...И, безусловно, тот свет любви, которым одарила его удивительная женщина и талантливейшая актриса – Эмира Уракова. Два редких имени на одну букву «Э»! Она была красивая, даже сказочно прелестная, всегда праздничная! Вот сколько эпитетов о ней. Они прожили вместе 37 лет! И была о них сложена шуточная частушка: «Это ж надо умудриться удержаться в колее! Два заслуженных артиста – да ещё в одной семье!»
Их встреча была предопределена судьбой – так сходятся на небосводе звёзды. Она только что приехала в Омск и пришла в театр, а он служил в армии. Актёры в шутку её предупредили: «Вот вернётся Ураков!..» Что-то же натолкнуло их на эту мысль! И он вернулся. Как новогодний подарок! Бегом в театр, в закулисье, а навстречу идёт Снегурочка! Что ж тут удивляться, что весной они решили пожениться! Но в тот день – 1 апреля – в загсе был выходной! Но нет правил без исключения! И их расписали! И как по заказу – свадебное путешествие (на гастроли в Кузбасс). Гуляли всем театром в поезде от Омска до самого Кемерово!
Каким же на редкость счастливым и удачным оказался их союз! Он сразу понял, что тогда она как актриса была сильнее, и жизнь ей выпала – не сахар. И война, и плен, и концлагерь, и тяжеленная работа в шахте. Но по природе Эмира была редкостно солнечным человеком!
…Помню дождливый день. Мы стоим с ней под её зонтиком и пережидаем ливень на остановке. Беззаботно смеёмся. И вдруг она серьёзно так говорит : «Хочешь, я сейчас этот дождь остановлю?» Ладони – вверх, ладони – вниз, ладони – вверх – и выглянуло солнце. «Ну вот, можно и в театр! Если бы всегда можно было все беды развести руками, да?»
Серебряный колокольчик смолк, захлопнулся зонтик. Привет – салют! И палец к губам… Такой и осталась в моей памяти – улыбчивой, готовой разделить твои малые печали. А у самой печаль была большая – врачи поставили Эдуарду Семеновичу страшный диагноз…
– По Эмире можно было проверять часы: ровно в десять утра она появлялась у моей постели. Я думаю, что она вымолила у Бога меня, буквально вытащила, выходила и – сама надорвалась. Не сумела уберечь своё больное сердце. Она всегда так жила – и дома, и в театре, и с детьми, и с друзьями...
Их имена в программках спектаклей стояли рядом, они оба получили звание заслуженных артистов России, ну, она чуть раньше. И ладно! Как блистательно они играли в спектакле «Месс-Менд»! Им было славно в те годы, и они не скрывали своего счастья! Он выжил… Ее не стало… Легко ли начинать жить почти что с белого листа!..
Они так привыкли – рядышком, две половинки – да! Любовь, уважение. Понимание, благодарность, доброта и святое служение Театру.
Даже в особо чтимом им спектакле «Еврейское счастье» Эмира вместе с мужем водила огромных кукол – выше человеческого роста, а роль была бессловесной, но как ему было комфортно в этом партнёрстве! Роль – мечта, роль – экзамен на творческую зрелость Мастера! Здесь всё сфокусировано – предельная искренность, полёт воображения, драматическое мастерство, пластика, музыкальность, юмор, горечь, энергетика, чтобы был зрительный зал в твоей власти.
Виктория ЛУГОВСКАЯ
Журнал "Омск театральный", апрель 2011
обсуждение >>