Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Инесса Курумова

Инесса Курумова фотографии

Курумова Инесса Алимовна

Родилась 30 августа 1936 года в Буйнакске.

Мать - легендарная Барият Мурадова (1914-2001), первая на Кавказе народная артистка СССР.
Отец - народный артист РСФСР Алим Курумов (1911-?).

Народная артистка Дагестанской АССР (1980).
Заслуженная артистка РФ (1997).
Народная артистка РФ (2005).

В 1962 году окончила Высшее театральное училище им. Б. Щукина в Москве (мастера - Д. Андреева, Ц. Мансурова).

В Кумыкском театре прослужила более 20 лет.
Актриса Дагестанского русского драматического театра им. Горького с середины 80-х годов.

Обладая превосходным чувством стиха, а также являясь обладательницей великолепного певческого голоса, она объездила со своей музыкально-поэтической концертной программой десятки районов и селений Дагестана.

Ушла из жизни 28 марта 2015 года.
театральные работы
Мамаша Кураж («Матушка Кураж» Б. Брехта)
Медея («Медея» Еврипида)
Ханума («Проделки Ханумы» А. Цагарели)
Мать («Кровавая свадьба» Г. Лорки)
Доротея («День чудесных обманов» по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья»)
Маргарита («Самодуры» К. Гольдони)
Беатриче («Слуга двух господ»)
Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира)
Агафья Тихоновна («Женитьба» Н. Гоголя)
Лариса («Бесприданница» А. Островского)
Катерина («Гроза» А. Островского)
Нора («Нора» Г. Ибсена)
Императрица («Ромул Великий» Ф. Дюрренматта)
Полина («Выходили бабки замуж» Ф. Булякова)
Госпожа Журден («Полоумный Журден» М. Булгакова)
«Что тот солдат, что этот ...» Б. Брехта
«Свадьба на войне» А.-В. Сулейманова
«Сундук бедствий» Г. Цадасы
«Ссора» К. Абукова
призы и награды
Лауреат Государственной премии им. Гамзата Цадасы Республики Дагестан.
Диплом I степени на театральном фестивале «Русская классика» в Ставрополе (1995).

последнее обновление информации: 14.02.24
Инесса Курумова: "Не хочу быть молодой"

Таких, как Инесса Курумова, называют артистами старой школы. В начале 60-х она дебютировала в Кумыкском театре, где прослужила более 30 лет. Сейчас играет в Русском. Ее любят зрители, на нее ставят режиссеры, но сама она относится к себе и своему творчеству критически. Званиями не кичится, комплименты выслушивает иронически улыбаясь, интервью дает неохотно. "Что я, вот мама была великой актрисой", - вновь и вновь повторяет Инесса Алимовна. Мама, легендарная Барият Мурадова, первая на Кавказе народная артистка Советского Союза, остается для нее образцом, идеалом женщины и актрисы.

- Мама не хотела, чтобы я играла, категорически была против, потому что знала, что это за каторжный труд. Но, с другой стороны, понимала, что если меня тянет на сцену, тут уж ничего не поделаешь, и поэтому отпустила учиться.

- А кем бы вы работали, если бы попасть на сцену не удалось?

- Сторожем. В театре. Кем я еще могла стать, имея таких родителей! Может, художником, но здесь таланта бы не хватило, у меня не было такого дара, как у сестры (Белла Мурадова - первая в Дагестане женщина-скульптор. - "НД"), поэтому у меня была одна дорога - на сцену. Училась в Щукинском училище, сейчас это Академия театрального искусства, на курсе Бориса Кульнева. Он не был известным мастером, но был удивительно хорошим человеком, очень трепетно, по-отцовски относился к нам. А из педагогов для меня главной является Дина Андреевна Андреева, актриса Вахтанговского театра, народная артистка СССР. Очень сильный мастер, потрясающая женщина.

- Недавно вам было присвоено звание народной артистки России, а вы помните, как вы получали свои первые награды? Когда радовались больше?

- Награды, звания меня никогда особо не радовали. Нет, конечно, было приятно, что твою работу отметили, но я никогда не придавала этому значения, не ходила вся такая из себя заслуженная. Зато я помню, как я радовалась, когда узнала, что мама стала народной артисткой СССР. Я, тогда уже студентка, сидела в своей комнате в общежитии, слушала радио. Как раз закончилась декада дагестанской культуры в Москве, все наши артисты уже уехали, я маму проводила и сижу слушаю, как диктор рассказывает о том, как проходила декада, а в конце объявляет, что Барият Мурадовой присвоено звание народной артистки Советского Союза, Я так закричала, что сбежалось пол-общежития! Тогда "на родных" можно было по пальцам пересчитать, и среди них - мама. Я о маме могу много рассказывать, бесконечно.

- Может, книгу напишите?

- Расул Гамзатов, когда приходил с соболезнованиями по поводу маминой смерти, сказал, чтобы я написала такую книгу. И о маме, и о папе, Алиме Курумове, он был народным артистом РСФСР. Но я - не писатель, я не умею. И потом, чтобы писать мемуары, нужно от всего освободиться: от работы, от быта, от денежных проблем, сидеть где-нибудь на даче и, не спеша, вспоминать. А я не чувствую этого ощущения свободы.

- Вы столько лет на сцене, объясните, почему 20-30 лет назад люди ходили в театры, а сейчас туда из-под палки загоняют школьников и студентов.

- Потому что появилось много дилетантов, которые с улицы пришли, им вдруг захотелось играть. Все мнят себя великими, толкаются, прут, но по большому счету любят не искусство, а себя в нем, а то и просто свою зарплату. В театр же надо идти, если есть призвание. И потом, нет сильных талантливых руководителей, которые могли бы увлечь людей, сколотить труппу. Вообще, это относится к любой профессии, сейчас везде много дилетантов. Посмотрите, что делается в музыке, на телевидении, разве это можно смотреть (выключает телевизор и отбрасывает пульт)! Чему мы учим наших детей! Хорошо, что есть еще кукольный театр. По-моему, он сегодня самый популярный. Жаль, что у нас нет ТЮЗа.

- Но можно было бы ставить детские спектакли в других театрах, почему этого не делается? Не сказки дли самых маленьких, а спектакли для старших школьников.

- Ставить для детей сложнее, чем для взрослых. Тут все должно быть другое: музыка, костюмы, свет. Пьесы хорошие нужны, современные. Вообще, любой театр сегодня должен быть другим. Театра, который я знала, в котором работали мои родители, уже не существует. Это был идеологический, романтический театр, а сегодня асе изменилось. Сама жизнь изменилась, страна. Посмотрите, как сейчас ставят Чехова, Островского, всю классику, совершенно по-другому! А мы идем к зрителю с теми же приемами, что и сорок лет назад. Конечно, зритель не хочет это смотреть, а тут еще и половина актеров - случайные люди.

- А каким должен быть современный театр?

- Зрелищным. Но не без смысла. Надо искать такие пьесы, подбирать к ним музыку, ставить свет. Тогда зритель сам придет. Как на праздник. А театр, в который загоняют зрителей, никому не нужен, давно пора это признать. И не надо все списывать на нехватку денег. Будет хорошее искусство - будут и деньги, В Москве, сколько театров работают в подвалах, чуть ли не на улице, но как работают, какие спектакли ставят! А у нас не театры, а помещения для театров.

- Тем не менее, спектакли ставятся. В последней премьере Русского театра у вас главная роль, вы довольны тем, что получилось?

- Нет. Я всегда недовольна своими ролями. Всегда копаюсь в них, думаю, ищу, даже если отыграла этот спектакль десять лет назад. Хотя всегда слышала только положительные отзывы о своей работе. Профессиональной критики, кстати, в Дагестане тоже нет. "Марья" - хорошая пьеса, и спектакль получился неплохой, но он еще сырой, необкатанный. К тому же рассчитан на подготовленного зрителя, его психологически тяжело и играть, и смотреть.

- А в кино вам играть не хотелось?

- Я снималась в эпизодах в "Талисмане любви", "Чегери", еще нескольких картинах. Мне был интересен сам процесс, то, как делается кино. Там все иначе, чем в театре, от актера требуются совсем другие умения.

- Современное российское кино смотрите?

- Сериалы? Нет, не смотрю. Хотя нет, с удовольствием смотрела "Идиота", Евгений Миронов там замечательно играет. Неслучайно ему за эту роль дали звание народного артиста России, всегда приятно, когда звания дают молодым. Я хорошо помню фильм с Юрием Яковлевым, видела также его театрального Мышкина. Яковлев и Миронов- совершенно разные Мышкины, и это замечательно. Инна Чурикова в роли генеральши очень хороша. В этом сериале вообще удачный подбор исполнителей.

- У вас есть любимые актеры?

- Мне нравится смотреть, как играет Олег Янковский. Люблю Олега Борисова, Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева - всех их уже нет в живых, к сожалению. Из зарубежных - Аль Пачино. От него исходит огромная энергия, сила, он очень мужественный, при том, что внешне ничего особенного из себя не представляет. Хотя детективы я не люблю, предпочитаю романтические фильмы. Старые ленты с Ладыниной, Орловой как-то по-детски наивны, трогательны, но их смотришь с удовольствием, не напрягаясь. А сейчас, куда не переключи, везде кого-то убивают, бьют, насилуют. Как будто в жизни этой грязи мало! Сейчас очень тяжело жить. Я бы не хотела быть молодой сегодня.

- Почему?

- Потому что не умею требовать, просить, хватать, ловить момент, пробиваться, расталкивать всех локтями. Не хочу приспосабливаться, пристраиваться, льстить. А иначе сегодня прожить невозможно, с такими зарплатами не то что семью содержать, детей учить, самому бы с голоду не умереть. У меня была другая молодость, родители могли дать и дали мне и сестре все. Мы могли позволить себе учиться, заниматься искусством. А сегодня молодым надо думать о том, как выжить. Это страшно. Чего уж тут удивляться, что люди перестали ходить в театры.

Бесараб Влада

газета "Новое Дело" (Махачкала). 5 августа 2005 г.

Она земная и недосягаемая

Родилась в 1936 году в семье знаменитых артистов Кумыкского театра - народного артиста РСФСР Алима Курумова и народной артистки СССР Барият Мурадовой.

Она росла и формировалась в атмосфере кулис, при свете софитов. Круглые сутки слышала то монологи, то диалоги ведущих персонажей из мировой классики: днем - дома и на репетициях, а вечером - на спектаклях. Она засыпала в театре и нередко просыпалась где-нибудь в чужом доме, в дальнем селе или ближнем городе. Веселые и грустные истории, приключения на гастролях, будни и праздники кумыкских артистов - все происходило на глазах маленькой, любознательной девочки Инессы, которая уже и не представляла своей жизни без театра.

Годы учебы в кумыкской студии при театральном училище им.Б. Щукина для Инессы Курумовой были годами накопления. Ее, дочь выдающихся артистов, приметили сразу же по тому, как она не только грамотно, но удивительно интересно и оригинально разыгрывала ту или иную сценку, эпизод, зажигалась с полуоборота и входила в роль без всякого напряжения и особых усилий. Для нее «я» в предлагаемых обстоятельствах - естественное состояние, хорошо знакомая с детства ситуация. В дипломном спектакле студии «Кровавая свадьба» Г. Лорки И. Курумова играла роль матери Леонардо. Молодая актриса настолько вошла в образ, что после спектакля мастера Щукинского училища поклонились ей в пояс и выразили свою благодарность за столь убедительную игру.

Вернувшись с сокурсниками в родной Дагестан, Инесса энергично и охотно предается трудной и любимой работе в Кумыкском театре. В эти годы главным режиссером театра был Гамид Алиевич Рустамов, который много лет бережно и заботливо растил коллектив единомышленников, где была налажена педагогическая режиссура, внесшая много творческого и организационного в работу театра. И уже первые совместные спектакли показали, что Инесса - актриса широкого диапазона, что ей доступны образы самых противоположных амплуа: трагические и комические, лирические и сатирические.

Обширен репертуар актрисы. Она прикоснулась ко многим сокровищницам мировой классики, оставив глубокий след в сердцах зрителей и вписав яркие страницы в театральную историю Дагестана.
С середины 80-х годов XX столетия работает в Русском драматическом театре имени М. Горького.

Сегодня народная артистка Дагестана, заслуженная и народная артистка России Инесса Алимовна Курумова, разменяв восьмой десяток, продолжает служить Мельпомене, создавая разнохарактерные образы. Героини Курумовой представляют женщин разных времен, судеб, характеров, привлекая к себе внимание современников незаурядностью личности, невыдуманностью и притягательной силой характеров.

В ее игре органично переплетены яркая театральность и глубокий психологический анализ, традиционные приемы импровизации и безудержная фантазия. Актриса порой не щадит себя, не боится показаться некрасивой на сцене. Ее героини обладают гипнотической силой захватывать, завораживать, приковывать к себе внимание. Инесса Курумова - лауреат Государственной премии РД в области театрального искусства, дипломант множества всесоюзных, российских и региональных конкурсов и фестивалей. В последние годы Инесса Алимовна в каждом сезоне выходит на сцену в одной из своих коронных ролей - в роли Ханумы в одноименной комедии А. Цагарели. И каждый раз спектакль играется с аншлагом, артистка с наслаждением купается в роли юморной и фантастически находчивой грузинской свахи. Зрительный зал взрывается хохотом и восторгом от проделок, розыгрышей и талантливой обработки женихов и невест всемогущей и вездесущей, напористой и изворотливой Ханумы И. Курумовой, которая не только соединяет влюбленных, но не забывает и о себе.

Огромный актерский темперамент, умение подняться над конкретным характером и найти в нем обобщающие черты, подобрать специфические и неповторимые краски, оттенки, тональности, особое умение распознавать индивидуальность в сочетании с хорошей сценической техникой, вокальными и пластическими данными позволяют актрисе И. Курумовой быть в своих сценических образах царственной и трогательно простой, земной и недосягаемой.

Говорят, природа отдыхает на детях гениев, но Инесса Курумова, дочь великих актеров Б. Мурадовой и А. Курумова, опровергла это.

17 декабря 2011 года, Дагестанская правда

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 6
Moderato   17.01.2021 - 22:27
Фото - http://kumukia.ru/tpl/images/a2008b.gif https://vestikavkaza.ru/upload/fnorm/2016-08-30/092421c51fc48ed637bb96f9961069f7.jpg читать далее>>
№ 5
Арслан Исаевич   30.08.2020 - 06:48
Светлая память! читать далее>>
№ 4
Виктор Иванов   31.10.2017 - 21:23
Заслуженный артист РФ 22.01.1997 Народный артист РФ 09.05.2005 читать далее>>
№ 3
lidia44 (Санкт-Петербург)   30.03.2015 - 15:32
Светлая память прекрасной актрисе! читать далее>>
№ 1
чнв (красноярск)   29.03.2015 - 15:46
Светлая память! читать далее>>
Кино-театр.ру в Telegram