Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Бадма Балдаков

Бадма Балдаков биография

Балдаков Бадма Мелентьевич

16 сентября 1918, село Курумкан, ныне Баргузинский район, Республика Бурятия - 18 июня 1974, Улан-Удэ

Бурятский певец (бас).
Народный артист РСФСР (25.12.1959).

В 1938 году окончил Музыкально-театральное училище им. П. И.Чайковского в Улан-Удэ. В годы Великой Отечественной войны - участник фронтовых концертных бригад.
В 1946-1948 гг. учился пению в Московской консерватории у Н. И. Сперанского. С 1948 года - солист Бурятского театра оперы и балета, с 1964 г. – Бурятской филармонии. Участник 1-й Декады бурято-монгольского искусства в Москве (1940). Исполнил свыше 30 партий. Выступал и как концертный певец, автор вокальных произведений (романс "Тебе, любимая"). Гастролировал за рубежом.
театральные работы
Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Мельник («Русалка» А. Даргомыжского), Князь Галицкий («Князь Игорь» А. Бородина), Кочубей, Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно); Валько («Молодая гвардия» Ю. Мейтуса), Бумал-хан («Энхе – Булат-батор» М. Фролова), Хан («Баир» П. Берлинского).

последнее обновление информации: 07.12.18
"Какой красивый голос!"

По вокально-артистическим возможностям, неповторимому тембровому колориту певцов Бурятию называют забайкальской Украиной, где нужно искать красивые голоса, как когда-то основоположник русской музыкальной классики великий М. Глинка набирал свою капеллу у южного соседа. Народный артист СССР, солист прославленного Большого театра Зураб Соткилава говорил по этому поводу: "В российской вокальной школе есть такой феномен - бурятский вокал, который знают в России и уже наслышаны за рубежом".
УНИКАЛЬНЫМ самородком в этой природной кладовой можно считать первого и лучшего баса труппы Бурятского театра оперы и балета Бадму Мелентьевича Балдакова. Народный артист РФ Саян Раднаев вспоминает, как перед московской комиссией выступали выпускники Ленинградской студии, и Бадма Балдаков, исполнивший "Свет над Байкалом" Д. Покрасса и куплеты Мефистофеля. Две женщины и трое мужчин сначала стали перешептываться: "Какой красивый голос!", а затем вдруг встали и дружно захлопали. "Если бы тогда проводились певческие конкурсы, он, безусловно, был бы в числе лауреатов", считает наш собеседник. Концертмейстер театра, заслуженный деятель искусств БурАССР В. Б. Шестакова объясняла, что Бадма Мелентьевич обладал от рождения звуковой проточностью в голосе, а такой природный аппарат является редкостью. На столичных гастролях в признание выдающихся вокальных данных певца служащий вспомогательного состава вручил ему как-то грим буквально со следующими словами: "Я гримировал корифеев и на своем веку лишь дважды слышал подобное: Шаляпина и Балдакова".
В том, что Бурятский оперный театр до недавнего был ведущим в Сибири и на Дальнем Востоке, есть немалая лепта вдохновенного труда Б. Балдакова. Его портрет, украшая фойе, висел при входе в зрительный зал театра. Много лет пел он под его сводами, а каждая роль, каждая спетая им партия были крупным событием в культурной жизни Улан-Удэ.
Б. Балдаков - участник двух декад бурятского искусства и литературы в Москве, исполнивший главные партии в первых спектаклях национального театра. Один из пионеров в освоении местными певцами классического музыкального наследия. Верный сын своего времени и народа, он нес любимое искусство на передний край обороны, делая тем самым свой вклад в общую победу над врагом.
Бадма Мелентьевич Балдаков родился 16 сентября 1918 года в селе Курумкан, где и прошли его ранние годы. Отсюда берет свое начало река Баргузин, стремительно несущая свои воды в священное лоно Байкала.

Музыкальные способности мальчика обнаружились уже в раннем детстве. Старожилы помнят, как отец будущего певца Мелентий Николаевич, сидя на коне, запоет - слышно было в соседней деревне. Мама Сыбжид Дулбаевна долгими зимними вечерами рассказывала предания из старины глубокой, которые будоражили воображение.
Выбору жизненного пути юноша обязан встрече с уже известным актером и режиссером Гомбо Цыдынжаповичем Цыдынжаповым. На заре становления бурятского профессионального искусства он заботливо и внимательно отбирал талантливую молодежь для работы в театре, направляя ее на учебу.
Обучившись в классе Н. Н. Шатрова, затем у Н. В. Владимирского, преподававшего вокал ведущим мужским голосам А. Арсаланову, И. Батурину, позднее Л. Линховоину, Б. Балдаков был введен на главные партии в декадных постановках - в музыкальной драме "Баир" П. Берлинского и опере "Энхэ-Булат батор" М. Фролова.
Ц. Шагжин, исполнявший главную роль Энхэ, в статье "Омогорхолнай" ("Наша гордость") писал: "До сих пор в моих ушах звучит мощный голос Б. Балдакова в роли Хана и Бумалхана в обоих исторических спектаклях: "Отвечать вроде мастер, а натянуть лук отказываешься?!"
Впоследствии, когда один из руководителей декады И. Туманов приезжал для последующей постановки "Энхэ", он на встрече с общественностью республики в зале Бурятского обкома КПСС вспоминал: "Чудес на свете не бывает. Но I декада национального искусства была настоящим чудом. Она ошеломила театральную Москву. Первые полосы центральных газет украшали портреты Н. Петровой и Б. Балдакова, которые мгновенно полюбились московскому зрителю".
В трудные годы Великой Отечественной войны Б. Балдаков -участник фронтовых концертных бригад. В начале 1943 года большой агитконцертный коллектив из более 70 человек проделал одиннадцатитысячный километровый маршрут от Улан-Удэ до бухты Находка через Читу, Хабаровск, Владивосток, исполняя на "бис" популярные шедевры классической музыки.
С ноября 1943-го группа бурятских солистов дала за три с половиной месяца более шестидесяти концертов в нелегких условиях фронтовой зимы в соединениях 2-го Белорусского фронта под командованием прославленного маршала К .К. Рокоссовского. "В брянских лесах было так холодно, что мороз обжигал горло и было трудно петь", вспоминали участники концертно-фронтовых бригад. А в гвардейской минометной дивизии авиачасти N состоялась встреча нового 1944 года с артиллерийским залпом из легендарной "Катюши" в честь голосистых гостей.
ОСЕНЬЮ 1945 года Б. Балдаков с куплетами Мефистофеля, маршем артиллеристов, "Землянкой", "Вечером на рейде участвовал уже в культурном обслуживании войск Дальневосточного фронта, громивших миллионную Квантунскую армию.
Руководство театра приняло решение осваивать классический оперный репертуар, когда в труппе созрели силы для его осуществления: А. Арсаланов (лирический тенор) - К. Гомбоева-Языкова (лирические сопрано) - Б. Балдаков (бас cantante), которые подтянули за собой остальной исполнительский состав в "Евгении Онегине" П. Чайковского, "Фаусте" Ш. Гуно, "Русалке" А. Даргомыжского и других спектаклях.
"Камнем преткновения" для исполнителей партии Гремина в единственном развернутом его эпизоде - арии "Любви все возрасты покорны" является нижнее "фа", получавшемся у нашего героя "идеально ровным без малейшей форсировки. Хотелось, чтобы оно длилось несколько тактов. После Бадмы Балдакова в нашем театре нет такого князя", говорится в воспоминаниях "Память сердца" народного артиста СССР Линховоина.
Партия Мефистофеля в "Фаусте" в исполнении Б. Балдакова относится, пожалуй, к высшим достижениям актера. С поразительным мастерством исполнял он куплеты о "золотом тельце", внося необыкновенное разнообразие в окраску интонаций голоса.
Несмотря на 28-летний возраст, настоящее артистическое вдохновение вкладывал Б.Балдаков в образ Мельника в опере "Русалка". "Обладая внушительным басом довольно широкого диапазона, артист непринужденно создает колоритный образ", отзывались об исполнении Б. Балдаковым авторы статьи "Творческая удача" в "Бурят-Монгольской правде".
В 1959 году на второй декаде в опере "Князь Игорь" А. Бородина исполнил партию князя Галицкого - честолюбивого эгоиста, сеющего смуту и раздор в трудное для русской земли время. Его кипучий темперамент здесь полностью совпадал с буйным нравом шурина князя Игоря, а интонационная выразительность была подкреплена все время меняющейся мимикой. Актер почувствовал зерно образа с первых репетиций и, проникаясь характером своего героя, естественно с ним слился. По результатам декады Б.Балдаков был удостоен почетного звания народного артиста Российской Федерации.
Вскоре наступило время, когда труппой стали режиссировать из парткома. Оттуда приходили указания, как освещать то или иное событие в печати. Как выстраивать мизансцены, чтобы Кончак или царь Борис пели непременно на авансцене, а Галицкому и старцу Пимену находили место на заднем плане. Разобравшись в ситуации, Бадма Мелентьевич ничего не стал доказывать, просто молча написал заявление и ушел из театра. Эпоха гигантов, причастных к грандиозным свершениям внутри страны, клонилась к своему закату...
В житейских ситуациях Б. Балдаков был колоритным человеком, не чуравшимся розыгрышей и подстав. С ним могли происходить забавные случаи, как например, во Владивостоке, когда, решив поужинать в ресторане "Золотой рог", он обнаружил, что деньги на исходе, и отважился выступить перед посетителями, главным образом из офицеров: купюры летели на стол пачками, от заказов не было отбоя, и желающие спрашивали на следующий день: "Где тут у вас есть такой бас?" Подобные же истории повторялись и в других местах, где ему приходило в голову угостить своих друзей.
В процессе творческой деятельности Б. Балдаков проявил себя как композитор и написал около полутора десятков собственных вокальных сочинений, среди которых - вдохновенный романс "Инагни, шамдаа" ("Тебе, любимая"), рожденный из глубины благородного сердца и признанный в республике в 2001 году "песней века". Он передает состояние зрелого чувства, что не врасплох застигает однажды, а приходит ожиданным подарком судьбы, согревая усталые души и освещая путь наперед. Свое божественное откровение автор исполнял редко, но когда это случалось, то в мощное энергетическое поле от магнетизма личности автора, густых вибраций голоса попадал каждый, кому хотя бы однажды довелось слушать его.
По приезде в 1963 году по случаю 40-летия республики народного артиста СССР, солиста Большого театра П. Лисициана возникла необходимость перевода первоисточника на русский язык, которую осуществил зять Б. Балдакова, доктор географических наук К. А. Шагжиев, сделав не менее художественный текст:
Ты, как ласковый ветерстепной,
Обняла меня нежной рукой.
В небе ярче звезды не найти
И поет мое сердце в груди.
Еще одна типично балдаковская песня "Баргажан" на слова Г.Цыдынжапова. Сурова и величественна природа тайги. Солнце, проглянувшееся из-за густых, разлапистых кедровых веток, едва успевает дать живительное тепло и ласку земле. И как же приветливы лесные поляны, пылающие в полдень ярким разноцветьем. А глядя на эту красоту, хочется воспеть все богатство милой сердцу Баргузинской долины.

Надежда ЦИБУДЕЕВА

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру в Telegram