Осень - любимое время года артиста Михаила Елбонова… Возможно, потому, что родился он именно осенью в необыкновенно красивом и сакральном месте Бурятии - Курумканском районе. Спокойная, не бьющая в глаза просинь высокого неба, где четко вырисовывается клин прощально курлыкающих журавлей, могучие пики предгорий Хамар-Дабана, искрящиеся на осеннем солнце струи целебных источников, хрустальная чистота слегка тронутого морозом воздуха, медленное круженье желтобагряных листьев, а потом их таинственное шуршанье под каждым шагом идущих неспешно по тропинке. На душе удивительное умиротворение и покой… Но покой ему только снится…
Почетных и высоких званий у Михаила Елбонова множество. Они достойны его таланта: заслуженный и народный артист Бурятии, дважды лауреат Государственной премии РБ, заслуженный и народный артист России, заслуженный работник культуры Монголии, обладатель Золотой медали Чингисхана, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством». И, самое главное, у Михаила Гомбоевича есть настоящая любовь и признание зрителей всей Бурятии, это - несомненно, а известность и популярность - далеко за ее пределами. Много поклонников блестящего таланта актера и в Монголии. Он не раз выезжал в дружественную страну и на гастроли, и для участия в театральных фестивалях, а также с большим успехом играл в спектаклях Монгольского академического драматического театра им. Нацагдоржа.
Откинув назад красивую голову, артист декламирует стихи своего любимого поэта Михаила Лермонтова. «Люблю Лермонтова с юношеских лет», - признается Михаил Гомбоевич, - нравится его тонкая лирика, а также страсть и напор в «Мцыри», какая-то мистичность «Демона», многие стихи достигают вершин философского восприятия мира и мироздания… А какая божественная любовная лирика! Ведь ею можно упиваться, наслаждаться, восторгаться, можно лить слезы, рыдать…». Не случайно артист в преддверье своего творческого и жизненного юбилея предложил провести республиканский конкурс «Юный Будамшу» и одно из условий для его участников было - чтение поэзии Лермонтова. Ну а если говорить вообще о творчестве знаменитого артиста и о конкурсе, который проходит в рамках юбилея, то надо сказать, что роль Будамшу осветила актерскую судьбу Елбонова. Именно с этой темы начался наш разговор с артистом.
- Будамшу - один из самых любимых героев в сказках, легендах бурятского народа. Защитник слабых и обиженных, борец за справедливость, в то же время весельчак, проказник, любитель шуток, песен. Такой бурятский Ходжа Насреддин. По мотивам этих сказок и преданий известный драматург Цырен Шагжин написал веселую, остроумную пьесу, которая пережила в Бурятском театре драмы четыре постановки.
- Свой театр одного актера ты также назвал «Будамшу». Получается, что твоя творческая жизнь неразрывно связана с этим героем?
- Да, знаковая роль получилась… Со своим сценическим героем я познакомился еще во время учебы в театральном вузе в Ленинграде. Это был мой дипломный спектакль, поставил его Зугдар Цыдыпов. Если посчитать, хотя бы приблизительно, то получится, что я выходил на сцену в роли Будамшу тысячу раз, здорово, правда? Тысячу раз люди радовались вместе с моим героем, переживали за него, смеялись с ним, пели его знаменитую песенку. Из четырех постановок я играл в двух - последняя была осуществлена режиссером Туяной Бадагаевой, и играли мы этот спектакль пятнадцать лет. Своеобразный рекорд. В этом спектакле играл замечательный актерский состав: роль богача Порни виртуозно исполнял народный артист РБ, мой очень хороший друг Чимит Ринчинов - к сожалению, его уже нет с нами. Великолепный, колоритный образ его жадной жены Пяглай создала талантливая актриса, н.а. РФ Нина Токуренова. Играть с такими актерами - это, конечно же, большое счастье и большая ответственность. Ну а сейчас я уже в солидном возрасте, и играть молодого Будамшу просто будет неумно. Конкурс, который называется «Юный Будамшу», думаю, поможет выявить способных, творческих ребят из глубинки. С хорошим знанием родного языка - согласись, в этом у нас тоже есть проблемы. Надеемся найти мальчиков, юношей с явными актерскими задатками, музыкальностью, хорошими голосами. Да и менталитет наш все же другой, чем у европейских народов, особенно в глубинке, в деревне. Люди еще не заражены негативом от цивилизации, хотя ее блага, безусловно, нам необходимы. Но мы все же ищем национального героя с его исконными чертами. Хочется, чтобы талантливая молодежь пополняла творческую интеллигенцию республики.
- 60 лет - это солидная дата, тем более что ее большая половина посвящена театру. Какие чувства возникают в твоей душе, какие мысли рождаются от сознания этого?
- Оглядываясь назад, думаешь: что успел сделать, что не успел? Какие роли сыграны, а какие уже и не придется никогда сыграть в силу возраста… Но обижаться на свою актерскую судьбу я не вправе, слава богу, сыграл около ста ролей в разных спектаклях. Это были и вершины мировой классики, и пронзительные произведения русских писателей, и большой пласт национальной драматургии, и российская проза, и, конечно же, бурятская драматургия: Шагжин, Дамдинов, Батожабай, Намсараев, Дылгиров, Пурбуев, Эрдынеев, Гаврилов… Были настоящие удачи, были и проходные роли. В жизни совершал и добрые дела, и, к сожалению, были ошибки. Что-то хотелось бы поправить, но это уже осталось в прошлом. Все же с годами мудреешь: как-никак - 60! (смеется - авт.). В театре, к счастью, еще востребован, но, наверное, скоро начну постепенно переходить на роли дедушек (улыбается - авт.), а вообще-то, я жизнью доволен.
- Можно считать, что ваше поколение, в частности, ваш Ленинградский выпуск 1969 года, теперь «аксакалы» в труппе театра, старейшины. На ваш взгляд, умудренных опытом театральных «зубров», какая обстановка в труппе?
- Бурятский драматический театр сейчас на подъеме. Мы постоянно выезжаем со своими спектаклями в районы республики. За последнее время успешно показывались на межрегиональных, международных фестивалях и театральных форумах в Красноярске, Хакасии, Якутске, Монголии. Это говорит о том, что творчество бурятских артистов востребовано не только у себя на родине - мы смело входим в российское, а также в международное театральное пространство.
- Все твои роли, естественно, - это твои дети, и каждая дорога. Но, может быть, есть такая роль, которая настолько вошла в тебя, что ты мог бы сказать: это есть я, это - мое!
- (Долгая пауза, улыбается - авт.) Все же Будамшу, наверное… Очень осторожно я брался за роль Чингисхана - ведь это сильнейшая, величайшая ЛИЧНОСТЬ вселенского масштаба! Буря чувств, накал страстей, глобальность мышления! И в то же время - это человек, который любит, страдает, сомневается… Ничто человеческое ему не чуждо. В какой-то момент пришло понимание этого образа, стал он мне и близким, и как-то открылся, что ли… Но ответственность, напряжение очень большое. А какое счастье, когда после спектакля ощущаешь удовлетворение и чувствуешь, что зритель понял и принял твоего героя! Аплодисменты, дыхание и зрительские токи из зала - это такой мощный стимул, такой драйв, о-о-о! Бывает такое иногда - и это огромное счастье.
- Но, наверное, без любви нельзя сыграть ни одну роль, даже самую маленькую, эпизод?
- Да. Маленькая роль требует очень серьезного к себе отношения. Порой на нее ложится сложная смысловая задача. Если главный персонаж как бы развивается во время всего спектакля, то в эпизоде артист должен сразу показать своего героя, со всей его биографией, с его прошлым и будущим. В нескольких минутах сценической жизни. Это очень трудно.
- Жизнь актера… Почти 40 лет на сцене. Ваш «звездный» выпуск Ленинградского института театра, музыки и кино 1969 год: Майдари Жапхандаев, Дарима Сангажапова, Людмила Дугарова, Владимир Кондратьев, Дарима Батомункуева, Чингис Гуруев, Михаил Елбонов и другие - все заслуженные и народные. Быстро прошло время?
- Моментально! Нашим студийцам просто не вериться – всем по 60! А ведь казалось, что вся жизнь впереди. К сожалению, многих наших однокурсников уже нет с нами. Очень жаль.
Нас приняли в театре очень тепло, сердечно. Мы сразу вошли в репертуар, не было никаких трений, все старались нам помогать, подсказывать. У старших артистов не было никакой «звездной» болезни. Какие корифеи сцены тогда работали! Мы застали Халматова, Иванова, Рабсалова, Шангину, Чимитову, Гендунову, Степанову. Это было счастье играть с ними в одних спектаклях, наблюдать за их мастерской работой. А сейчас мы уже стараемся чему-то учить наших молодых артистов. У нас хорошая в театре молодежь - говорю это от души.
- У человека, не имеющего отношения к сцене, порой складывается идеальный образ артиста, его судят и отождествляют с его героями: красивыми, благородными. В твоем багаже в основном такие роли.
- У меня в жизни все было: любовь, женитьбы, разводы, счастье познал с любимыми женщинами, терял дорогих мне людей… Все, как у многих-многих обычных людей. Но все же я благодарен судьбе и за свою удивительную профессию, и за то, что был любим, за то, что сам любил, и за то, что у меня есть замечательные дети: дочки-красавицы и сын, продолжение рода Елбоновых, есть и внуки - их мне подарили старшие дочери.
Жизнь щедро одарила Михаила Елбонова и огромным талантом большого артиста, и душевной теплотой, любовью близких и родных людей. Поклонением, благодарностью и уважением Его Величества Зрителя! А в эти дни поистине народный артист встречает свою Болдинскую осень - это и творческий взлет души, это и новые роли, это и познание жизни на новом ее витке.
Эржена Гомбоева
обсуждение >>