В предновогоднюю пору любимица нескольких поколений красноярских театралов шестидесятых - восьмидесятых годов, заслуженная артистка России Нина Дмитриевна Никифорова отпраздновала юбилей.
Она окончила школу-студию при новосибирском театре "Красный факел", в спектакле "Вей, ветерок!" её партнёром был тогда ещё молодой Евгений Матвеев. Затем в Иркутске Нина Дмитриевна познакомилась с Ильёй Клеймицем - эта счастливая супружеская пара неразлучна в течение более полувека.
Переехав в Красноярск, с 1958 года Нина Никифорова становится ведущей актрисой драматического театра имени А. С. Пушкина - в её актёрском багаже Маша из "Трёх сестёр" А. Чехова, Комиссар из "Оптимистической трагедии" В. Вишневского, Гертруда из "Гамлета" В. Шекспира, Берсенева из "Разлома" Б. Лавренёва, генеральша Крахоткина из трагикомедии "Из записок неизвестного" Ф. Достоевского, прокурор из "Вагончика" Н. Павловой. Десять лет Нина Никифорова была председателем краевой военно-шефской комиссии. Работала членом Международного комитета советских женщин, который долгое время возглавляла лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Валентина Терешкова.
Замечательную актрису поздравляют коллеги, с которыми она выходила на сцену, и друзья.
Геннадий РУКША, министр культуры Красноярского края:
- Нина Дмитриевна Никифорова для меня особенно важна как человек, который много лет находится в культурном пространстве Красноярского края. С полной определённостью могу сказать, что для меня это фактически первая актриса, с которой я познакомился в уже осмысленном возрасте ещё до своего прихода в ТЮЗ, когда осваивал азы театральной культуры под руководством своих родителей. Нину Дмитриевну множество лет я наблюдал в фантастических спектаклях, где она играла. Она переиграла практически весь классический репертуар, приехала в Красноярск из "Красного факела", где училась у великой русской актрисы Веры Павловны Редлих - это особая театральная школа, которую Нина Дмитриевна активно сохраняла, учила молодёжь творить, органически жить на сцене, беззаветно служить искусству.
В памяти осталось очень много спектаклей с её участием: "Тяжкое обвинение", где она играла прокурора, фантастическая "Мария Стюарт", где её партнёршей была Екатерина Ивановна Мокиенко, "Гамлет" начала шестидесятых годов. До сих пор поддерживаю с ней тёплые отношения, она живо интересуется всем, что происходит в искусстве Красноярского края, и я очень часто рассчитываю на её мудрые советы, которые она может дать относительно каких-то фундаментальных вещей. Знаю Нину Дмитриевну не как актрису, но просто как своего наставника и большого друга - дружу с её семьёй и счастлив оттого, что в моей жизни существует эта удивительная женщина как эталон преданности искусству, краевому драматическому театру.
Обычно уход артистки из театра - сложный процесс. Нина Дмитриевна - мужественный человек, она точно для себя определила дату, когда выйдет последний раз на сцену. Это было абсолютно правомерное решение, оставившее в нашей памяти её прекрасной актрисой. Её тембр голоса просто незабываем, она потрясающая чтица, - столько литературных концертов, столько выступлений на торжественных мероприятиях. Она комментировала крупнейшие события, например, Первомайские демонстрации. Её голос для всех нас был узнаваем даже без объявления: тембр, правильная постановка, открытый звук - всё внятно и понятно. Мы учились у неё, и, дай Бог ей здоровья, ещё будем учиться!
Пётр АНИКИН, директор Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина:
- Мне не пришлось впрямую работать с Ниной Дмитриевной, но я могу сказать, что она из тех русских великих актрис, на которых держится весь наш российский театр. Хочу сказать: это счастье, что она работала в нашем театре. Те образы, которые она создала, думаю, в памяти красноярцев останутся надолго. Театралы со стражем помнят и любят Нину Дмитриевну - и дай Бог ей здоровья!
Валерий ДЬЯКОНОВ, народный артист России, Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина:
- Нину Дмитриевну Никифорову знаю давно - с момента поступления в театральное училище, с начала шестидесятых годов. Это прекрасная актриса, красивая, яркая женщина. Человек с хорошим общественным пафосом, причём положительным, поскольку это не была тупая партийная дама, а нормальный человек, умела, выдерживая идеологию, и с молодёжью разговаривать, и с представителями старшего поколения, находя место и для творчества. И всегда при этом она оставалась оптимисткой.
