
Театральная хроника
"Работать всем вместе без разделения, колебания и сомнения"
После капитального ремонта, 5 апреля 1921 года комедией А. Грибоедова «Горе от ума» открылся Малый театр. Актерам прочитали письмо М. Ермоловой, в котором актриса призывала труппу «приступить к великому делу просвещения народа и работать всем вместе без разделения, колебания и сомнения».
обсуждение
Мы на кино-театральном сайте и отвечу Вам словами незабвенного героя Мгера(Фрунзика) Мкртчяна - " я там так хохотался...".
....................
Зара шат чишт неркаяцрецир. Аскацохэ кэаскана....
фрагменты из серии книг С.С. Мамулова "Армяне Грузии".
***
Армяне Тбилиси.
"Старый Тифлис – это своеобразный мир, где народы Кавказа были объединены всеми характерными признаками быта и манерами, он похож на веселое свадебное застолье, где все жители как будто собрались на веселый пир".
О.Туманян.
Тифлис – старый и добрый город со свойственным только ему бытом, с неповторимыми традициями, нравами, романтикой.
Жизнь била ключом на его площадях, улицах, садах... Любил он кутежи и песни под сазандар, бубен и зурну до "меоре супра" ("второго стола"), когда уже на рассвете убирали остатки пиршества и перед гостями появлялась новая белоснежная скатерть с вкусно пахнущими закусками. Такими же особенными, пышными и цветистыми были и праздники. Новый год с его традиционными кутежами, с гуляющими по дворам и играющими на шарманке кинто, с фокусниками, дающими представление "Петрушки", с канатоходцами... А масленица (кееноба) с ее незабываемым маскарадом, сидящими на убранных коврами верблюдах и ослах трубачами, с музыкантами, играющими на бубне и зурне, с поющим и танцующим народным шествием.
Колорит города был неразрывно связан с увеселительными заведениями – многочисленными трактирами, винными погребами и духанами, где ароматные шашлыки дразнили аппетит, и рекой лилось кахетинское вино. Среди них большой популярностью пользовались такие известные, как "Загляни, дорогой", "Сам пришел", "Сухой не уезжай", "Войди и посмотри", "Симпатия", "Тили Пучури" ("Маленькая вошка"), "Не уезжай, голубчик мой" и другие.
Тифлис невозможно было представить и без "шедевров" народного фольклора – знаменитых вывесок. Они были везде и на любой вкус. Вот некоторые из них: "Барев, кацо, мардокмин, добри челавек" (вывеска в Шайтан-базаре), "В духане Гога, апетит Бога" (вывеска в Сололаке), "Душа рай, двер открывай, не стучай" (вывеска на Авлабаре), "Вини погреба, кахетински Акоба, пиом до гроба и даже в гроба" (вывеска в Клор-тахе), "Скори файтон, весоли Антон, иду вагзал и обратон" (вывеска в Дидубе), "Бедный Шио, сапоги шиот" (вывеска в Чугурети). За их внешней примитивностью скрывалась, не в пример современным рекламам, простота и душевность общения.
Яркой достопримечательностью старого города был так же тифлисский двор. Достоверно и красочно описывает его известный писатель, тифлисец А.Айвазян: "... Тифлисский двор, как и старая мысль, тих и спокоен: на балконах – ковры, посреди двора – водопроводный кран... Дворы будто народились один от другого: большие и маленькие – все одного племени, все на один манер..." Не менее впечатлительными и самобытными были его жители. Здесь, пожалуй, не было равных кинто. Их несравненный язык и ма неры (например, для щегольства пили вино из женского ботинка), общепризнанная артистичность вульгарного толка входила важнейшей частью в городскую культуру и городское искусство.
На протяжении веков сложился "кодекс поведения" истинного тифлисца независимо от национальной принадлежности. Он должен был быть обязательно душевно щедрым, открытым, веселым, сильным, добрым. Для него радость была не в радость, если не разделил бы ее сосед, а горе... какое горе в Тифлисе переживалось в одиночку? Тифлисца отличали, кроме того, редкостный артистизм и то специфическое чувство городского патриотизма, ощущения города, как части себя, и себя, как части города, которое способно было соперничать с кровным национальным чувством, а подчас и перевешивать его. Правила гостеприимства, отзывчивости никаким уставом не закреплялись, но соблюдение неписаных законов считалось и считается сейчас делом чести и достоинства.
Интересным, веселым и многонациональным был Тифлис. Здесь слились воедино быт и развивающаяся культура многих наций, звучала разная речь. Но он был для всех родным и любимым, тем более для армян, древних и преданных его жителей.
Армяне никогда не были равнодушны к этому замечательному городу. Историки и писатели, летописцы и писцы всегда находили повод, чтобы упомянуть Тпхис, Тплис-Тбилиси (так называли армяне Тифлис), причем делали это с неизменным восхищеннием. М.Каганкатваци, первым в VII веке упомянувшим в армянской литературе Тбилиси, так же, как великий ученый-математик и географ А.Ширакаци и историк Себеос, называет его "изнеженным, торговым, славным и великим" городом, а Ухатнесс (X век) именует Тифлис "великолепной, славной и знаменитой метрополией (столицей) Иверии или Грузии".
Этот неповторимый город занял огромное место в творчестве Х. Абовяна – здесь он провел значительную часть своей многогранной деятельности и творческой жизни. В Тбилиси, помимо романа "Раны Армении", были созданы "Овсана", рассказ из жизни Ираклия II, произведения, посвященные Мтацминде, Лурджи Монастери, Куре, произведения как бы насыщенные тбилисским "воздухом", содержащие интересные и весьма ценные сведения о городе и грузинской действительности.
Пламенная любовь к своему родному городу вдохновила коренного тбилисца, известного театрального деятеля и художника В. Элибекяна создать на склоне лет в Ереване воссозданное в духе древнейшего города уютное кафе "Тифлис", а прожившая наиболее яркую часть жизни в Тбилиси известная писательница Р.Достян посвятила его самым веселым и находчивым жителям проникнутую мягким юмором повесть "Кинто".
Город, воспетый поэтическим даром Саят-Новы(Арутюн Саядян) и несравненной кистью Ходжабекова и Пиросмани, достоин пламенных чувств и выраженной ностальгии.
Армяне живут в Тбилиси с незапамятных времен. Первоначально небольшая их часть располагалась у подножия крепости Нарикала, близ минеральных источников и занималась главным образом войлочным производством. Как свидетельствуют историки, армяне жили в столице Грузии и в последующие столетия, но значительный рост их численности особенно стал заметен с XI века. Вначале это было обусловлено первыми проявлениями упадка армянского царства Ани, жители которого большей частью устремились в Тифлис и осели к юго-востоку от Исани в районе нынешнего Авлабара. Далее он имел место в период правления царицы Тамары и одновременно расцвета Грузии, охватывающий конец XII и начало XIII столетия. Наконец, большое количество армян устремилось в столицу после разрушения Ани в 1239 году.
С увеличением числа переселенцев расширялись районы их поселения – основным кварталом с преимущественно армянским населением стал Сололак, расположенный под Сололакской горой.
Армяне с давних времен составляли преобладающее население Тифлиса. Например, по описанию Шардена, посетившего столицу Грузии в 1671 году, из 20 тысяч жителей армян было 14 тысяч, т.е. около 75%. Такая же картина отмечалась с наступлением XIX века - в 1800 году они занимали первое место по численности, до 20 тысяч душ или почти 3/4 всего населения. (Н.Бадриашвили. "Тифлис – от основания города до XIX века". Книга 1. Изд. Тифсовета, 1934.).
По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш.Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165).
С развитием индустриализации и промышленности в Тифлисе количество неармянского населения сильно возросло, а с наступлением революции и в последующие годы почти сравнялось с армянами. В дальнейшем оно стало превалировать.
Армяне в Грузии, как известно, проживали не только в столице, но и во многих других городах, например Мцхета, Ахалкалаки, Ахалцихе, Гори, Сурами, Ахалгори, Ананури, Душети, Телави, Сигнахи, Кутаиси, Сухуми и др. В некоторых из них они также составляли большинство. На это указывают, в частности, М.Нейман и П.Иоселиани. "...нынешние города Сигнах и Телав в Кахетии, бывшие в то время незначительными местечками, обратились в населенные армянские пункты так же, как и город Гори в Карталинии" (М.Нейман. "Армяне", С-Петербург, 1899). "Население Сигнахи состоит большей частью из армян. Они имеют там и свою церковь... Велисцихе – нынешнее его население состоит большей частью из армян, водворившихся здесь для торговли..." (П.Иоселиани. "Путевые заметки по Кахетии", Тифлис, 1846, с.39,47).
Армяне занимали доминирующее положение не только в численном, но и в социальном отношении, как по своему значению, так и по разнообразию. В Тифлисе они почти ис-ключительно образовали особое городское сословие – нечто вроде почетных граждан под названием мокалаков, что буквально значит "горожанин". Вели они свое начало от тех промышленных и торговых армян, которых царь Вахтанг-Горгаслан вызвал во вновь устраиваемую им столицу и предоставил им разные выгодные и почетные привилегии, впоследствии к ним присоединились новые пришлецы, вызванные царицей Тамарой.(Д. Бакрадзе и И.Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г.Беренштама, С-Петербург, 1870, с.87-88.) Звание мокалака было приложимо к наиболее состоятельной части населения Тбилиси. Не будучи однородным слоем, мокалаки делились на первостепенных и второстепенных. Еще при грузинских царях первостепенными мокалаками были Шадиновы, Абесаломовы, Юзбашевы, Харазовы, Тамамшевы, Татоевы, Измировы, Кишмишевы и др. (Ю.Д.Анчабадзе, Н.Г.Волкова. "Старый Тбилиси", М, Наука, 1990, с.27.)
Цари оказывали мокалакам особенное внимание и уважение, позволяли им владеть крестьянами на общих правах; за уголовные преступления мокалаки не подвергались подобно людям низших сословий, казни, а откупались денежной пеней. В злополучные времена, когда из Грузии посылалась персидским шахам дань девушками и мальчиками, называвшаяся "арбаб", они избавлялись от нее также взносом денег. Царю платили они определенную подать, "махта", могли поступать на службу и даже на некоторые почетные места имели предпочтительное перед другими право; впрочем, они охотнее служили по гражданской, чем по военной части... Занимались они преимущественно торговлей, но из них бывали и ремесленники. (П.Иоселиани. "Города существовавшие и существующие в Грузии", с.83,84.) Почетные граждане, состоящие преимущественно из армян, представляли большую часть медиков и меликов мамасахлисов.
Высокий пост городского головы, как было указано ранее, также в основном принадлежал армянам. Первым в Тифлисе в 1841 году был избран местный армянин И.Измиров. В последующие годы этот пост занимали С.Хатисов, М.Тер-Грикуров, И.Шадинов, Ф.Придонов, З.Гуласпов, З.Амирагов, И.Мириманов, А.Свечников, С.Сараджев, А.Мананов, В.Аршакуни, С.Абесаломов, С.Мириманов, Е.Придонов, К.Шармазан-Вартанов, И.Арцруни, Н.Аладатов, Д.Туманов, Я.Туманов, А.Матинов, П.Измайлов, Г.Евангулов, Н.Черкезов и, наконец, последним эту должность занимал А.Хатисов.
Некоторые из них сыграли значительную роль в процветании города. При Я.Туманове (1870-1875 гг.) было введено городское самоуправление и основано Михайловское ремесленное училище (впоследствии – 2-я мужская гимназия, Нахимовское училище, средняя школа № 25, в настоящее время здание пострадало от пожара).
А.Матинов (1879-1891) способствовал благоустройству Тифлиса важными сооружениями, в частности мостами, водопроводом, городским домом (мэрия), а также проложнием трамвайных путей (конка); при нем же впервые город совершил ряд крупных займов. Канализация, асфальтирование и газовое освещение улиц – все эти новаторские мероприятия были проведены и вошли в жизнь города благодаря А.Хатисову (1909-1917гг). Представители высшего класса тифлисского армянского населения составляли большинство гласных (депутатов) и в городской Думе. В частности, на 1.01.1909 года из 77 гласных 37 было армян.
Низший класс тифлисского армянского населения был представлен веселыми и остроумными кинто, занимавшимися продажей фруктов, овощей, свежей рыбы, содержанием духанов, небольших винных погребов, харчевен и проч. Они были в большой моде – вели кулачные бои, пользовавшиеся огромной популярностью у городских жителей, обладали притягательными человеческими свойствами. Все это в совокупности делало их любимцами, а зачастую и героями среди остального населения, особенно среди армян. Тифлис вообще, в более широком смысле, долго являлся ареной для выражения армянского духа. Это был особый город, где все чувствовали себя у "себя", и в первую очередь армяне. Они принимали активное участие в торгово-деловой и культурной жизни города – содержали торгово-ремесленные предприятия и культурно-просветительские учреждения, воздвигали жилые и общественные здания, посещали свои церкви и театры, читали свои газеты, журналы и книги, учились в своих школах и гимназиях. Немало городских объектов носило армянские названия: Эриванская и Мадатовская площади, улицы Мадатова, Арцруни, Шелковникова, Лорис-Меликова, Тер-Гукасова, Лазарева, Бебутовская, Аргутинская, Коргановская, Нерсесовская, Долухановская, Аштаракская, Эчмиадзинская, Ванкская, Сурб-Ншанская, Сурб-Минасская, Сурб-Карапетекая, Норашенская, Армянский базар, Мадатовский и Мнацакановский мосты, Худадовский лес... Такая же картина в целом была характерна и для других населенных пунктов Грузии, где достаточно компактно проживали армяне. Например, армянские церкви функционировали не только в ее столице, но и в Ахалкалаки, Ахалцихе, Сухуми, Батуми, Поти, Цхинвали, Кутаиси, Гори, Сигнахи, Телави, Велисцихе, Цинандали, Греми, Ахалгори, Душети, Коджори, Шулавери, Болниси.
Ш. Чхетия: «Торговый и ростовщический капитал к началу XIX века в Грузии был сосредоточен главным образом в руках армян. Последние взяли в столице в свои владения почти всю частную собственность и торговлю. Подобное положение имело место и в дальнейшем. В 1860 году в Тифлисе числилось около 3 тысяч лавок и торговых заведений - большинство из них содержалось армянами. Так, из 17 караван-сараев 14 принадлежало им (Бехбутянц, Арцруни, Ананянц, Херодинянц, Корхмазянц, Шиоянц, Шадинянц, Мовсесянц, Саркисянц, Варданянц, Халатянц, Гамамшянц и др.). Армянам же принадлежало большинство гостиниц, винных складов, духанов. Приблизительно две трети торгово-промышленного класса составляли армяне».
**
По данным официальной переписи 1864 года в Тбилиси числилось 47,4% армян, 24,76% грузин, 20,47% русских. Через 12 лет соотношение указанных национальностей было: 40,7% армян, 23,6% грузин, 21,24% русских. Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальности в следующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян... (Ш. Чхетия. "Тбилиси в XIX столетии", изд. АНГр.ССР, 1942, с.161,165).
Из «Путеводителя по Кавказу» М. Владыкина:
«Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, что в 1803 г. в Тифлисе считалось до 2700 домов, - только 18 домов принадлежало грузинам, остальные же принадлежали армянам; таким образом, столица составляла тогда вполне собственность армянскую».
По переписи, произведенной 25 марта 1876 года, население города разделялось следующим образом: «армян - 40,7%, грузин - 23,6%, русских - 21,24%, прочих народностей (немцев, персиян, татар, греков, евреев) - 14,46%». Характерно отметить, что соотношение числа населения столицы по национальностям в последующие годы вновь начинает изменяться в пользу армян. По данным первой всероссийской переписи населения 1897 года, в Тифлисе проживало 50 тысяч армян. А уже к 1905 году их стало 120 тысяч.
По данным городского статистического бюро за 1910 год «преобладающую часть населения составляли армяне — 40,9%, затем шли русские — 22%, грузины (картвельцы) — 17,7% и прочие национальности — 19,4%».
Посетивший Тифлис в 1672 году во время своего путешествия по Кавказу француз Жан Шарден отмечает, что из 20 тысяч жителей города 14 с половиной тысяч – армяне.
Французский путешественник Жозеф Турнефор, оказавшийся в Тифлисе в 1701 году, пишет: «Жителей в Тифлисе приблизительно считается 20 тысяч, из них 14 тысяч армян (т. е. около 75%), 3 тысячи мусульман, 2 тысячи грузин и 500 римских католиков.
21 августа 1840 года первым тифлисским городским головой был избран Иван Измиров (Ованес Измирянц). В последующие годы этот пост занимали армяне С. Хатисов, М. Тер-Грикуров, И. Шадинов, Ф. Придонян, З. Гуласпов, З. Амирагов, И. Мириманян, А. Свечников, С. Сараджев, А. Мананов, В. Аршакуни, С. Абесаломов, С. Мириманян, Е. Придонян, К. Шармазан-Вартанов, И. Арцруни, Н. Аладатов, Д. Туманов, Я. Туманов, А. Матинян, П. Измаилянц, Г. Евангулов, Н. Черкезов и, наконец, последним эту должность занимал А. Хатисянц.
«Сумбат» происходит от древнееврейского «Шабат». Кстати, в 11-м веке представитель грузинского царского дома Багратионов, Сумбат Давитис-дзе (т.е. Давидович) пишет историю своего рода, где доказывает его Божественное происхождение от Давида и Соломона. К этому веку армянская ветвь уже перестала царствовать, а грузинская сохраняла трон до анексии в 1801-м году.
Раз уж вы так глубоко заинтересованы этнолингвистическими проблемами, да будет известно вам, что окончания "...швили" ("сын, дитя") в Грузии кроме грузин могут иметь и евреи, и кистинцы, и осетины, да и армяне тоже, так же, как и разной национальности могут быть в России ряд "...ов", в Греции "...идис" и т.п. Давайте коснемся перечисленных вами конкретных фамилий, подспудно считающимися вами армянскими:
1. Саришвили - гурийцы. Это западная Грузия. Там днем с огнем не сыщете армян. Кстати, "сари" по-грузински "кол".
2. Ананиашвили - карталинцы. В корне библейское имя "Анания". У армян не "Анановы", а "Онановы". А это уже от другого библейского имени.
3. Орбелиани - можете прочитать у Стефаноса Гандзакеци-Орбеляна (1258-1304) об армянизации в предыдущем веке одной ветви, перешедших из Грузии в Армению представителей этого благородного грузинского рода, давшего миру в 20-м веке академиков - братьев Орбели.
4. Саакашвили - могут быть и карталинцы, и кахетинцы. В корне опять же библейский "Исаак". Но если хотите забрать сегодняшнего президента персонально, обратитесь - может и согласится!
5. Туманишвили - преимущественно месхетинские грузины-католики - в корне "туман" по-персидски "десятирублевка", имеющая хождение и в Грузии, и в Армении.
6. Джугашвили - грузинские горцы, среди которых есть и спустившиеся в низовья Картли (в частности, в Гори). По-грузински "Джуга" - "Плавленая сталь".
7. Шушанашвили - дословно: "Дитя Шушан". Под этим именем известны две Шушан в истории Грузии - супруга питиахша Картли, дочь Вардана Великого, этническими корнями ведущего начало из Лазистана (в 5-м веке) и сестра картлийского Эрисмтавари - предпочтевшей смерть супружеству хазарского Кагана (в 8-м веке).
С уважением - Картвелишвили (Грузинов)
*
Нерсесянц Владик Сумбатович (2.10.1938, Степанакерт - 21.07.2005г., Москва) — российский ученый-юрист, выдающийся специалист в области философии права, политических и правовых учений. Автор фундаментальных трудов по философии права, теории права и государства, истории политических и правовых учений, разработчик оригинальной философско-правовой концепции (либертарно-юридической теории права и государства). Являлся председателем российской секции Международной ассоциации социальной и правовой философии, членом редколлегии серии «Философское наследие». Соавтор Новой философской энциклопедии (статьи "Право", "Философия права").
Доктор юридических наук, профессор, академик РАН (2000 г.).
*
Сумбатян Межлум Альбертович(1954г.) - доктор физико-математических наук, профессор Южного федерального университета. Основатель научной школы «Волновые процессы в механике и аэроакустике».
*
1. Сумбатов Георгий Луарсабович (род.1830г.- ? ) - представитель старинного тифлисского армянского княжеского рода, генерал-майор.
2. Сумбатов Давид Александрович(27.12.1831г. - ?) - князь, генерал-лейтенант.
3. Сумбатов Михаил Луарсабович (1822г., Тифлис - 23.06.1886г.) - князь, генерал-майор.
Я уже не говорю о таких "грузинских" фамилиях как Саришвили, Ананиашвили, Орбеляни, Саакашвили, Туманишвили, Джугашвили, Шушанашвили и т.д.
Уважаемый Максим,
1. Откуда у Вас сведения о месте рождения Сумбатова? Желательна ссылка на источник.
2. Формулировка "По некоторым данным" [умер 17 сентября]" нуждается в ссылке на источник или может быть сочтена лично Вашим домыслом. А зачем Вам так рисковать?
Буду благодарен за ответ. Юрий Виноградов
В кн.: "Материалы к истории Академии наук СССР:1917-1947" (Под ред. С. И. Вавилова. М.;Л.: Изд-во Акад наук СССР, 1950 С. 427) в разделе "Почетные академики по разряду изящной словесности, избранные в 1917-1918 гг." ...
... Сумбатов(Южин), Александр Иванович
Избран 20 марта 1917 гю Род. в дер. Муравлевка Одоевского у. Тульской губ. 4 [16 -Ю.В.] сентября 1857 г. ум. на юге Франции 17 сентября 1927 г."
Если нужны справки, готов помочь. Ю.В.