к тому же тещи банкира Половодова и матери адвоката Веревкина, «которая была еще настолько моложава и настолько красива, что никто даже не подумал бы смотреть на нее, как на мать целой дюжины детей». Следует заметить, что актриса была в ту пору уже намного старше своей героини.
В Свердловском театре актриса имела возможность соприкоснуться с творческой манерой его самых именитых главных режиссеров: в конце 1930-х — И. Ефремова, в 40-х — Е. Брилля, в 50—60-х — В. Битюцкого и, наконец, А. Соколова. Зоя Малиновская всю жизнь сохраняла «гордую прелесть осанки» и женскую привлекательность. Как жаль, что время таких актрис и таких женщин безвозвратно ушло. Как хорошо, что осталась память.