Очень много работал с ней на сцене: в "Марии Стюарт" Шиллера она играла заглавную роль, а я - Мортимера. Очень интересная, милая, обаятельная её работа в спектакле "Ретро", где я, будучи молодым, играл семидесятитрёхлетнего плотника Николая Михайловича Чмутина, а она одну из старушек - Диану Владимировну Барабанову - уморительно и по-доброму. Нина Дмитриевна всегда поражала меня какой-то интеллигентностью, что в нашей повседневной жизни можно встретить не так часто. Вспоминаю, если в театре возникали какие-то конфликты, она всегда была выше этих дрязг, сплетен и просто уходила в сторону.
Галина САЛАМАТОВА, заслуженная артистка России, Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина:
- Три десятилетия с лишним назад состоялась моя первая работа с Ниной Дмитриевной Никифоровой. В работе очень требовательна, внимательна к окружению, к партнёрам, человек очень профессиональный как актриса. Мы вместе работали в "Разломе", затем была "Женщины Нискавуори", где мы с ней наиболее тесно познакомились. Она отзывчивый, добрый человек, прониклась ко мне как к актрисе.
Владислав ЖУКОВСКИЙ, заслуженный артист России, депутат Красноярского горсовета, актёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина:
- Мои первые работы в театре были связаны с этой замечательной актрисой, профессиональным человеком, заряженным на творчество. Мы играли с ней в двух спектаклях - "Женщины Нискавуори", где у меня была главная мужская роль, а она была хозяйкой. Дальше Нина Дмитриевна играла бабушку в "Обрыве" Гончарова, а я - Волохова. Спектакли шли несколько лет, и была возможность не то чтобы наблюдать, а было естественное доброе состояние души. Случается, правда редко и не в нашем театре, что партнёры раздражают непонятно чем, может быть, "благодаря" своему отрицательному обаянию или настрою, так вот у Нины Дмитриевны положительное обаяние. Несмотря на то, что её амплуа - социальная героиня: и осанка, и походка - всё вроде бы выдавало в ней начальницу, она была и остаётся добрым, гуманистически слепленным человеком.
Светлана СОРОКИНА, заслуженная артистка России, Красноярский драматический театр имени А. С. Пушкина:
- Когда впервые пришла в этот театра, увидела Нину Дмитриевну высокой красивейшей женщиной. Это была статная красавица. И великолепная актриса. Никогда не забуду, как она, отыграв, всегда стояла в проёме и смотрела, как идёт сцена. Не было случая, чтобы Нина Дмитриевна не подошла и не сказала: "Сегодня ты - молодец!" или "Света, тебе вот этого не хватает". У нас с ней до сих пор очень хорошие, тёплые отношения. Это внимание актрисы с большим положением всегда очень трогало, и сейчас, когда она уже не у дел, мы созваниваемся, хотя не так часто, как хотелось бы, и всегда говорим, что мы одной крови. Когда выходит премьера, она обязательно позвонит, ей очень важно, что я скажу и совпадает ли моё мнение с её взглядами.
Эта актёрская плеяда демонстрирует то, что ушло из нашего театра - русского, советского, российского. Не так давно в одной из телепередач актёр Евгений Стеблов напомнил о том, как сказала Фаина Раневская, обозначив эту потерю одним словом - трепет. Это трепетное отношение к своему делу всегда было свойственно Нине Дмитриевне. И это не могло не подкупать. Когда она сказала, что мы одной крови - это для меня большая честь. Во времена, когда работала Нина Дмитриевна, не было того, что нужно заработать: мы жили одним - театром. Они очень похожи с Ильёй Лазаревичем этим трепетным отношением к своему делу, что, к сожалению, вместе с ними уйдёт.
Появилось новое поколение - оно другое. Мы можем только сожалеть, разводить руками, что при нас была трава зеленее, тем не менее хочется, чтобы это трепетное отношение сохранялось. Недавно мне рассказали, что один молодой актёр отказался от работы, сославшись на занятость и на то, что в другом месте ему платят больше, и для меня это звучит дико, а они так живут, они другие, поэтому, наверное, и уходит постепенно этот трепет, но, думаю, не уйдёт, потому что свойства профессии не позволят - природа актёрской профессии такова, "великая чудная зараза". Нина Дмитриевна - одна из уходящей натуры.
Артём РУДОЙ, актёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина:
- Когда видел её на сцене, она производила впечатление, я бы сказал, аристократичной женщины. И она такие роли играла, которые отличались благородством и высокой одухотворённостью. И в жизни Нина Дмитриевна всегда вела себя достойно - никогда не замечал, чтобы она участвовала в чём-то не очень чистом. Она была добра к тем, кто намного младше её.
Сергей ПАВЛЕНКО
обсуждение >>