Десять лет назад Большой театр отпраздновал 60-летие Владимира Никонова балетом «Дон Кихот». Партию Базиля в честь своего педагога - народного артиста России, экс-премьера Большого, а ныне ведущего педагога-репетитора, танцевал его любимый ученик Владимир Непорожний. Пролетели годы, заполненные непрерывной работой, и вот новая знаменательная дата: 70-летний юбилей Никонова и 50-летие его творческой деятельности
Если не знать, что Никонов родился в трудовой московской семье, легко поверить, что он отпрыск аристократического рода. В кругу коллег Никонова трудно найти такого, как у него, сочетания независимости, свободной воли и спокойной силы, способной сдержать внутри вскипающую эмоцию. Когда Никонову было десять лет, большая семья потеряла кормильца. Чтобы как-то пристроить среднего сына, Анна Антоновна привела Володю в Московское хореографическое училище. С точки зрения профессии препятствий поступлению не было никаких. Да вот незадача - медики обнаружили у мальчика легкую форму туберкулеза. Помогла справка знакомой медсестры, удостоверившая возможность обучения парнишки балету. Начались занятия, и - не чудо ли - болезнь отступила, позволив Никонову утверждать, что он излечен балетом.
Становление Никонова как классического танцовщика проходило под бдительным оком Александра Руденко. Успехи юноши были явными, что выделяло его из группы сверстников. Способности к дуэтному танцу вскоре оценила Суламифь Мессерер, часто обращавшаяся к Никонову с просьбой быть партнером на репетициях ее учениц. На выпускном Никонов танцевал «Щелкунчика», получил горячее одобрение семьи балетмейстера Вайнонена, и в 1957 году, окончив девятилетний курс обучения, был принят в труппу Большого театра.
Началась взрослая жизнь, которую заполнили репетиции, спектакли, гастрольные поездки. Как водится, «звездного часа» пришлось ждать в рядах кордебалета. Практически всех своих балетных героев Никонов «брал штурмом», поскольку плавным репетиционный процесс получался далеко не всегда. Техническая оснащенность, хорошая координация, быстрая смекалка и чуткое отношение к партнерше то и дело бросали артиста на амбразуру чрезвычайных происшествий балетного производства. Вдруг в ходе зарубежных гастролей Борис Хохлов, занятый в киносъемке, неожиданно «подкинул» pas de deux в «Щелкунчике», в «Лебедином озере» с одной репетиции пришлось стать Принцем Риммы Карельской и Татьяны Голиковой, а с Раисой Стручковой «с листа» повести «Золушку». Да и свою коронную роль - Базиля в «Дон Кихоте» - Никонов приготовил за один день. благо партнершей оказалась одна из лучших, по его мнению, Китри -Людмила Богомолова. Позже она стала супругой Никонова, спутницей всей его жизни. Усыновив сына жены, Владимир Леонидович дал ему не только свою фамилию и воспитание, но и балетное образование. Позже традицию дружной семьи продолжил и младший брат Лени - Андрей. Вслед за родителями оба брата стали солистами Большого театра.
Присмотревшись к Никонову, Асаф Мессерер предложил ему посещать свой класс. Вместе с Асафом Михайловичем были подготовлены первые сольные партии: «свадебное» pas de deux в «Жизели» и роль Вацлава в «Бахчисарайском фонтане».
Долгое и плодотворное сотрудничество сложилось у Никонова с Тамарой Никитиной, которая была основным репетитором почти всех спектаклей. Но однажды опять сложилась критическая ситуация, и Никонову настоятельно предложили исполнить роль Данилы в «Каменном цветке». Спектакль сложный, пластика своеобразна, непривычна. Готовить с молодым артистом первую в его профессиональной жизни главную партию в авральном режиме Тамара Петровна отказалась. Огорченный, Никонов был вынужден обратиться за помощью к Алексею Ермолаеву. Тот оказался более решительным, и Никонов успешно справился с танцевально и актерски сложной партией.
Интерес к педагогике у Владимир Леонидовича проснулся рано. Подметив эти способности своего ученика, А.Руденко часто поручал ему ведение уроков в училище. Полученные навыки пригодились, когда худрук школы Леонид Лавровский предложил Никонову взять для обучения класс мальчиков. Первый самостоятельный опыт получил положительную оценку и задержал Никонова в школе на целых одиннадцать лет.
Своим чередом шел и театральный процесс. Партнершами Никонова оказывались Раиса Стручкова, Марина Кондратьева, Светлана Адырхаева, Наталья Филиппова и другие балерины. Сцена Большого вновь соединила Никонова с Екатериной Максимовой и Натальей Бессмертновой, с которыми еще в годы учебы он танцевал «Щелкунчика» и «Шопениану».
В 1978 году Никонов завершил сценическую карьеру и перешел на педагогическую и репетиторскую работу В его классе занимались многие мастера, вписавшие свои имена в историю Большого балета - Валерий Анисимов, Михаил Цивин, Виктор Барыкин, Леонид Козлов, Михаил Шарков, Юрий Посохов. «Золотая» медаль Владимира Деревянко, полученная им на конкурсе в Варне, стала результатом совместного работы артиста и его наставника. И сегодня к помощи Никонова прибегают Марк Перетокин, Денис Матвиенко, по случаю - солист Мариинского театра Евгений Иванченко, премьер Римской оперы - Роберто Болле и многие другие, когда им нужно ввестись в спектакль Большого.
«Созданием» Никонова могут считать себя Владимир Непорожний и Александр Волчков, которые работают под его началом со дня прихода в труппу.
В классе Никонова создана та деловая, доброжелательная и творческая обстановка, которая не оставляет место никакому соперничеству, никаким зависти и злословию. Похоже, эта этическая среда возникает из нравственных установок самого Учителя, передающихся ученикам. Пестуя своих питомцев, Никонов учитывает их занятость в репертуаре, строит свои уроки в соответствии с творческими задачами и состоянием труппы.
Как признается сам Владимир Леонидович, все критические замечания, а тем более серьезные, резкие, он высказывает артисту только наедине, зато хвалит громогласно, укрепляя в воспитанниках чувство уверенности в своих силах. Те твердо знают, что восторженные аплодисменты, венчающие их выступления в Москве или за рубежом, адресованы также и их педагогу.
Горячо и сердечно поздравляя юбиляра от имени всех его учеников, Владимир Непорожний сказал: «Раскрывая нам тайны искусства классического танца, вы, Владимир Леонидович, в то же время являете пример, учите примирять бесконечно возникающие на театре противоречия, снимать эмоциональные конфликты. Мы от всей души желаем вам еще многие лета сохранять и вселять в нас ту творческую силу, которая единственно приносит артисту подлинное счастье».
Александр Максов
Журнал «БАЛЕТ» № 2/2008
обсуждение >>