Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Виктор Жидков

Виктор Жидков фотография

Жидков Виктор Александрович

4 февраля 1926 - 11 января 2004

Участник Великой Отечественной войны с 1943 года.

Актёр Оренбургского театра кукол.

Жена - заслуженная артистка РСФСР Ирина Маленкова (1928-1998).

последнее обновление информации: 14.12.16
Хорошего много не бывает

Старейший актёр областного театра кукол Виктор Александрович Жидков. Воевавший на фронтах Великой Отечественной войны, он понимал, как необходима людям радость, и более 30 лет, работая в театре, ежедневно доставлял её детям и взрослым, создавая запоминающиеся образы. Филигранная техника, отточенность каждого жеста характеризовали его манеру игры. Великолепный профессионал, замечательный кукловод, он мастерски владел куклами разных систем. Кажется, он нутром ощущал природу кукольного театра и знал секрет оживления куклы. Статья журналистки Н.Веркашанцевой была написана к 75-летию артиста.

4 февраля исполнилось 75 лет Виктору Александровичу Жидко­ву – артисту театра кукол. Чуть было не добавила «заслуженному». Но у него нет звания. А ведь, говорят, мог получить за одного только Лётчика в «Маленьком принце», поставленном легендарным Романом Ренцем по сказке Экзюпери. Но не дали. Уж очень был колюч. Никому не давал спуску. В том числе и начальству. И коллегам с ним было непросто: не получалось полноценного парт­нёрства – он всегда ощущал своё преимущество. Не без оснований, конечно: мастерски владел куклой. Да и в живом плане работал замечательно – сказался опыт работы в Сталинградском драматическом театре, где он начинал вместе с Иннокентием Смоктуновским и Иваном Лапиковым.

С годами Виктор Александрович отнюдь не стал благодушнее. С ним и сейчас не просто: всё время возражает. Ну сами посудите: я ему о Лётчике, мол, этапная роль, триумф и прочее в том же духе. А он, пожимая плечами: «По-моему, она мне не удалась. Спектакль прошёл всего 30 раз. А надо было работать – роль сложная, глубокая. Ведь прототип Лётчика – сам Экзюпери. Ездить надо было. Но для гастролей спектакль оказался неподъёмный. Декораций целая машина».

А коллеги вспоминают совсем другое. Роль Лётчика поначалу играл и сам Ренц, народный, между прочим, артист России. Но вскоре отказался: почувствовал, что Жидков сильнее. Это был особый – программ­ный спектакль и для Ренца, и для театра. Всё равно, что «Чайка» для МХАТа. Сергей Образцов, у кото­рого Ренц учился, отговаривал его от этой постановки, считал, что кукле не под силу столь философская вещь. Но Ренц ослушался. И, как оказалось, правильно сделал. Образцов, приехав в Оренбург на премьеру, спектакль очень хвалил. В том числе и замечательный дуэт – Лётчика и Маленького принца, которого блестяще сыграла Ирина Маленкова. А сценический дуэт этот в скором времени превратился в семейный. Трудно было найти более непохожих друг на друга людей. В отличие от него, она – наивная, доверчивая, непосредственная – ладила со всеми. Вот и его, ершистого, сумела приручить. Как Маленький принц. Для того, чтобы приручить, как известно, надо запастись терпением. Помните, что говорил Лис Маленькому принцу? «Сперва сядь вон там, поодаль... Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе...». У них было много дней – целых 33 года. Два года назад Ирины Михайловны не стало. «Маленький принц улетел на свою планетку…».

С Жидковым было трудно работать, но у него было чему учиться, говорят артисты, бывшие в его золотую пору студийцами. И с воодушевлением вспоминают Адама из «Божественной комедии», Белого Отца из «Золотого коня», Ганимеда – слугу Пигмалиона из «Прелестной Галатеи». Он всегда стремился удивить публику. И у него это получалось. До сих пор вспоминают, как на фестивале в Тюмени зал стоя аплодировал его Вороне – крошечной роли в спектакле «Солнышко и снежные человечки», а после представления в гримуборную ломились поклонники. Однажды он подготовил программу – иллюзион, этакий каскад фокусов с платочками, спичками, нитками, с помощью которых на глазах ошеломлённых зрителей появлялись кукольные персонажи.

Удивительное было зрелище – театр не театр, цирк не цирк. Виктора Александровича с этой программой даже пригласили выступить в Доме актёра, когда оренбургский театр был на гастролях в столице. Коль скоро речь зашла о цирке, то надо сказать, что Жидков всегда завидовал циркачам. Они долго и кропотливо готовят номер, а потом работают его всю жизнь, да ещё и детям по наследству передают. В театре же, хочешь не хочешь, три-четыре премьеры в год выдай. А хорошего много не бывает. Виктор Александрович любит повторять эту фразу. В том числе и применительно к своим ролям. Из всех сыгранных за 42 года он вспоминает с удовольствием лишь одну – поэта Кошмарова, губошлёпа с апломбом, из эстрадного представления «У нас в гостях», некоего подражания «Необыкновенному концерту», поставленному в театре Сергея Образцова.

А ещё ему нравилось участво­вать в капустниках. Замечательный тренинг. Не даёт погрязнуть в рутине. Застой, косность, боязнь нового – вот что страшно в актёрском ремесле, считает Виктор Александрович. А в театре кукол рутина усугубляется ещё и отсутствием хорошей литературной основы. Не зря же Зиновий Гердт, у которого он учился мастерству кукловода, ушёл даже от Образцова. Такова уж специфика кукольного театра, а вот вид этого искусства, по его мнению, конечно, уникален. В вершинных своих достижениях – самое настоящее волшебство. Хотя сам он это не сразу понял. Поначалу тосковал о драматической сцене. А потом, обнаружив в себе способности кукловода, успокоился, привык к ширме. С благодарностью вспоминает Ренца, который поднял театр на новую высоту, повысив его творческую планку, наладив общение с Образцовым и столичными критиками. Это очень важно.

Но не менее важна и готовность актёра к серьёзной работе. Он, как спортсмен, должен быть в хорошей форме. И главное – не утратить интереса к жизни и способности удивляться. Иначе как же ты сможешь удивить других? Судя по всему, Виктор Александрович интереса отнюдь не утратил. Он в курсе театральной жизни – внимательно читает рецензии на премьеры. Он в курсе того, что происходит на эстраде, в разговорном жанре. С удовольствием отмечает удачные находки. Например, вытягивающийся и стреляющий гриф гитары у одного из молодых юмористов в телепередаче «Аншлаг». «Молодец, ищет, чем удивить публику!» – одобряет артиста Жидков. Однако не любит, когда эстрадные трюки переносят на театральные подмостки. И терпеть не может, когда взрослые разговаривают в рекламных роликах детскими голосами. Всё равно, что железом по стеклу. Однако, поспешая за новым временем, он, конечно, всё чаще вспоминает былое: войну, на которую был призван в 1943 году, театры, в которых работал, осуществляя свою юношескую мечту, – неважно кем, лишь бы на сцене, Ирину Михайловну, по которой сильно тоскует. Когда бывает особенно тоскливо, он вспоминает «Маленького принца». «По четвергам охотники танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день – четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придётся, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха», – произнес на прощанье лирический монолог из Экзюпери юбиляр, которого называют колючим. Да, прав был маленький принц: самое главное – то, чего не увидишь глазами.

Н. Веркашенцева

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram