Таких, как Инесса Курумова, называют артистами старой школы. В начале 60-х она дебютировала в Кумыкском театре, где прослужила более 30 лет. Сейчас играет в Русском. Ее любят зрители, на нее ставят режиссеры, но сама она относится к себе и своему творчеству критически. Званиями не кичится, комплименты выслушивает иронически улыбаясь, интервью дает неохотно. "Что я, вот мама была великой актрисой", - вновь и вновь повторяет Инесса Алимовна. Мама, легендарная Барият Мурадова, первая на Кавказе народная артистка Советского Союза, остается для нее образцом, идеалом женщины и актрисы.
- Мама не хотела, чтобы я играла, категорически была против, потому что знала, что это за каторжный труд. Но, с другой стороны, понимала, что если меня тянет на сцену, тут уж ничего не поделаешь, и поэтому отпустила учиться.
- А кем бы вы работали, если бы попасть на сцену не удалось?
- Сторожем. В театре. Кем я еще могла стать, имея таких родителей! Может, художником, но здесь таланта бы не хватило, у меня не было такого дара, как у сестры (Белла Мурадова - первая в Дагестане женщина-скульптор. - "НД"), поэтому у меня была одна дорога - на сцену. Училась в Щукинском училище, сейчас это Академия театрального искусства, на курсе Бориса Кульнева. Он не был известным мастером, но был удивительно хорошим человеком, очень трепетно, по-отцовски относился к нам. А из педагогов для меня главной является Дина Андреевна Андреева, актриса Вахтанговского театра, народная артистка СССР. Очень сильный мастер, потрясающая женщина.
- Недавно вам было присвоено звание народной артистки России, а вы помните, как вы получали свои первые награды? Когда радовались больше?
- Награды, звания меня никогда особо не радовали. Нет, конечно, было приятно, что твою работу отметили, но я никогда не придавала этому значения, не ходила вся такая из себя заслуженная. Зато я помню, как я радовалась, когда узнала, что мама стала народной артисткой СССР. Я, тогда уже студентка, сидела в своей комнате в общежитии, слушала радио. Как раз закончилась декада дагестанской культуры в Москве, все наши артисты уже уехали, я маму проводила и сижу слушаю, как диктор рассказывает о том, как проходила декада, а в конце объявляет, что Барият Мурадовой присвоено звание народной артистки Советского Союза, Я так закричала, что сбежалось пол-общежития! Тогда "на родных" можно было по пальцам пересчитать, и среди них - мама. Я о маме могу много рассказывать, бесконечно.
- Может, книгу напишите?
- Расул Гамзатов, когда приходил с соболезнованиями по поводу маминой смерти, сказал, чтобы я написала такую книгу. И о маме, и о папе, Алиме Курумове, он был народным артистом РСФСР. Но я - не писатель, я не умею. И потом, чтобы писать мемуары, нужно от всего освободиться: от работы, от быта, от денежных проблем, сидеть где-нибудь на даче и, не спеша, вспоминать. А я не чувствую этого ощущения свободы.
- Вы столько лет на сцене, объясните, почему 20-30 лет назад люди ходили в театры, а сейчас туда из-под палки загоняют школьников и студентов.
- Потому что появилось много дилетантов, которые с улицы пришли, им вдруг захотелось играть. Все мнят себя великими, толкаются, прут, но по большому счету любят не искусство, а себя в нем, а то и просто свою зарплату. В театр же надо идти, если есть призвание. И потом, нет сильных талантливых руководителей, которые могли бы увлечь людей, сколотить труппу. Вообще, это относится к любой профессии, сейчас везде много дилетантов. Посмотрите, что делается в музыке, на телевидении, разве это можно смотреть (выключает телевизор и отбрасывает пульт)! Чему мы учим наших детей! Хорошо, что есть еще кукольный театр. По-моему, он сегодня самый популярный. Жаль, что у нас нет ТЮЗа.
- Но можно было бы ставить детские спектакли в других театрах, почему этого не делается? Не сказки дли самых маленьких, а спектакли для старших школьников.
- Ставить для детей сложнее, чем для взрослых. Тут все должно быть другое: музыка, костюмы, свет. Пьесы хорошие нужны, современные. Вообще, любой театр сегодня должен быть другим. Театра, который я знала, в котором работали мои родители, уже не существует. Это был идеологический, романтический театр, а сегодня асе изменилось. Сама жизнь изменилась, страна. Посмотрите, как сейчас ставят Чехова, Островского, всю классику, совершенно по-другому! А мы идем к зрителю с теми же приемами, что и сорок лет назад. Конечно, зритель не хочет это смотреть, а тут еще и половина актеров - случайные люди.
- А каким должен быть современный театр?
- Зрелищным. Но не без смысла. Надо искать такие пьесы, подбирать к ним музыку, ставить свет. Тогда зритель сам придет. Как на праздник. А театр, в который загоняют зрителей, никому не нужен, давно пора это признать. И не надо все списывать на нехватку денег. Будет хорошее искусство - будут и деньги, В Москве, сколько театров работают в подвалах, чуть ли не на улице, но как работают, какие спектакли ставят! А у нас не театры, а помещения для театров.
- Тем не менее, спектакли ставятся. В последней премьере Русского театра у вас главная роль, вы довольны тем, что получилось?
- Нет. Я всегда недовольна своими ролями. Всегда копаюсь в них, думаю, ищу, даже если отыграла этот спектакль десять лет назад. Хотя всегда слышала только положительные отзывы о своей работе. Профессиональной критики, кстати, в Дагестане тоже нет. "Марья" - хорошая пьеса, и спектакль получился неплохой, но он еще сырой, необкатанный. К тому же рассчитан на подготовленного зрителя, его психологически тяжело и играть, и смотреть.
- А в кино вам играть не хотелось?
- Я снималась в эпизодах в "Талисмане любви", "Чегери", еще нескольких картинах. Мне был интересен сам процесс, то, как делается кино. Там все иначе, чем в театре, от актера требуются совсем другие умения.
- Современное российское кино смотрите?
- Сериалы? Нет, не смотрю. Хотя нет, с удовольствием смотрела "Идиота", Евгений Миронов там замечательно играет. Неслучайно ему за эту роль дали звание народного артиста России, всегда приятно, когда звания дают молодым. Я хорошо помню фильм с Юрием Яковлевым, видела также его театрального Мышкина. Яковлев и Миронов- совершенно разные Мышкины, и это замечательно. Инна Чурикова в роли генеральши очень хороша. В этом сериале вообще удачный подбор исполнителей.
- У вас есть любимые актеры?
- Мне нравится смотреть, как играет Олег Янковский. Люблю Олега Борисова, Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева - всех их уже нет в живых, к сожалению. Из зарубежных - Аль Пачино. От него исходит огромная энергия, сила, он очень мужественный, при том, что внешне ничего особенного из себя не представляет. Хотя детективы я не люблю, предпочитаю романтические фильмы. Старые ленты с Ладыниной, Орловой как-то по-детски наивны, трогательны, но их смотришь с удовольствием, не напрягаясь. А сейчас, куда не переключи, везде кого-то убивают, бьют, насилуют. Как будто в жизни этой грязи мало! Сейчас очень тяжело жить. Я бы не хотела быть молодой сегодня.
- Почему?
- Потому что не умею требовать, просить, хватать, ловить момент, пробиваться, расталкивать всех локтями. Не хочу приспосабливаться, пристраиваться, льстить. А иначе сегодня прожить невозможно, с такими зарплатами не то что семью содержать, детей учить, самому бы с голоду не умереть. У меня была другая молодость, родители могли дать и дали мне и сестре все. Мы могли позволить себе учиться, заниматься искусством. А сегодня молодым надо думать о том, как выжить. Это страшно. Чего уж тут удивляться, что люди перестали ходить в театры.
Бесараб Влада
газета "Новое Дело" (Махачкала). 5 августа 2005 г.
Родилась в 1936 году в семье знаменитых артистов Кумыкского театра - народного артиста РСФСР Алима Курумова и народной артистки СССР Барият Мурадовой.
Она росла и формировалась в атмосфере кулис, при свете софитов. Круглые сутки слышала то монологи, то диалоги ведущих персонажей из мировой классики: днем - дома и на репетициях, а вечером - на спектаклях. Она засыпала в театре и нередко просыпалась где-нибудь в чужом доме, в дальнем селе или ближнем городе. Веселые и грустные истории, приключения на гастролях, будни и праздники кумыкских артистов - все происходило на глазах маленькой, любознательной девочки Инессы, которая уже и не представляла своей жизни без театра.
Годы учебы в кумыкской студии при театральном училище им.Б. Щукина для Инессы Курумовой были годами накопления. Ее, дочь выдающихся артистов, приметили сразу же по тому, как она не только грамотно, но удивительно интересно и оригинально разыгрывала ту или иную сценку, эпизод, зажигалась с полуоборота и входила в роль без всякого напряжения и особых усилий. Для нее «я» в предлагаемых обстоятельствах - естественное состояние, хорошо знакомая с детства ситуация. В дипломном спектакле студии «Кровавая свадьба» Г. Лорки И. Курумова играла роль матери Леонардо. Молодая актриса настолько вошла в образ, что после спектакля мастера Щукинского училища поклонились ей в пояс и выразили свою благодарность за столь убедительную игру.
Вернувшись с сокурсниками в родной Дагестан, Инесса энергично и охотно предается трудной и любимой работе в Кумыкском театре. В эти годы главным режиссером театра был Гамид Алиевич Рустамов, который много лет бережно и заботливо растил коллектив единомышленников, где была налажена педагогическая режиссура, внесшая много творческого и организационного в работу театра. И уже первые совместные спектакли показали, что Инесса - актриса широкого диапазона, что ей доступны образы самых противоположных амплуа: трагические и комические, лирические и сатирические.
Обширен репертуар актрисы. Она прикоснулась ко многим сокровищницам мировой классики, оставив глубокий след в сердцах зрителей и вписав яркие страницы в театральную историю Дагестана.
С середины 80-х годов XX столетия работает в Русском драматическом театре имени М. Горького.
Сегодня народная артистка Дагестана, заслуженная и народная артистка России Инесса Алимовна Курумова, разменяв восьмой десяток, продолжает служить Мельпомене, создавая разнохарактерные образы. Героини Курумовой представляют женщин разных времен, судеб, характеров, привлекая к себе внимание современников незаурядностью личности, невыдуманностью и притягательной силой характеров.
В ее игре органично переплетены яркая театральность и глубокий психологический анализ, традиционные приемы импровизации и безудержная фантазия. Актриса порой не щадит себя, не боится показаться некрасивой на сцене. Ее героини обладают гипнотической силой захватывать, завораживать, приковывать к себе внимание. Инесса Курумова - лауреат Государственной премии РД в области театрального искусства, дипломант множества всесоюзных, российских и региональных конкурсов и фестивалей. В последние годы Инесса Алимовна в каждом сезоне выходит на сцену в одной из своих коронных ролей - в роли Ханумы в одноименной комедии А. Цагарели. И каждый раз спектакль играется с аншлагом, артистка с наслаждением купается в роли юморной и фантастически находчивой грузинской свахи. Зрительный зал взрывается хохотом и восторгом от проделок, розыгрышей и талантливой обработки женихов и невест всемогущей и вездесущей, напористой и изворотливой Ханумы И. Курумовой, которая не только соединяет влюбленных, но не забывает и о себе.
Огромный актерский темперамент, умение подняться над конкретным характером и найти в нем обобщающие черты, подобрать специфические и неповторимые краски, оттенки, тональности, особое умение распознавать индивидуальность в сочетании с хорошей сценической техникой, вокальными и пластическими данными позволяют актрисе И. Курумовой быть в своих сценических образах царственной и трогательно простой, земной и недосягаемой.
Говорят, природа отдыхает на детях гениев, но Инесса Курумова, дочь великих актеров Б. Мурадовой и А. Курумова, опровергла это.
17 декабря 2011 года, Дагестанская правда
обсуждение >>