Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Владимир Никонов

Владимир Никонов фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театр
Обсуждение

Никонов Владимир Леонидович

Родился 28 ноября 1937 года в Москве.

Артист балета, педагог.

Заслуженный артист РСФСР (21.03.1968).
Народный артист РСФСР (25.05.1976).

В 1957 году окончил Московское хореографическое училище по классу Александра Руденко. Учеником исполнил партию Щелкунчика-принца («Щелкунчик», 1956, хореография Василия Вайнонена). В 1957—1978 году — солист балета Большого театра, где его педагогами были Тамара Никитина, Алексей Ермолаев и Асаф Мессерер.
Член КПСС с 1966 года.

В 1966—1977 годах преподавал в Московском хореографическом училище. В 1980 окончил ГИТИС по специальности педагог-балетмейстер. С 1978 года — педагог-репетитор Большого театра. Среди его учеников в разные годы: Михаил Цивин, Виктор Барыкин, Леонид Козлов, Владимир Деревянко, Валерий Анисимов, Михаил Шарков, Юрий Посохов, Вадим Писарев, Александр Ветров, Марк Перетокин, Владимир Непорожний, Денис Матвиенко, Александр Волчков, Егор Хромушин, Карим Абдуллин.

Жена — Людмила Богомолова (Никонова) (р. 1932), балерина Большого театра (1951—1971), педагог Московского хореографического училища (1971—1988), заслуженная артистка РСФСР (1959).
Сын — Андрей Никонов (р. 1970), артист балета Большого театра (1988—1999).

Ушел из жизни 25 августа 2020 года.
театральные работы
1958 — «Жизель», редакция Леонида Лавровского — вставное па де де
1960 — «Конёк-Горбунок», балетмейстер Александр Радунский — Коралл
1961 — «Пламя Парижа», балетмейстер Василий Вайнонен — Антуан Мистраль
1961 — «Лебединое озеро», редакция Асафа Мессерера — па де труа
1961 — «Лесная песня», балетмейстеры Ольга Тарасова и Александр Лапаури — танец трёх — первый исполнитель
1961 — «Ромео и Джульетта», балетмейстер Леонид Лавровский — Трубадур
1961 — «Шопениана», хореография хореография Михаила Фокина — Юноша
1961 — «Страницы жизни», балетмейстер Леонид Лавровский — вальс — первый исполнитель
1961 — «Бахчисарайский фонтан», хореография Ростислава Захарова — Вацлав
1962 — «Страницы жизни», балетмейстер Леонид Лавровский — Георгий
1963 — «Раймонда», редакция Леонида Лавровского — Бернар
1964 — «Спящая красавица», редакция Асафа Мессерера и Михаила Габовича — Голубая птица
1964 — «Лебединое озеро», редакция Асафа Мессерера — Принц Зигфрид
1965 — «Каменный цветок», балетмейстер Юрий Григорович — Данила
1965 — «Золушка», балетмейстер Ростислав Захаров — Принц
1965 — «Дон Кихот», хореография Александра Горского — Базиль
1966 — «Жизель», редакция Леонида Лавровского — Альберт
призы и награды
Орден Дружбы (22.03.2001).

последнее обновление информации: 25.08.20
Многие лета

Десять лет назад Большой театр отпраздновал 60-летие Владимира Никонова балетом «Дон Кихот». Партию Базиля в честь своего педагога - народного артиста России, экс-премьера Большого, а ныне ведущего педагога-репетитора, танцевал его любимый ученик Владимир Непорожний. Пролетели годы, заполненные непрерывной работой, и вот новая знаменательная дата: 70-летний юбилей Никонова и 50-летие его творческой деятельности

Если не знать, что Никонов родился в трудовой московской семье, легко поверить, что он отпрыск аристократического рода. В кругу коллег Никонова трудно найти такого, как у него, сочетания независимости, свободной воли и спокойной силы, способной сдержать внутри вскипающую эмоцию. Когда Никонову было десять лет, большая семья потеряла кормильца. Чтобы как-то пристроить среднего сына, Анна Антоновна привела Володю в Московское хореографическое училище. С точки зрения профессии препятствий поступлению не было никаких. Да вот незадача - медики обнаружили у мальчика легкую форму туберкулеза. Помогла справка знакомой медсестры, удостоверившая возможность обучения парнишки балету. Начались занятия, и - не чудо ли - болезнь отступила, позволив Никонову утверждать, что он излечен балетом.
Становление Никонова как классического танцовщика проходило под бдительным оком Александра Руденко. Успехи юноши были явными, что выделяло его из группы сверстников. Способности к дуэтному танцу вскоре оценила Суламифь Мессерер, часто обращавшаяся к Никонову с просьбой быть партнером на репетициях ее учениц. На выпускном Никонов танцевал «Щелкунчика», получил горячее одобрение семьи балетмейстера Вайнонена, и в 1957 году, окончив девятилетний курс обучения, был принят в труппу Большого театра.
Началась взрослая жизнь, которую заполнили репетиции, спектакли, гастрольные поездки. Как водится, «звездного часа» пришлось ждать в рядах кордебалета. Практически всех своих балетных героев Никонов «брал штурмом», поскольку плавным репетиционный процесс получался далеко не всегда. Техническая оснащенность, хорошая координация, быстрая смекалка и чуткое отношение к партнерше то и дело бросали артиста на амбразуру чрезвычайных происшествий балетного производства. Вдруг в ходе зарубежных гастролей Борис Хохлов, занятый в киносъемке, неожиданно «подкинул» pas de deux в «Щелкунчике», в «Лебедином озере» с одной репетиции пришлось стать Принцем Риммы Карельской и Татьяны Голиковой, а с Раисой Стручковой «с листа» повести «Золушку». Да и свою коронную роль - Базиля в «Дон Кихоте» - Никонов приготовил за один день. благо партнершей оказалась одна из лучших, по его мнению, Китри -Людмила Богомолова. Позже она стала супругой Никонова, спутницей всей его жизни. Усыновив сына жены, Владимир Леонидович дал ему не только свою фамилию и воспитание, но и балетное образование. Позже традицию дружной семьи продолжил и младший брат Лени - Андрей. Вслед за родителями оба брата стали солистами Большого театра.
Присмотревшись к Никонову, Асаф Мессерер предложил ему посещать свой класс. Вместе с Асафом Михайловичем были подготовлены первые сольные партии: «свадебное» pas de deux в «Жизели» и роль Вацлава в «Бахчисарайском фонтане».
Долгое и плодотворное сотрудничество сложилось у Никонова с Тамарой Никитиной, которая была основным репетитором почти всех спектаклей. Но однажды опять сложилась критическая ситуация, и Никонову настоятельно предложили исполнить роль Данилы в «Каменном цветке». Спектакль сложный, пластика своеобразна, непривычна. Готовить с молодым артистом первую в его профессиональной жизни главную партию в авральном режиме Тамара Петровна отказалась. Огорченный, Никонов был вынужден обратиться за помощью к Алексею Ермолаеву. Тот оказался более решительным, и Никонов успешно справился с танцевально и актерски сложной партией.
Интерес к педагогике у Владимир Леонидовича проснулся рано. Подметив эти способности своего ученика, А.Руденко часто поручал ему ведение уроков в училище. Полученные навыки пригодились, когда худрук школы Леонид Лавровский предложил Никонову взять для обучения класс мальчиков. Первый самостоятельный опыт получил положительную оценку и задержал Никонова в школе на целых одиннадцать лет.
Своим чередом шел и театральный процесс. Партнершами Никонова оказывались Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Светлана Адырхаева, Наталья Филиппова и другие балерины. Сцена Большого вновь соединила Никонова с Екатериной Максимовой и Натальей Бессмертновой, с которыми еще в годы учебы он танцевал «Щелкунчика» и «Шопениану».
В 1978 году Никонов завершил сценическую карьеру и перешел на педагогическую и репетиторскую работу В его классе занимались многие мастера, вписавшие свои имена в историю Большого балета - Валерий Анисимов, Михаил Цивин, Виктор Барыкин, Леонид Козлов, Михаил Шарков, Юрий Посохов. «Золотая» медаль Владимира Деревянко, полученная им на конкурсе в Варне, стала результатом совместного работы артиста и его наставника. И сегодня к помощи Никонова прибегают Марк Перетокин, Денис Матвиенко, по случаю - солист Мариинского театра Евгений Иванченко, премьер Римской оперы - Роберто Болле и многие другие, когда им нужно ввестись в спектакль Большого.
«Созданием» Никонова могут считать себя Владимир Непорожний и Александр Волчков, которые работают под его началом со дня прихода в труппу.
В классе Никонова создана та деловая, доброжелательная и творческая обстановка, которая не оставляет место никакому соперничеству, никаким зависти и злословию. Похоже, эта этическая среда возникает из нравственных установок самого Учителя, передающихся ученикам. Пестуя своих питомцев, Никонов учитывает их занятость в репертуаре, строит свои уроки в соответствии с творческими задачами и состоянием труппы.
Как признается сам Владимир Леонидович, все критические замечания, а тем более серьезные, резкие, он высказывает артисту только наедине, зато хвалит громогласно, укрепляя в воспитанниках чувство уверенности в своих силах. Те твердо знают, что восторженные аплодисменты, венчающие их выступления в Москве или за рубежом, адресованы также и их педагогу.
Горячо и сердечно поздравляя юбиляра от имени всех его учеников, Владимир Непорожний сказал: «Раскрывая нам тайны искусства классического танца, вы, Владимир Леонидович, в то же время являете пример, учите примирять бесконечно возникающие на театре противоречия, снимать эмоциональные конфликты. Мы от всей души желаем вам еще многие лета сохранять и вселять в нас ту творческую силу, которая единственно приносит артисту подлинное счастье».

Александр Максов

Журнал «БАЛЕТ» № 2/2008

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 5
КСМ (Москва)   27.08.2020 - 01:05
Вот это и называется великие люди. Прожил длинную жизнь, всю душу отдавал. И артистом был, и преподавателем, сколько учеников воспитал. А знают его только в узком кругу. Потому что не лез в телекамеры... читать далее>>
№ 4
Усатова Мария   25.08.2020 - 23:46
Достойная жизнь,без скандалов и мракобесия,сколько замечательных,талантливых,выдающихся людей задвинуты в незаслуженую тень,но,как их в детстве научили,всю жизни выполняют свой долг перед искусством и... читать далее>>
№ 3
Ирия Гай   25.08.2020 - 19:20
Светлая память! читать далее>>
№ 2
Moderato   11.12.2019 - 12:40
Фото - https://www.bolshoi.ru/upload/iblock/968/9681cd1aca9ed1498a807220d05750f4.jpg читать далее>>
№ 1
Виктор Шемякин (Москва)   20.12.2018 - 22:04
Свою педагогическую деятельность Владимир Никонов начал несколько раньше, чем указано в статье ему посвящённой, а именно в 1963 году. И начал он её в подготовительном классе участников московской самодеятельности... читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен