4 апреля 2011 года Александру Чуйкову исполнилось 75 лет. Надо сказать, что человека практически любой другой профессии в этом возрасте скорее всего мы увидели бы в домашней обстановке. Заслуженная пенсия, есть возможность вспомнить, что и как в этой жизни происходило. Однако актер – совершенно другое дело. Честно говоря, я не помню, чтобы артиста или режиссера провожали на пенсию. Эти люди живут театром на протяжении всей своей жизни. И с Александром Чуйковым накануне юбилея мы встретились в его гримерке в Тверском академическом театре драмы.
- Итак, чем же все-таки является для вас театр, который не отпускает уже полвека?
- Театр – это жизнь. Я пришел в театр через большие испытания. С юных лет мечтал о сцене, но путь мой туда был очень непростым. Сам я родился в Рязани. Надо сказать, что рязанская земля особая, она является родиной многих известнейших наших артистов, целых династий: Пироговы, Садовские.
Сегодня я с огромной любовью вспоминаю своих родителей. Именно от них мне и передались те творческие гены, которые сделали меня актером.
Мне было пять лет, когда началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт. Уже в начале ноября 1941 года он погиб в сражении под Москвой. И мне в столь юном возрасте пришлось выполнять многие обязанности по дому. Поэтому я и говорю, что начал работать с пяти лет. Нужно было пойти в сарай, наколоть дров, затопить печь, принести воды, а колонка была за двести метров от дома. Уже в послевоенные годы я стал постоянно бывать в Рязанском Дворце пионеров. Чем только не увлекался, занимался в столярном кружке, авиамодельном, танцевальном, вокальном, морском. И, наконец, оказался в драматической студии.
До сих пор помню свою первую роль – слугу в таверне. Это был спектакль «Принц и нищий» по Марку Твену.
Мечтал о Щепкинском училище, однако мать болела, оставить ее было нельзя, и я поступил в строительный техникум, стал работать мастером на стройке, возводил в Рязани большой универмаг. Однако театр уже был во мне. Я участвовал в художественной самодеятельности, играл в народном театре. И однажды пришел в Рязанский драматический театр и попросил взять меня в труппу. Надо сказать, что мне очень повезло. Один из молодых артистов уходил в другой театр. Меня посмотрели и взяли на его место. Зарплата у меня в театре была в три раза меньше, чем на стройке. Однако сожалений никаких не было. Я стал профессиональным артистом.
- Вы приходите в Рязанский драматический театр на первую репетицию и встречаете режиссера Веру Ефремову. Эта встреча оказала огромное влияние и на вашу личную, и на вашу творческую жизнь.
- Наши отношения начались, конечно, не с первой репетиции. Думаю, вряд ли она тогда обратила на меня особое внимание. А я сразу понял, что это необыкновенная женщина, красивая, притягательная. Хотя сама она себе никогда не отдавала отчета в той силе, которую излучает.
Прошло несколько лет, и мы стали мужем и женой. И, конечно, она стала самым главным моим режиссером.
Порой, особенно в первые годы наших отношений, можно было услышать от кого-либо, что Вера Андреевна может мне так вот, по-родственному, отдать какую-нибудь роль. Это мог сказать только человек, который ее абсолютно не знал. Через свои внутренние творческие принципы она никогда в жизни не переступала. И никогда в жизни я не просил ее поставить какой-либо спектакль под меня, дать роль, какую хотелось сыграть. Это было исключено.
- Кроме артистического таланта у вас есть и литературный, что вообще-то очень характерно для Тверского академического театра драмы. Несколько пьес, рассказы, стихи. Думаю, что многим любителям театра было бы очень интересно прочитать и ваши воспоминания. Скажите честно, не работаете над мемуарами?
- Вы знаете, пока только на сон грядущий. Ложусь и вспоминаю многие страницы своей жизни. А вспомнить есть что. Конечно, хотелось бы все это перенести на бумагу, но пока не удается.
- Наверняка на память приходят и встречи с интересными людьми.
- Конечно. Сколько было интереснейших встреч с Михаилом Царевым, который, кстати, был уроженцем Твери. Не все, оказывается, известные актеры родились в Рязани. А сколько связано с Коршуновым, Голубовским, Юрием Соломиным, Каюровым, Нифонтовой, Верой Васильевой. А как можно забыть общение с Олегом Табаковым, Андреем Гончаровым! Режиссер Театра имени Гоголя Борис Голубовский звал меня к себе. У него играл известнейший артист Чирков, однако он был уже в возрасте и нужен был актер на его роли. Звал к себе в Театр имени Маяковского Андрей Александрович Гончаров. С Михаилом Царевым и Борисом Равенским шел разговор о работе в Малом театре. Царев, когда мы с ним на эту тему беседовали, в первую очередь задал вопрос: «Вы член партии?» И все-таки в итоге я оказался в Твери, в ту пору еще Калинине. В 1975 году нас пригласили в Театр имени Гоголя. И вдруг раздается звонок, и Вера Андреевна говорит: «Ты знаешь, я была в Калинине, мне здесь очень понравилось, давай поедем в этот город». - «Хорошо, - говорю, - давай поедем». И вот я здесь уже тридцать шестой год. И сегодня могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь!
Да, сегодня без народного артиста России, почетного гражданина Тверской области Александра Чуйкова невозможно представить Тверской академический театр драмы. Сколько интереснейших ролей, которые навсегда остались в памяти! Лопахин в «Вишневом саде», Прибытков в «Последней жертве», Победоносцев в «Бане», Кэбот в «Любви под вязами», Стыров в «Не разрушай моих надежд», Крутицкий в «На всякого мудреца довольно простоты», Каренин в «Анне Карениной», Белугин в «Женитьбе Белугина», Коркунов в «Сердце не камень»… Продолжать этот список можно еще очень и очень долго. А вдобавок к этому и замечательные режиссерские работы: «Любовь пани Конти», «Эксперимент доктора Ариэля», «Бешеные деньги», «Дядя Ваня», «Любовь Маргариты Готье», «Собака на сене». И все-таки, несмотря на все звания и регалии, творческой успокоенности у Александра Чуйкова нет. Хочется новых ролей, новых спектаклей. И они обязательно будут. Мы поздравляем Сан Саныча Чуйкова с его юбилеем. Счастья, здоровья и новых творческих удач!
«Александр Александрович Чуйков! Его я могу назвать настоящим русским актером! В нем есть какая-то русская исконность, масштаб, чистосердечность. В нем совсем отсутствуют жестокость, цинизм, разочарованность. Я думаю о нем как, безусловно, об очень теплом человеке, причем наделенном настоящей способностью страдать»
Дмитрий Черняков, режиссер, трижды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»
«Тверской, ранее Калининский, академический театр драмы стал для меня настоящим университетом в моей профессиональной жизни. Мне удалось быть свидетелем возникновения спектаклей, их жизни… Многие их них врезались в память навсегда: «Вишневый сад», «Любовь под вязами», «Дети Арбата»… Их играли потрясающие артисты, среди которых народный артист Александр Александрович Чуйков. Он умеет то, что не всем дано: любить, обогревать, молчать, радоваться, смотреть в глаза и просто произносить текст так, как в жизни. Понятие – «русская актерская школа переживания», и перед глазами встает образ этого замечательного Артиста».
Дмитрий Бертман, художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-опера», народный артист России.
«Мне пришлось общаться со многими известными актерами, большими мастерами. И моя встреча с актером Чуйковым - это один из очень больших подарков судьбы. Началось у нас все с чисто творческих отношений. И так в скором времени случилось, что творческие отношения переросли в личные. И вот уже на протяжении более чем сорока пяти лет мы с Сан Санычем дружная и очень счастливая семья. Главные наши дети – это наши спектакли. Чуйков сыграл практически во всех моих постановках. И мне всегда было с ним интересно. Это мой любимый человек и мой любимый актер»
Вера Ефремова, художественный руководитель Тверского академического театра драмы.
Андрей УЛЬЯНОВ
обсуждение >>