Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Евгений Урбанский фотографии
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >

160
Ирия Гай   27.02.2025 - 00:08:18
Помним и любим.
Светлая память в день рождения Евгения Урбанского!
159
смирнов виктор (москва)    28.08.2024 - 15:23:25
Хоть и разница,есть пренья,
Где есть общие коренья...
Но как лучшему бы другу —
и Тальков пожал бы руку!..
158
владимир головачев (москва)    21.07.2024 - 21:37:29
Актёр - плакат времён СССР - на любителя. Много пафоса, игры, пережима в эмоциях внешних. Это всё читается и видно.
сообщение было отредактировано в 21:54
157
нвч по-прежнему (Красноярск)    27.02.2024 - 16:11:00
Светлая память прекрасному актеру!
156
Кубанка   27.02.2024 - 14:35:07
Талантливый актер, красивый человек. Любим. Помним. Смотрим.
155
Ирия Гай   27.02.2024 - 00:04:45
Помним и любим!
154
Глюкк (Форт)    27.10.2023 - 21:28:58
Виной гибели — снова цепь роковых событий: у актёра украли деньги — он решил заработать на трюке — перестраховался режиссёр — Евгения некому было уберечь или помочь ему...
Урбанский был похож в маленьком эпизоде фильма о жене Дзидре на будущий памятник "Сказ об Урале". Не с него ли В.Зайков и Е.Александров образ сняли? По датам близко.
сообщение было отредактировано в 21:40
153
Ирия Гай   27.02.2023 - 21:11:53
Светлая Память в день рождения Евгения Урбанского.
152
Кубанка   27.02.2023 - 16:34:37
Сегодня Евгению Яковлевичу исполнилось бы 91 год, а как давно его нет с нами. Прекрасный актёр, убедителен в любой роли, не хватает сейчас таких. Светлая память.
151
Николай Ващилин (Санкт-Петербург)    28.11.2022 - 16:29:11
Уникальная находка на «Мосфильме». Обнаружена киноплёнка с записью последних минут жизни актёра Евгения Урбанского
23 ноября 2022 Пресс-служба 15278
Уникальная находка на «Мосфильме». Обнаружена киноплёнка с записью последних минут жизни актёра Евгения Урбанского
Фотогалерея
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965), Мосфильм-Инфо
На съемках фильма "Директор" (1965)
На съемках фильма "Директор" (1965): один из последних дублей
МосфильмЕвгений Урбанский"Директор"1965 год
⇐ Вернуться к списку
ИСТОРИЯ, ДОСТОЙНАЯ ЭКРАНИЗАЦИИ


В ноябре текущего года на «Мосфильме» проводились масштабные внутренние инспекции служебных помещений, используемых при чрезвычайных ситуациях. В одном из них была обнаружена коробка с 70-мм негативом. Выходные данные указывали, что материал содержит рабочие моменты съемки картины «Директор» режиссера Алексея Салтыкова. Особое внимание специалистов «Мосфильма» на пленку обратили рукописные пометки «Весьма важно!» и «Урбанский».



20221108_094102.jpg
Коробка с 70-мм негативом



Трагическая смерть популярнейшего актёра Евгения Урбанского в 1965-м году на съемках фильма «Директор» за десятилетия успела обрасти массой слухов, домыслов и самых невероятных версий. Каково же было удивление сотрудников киностудии, когда при просмотре материала выяснилось, что найденная плёнка содержит документальную запись трагической гибели артиста на съемочной площадке!



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»: «Это действительно уникальные кадры, о существовании которых я лично до этого момента не знал. Хотя в то время я ещё учился в школе, хорошо помню весть о трагической гибели Евгения Урбанского – он был знаменитым актёром, любимцем советского зрителя. Внезапный и трагический уход из жизни человека такого масштаба вызвал большой резонанс. Но всех деталей случившегося, мы тогда, конечно, не знали. Всё укладывалось в короткую формулировку: «машина перевернулась» - и всё...»

126783.jpg
Евгений Урбанский в фильме "Баллада о солдате"



«Для нас это неожиданная и, без преувеличения, удивительная находка. Документальные трагичные кадры, которые проливают свет на события более чем полувековой давности!» - отметил главный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский, руководивший процессом восстановления плёнки.



Бесценный кинематографический документ и архивные данные сегодня позволяют отчасти восстановить картину тех событий - как на съемочной площадке, так и за её пределами. Но обо всём по порядку.



ЕВГЕНИЙ УРБАНСКИЙ: РОКОВОЙ ДУБЛЬ


Кинематографическая карьера Евгения Урбанского была похожа на короткий, но яркий полёт звезды. Он буквально ворвался в советское кино и сразу же засиял. За дебютный фильм «Коммунист» (Ю. Райзман, 1957) - главные призы на фестивалях в Венеции и Киеве. Через два года - главная роль в фильме «Неотправленное письмо». И снова успех! В 1961-м на экраны вышла лента Григория Чухрая «Чистое небо» - её признают лучшей картиной года. Запомнил зритель и его небольшую, но пронзительную роль в «Балладе о солдате». Всенародная популярность! Евгений Урбанский буквально купался в народной любви. И никто тогда даже предположить не мог, что в фильмографии актёра, мгновенно ставшего народным любимцем, останется всего лишь десять фильмов...



evgenij-urbanskij-v-filme-chistoe-nebo.jpg
Евгений Урбанский в фильме "Чистое небо"



Евгению Урбанскому было всего тридцать три года, когда он погиб в автокатастрофе. Это случилось в ноябре 1965 года на съемках фильма «Директор» - киноповести Алексея Салтыкова по сценарию Юрия Нагибина об истории создания первого советского грузовика–«полуторки». Прообразом главного героя Зворыкина стал легендарный директор Московского автозавода Иван Лихачёв. Архивные документы подтверждают, что с самого начала работа над фильмом шла тяжело: Юрий Нагибин был вынужден не раз переписывать сценарий, оператор Владимир Николаев ушел с картины на этапе проб, вскоре заявление об уходе на имя директора Второго творческого объединения Ивана Пырьева попытался подать и режиссер Алексей Салтыков. Через несколько месяцев после запуска фильма с площадки ушёл директор картины Карлен Агаджанов, ссылаясь в объяснительной записке на "слишком сложную работу". Исполняющим обязанности директора ленты был назначен Семен Марьяхин. Кстати, сам Евгений Урбанский был утверждён на роль перед самым запуском – до него активно и небезуспешно пробовались артисты Николай Губенко и Георгий Мартынюк. Случайность? Рок?..



067.jpg
Фотография со съемок фильма "Директор" (1965) Мосфильм-Инфо



Часть съемок картины проходила в Узбекистане – в сорока километрах от Бухары. 5 ноября снималась сцена проезда автоколонны по пескам. При съёмке сложного трюка Урбанский находился в автомобиле, за рулём которого был каскадёр-автоспортсмен. Машина Зворыкина (героя Урбанского) должна была промчаться прямо через барханы и обогнать колонну. Наиболее сложный кадр в этой сцене — «прыжок» машины с одного из барханов. Сегодня у нас есть уникальная возможность разобрать съемки сцены максимально подробно – полностью трагические кадры публикуются впервые.



В первом дубле машина не смогла «взлететь» над песками – это подтверждается кадрами съемки.




Дубль№1



Во втором дубле «прыжок» состоялся, но оператор «упустил» машину из кадра. Обращает на себя внимание тот факт, что точка съемки изменена. Возможно, техническая неудача негативно повлияла на автогонщика, рядом с которым сидел Евгений Урбанский – ведь установку режиссера он выполнил, но трюк пришлось переснимать.





Дубль№2



В третьем дубле машина снова съехала по бархану без задуманного эффекта. Хотя вираж после проезда через бархан выполнен каскадёром вполне профессионально. Не «прыгнув», автомобиль, тем не менее, встроился в колонну грузовиков.





Дубль№3



Четвертый дубль оказался роковым. В ряде источников сообщается о том, что каскадер, вероятнее всего, не проверил измененный угол трамплина, который оказался завышенным. Машина, взлетев на предельную высоту, перевернулась. Плёнка зафиксировала момент страшной аварии.





Дубль №4. Возрастное ограничение 18+



Евгений Урбанский получил тяжёлые травмы – в их числе перелом свода черепа - и скончался в больнице. Запись в съемочном журнале, который вел помощник режиссера, сообщает, что актёр умер в 15 часов 50 минут по местному времени.



Запись о гибели.jpg
Запись от 5 ноября 1965 года в журнале съемок



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»:

«На что лично я обратил внимание – очевидно, что трюк не был подготовлен должным образом. Об этом говорит хотя бы тот факт, что группа несколько раз меняла точку съемки. Создаётся впечатление, что трюк делался спонтанно – без предварительной подготовки. Возможно, он вообще «родился» прямо на съемочной площадке. А ведь сам по себе данный трюк является довольно сложным. Первый дубль достаточно эффектный – машина на приличной скорости съехала с бархана, круто развернулась, встроилась в колонну. Для того чтобы показать характер главного героя, которого играл Урбанский – лихость, бесстрашие – этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Но, видимо, эпизод решили усложнить. От кого исходила данная инициатива? Может быть, от каскадёра. А может, инициатива исходила от второго режиссера Николая Москаленко, который в тот день руководил съемками вместо Алексея Салтыкова?.. Ответов мы уже не узнаем».



Главным оператором картины "Директор" являлся Анатолий Ниточкин. Вторым оператором, судя по выходным данным найденной на "Мосфильме" коробки с негативом - Александр Двигубский. Некоторые исследователи, в том числе каскадёр Николай Ващилин указывают на то, что рядом с Урбанским в момент аварии находился автогонщик Юрий Марков. Ряд источников сообщает о том, что Марков получил травмы, но выжил и даже впоследствии давал интервью о случившемся. Согласно журналу съемок фильма «Директор» (официальный документ, хранящийся в архиве «Мосфильма») в списке каскадёров значится сразу восемнадцать человек, в том числе и Марков. Однако установить личность водителя именно по кадрам киносъемки не представляется возможным.



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»:

«Присутствие в этой сцене Евгения Урбанского, на мой взгляд, вообще не принципиально. Съёмка велась на общем плане – главного героя почти не видно. Его вполне мог заменить дублер. С тем же успехом можно было посадить на пассажирское сидение… куклу! Почему Урбанский остался в машине – непонятно. Думаю, если бы съемочная группа настояла – его бы там не было».



ПОСЛЕ ТРАГЕДИИ


После трагической смерти Урбанского картину закрыли. Но не сразу. Судьба фильма решилась на заседании Художественного совета Второго творческого объединения, который провёл Иван Пырьев. Среди участников обсуждения были режиссеры Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Александр Столпер, сценаристы Юрий Нагибин, Морис Слободской, Эмиль Брагинский и другие известные кинематографисты. Режиссер картины Алексей Салтыков выдвинул три предложения: первое - продолжить фильм, «снимая всё дальше как бы глазами героя»; второе – сделать из отснятого материала ролик с прологом или эпилогом; третье – на основе отснятого материала сделать документальный фильм о Евгении Урбанском, а саму картину начать заново. Так в итоге и поступили.



Протокол.jpg
Фрагмент из стенограммы заседания Художественного совета



Сумму потраченных к тому времени на картину средств – 285 тысяч из запланированного полумиллиона рублей - студия списала в убыток. К моменту гибели актёра группа отсняла 1355 метров плёнки (из 4400 запланированных на 2 серии). Многие материалы первоначальной версии фильма вошли в документальную картину «Евгений Урбанский» (1967) режиссёра Е. Сташевской-Народицкой. В нем присутствуют кадры первых дублей, однако момента с падением автомобиля нет. Вероятно, после внутреннего рассмотрения дела о нарушении правил техники безопасности, в котором не нашли состава преступления, пленку всё же было решено изъять из общего массива рабочих материалов или просто… уничтожить.



Карен Шахназаров, кинорежиссер, генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм»:

«Можно предположить, что в то время было принято решение смыть плёнку. Ведь то, что мы видим на этих кадрах – больше похоже не на несчастный случай на производстве, а на автокатастрофу в результате каскадерского трюка, исполненного ненадлежащим образом. Так или иначе, кто-то на «Мосфильме» тогда решил сохранить материал, понимая его ценность. И то, что данная пленка опубликована – хороший повод напомнить киносообществу о том, что кино – дело весьма ответственное и зачастую опасное. К сожалению, несчастные случаи на съемках по-прежнему, не редкость. Вспомнить хотя бы недавнюю трагедию с участием Алека Болдуина, по неосторожности застрелившим оператора. В 2018 году на съемках фильма «Подольские курсанты» под гусеницами танка погиб каскадер. У меня на съемочной площадке тоже возникали опасные ситуации – к счастью, никто не пострадал. Хорошее кино, конечно, не может существовать без трюков, но кинематографисты всегда должны помнить о необходимости тщательного планирования и подготовки таких сцен – здесь не бывает мелочей».

Акт о списании.jpg
Акт о списании затрат



И хотя официально никаких обвинений съемочной группе картины «Директор» предъявлено не было, трудно отделаться от мысли, что режиссер картины Алексей Салтыков всё же был «наказан» за случившееся в Бухаре – в 1966-м году он должен был получить Ленинскую премию за свою предыдущую картину «Председатель», снискавшую ошеломительный зрительский успех. Но, вопреки всем ожиданиям, награду получил только исполнитель главной роли - артист Михаил Ульянов… Позже режиссер в беседах с обидой подчеркивал, что фактически был отстранен от любых съемок на два года.



Фильм «Директор» всё же пересняли в 1969-м – в чёрно-белом варианте. Роль Зворыкина исполнил Николай Губенко. Но это было уже совсем другое кино. И всё же… Можно утверждать, что окончательная точка в истории этой ленты поставлена только сейчас – спустя 57 лет после трагической гибели всенародно любимого актёра Евгения Урбанского.



Исключительное право на видеоматериалы принадлежит ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм». Использование текста и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя – ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм».



Первый канал: «Мосфильм» впервые опубликовал кадры страшной аварии, в которой погиб известный советский актер Евгений Урбанский

ВЕСТИ: Правда о гибели актера дошла до зрителей 57 лет спустя

Звезда: Неподготовленный трюк: почему на съемках «Директора» произошла трагедия с Урбанским

НТВ: Тайна гибели актера Урбанского: «Мосфильм» показал найденные уникальные кадры


Поделиться новостью:
Комментарии (6)
Оставить комментарий
Georg27 ноября 2022
.... вечная память.... Запомнился Е.Урбанский по фильму "Коммунист". Видел его в далеком детстве, впечатление произвел очень сильное... на всю жизнь! ....... Господ да е милостив към него.... а ние - трябва да го помним!
Дмитрий25 ноября 2022
Действительно на первом дубле вполне впечатляющий трюк и так машина чуть набок не завалилась.
Елена25 ноября 2022
Мы помним Урбанского!?
Сергей Насонов24 ноября 2022
Воистину уникальная находка. Я с волнением смотрел 4й дубль, где погиб Урбанский. Столько лет прошло, а мы только сейчас смогли увидеть эти кадры... Вечная память прекрасному Человеку - Актеру с большой буквы.
Людмила Саранская24 ноября 2022
Как интересно.... А что это за артист? Впервые о нем слышу.
Евгений Долгих24 ноября 2022
Вечная память выдающемуся артисту!

ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»

Адрес:
119991, Россия, Москва
ул. Мосфильмовская д.1

Телефон: +7 (499) 143-9100
Email: reg@mosfilm.ru

Заказ услуг:
E-mail: order@mosfilm.ru
Тел.: +7(499)143-9889

Список контактов / Реквизиты

Скачать презентацию компании

СТРАНИЦЫ
Павильоны
Ретроавтомобили
Костюмы и реквизит
Декорации
Каталог фильмов
Плакаты
VR-музей
Подпишитесь на новости «Мосфильма»! Будьте в курсе событий.

Введите ваш Email
КИН
150
Николай Ващилин (Санкт-Петербург)    27.11.2022 - 21:29:26
«БУЛЬВАР ГОРДОНА», № 8 (356) 2012, ФЕВРАЛЬ
21 ФЕВРАЛЯ, 2012
Эпоха
Знаменитая актерская примета: если на съемках лег в гроб, значит, скоро умрешь — в отношении Евгения УРБАНСКОГО сработала на 100 процентов
ЛЮДМИЛА ГРАБЕНКО. «БУЛЬВАР ГОРДОНА» 23 ФЕВРАЛЯ, 2012 00:00
27 февраля культовому советскому актеру исполнилось бы 80 лет
Людмила ГРАБЕНКО
Евгений будто знал, что судьба отмерила ему короткий век, и старался в полную силу прожить каждое отпущенное ему мгновение. После школы поступил в дорожный институт, потом перевелся в горный, где неожиданно для самого себя увлекся художественной самодеятельностью. Год спустя, прочитав на вступительных экзаменах своего любимого Маяковского, Урбанский стал студентом престижного театрального вуза — Школы-студии МХАТ. Первый же фильм — «Коммунист» Юлия Райзмана — сделал его знаменитым на весь Советский Союз. Поклонницы обрывали ему телефон днем и ночью, а режиссеры наперебой приглашали в свои картины. Так появились «Баллада о солдате», «Испытательный срок», «Чистое небо», «Неотправленное письмо», «Большая руда». И, наконец, фатальный «Директор», который стал последним для Урбанского. Говорят, Евгений не хотел сниматься в этой картине, но молодой режиссер Алексей Салтыков, для которого это была первая самостоятельная работа (предыдущие он снимал в соавторстве), уговорил его. Жена актера Дзидра Ритенберг впоследствии вспоминала, что накануне съемок его одолевали дурные предчувствия. Однажды, вернувшись домой, она застала мужа в подавленном состоянии. «Знаешь, — признался ей тогда Урбанский, — вокруг было так пусто и одиноко, что мне на мгновение показалось, будто я умер». Ожидание чего-то ужасного не отпускало его и на съемочной площадке. За день до смерти он сказал своему партнеру по фильму, актеру и каскадеру Владимиру Балону, с которым они на вертолете облетали огромный трамплин, приготовленный для завтрашней съемки: «Смотри, мне могилу роют!». Его слова оказались пророческими.«Он умер так, как жил, - написал об Урбанском впоследствии Роберт Рождественский, - целиком отдав себя делу, во имя которого смеялся и плакал, шептал и кричал, любил и ненавидел. Он не мог, не умел экономить, играть вполсилы. Он привык жить на сцене и экране. Жить, а не существовать!».


А Евгений Евтушенко посвятил памяти актера стихи:

Так ты упал в пустыне, Женька,
Как победитель, а не жертва,
И так же вдаль - наискосок -
Тянулись руки к совершенству -
К недостижимому блаженству -
Хватая пальцами песок...

АКТРИСА ЛАРИСА ЛУЖИНА: «ЖЕНЮ МОГЛА ВЫБИТЬ ИЗ РАВНОВЕСИЯ ЛЮБАЯ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, ДАЖЕ ЕСЛИ ЛИЧНО ЕГО ОНА НЕ КАСАЛАСЬ»
Еще будучи студенткой, Лариса Лужина снималась с Евгением Урбанским в фильме «Большая руда».


Лариса Лужина: «Он был очень честным, откровенным, добрым, открытым»
- Лариса Анатольевна, вы помните, какое впечатление произвел на вас Евгений Урбанский при первой встрече?

- Еще бы! Видели бы вы его в жизни. Высоченный мужчина с широкими плечами, огромной головой и красивым лицом - с крупными губами, зубами, глазами. А сильный какой! Ему ничего не стоило, как его герою в фильме «Коммунист», взять и сломать спиной сосну. А еще он был очень честным, откровенным, добрым, открытым. В этом смысле Женя мне очень напоминал другого кинобогатыря - легендарного Бориса Федоровича Андреева. Такие большие и добрые мужчины в душе остаются детьми, их очень легко ранить, обидеть. Женю могла выбить из равновесия любая несправедливость, даже если лично его она не касалась.

- Вы много общались?


«Коммунист», 1957 год. «Это колоссальная картина, в наше время незаслуженно забытая»
- Это было в те времена, когда мы подолгу жили в экспедициях и, естественно, много времени проводили вместе. Фильм «Большая руда» снимали в Губкине Белгородской области, там есть открытый карьер, где, собственно, и добывают руду. Сейчас город стал очень красивым, а тогда был каким-то полуразрушенным, зачуханным. Представьте, два месяца мы жили в маленькой, деревянной, одноэтажной гостинице. После съемок все в ней собирались, чаще всего - в номере оператора Германа Николаевича Лаврова. Пойти в свободное время было некуда, да и не очень хотелось. Дело в том, что в то время под Губкин отправляли заключенных на так называемую «химию». Те, кого освобождали с зоны, оседали тут же, потому что ехать дальше им было запрещено. В то время это был криминальный город.


С Владимиром Ивашовым в одном из лучших советских фильмов «Баллада о солдате», 1959 год
А Женя очень любил творчество Маяковского, ассоциировал себя с ним (он действительно был очень похож на поэта и, проживи немного дольше, мог бы его сыграть) и всегда читал его стихи. Однажды он привел к нам в гостиницу парня-ровесника, который обожал Есенина и был будто его близнецом - невысокого роста, с голубыми глазами и светлыми волосами, очень нежный. Потом оказалось, что поклонник Есенина отсидел 10 лет за убийство.

Мы все собрались и ужинали после съемки. Каждый приносил то, что у него было, в результате получался хороший стол - такое тогда было время, не единоличное. И вот этот парень с Женей начали соревноваться, кто больше стихов знает.


Евгений с женой актрисой Дзидрой Ритенберг. Через два месяца после смерти Урбанского у него родилась дочь, которую назвали в честь отца
Гость декламировал любовную лирику Есенина, а огромный Урбанский ему громко и раскатисто отвечал: «Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза...». Не помню, кто из них победил, но сам факт очень интересен: отбывший наказание убийца и известный актер наперебой читают стихи.

- Друг Урбанского актер Валентин Никулин вспоминал, что Евгений Яковлевич великолепно пел...

- Особенно он любил романсы. Когда брал гитару, все слушали, затаив дыхание, - у него был великолепный, завораживающий голос какого-то бархатного тембра.

На память о тех съемках у меня сохранилась смешная любительская фотография, где Женя с кислой миной держит в руке кружку пива (видимо, содержимое ему не нравилось). Тут же его автограф, посвященный мне: «Ах, как я тебя люблю!».


Василий Ливанов, Евгений Урбанский и Иннокентий Смоктуновский в драме Михаила Калатозова «Неотправленное письмо», 1959 год
Все хочу увеличить это фото, а потом отсканировать и распечатать, чтобы было не в одном экземпляре.

«О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО НА СЪЕМКАХ «ДИРЕКТОРА», ГОВОРЯТ КАК О МИСТИКЕ»
- Урбанский не любил пиво?

- Женя пил только коньяк, а тогда в Губкине действовал сухой закон, поэтому ничего с хорошим градусом нельзя было купить. В местном магазине продавалась только болгарская «Гамза» в плетеных бутылях. Когда мы заходили в магазин, видели только эти бутылки с красным сухим вином, а на стене - большую фотографию Урбанского: видимо, продавщицы были его поклонницами. Он приходил и спрашивал: «Девочки, что у вас все «Гамза» да «Гамза», покрепче ничего нет?». Они виновато отвечали: «Нет, не завезли». - «Ну и чего ж вы тогда мою фотографию здесь повесили? - обижался Женя. - Уберите ее отсюда». Несмотря на дефицит спиртного в губкинских магазинах, ребята все равно что-то доставали, тайком провозили. И вот на Новый год, который мы встречали там, ребята во главе с Женей поставили елку, а на ней вместо обычных игрушек почему-то висела... килька, ею мы закусывали «контрабанду».


С Олегом Табаковым и Ниной Дробышевой в «Чистом небе», 1961 год
В Москве в мосфильмовском буфете у него была хорошая знакомая - буфетчица Марина. На киностудии выпивать было нельзя, но она специально для Урбанского держала его любимый коньяк. И вот как-то Женя, который относился ко мне покровительственно, как к девчонке (я тогда была студенткой-третьекурсницей), предложил: «Пойдем пообедаем!». Подходим с ним к стойке, и он говорит Марине: «Налей нам чаю покрепче: мне стакан, а ей - полстакана». Оказывается, так они уговорились называть коньяк. И мы стояли и ложечками в стакане помешивали, как будто у нас там сахар.


Последняя картина Урбанского «Директор». «После его гибели почти все актеры отказались сниматься в новой версии, а Цыганкова, которая подавала такие большие надежды, ушла из кино навсегда»
- Вот это конспирация!

- Урбанский, как и все большие мужчины, любил поесть. И вот когда мы уже вернулись в Москву и начали снимать павильонные сцены, наш режиссер Василий Ордынский ему сказал: «Что-то ты очень здоровый стал, тебе нужно похудеть!». В обед того же дня, придя в нашу актерскую столовую, Женя сказал официантке: «Так, милая, принеси-ка мне пять хеков без гарнира!». Вот такая у него была диета.

- Почему он решил сам делать трюк с машиной, который и стал для него роковым?

- Так ведь Женя всегда все трюки делал сам, не признавал никаких каскадеров. О том, что произошло на съемках «Директора», говорят как о мистике. Я не очень во все это верю, но Пронякин, которого он сыграл в «Большой руде», ведь тоже погибает. Такое впечатление, что Женя просто повторил судьбу и смерть своего киногероя. Ну, и потом есть актерская примета: если на съемках лег в гроб, значит, скоро умрешь. В отношении Жени она сработала на все 100 процентов.


Александр Рекемчук: «Ничьей вины не было, но на «Мосфильме» все равно пытались найти виноватых»
Жаль, что мы потеряли этого замечательного актера так рано. Они с женой, латвийской актрисой Дзидрой Ритенберг, которая стала известна на всю страну после фильма «Мальва», были очень красивой, яркой, гармоничной парой. И очень друг друга любили - это было видно всем окружающим. Незадолго до съемок в том злополучном фильме им дали отдельную однокомнатную квартиру. Туда они переехали из шестиметровой комнаты общежития Театра имени Станиславского, где работал Женя.

- В кино он успел сыграть всего в девяти фильмах, один из которых - короткометражный...

- Зато мы смотрим их до сих пор. А можно, подобно современным актерам, сняться в доброй сотне фильмов (особенно это касается сериалов), а о них помнят, пока идет картина. И едва появляются титры «конец», тут же забывают.

КИНОДРАМАТУРГ АЛЕКСАНДР РЕКЕМЧУК: «ПЛАНИРОВАЛОСЬ, ЧТО НА МЕСТЕ УРБАНСКОГО БУДЕТ СИДЕТЬ КАСКАДЕР, НО ЖЕНЕ ОЧЕНЬ НУЖНЫ БЫЛИ ДЕНЬГИ, И ОН УГОВОРИЛ РЕЖИССЕРА»
Будучи главным редактором «Мосфильма», Александр Рекемчук курировал последний фильм Евгения Урбанского.

- Александр Евсеевич, вы ведь Урбанского знали с юности, а встретились с ним на съемочной площадке его последней картины...

- В школе будущий актер учился в Инте, в Коми АССР. Его отец, второй секретарь ЦК Компартии Казахстана, был репрессирован и выслан сначала под Воркуту, а потом - в Республику Коми. Я работал там журналистом, а мой двоюродный брат Коля Приходько учился в одном классе с Урбанским.

Я был совершенно потрясен дебютом Жени в кино - в фильме «Коммунист». Это колоссальная картина, в наше время незаслуженно забытая, но думаю, что о ней еще вспомнят. В то время я видел его на сцене (он работал в Театре имени Станиславского), на киностудии, но близко мы не общались. Познакомились мы с ним на съемках картины «Директор», сценарий для которой написал мой друг - замечательный писатель Юрий Нагибин. Прообразом главного героя Зворыкина был знаменитый основатель ЗИЛа Иван Алексеевич Лихачев.

- Кто предложил пригласить на эту роль Урбанского?

- Ни Нагибин, ни я, в то время бывший главным редактором киностудии, не представляли себе в этой роли Урбанского. Но когда мы увидели пробы, были просто ошеломлены, настолько этот образ в его исполнении вырос до уровня легендарного, я бы даже сказал, былинного героя. В сценарии ничего подобного не было, но нам очень понравилось.

Вскоре мы на студии уже смотрели первый отснятый материал. Помню, как меня поразила сцена свадьбы Зворыкина - это было что-то потрясающее! Помимо самого Урбанского, там была великая Нонна Мордюкова. Она играла сестру невесты монашенку Феню, которая, захмелев, начинала петь песенку о «милом мальчике, пупсике». Все было настолько точно, ярко и смешно, что киночиновники, которые обычно на таких просмотрах демонстрировали чрезмерную строгость, хохотали до слез. Не могли мы с Нагибиным не обратить внимания и на исполнительницу роли невесты Зворыкина - молодую актрису Антонину Цыганкову. Уже тогда было понятно, что после выхода картины на экраны на актерском небосклоне взойдет новая звезда. Увы, после гибели Урбанского почти все актеры отказались сниматься в новой версии картины, а Цыганкова, которая подавала такие большие надежды, сыграв несколько эпизодов, ушла из кино навсегда...

- Что произошло в пустыне Кызылкум 5 ноября 1965 года?

- Снимали международный автопробег, в котором впервые принимали участие советские грузовики. Машину в голове колонны вел директор завода Зворыкин. Урбанский не должен был сниматься в этой сцене, планировалось, что на его месте в кабине будет сидеть каскадер. Но актер уговорил режиссера.

- Зачем ему это было нужно?

- Поговаривали, что в экспедиции у него украли весь гонорар, который он получил за несколько месяцев, - что-то около 800 рублей. А у него в это время жена была беременная, лежала в роддоме на сохранении. В общем, ему очень нужны были деньги, а за съемки платили сразу и наличными.

Что там произошло, мы увидели позже, в закрытом директорском зале киностудии, куда пригласили только начальство - генерального директора, его заместителей, главного инженера, меня как главного редактора. Никто поначалу даже не понял, в чем дело: на экране было только изображение, без звука, и от этого было еще страшнее. По пустыне мчался автомобиль, взлетал, как с трамплина, на бархан, на какие-то мгновения зависал в воздухе и падал на песок.

Эпизод был очень хорошим, можно было на нем остановиться, но Урбанский настоял на том, чтобы сделать дубль, во время которого машина рванула с гребня бархана, перевернулась и упала на крышу. В кадре появились члены съемочной группы, они бежали к машине, а заглянув в нее, в отчаянии хватались за голову руками. Оказывается, оставленная без присмотра камера продолжала снимать происходящее...

«ГОВОРЯТ, ЕГО ПОСЛЕДНИМИ СЛОВАМИ БЫЛИ: «ГОСПОДИ, КАК БОЛЬНО!»
- Актера погубило отсутствие каскадерских навыков?

- Да, там, где водитель, опытный каскадер, сгруппировался бы, сжался, и почти не пострадал, Женя, наоборот, распрямился и сломал шейный позвонок. Он жил еще несколько часов, его отвезли в больницу, пытались что-то сделать, но тщетно. Говорят, последними словами Жени были: «Господи, как больно!». Он погиб в 33 года - в возрасте Иисуса Христа. Никто не знал, как сообщить о том, что случилось, его жене Дзидре. Но она приняла новость мужественно - видимо, сработали защитные силы организма, который уже приготовился к тому, чтобы произвести на свет новую жизнь. Через два с лишним месяца у Дзидры родилась дочь, которую назвали в честь отца - Евгенией.

Прощались с Урбанским в Театре имени Станиславского на улице Горького. Туда мы привезли венок от киностудии и там стояли в почетном карауле у гроба. Помню, как заплаканная Майя Менглет (она прославилась главной ролью в фильме Ростоцкого «Дело было в Пенькове». - Авт.) с горечью бросила нам: «Что вы с ним сделали?!».

- Разве в этом была ваша вина?

- Да ничьей вины не было, мы очень тяжело переживали произошедшее. Но на «Мосфильме» все равно пытались найти виноватых. Выяснилось, что режиссер Алексей Салтыков в тот момент на съемочной площадке отсутствовал, его заменял второй режиссер, что, конечно же, было серьезным нарушением. Обоих отстранили от съемок, картина была закрыта. Дело даже хотели передать в прокуратуру, а Салтыкова привлечь к уголовной ответственности и уволить с «Мосфильма» с волчьим билетом. Молодой режиссер был совершенно сломлен всем происходящим. Его судьба решалась на парткоме киностудии, а он при этом даже не присутствовал, потому что не состоял в партии.

В конце концов, Салтыкова нам удалось отстоять, но встал вопрос, что же делать с картиной дальше. Я предложил оставить в новой версии фильма все эпизоды, снятые с Женей Урбанским, а те, в которых он не успел сыграть, сделать с другим актером.

- Это был бы очень интересный ход!

- Конечно, ведь это дало бы картине какой-то дополнительный заряд - зрители ходили бы смотреть на последний фильм Урбанского. Самым ярым противником этой идеи был Салтыков. Сейчас, спустя много лет, я понимаю: ему не хотелось заново переживать эту трагедию, она слишком тяжело ему далась.

Через несколько лет он начал делать вторую версию картины. Сохранил все - сценарий, раскадровку, музыкальное оформление, места натурных съемок, а вот актеров, занятых в первой версии, ему собрать не удалось. Почти все они отказались сниматься по второму разу, посчитав это неуместным.

Во второй версии картины Зворыкина играл Николай Губенко, сходство которого с прототипом картины было просто поразительным. Николай Николаевич очень хороший актер и режиссер, к тому же мой земляк (мы с ним оба уроженцы Одессы), так что я ничего против него не имею. Но у него не было ни капли той романтики, которая отличала Урбанского. Губенко играл хитренького, жуликоватого мужичка, который обеими ногами стоит на земле. На мой взгляд, вторая версия фильма «Директор» просто не получилась, с первой ее даже сравнивать нельзя. Знаю, что и Юрий Нагибин был от этой картины не в восторге.

- Сейчас уже нигде нельзя увидеть кадры, снятые с Евгением Урбанским?

- По моему сценарию режиссер Екатерина Сташевская сняла документальную ленту «Евгений Урбанский». Там есть и отрывки из фильма, и хроника гибели актера - нам удалось их спасти от неминуемого уничтожения.

Позже я обратился к руководству Республики Коми с предложением присвоить имя Урбанского школе, в которой он учился. Мое письмо было опубликовано в газете «Известия». Но партийные боссы решили, что актер такой чести не достоин. Сослались на то, что он не коренной житель Коми АССР, а приезжий. Но, думаю, дело в другом: Урбанский из семьи репрессированного. Несмотря на то что его отец был реабилитирован после смерти Сталина, в советское время к таким «пятнам» в биографии относились с подозрением.
149
Питер Сало   25.11.2022 - 19:08:17
№148 Valentin V. K.
... Насколько я помню, в ч/б варианте эти кадры гуляли из передачи в передачу. Кажется, были уже у Филатова в «Чтобы помнили».
Нет. Филатов к сожалению, не сделал передачу об Урбанском.
А кадры показывали. В Кинопанораме точно. Я помню поворот и кучу песка и пыли.
Я уже не помню подробностей. Там не все так просто было? Он же не сам был за рулем? Он лежал внизу и должен был подменить каскадера, чтобы продолжить съемку одним прогоном.
148
Valentin V. K.   24.11.2022 - 14:31:32
№147
В ролике последние минуты жизни Евгения Урбанского. Коробку с негативом нашли случайно…
Насколько я помню, в ч/б варианте эти кадры гуляли из передачи в передачу. Кажется, были уже у Филатова в «Чтобы помнили».
147
МилаБелик   24.11.2022 - 10:38:03
"Мосфильм" опубликовал видео со съемок фильма"Директор", тот самый эпизод, во время которого случилась смертельная авария.
В ролике последние минуты жизни Евгения Урбанского. Коробку с негативом нашли случайно, во время инспекции.
Видео можно найти по запросу в сети.
146
Купа Купыч   21.04.2022 - 04:26:19
"Коммунист", "Чистое небо"..., даже невозможно порой представить, что это кинофильмы, а Урбанский - исполнитель ролей, настолько проникновенно и чувственно вживался в созданные им образы этот замечательный Артист. Помним и любим...

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 >

Евгений Урбанский: новости >>

Афиша кино >>

драма, исторический фильм
Россия, 2024
боевик, приключения, фэнтези
Германия, Чехия, 2024
биография, драма, исторический фильм
Бельгия, Ирландия, 2024
драма, криминальный фильм, триллер
Бельгия, Франция, 2024
мелодрама, приключения
Франция, 2025
комедия, семейное кино, фэнтези
Китай, 2024
байопик, ироническая новелла
Россия, 2025
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2025
комедия, мелодрама, научная фантастика
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен