Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Валентина Широнина

Валентина Широнина фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение

Широнина Валентина Ивановна

19 октября 1942, Новосибирск - 28 декабря 2020, Новосибирск

Заслуженная артистка РСФСР (21.09.1978).

Окончила Новосибирское театральное училище в 1964 году, став первой его выпускницей с красным дипломом.
Будучи студенткой, дебютировала на сцене театра «Красный факел», а затем стала ведущей актрисой в труппе Новосибирского ТЮЗа. Однако потом ее снова пригласили в «Красный факел» в 1978 году.

Была педагогом Новосибирского государственного театрального института, являясь доцентом кафедры сценической речи.

Муж — заслуженный артист РФ Валерий Чумичев (1941-2012).
театральные работы
Новосибирский ТЮЗ
«Сотворившая чудо» У. Гибсона / Эллен

Новосибирский театр «Красный факел»
Азат Абдуллин «Тринадцатый председатель» / Кадрия (1979)
Алексей Арбузов «Нечаянный гость» / Женя (1979)
Виктор Розов «Гнездо Глухаря» / Искра (1979)
Карло Гоцци «Ворон» / Смеральдина (1979)
Нодар Думбадзе «Закон вечности» / Света (1981)
Александр Галин «Ретро» / Людмила (1982)
Ив Жамиак «Человек, который платит» / Элеонора (1982)
И. Грекова, П. Лунгин «Вдовий пароход» / Ада (1985)
Людмила Петрушевская «Московский хор» / Любовь (1989)
Бернард Шоу «Великая Екатерина» / Дашкова (1992)
Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» / Леди Капулетти (1992)
Александр Галин «Sorry» / Инна Рассадина (1993)
Лоле Белон «Дамы встречаются по четвергам» / Элен (1995)
Софокл, Эсхил «Род» / Эвридика (1996)
Сомерсет Моэм «Недосягаемая» / Каролина Эшли (2000)
Людмила Разумовская «Бесприданник» / Фроська (2002)
Антон Чехов «Любовь, Любовь, Любовь...» / Сваха (2002)
Александр Островский «Лес» / Раиса Павловна Гурмыжская (2004)
Жан-Батист Мольер «Тартюф» / Г-жа Пернель (2005)
Айвон Менчелл «Девичник над вечным покоем» / Люсиль (2007)
Марина Карр «Порция Кохлан» / Блэйз Скали (2007)
Кен Людвиг «Примадонны» / Флоренс Снайдер (2008)
Рональд Харвуд «Квартет » / Сиссилия Робсон (2010)
М. Салтыков-Щедрин «История города Глупова» / Бабушка (2011)
Брайен Фрил «Отцы и сыновья» (по мотивам романа И.С. Тургенева «Отцы и дети») / Базарова Арина Власьевна (2013)
призы и награды
Премия Новосибирского отделения СТД России «Парадиз» (1993) — за роль Инны Рассадиной в спектакле «Sorry» по пьесе А. Галина.

Новосибирская премия «Парадиз» в номинации «Лучший дуэт» (вместе с заслуженным артистом РФ Григорием Шустером) -
за роль Арины Власьевны в спектакле «Отцы и сыновья» по пьесе Брайена Фрила.

последнее обновление информации: 29.12.20
Времена года: Валентина Широнина

Валентина Широнина ассоциируется с весной, когда все оживает и обновляется. Недаром премьера «Девичника над вечным покоем», где она играет Люсиль, назначена на апрель. У других вызывает ассоциации с летом, когда энергия солнца на пике. А у кого-то — с плохой погодой. И тогда «плохой погоде» вспоминаются слова одной известной актрисы. Как-то ее спросили, есть ли у нее враги, и она ответила: «Надеюсь!»

Большая перемена

— Такова судьба любого актера: как только приходят признание, успех — сразу и врагов становится больше, — делится Валентина Ивановна жизненными наблюдениями. — А если ты в простое, сидишь без ролей, то все тебя хотят пожалеть, все тебя любят. Но… от этого не становится легче.
Осень — не ее время года. Потому что Валентине Широниной не присущи уныние и вялость. Иронизируя по поводу своего возраста, она, в отличие от многих своих ровесников, не имеет обыкновения ностальгировать по советскому прошлому. Зато заявляет: «Я легко иду на перемены!» В «Тартюфе», потребовавшем от актеров совершенно нового подхода к классическому материалу, новых профессиональных качеств, Валентина Широнина репетировала азартно, с готовностью выполняя самые неожиданные требования режиссера. Но от юных коллег отличалась тем, что понимала остро и отчетливо: такой невероятно свободный и дерзкий спектакль, столь головокружительный эксперимент не мог бы появиться в старые добрые времена, когда самому первому выпуску Новосибирского театрального училища казалось, что горы свернут. Вспоминать было пока нечего, зато было о чем мечтать.
Тюзовская инженю с дипломом номер один (естественно, диплом был получен красный) и мечтала быть первой. А слышала: «Боже мой! Ну и амбиции!» А теперь она тоже говорит: «Боже мой!», но совсем в ином смысле: «Боже, помоги, сделай так, чтобы зритель ушел из театра не разочарованным. Чтобы у меня сегодня все получилось».

Одинокая мелодия для «Сорри»

И сбывается. Главным, определяющим спектаклем, в котором Валентина Широнина играла в дуэте с мужем Валерием Чумичевым, стал «Сорри», родившийся в начале 90-х, на сломе эпох. Сбывалось то, ради чего можно все в этой профессии вытерпеть. И грубости режиссеров. И одну пустую комедию за другой. И то, что Гурмыжскую в «Лесе» пришлось репетировать со сломанной рукой, в которую был вставлен трехкилограммовый металлический штырь, и каждое движение причиняло боль. Но нужно было весело улыбаться, непринужденно двигаться, изображая легкость необыкновенную. А дашь слабину — роль заберут: незаменимых нет…
Тогда уже было о чем вспоминать, но осталось о чем и мечтать. А с «Сорри» сбылось даже то, о чем мечтать не смели — гастрольный тур по Америке. Помнится, году в 70-м приятельница-актриса нагадала по руке: «В преклонном возрасте, Валюша, тебя ждут большие зарубежные гастроли». Хохотали обе. Зарубежные гастроли — все равно что полет в космос. Актеры советской провинции слаще морковки ничего не ели, дальше Алупки не выезжали. А потом в разваливающейся стране остро встал вопрос эмиграции, об этом Александр Галин и написал пьесу, и в «Красном факеле» ее поставили. Широнина играла талантливую поэтессу Инну Рассадину, вынужденную работать в морге. Для нее дилемма, уехать или остаться, затрагивала проблему не материального, но духовного порядка. Инне было, куда ехать, — и было, за кем ехать. Она отказалась от сомнительных даров, хотя и предлагал их человек, которого любила всю жизнь. Решение было принято в соответствии с собственными нравственными законами. Многие в то время оказывались выброшенными за борт, не могли найти свою гавань, не знали, за что уцепиться. Поэтому «Сорри» и попадал в сердце зрителя — хоть нашего, хоть американского. И еще, конечно, потому, что был о любви.
Именно после этого спектакля в Бостоне заплаканная женщина целовала актрисе руки, а в Сан-Франциско пожилой эмигрант долго стоял у сцены в опустевшем зале и наконец тихо сказал: «Оставайтесь, а?» Именно в этот период не успевали завянуть одни цветы, как появлялись другие, и в доме не переводились конфеты и коньяки. «Сорри» был тем спектаклем, когда не восторженная зрительница актерам, а они ей вручали букет. Успешная деловая женщина тогда пожелала провести свой день рождения на спектакле «Сорри», откупила зал, привела свой коллектив, в финале официанты внесли шампанское…
История счастливого семейного партнерства, но несчастливых персонажей длилась больше десяти лет. Менялась страна, обстоятельства и реалии — и вместе с ними менялся спектакль. Смещались акценты: уходили прежние краски, появлялись новые смыслы. И постепенно выкристаллизовалась суть: одиночество — категория экзистенциальная, оно не зависит от времени. Эта тема и осталась главной для Валентины Широниной. Каких бы женщин она потом ни играла — мягких и пушистых или эгоистичных и лживых, надменных и властных или разбитных и крикливых — все они страдали от одиночества.

Публичное одиночество

Раисе Гурмыжской в «Лесе» осознать свое одиночество только предстоит. Пока еще она — хозяйка не только своей судьбы, но и судеб окружающих, которые пляшут под ее дудку, живут по установленным ею законам. Гимназист Буланов, которого играет Андрей Черных, эти законы лжи и притворства усвоил и освоил. Стать таким, как желает повелительница, особого труда для него не представляет. Он позволяет себя обожать, а она, уверовав в чистоту его помыслов, забывает, что искренность не приживается на отравленной ею почве дремучего леса. Взбалмошная барыня пытается обмануть возраст, окружающих и саму себя, не догадываясь, что расплата в лице хваткого любовника не за горами. Стареющая помещица живет одним днем, а актрисе удается прожить не только безоглядное сегодня героини, но и ее завтрашний день тоже, тот самый, когда придется заплатить по всем счетам.
В «Порции Кохлан» героиня Широниной уже пожинает гнилые плоды. Все — семья, взаимопонимание, видимость благополучия — разваливается у старухи на глазах, в которых нет ничего, кроме злобы и ненависти, иссушающих ее изнутри. Актриса исследует процесс деградации личности как неизбежность, как единственно возможный итог жизненного пути героини. Ошибки и грехи молодости обернулись тотальным одиночеством, превратившим деспотичную стерву в старую брюзгу. Каждый ее жест бесполезен, каждый порыв бесплоден, и инвалидная коляска, к которой прикована, становится олицетворением не только физической, но и духовной беспомощности.

Энергичные люди

Ни один актер не станет возражать, что в искусстве можно создавать лишь с ободранной кожей. Чем больше испытаешь в жизни, тем достовернее воплотишь на сцене. У Валентины Широниной в юности все складывалось так удачно, что долго не получалось на сцене заплакать. Это потом будут и предательства близких, и козни недоброжелателей. Случатся и пожар, и наводнение, и шесть лет с парализованной мамой на руках. Тогда и появятся лед во взгляде и жесть в голосе. Но одиночества в его классическом варианте, когда искусство требует принести в жертву любовь и семью, испытать не довелось. 35 лет жизни прошло с одним человеком, и подросла внучка Наденька — единственно существо, если не считать кошки Маруси, которому удается из дедушки веревки вить.
Но чтобы накопить эти 35 лет брака, нужно было через такие тернии пройти! Давным-давно в гороскопе они прочитали, что союз тельца-змеи с весами-лошадью априори не может быть счастливым: брак он и есть брак. Исключения редки — и то при условии, что кому-то придется себя подавить, в чем-то себя сломать. Ерунда на постном масле — руководство для домохозяек! Но и без гороскопа она убеждалась: «Не только весы, никакой знак не мог бы с Валерием Николаичем ужиться». И что благополучная семья — это ряд взаимных уступок. А ломать себя приходилось еще как! Хотя, глядя на эту энергичную женщину с мощной харизмой и ее героинь, поневоле начинаешь думать, что в семье она и есть диктатор.
Столько лет — и все вместе. И на репетицию, и с репетиции. И на гастроли, и в отпуск. И в Нарымский сквер на велосипедах, и на дачу на «Запорожце», а теперь уж и на «Тойоте». И к давним друзьям, которые, правда, стали обижаться, что «Валя с Валерой» все реже заглядывают на огонек.
Какие гости — Валерий Николаевич уж и забыл, что такое спокойно пообедать. В качестве директора он возрождает театр «На левом берегу». Неистово и рьяно погрузился в безнадежное, как многим казалось, дело — старость его дома не застанет. И раньше-то не был любитель поваляться на диване, а теперь и вовсе спит по пять часов в сутки. Иногда жена скажет: «Брось все, давай поживем друг для друга!» Но у них не принято ни что-то, ни кого-то бросать. Как раньше было: Чумичев разругается с руководством, а не здороваются с Широниной. Так и сейчас: Валерий Николаевич воюет с рутиной, а валерьянку пьет Валентина Ивановна.
— Как же, все-таки, вы любите своего мужа! — воскликнула я.
— Я его ненавижу! — вырвалось у нее.
— А ведь это, наверное, одно и тоже, — сказала я. И подумала, что у меня она ассоциируется с весной. А иногда — с летом. И никогда — с плохой погодой.

Яна Колесинская

«Театральный проспект»

Валентина Широнина. 50 лет на сцене

31 октября 2012 года Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел» чествует свою актрису, заслуженную артистку России Валентину Широнину.

В этом году Валентина Ивановна отметила два юбилея: личный (совсем недавно, 19 октября), а также юбилей творческой деятельности: 50 лет. И хотя она окончила Новосибирское театральное училище в 1964 году, 50 лет на новосибирской сцене – не ошибка: впервые она появилась перед зрителями в спектакле «Красного факела», ещё будучи на 2-м курсе Новосибирского театрального училища.
Маленький рост, приятная округлость щек и горящие глаза – казалось бы, эта девушка была рождена, чтобы стать артисткой ТЮЗа и играть мальчиков и девочек. И она в самом деле играла их без счета: в сказках, в школьных драмах. Но мудрые режиссеры новосибирского ТЮЗа эпохи его расцвета смотрели дальше. В списке ее работ 1960-1970-х и Шекспир, и Горький, и Островский. В Широниной даже из последнего ряда зрительного зала чувствовался такой сгусток энергии, такой характер, такая мощь, что было понятно: ей под силу быть и героиней трагической. После роли в «Сотворившей чудо» У. Гибсона, где Валя, только-только выпустившаяся из училища, сыграла Эллен – слепоглухонемую девочку, она проснулась по-настоящему знаменитой.
«Сцену, когда она, с ножницами в руках, твердым шагом проходит по диагонали через всю сцену, мне не забыть никогда, - признается актриса и педагог театрального института Наталья Никулькова. – Это было так страшно, в этом была такая отчаянная решимость, что у зрителя перехватывало дыхание. Я до сих пор помню все по секундам».

Кто-то из режиссеров ТЮЗа придумал Широниной деликатное прозвище – «танкетка». Ну не танком же было назвать эту малышку, которая никогда не устает! В 1978 году Валентина Ивановна перешла в «Красный факел», стала зрелым, титулованным мастером, но в работе по-прежнему оставалась «танком», настоящим мотором репетиции, спектакля, коллектива.
«Когда мы теперь готовимся к выходу на малую сцену в спектакле «Девичник над вечным покоем», – рассказывает давний партнер по сцене, заслуженный артист Григорий Шустер, – я слышу через стенку мужской гримерки, как там женщины щебечут. И Валя бодро так, немножко кокетливо говорит: «Вы знаете, девчонки, я сегодня так плохо себя чувствую». Ну что, думаю, теперь это с нами бывает… Но через минуту она выходит на сцену, и это такой фейерверк, такая энергия бульдозера, тянущая на себе нас всех нас вместе взятых, что дай Бог в добром здравии многим так работать».
Сейчас Валентина Ивановна занята в театре двух спектаклях: «История города Глупова» М. Салтыкова-Щедрина и «Девичник над вечным покоем» А. Менчелл. Преподает в Новосибирском театральном институте.
На 1 этаже Дома актёра действует фотовыставка, посвященная творческой деятельности заслуженной артистки России Валентины Широниной. Её профессиональное становление проходило в «золотой век» режиссёра Владимира Кузьмина, рядом с такими ведущими мастерами театра, как Анастасия Гаршина, Анатолий Мовчан, Виктор Орлов, Вильгельмина Эйрих. 31 октября на малой сцене театра «Красный факел» зрители увидят любимую актрису в спектакле «Девичник над вечным покоем».

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 2
hellonet (Новосибирск)   28.12.2020 - 16:58
Умерла сегодня в 7 утра от коронавируса читать далее>>
№ 1
Андрей Дергачев (Новосибирск 8 965 827 13 73)   13.03.2014 - 11:59
Валя! Я рад, что ты есть. Попробуй вспомнить 1958 год. Январь. Речкуновка. "Снежная республика" . И МЫ. читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен