Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Рима Асфандиярова

Рима Асфандиярова (Рима Әсфәндиярова) фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Театры
Фотоальбом

Асфандиярова Рима Газизовна

Рима Газиз кызы Әсфәндиярова

1 февраля 1938, Уфа - 9 июня 2007, Тула.

Заслуженная артистка РСФСР (2.08.1977).

После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1964 году, успешно дебютировала в Ленинградском государственном академическом театре драмы им. А. С. Пушкина.
Работала в Курском драматическом театре (1963-1969) и в Тульском драматическом театре (1969-2007).

Искусству этой яркой красивой удивительной актрисы с мощным темпераментом и фантастическим сценическим обаянием аплодировали зрители не только родного города, но и Москвы, Ленинграда, Ярославля, Украины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики…
За годы актёрской деятельности написала две автобиографические книги: «Театр моей жизни» (1999) и «Трава, пробивающая асфальт» (2005).
театральные работы
Лаура («Маленькие трагедии» А.С. Пушкина)
Гелена («Варшавская мелодия» Л. Зорина)
Толгонай («Материнское поле» Ч. Айтматова)
Надя («С легким паром» Э. Рязанова, Э. Брагинского, 1970)
Лариса («Бесприданница» Александр Островского, 1971)
Клеопатра («Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу, 1972)
Элина («Средство Макропулоса» Карел Чапека, 1973)
Лиза Каренина («Живой труп» Л. Толстого)
Тетушка Руца («Птицы нашей молодости» И. Друцэ)
Мария («Святая святых» И. Друцэ)
Филумена (Филумена Мартурано» Э. де Филиппо)
Бабушка Ануш («Тифлисские свадьбы»/«Ханума» А. Цагарели)

последнее обновление информации: 20.09.19
Душа ее жаждала трагедии…

к 75-летию со дня рождения заслуженной артистки Российской Федерации Римы Газизовны Асфандияровой

В 1970-х годах на тульских подмостках царила Рима Газизовна Асфандиярова. Она была звездой, героиней, кумиром поколения, молодость которого пришлась на 60-80-е годы XX века. Она приехала в Тульский драматический театр, еще в старое здание, в 1969 году по приглашению директора театра Льва Яковлевича Брустина, приехала из Курска, где все четыре года работы была главной артисткой. Тульский театр готовился к переходу в новое здание. Практически в это же время появился новый главный режиссер – Рафаил Павлович Рахлин, с приходом которого театр достиг небывалого подъема. Асфандиярова стала ведущей актрисой его театра. Это она была Ларисой в «Бесприданнице» А. Островского, Эмилией Марти в «Средстве Макрополуса» К. Чапека, Лизой Карениной в «Живом трупе» Л. Толстого, Клеопатрой в «Цезаре и Клеопатре» Б. Шоу, Тетушкой Руцей в «Птицах нашей молодости» И. Друцэ, Филуменой Мартурано в одноименной пьесе Э. де Филиппо…
Р.Г. Асфандиярова родилась 11 февраля 1938 года в городе Уфе. После окончания школы два года работала на стройках Сибири и Урала, училась в Уральском государственном университете (филфак), закончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) в 1964 году.
Дебют в Туле у Р.Г. Асфандияровой состоялся в 1969 двумя ролями: киргизской матери Толгонай из «Материнского поля» Ч. Айтматова и польки Гелены из «Варшавской мелодии» В. Зорина.
«Варшавская мелодия» обошла практически все сцены страны. История любви польской девушки Гелены и русского юноши Виктора выходила за рамки легкой истории случайной встречи. Любовь настигала взрослых людей, которые вынуждены были расстаться, а потом судьба дарила им еще две встречи…
Вторая сцена расставания, в Варшаве Гелены и Витека врезалась в мою память навсегда. Автор этих строк и сейчас, по прошествии 43 лет, видит, как с сомкнутыми руками стояли двое, не могущих расстаться. Какая-то страшная сила начинала тащить их в разные стороны, они из последних сил тянулись друг к другу… Потом касались только пальцы, шире и шире становилась между их ладоней белая зияющая пустота. Боже мой, сколько чувств, любви, отчаяния, надежды выражали не только их взгляды, но то, что было единым целым, предназначенных друг другу мужчину и женщину, разрывали, разделяли, разрубали целое на куски. Кто? Время? Обстоятельства? Судьба? Это было потрясением. Автор запомнила имя исполнительницы – Рима Асфандиярова, и ее партнера – Александра Михайличенко – навсегда!
Это был абсолютно аншлаговый спектакль. На него много лет подряд трудно было достать билет.
«Материнское поле». Р.Г. Асфандияровой был 31 год. А роль Толгонай – возрастная. Эпическое полотно, где через одну жизнь главной героини проходит эпоха, время, через жизнь конкретной женщины дана Айтматовым в простом и великом обобщении Любовь, Материнство, Жизнь. Все обстоятельства – на пределе возможного: испытания войной, потеря мужа, детей, отчаяние, желание смерти, и через рождение ребенка – возврат жизни. Может быть, молодость исполнительницы, запас ее душевных и жизненных сил и сообщали, в конце концов, то полетное звучание роли, веру в женщину, творящую любовь, через все муки и испытания созидающую жизнь, которой нет конца!
Фактически, это был моноспектакль, очень мощный, сильный, энергетически воздействующий. Одежда Толгонай была сшита из рогожки, окрашенной в пурпурный цвет. И Асфандиярова-Толгонай стояла, сияя, посреди сцены, как факел, как вечный маяк Веры и Надежды. Зритель испытывал катарсис.
Потом Риме Газизовне всю жизнь будет не хватать этого трагедийного накала, мощи исповеди, жизни на пределе. Всю жизнь на вечерах, концертах, в памятные дни Великой Победы она будет читать монолог Толгонай. Однажды автор этих строк была свидетелем такого ее выступления в Никольско-Вяземском в дни памяти Л.Н. Толстого. Рима Газизовна читала монолог на парашютном поле, заполняя его всем своим существом, она будто вырастала из этого поля, становясь его центром: монолитная, с поднятой вверх рукой, ее было слышно везде, может быть, даже голос ее доходил до самого Седьмого неба!
Она жаждала трагедийного репертуара, пьес Софокла, Еврипида, Расина…
Так и хочется сказать по отношению к Риме Газизовне: монументальная – сделанная из единого природного куска, натура цельная мощная, выразительная. И голос Господь дал ей под стать: глубокий, волнующий, богатый. И не глаза, а черные очи, которыми, сердясь, она умела сверкать.
Р.Г. Асфандиярова всегда с гордостью говорила: моя мать – простая русская женщина, труженица, отец – татарин, который умел делать все, я – от народных корней! Внутри нее горел горн! Она должна была всегда что-то выдавать на гора! Роли были, в буквальном смысле, ее жизнью. Когда же она оказывалась в простое, то начинала фонтанировать по всем направлениям: писать маслом, вышивать (едва ли не у всех ее близких есть подаренные Римой Газизовной вышивки в рамочках). К 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина она (бесплатно!) обошла все школы города, читая стихи великого поэта. В трудную минуту жизни она освоила работу сапожника и научилась ставить набойки на туфли. Рима выпустила две книги: «Театр моей жизни» и «Трава, пробивающая асфальт» (в свет вышло два издания).
В 1982 году был моновыпущен спектакль «Бег времени» (о жизни и творчестве Анны Ахматовой), а потом моноспектаклей оказалось семь: «Час души» о Марине Цветаевой, «Ночные голоса» Н. Шмелева, «Заблудившийся трамвай» (Н.С. Гумилёв), «О Борисе Пастернаке», «Прелестница Амхерста» У. Люса.
Ее моноспектакли родились не только из-за нехватки работы, хотя и в этом была одна из причин.
Форма моноспектакля очень подходила Риме. В центре – она, автор, исполнитель, творец – соединение космоса и песчинки, вечности и живущего в ней конкретного человека. Это было близко к существованию Толгонай, роли, по отношению к которой Асфандиярова измеряла свою жизнь.
Для меня особенно близки были «Бег времени» и «Прелестница Амхерста». В спектакле об Анне Ахматовой актриса каким-то неведомым образом достигала слияния своей личности с личностью великой поэтессы. Во время действия наступал такой момент, когда Асфандиярова даже внешне становилась похожа на Ахматову. Она жила ролью изнутри, делая зазор между собой и героиней почти невидимым. В этом спектакле у нее снова был момент полета! Восприятию событий очень помогала живая музыка сидящей за пианино Ларисы Козловой, очень тонко, тактично вводившей звук в драматическую ткань спектакля. Да постановка и не могла возникнуть и состояться без подвижничества Ларисы Козловой, Петра Шумейко, Аркадия Светлова, Вадима Кондратьева.
Она любила слово «космос». Не Вселенная, а именно «космос», что обозначало для нее и Бога, и понятие безграничности, и иные знания внеземных цивилизаций. Время от времени она «улетала» песчинкой в свой космос, потом отдыхала, спускалась на землю, приходила в себя (иногда при помощи врачей), и снова яростно жила, обогащенная новыми понятиями, открывшимися ей, новыми знаниями, неожиданными связями вещей.
«Прелестница Амхерста» была спектаклем с уютной декорацией Татьяны Матус, специально сшитым костюмом, изумительной программкой, сделанной в виде веера, с репетициями режиссера А.А. Малышева. Это был не композиционно подобранный материал, а оригинальная пьеса У. Люса об американской поэтессе XIX века, всю жизнь прожившей в маленьком провинциальном городке Амхерсте. В эпитафии Эмили Дикинсон так и написано: «Родилась в Амхерсте. Жила в Амхерсте. Умерла в Амхерсте.» Для Римы здесь был простор! Жизнь человеческого духа, для которого нет границ, нет предела, потому что цветок за окном и плывущее облако, как и вся бесконечная вселенная, несли в себе один смысл: радость и вечность бытия. В спектакле рассказ-исповедь Эмили Дикинсон становился исповедью самой Римы Газизовны, так было у них много общих жизненных поступков, мотиваций. Обе «выламывались» из своей среды, умели мужественно жить и выстаивать в трудных ситуациях.
Спектаклем «Прелестница Амхерста», сыгранным на большой сцене, театр отметил 50-летие Римы Газизовны Асфандияровой. С этим же спектаклем 14 марта 1988 года она выступила на сцене прославленной «Александринки», там, где состоялся ее актерской дебют в роли Лауры в «Маленьких трагедиях» А.С. Пушкина, там, где перед первым выходом на Сцену она получила благословение игравшего с ней в спектакле последнего великого романтика нашего времени Николая Симонова, там, откуда началась для нее жизнь в Театре.
Рима Газизовна говорила, что хотела бы прожить 90 лет, как ее бабушка… Вечно! Она и живет сейчас в дочери Анастасии, внуке Никите, во всех нас, любящих и помнящих ее, неистовую Риму.

О.Н. Кузьмичева

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram