Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Сергей Юдин (II)

Сергей Юдин (II) фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Театры
Большой театр 1911 - 1914, 1919 - 1941
Опера С. Зимина 1914 - 1919
Фотоальбом

Юдин Сергей Петрович (II)

8 июля (26 июня) 1889, Москва — 5 июля 1963, Москва.

Артист оперы (лирический тенор), режиссёр и педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1933).

С детских лет проявил себя одарённым художником, обучался в «Училище живописи, ваяния и зодчества», где одним из его педагогов был Аполлинарий Васнецов. В 1900—1906 годах учился в Московском высшем техническом училище. Однако затем увлёкся пением и с 1906 года занимался у Г.А. Алчевского. Позднее продолжил обучение у профессора А.М. Додонова.

В 1910 году был вызван на пробу в Большой театр и произвёл на комиссию прекрасное впечатление.
В 1911–1914, 1919–1941 годах - солист Большого театра.
14 февраля 1911 года впервые выступает на сцене театра в партии Баяна в «Руслане и Людмиле» М. Глинки. Дебют молодого певца прошёл успешно, однако некоторое время по решению дирекции театра он был занят только во второстепенных партиях: Индийского гостя в «Садко» Н. Римского-Корсакова и Синодала в «Демоне» А. Рубинштейна.
Дебютной главной ролью Юдина стала в 1913 году партия Ленского в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Его партнёрами по спектаклю стали ведущие исполнители ролей Татьяны и Онегина М. Гукова и И. Грызунов, дирижировал Эмиль Купер. Успех певца высоко оценила пресса, «Новости сезона» от 23 апреля 1913 года написали: «Впервые в Большом театре, кроме Собинова, мы услышали и увидели еще одного подлинного Ленского…». В подтверждение своих успехов Юдин получил предложение выступить в роли Ленского в театре Казино в Монте-Карло, где тогда выступали лучшие артисты Европы, включая Ф. Шаляпина, Э. Карузо, Д. Смирнова, однако отказался от него, считая себя ещё не готовым к международному дебюту на таком уровне.

В начале 1914 года после конфликта с администрацией, которая по-прежнему держала его на «голодном пайке», переходит из Большого театра в частную оперу С.И. Зимина, где вскоре становится ведущим исполнителем репертуара лирического тенора и одним из лидеров труппы, соперничавшей с Большим театром. Партнёрами певца по зиминской сцене были многие выдающиеся солисты того времени. В частности, в «Фаусте» Ш. Гуно, «Севильском цирюльнике» Дж. Россини и ряде других постановок Юдин неоднократно выступал вместе с Ф.И. Шаляпиным.
В 1914—1919 годах — солист Оперы С. Зимина (с 1917 — Опера Московского Совета рабочих и солдатских депутатов).

В 1919 году возвращается в Большой театр, где теперь исполняет репертуар, сделавший его любимцем публики в театре Зимина. Уникальной работой артиста стало участие в шуточном спектакле «„Севильский цирюльник“ дыбом». В нем звёзды Большого театра поменялись ролями: Антонина Нежданова исполняла партию графа Альмавивы, а Сергей Юдин — партию Розины. Подобный эксперимент требовал от исполнителей незаурядного вокального мастерства. Блестяще владевший фальцетом, Юдин пел партию Розины в сопрановой тесситуре. Спектакль имел огромный успех у публики благодаря игре участников, преобразившихся в несвойственных их амплуа персонажей.

С. П. Юдин обладал сильным голосом мягкого тембра, отточенной вокальной техникой, артистизмом исполнителя. Мастерски владел фальцетом. Голос певца отличался так называемой «двухтембровостью» (был близок по характеру к тенору-альтино): в верхнем регистре приближался к сопрановому звучанию, в нижнем — к баритональному. По оценкам критики, голос Юдина — сильный, мужественный лирический тенор, для которого нет технических трудностей. Исполнительская манера артиста была достаточно строга, выразительна, без распространённой у теноров тех лет слащавости. Превосходная дикция, живо, осмысленно поданные каждое слово, каждая фраза, безупречное чувство формы и стиля исполняемой музыки — вот отличительные качества певца, избежавшего подражания самым крупным авторитетам среди теноров.

К концу 1920-х годов Юдина начинает привлекать режиссёрская работа и работа с молодыми певцами. Объединив артистическую молодежь Большого театра, в 1932—1933 годах осуществил постановку ряда опер: «Риголетто» Дж. Верди, «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова.

Вокальную карьеру артист закончил в 1941 году. Последними его режиссёрскими работами в филиале ГАБТа стали в начале 1940-х годов «Тоска» Дж. Пуччини, «Дубровский» Э. Направника и «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

В военные годы работает в качестве режиссёра и вокального педагога в Московской оперной студии. В числе прочих ученицей была его дочь, будущая солистка театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, а также Всесоюзного радио Татьяна Сергеевна Юдина, Н.Л. Гуторович, А.М. Мищевский, В.Н. Петров, Г.М. Пищаев, В.В. Райцев, А.Сакулин, И.М. Скобцов, В.И. Тимохин, Н.Н. Тимченко.

С 1948 по 1963 годы преподавал в Московской консерватории, доцент (1953), и.о. профессора (1954).
Автор книги «Певец и голос», изданной в 1947 году, в которой отразил свой исполнительский и педагогический опыт.

Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок 8, ряд 30.
театральные работы
Альфред — «Травиата» Дж. Верди
Баян — «Руслан и Людмила» М. Глинки
Вагоа — «Юдифь» А. Серова
Владимир Дубровский — «Дубровский» Э. Направника
Владимир Игоревич — «Князь Игорь» А. Бородина
Герцог — «Риголетто» Дж. Верди, 1929
Граф Альмавива, Розина — «Севильский цирюльник» Дж. Россини
Джеральд — «Лакме» Л. Делиба, 1928
Звездочёт — «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, 1924
Индийский гость — «Садко» Н. Римского-Корсакова
Кавалер де Грие — «Манон» Ж. Массне
Канио — «Паяцы» Р. Леонкавалло
Князь Синодал — «Демон» А. Рубинштейна
Левко — «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова
Ленский — «Евгений Онегин» П. Чайковского, с 1913
Леопольд — «Жидовка» Ж. Ф. Галеви, 1914
Лоэнгрин — «Лоэнгрин» Р. Вагнера
Моцарт — «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова
Мури — «Сын мандарина» Ц. Кюи, 1914
Надир — «Искатели жемчуга» Ж. Бизе
Ромео — «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно
Рудольф — «Богема» Дж. Пуччини
Рылеев — «Декабристы» В. Золотарёва
Фауст — «Фауст» Ш. Гуно
Фра-Дьяволо — «Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине» Д. Обера
Царь Берендей — «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова
Щукарь — «Поднятая целина» И. Дзержинского, 1938
Эрекле — «Измена» М. Ипполитова-Иванова

последнее обновление информации: 09.05.18

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен