Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Юрий Гофман

Юрий Гофман фотография
Годы жизни
Категория
Актёр
Театры
Обсуждение

Гофман Юрий Федорович

Родился 14 (27) марта 1915 года в Москве.
Сын заслуженной артистки РСФСР Елены Адамович.

Артист балета, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1955).

В 1933 году окончил МХУ, в 1937 - класс совершенствования ЛХУ (педагог В. И. Пономарёв).
В 1937-1942 гг. работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, в 1942-1959 - в Большом театре.
Партнёр Г. С. Улановой, О. В. Лепешинской, А. Я. Шелест, М. М. Плисецкой. Преподавал в танцевальной мастерской Москонцерта.
Заведовал отделом Межсоюзного дома художественной самодеятельности.

Ушел из жизни в 1999 году.
театральные работы
Владимир («Катерина» на музыку А. Адана и А. Рубинштейна, 1935, балетмейстер Л. М. Лавровский, первый исполнитель)
Солор («Баядерка» Л. Ф. Минкуса)
Базиль («Дон-Кихот» Л. Ф. Минкуса, 1942, дебют в Большом театре)
Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского)
Ромео («Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева)
Грей («Алые паруса» В. М. Юровского)
Алексей Берестов («Барышня-крестьянка» Б. В. Асафьева)
Фабрицио («Мирандолина» С. Н. Василенко)
Ма Личен («Красный мак» Р. М. Глиэра)
Евгений («Медный всадник» Р. М. Глиэра)
Франц («Коппелия» Л. Делиба)
Батыр («Шурале» Ф. З. Яруллина)
Армен («Гаянэ» А. И. Хачатуряна)
Фрондозо («Лауренсия» А. А. Крейна)
Вацлав, Гирей («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева)
Океан («Конек-Горбунок» Ц. Пуни)
Актеон («Эсмеральда» Ц. Пуни)
Принц («Щелкунчик» П. И. Чайковского)
призы и награды
В 1951 году в связи со 175-летним юбилеем Большого театра был награжден орденом «Знак Почета».

последнее обновление информации: 10.03.14
Начало творческого пути заслуженного артиста РСФСР Юрия Федоровича Гофмана совпадает с периодом наиболее плодотворных исканий в советском балетном искусстве. Гофман — питомец двух хореографических училищ — воспитывался в то время, когда в результате обмена опытом и плодотворного совместного труда вырабатывался единый метод советской школы классического танца. Мать Гофмана, заслуженная артистка РСФСР Е. Адамович, была балериной Большого театра, а затем педагогом Хореографического училища. От матери унаследовал Юрий Федорович способности и любовь к балетному искусству. Окончив Хореографический техникум Большого театра СССР, он поступил для дальнейшего совершенствования в Ленинградское хореографическое училище. Мастерство классического танца Гофман изучал под руководством такого выдающегося педагога, как В. Пономарев, искусство поддержки — у Б. Шаврова.

В выпускном классе под руководством тогда еще молодого хореографа Л. Лавровского юноша работал над первой серьезной, волнующей ролью — крепостного танцовщика Владимира в балете «Катерина» на музыку Адана и А. Рубинштейна. Помимо владения классическим танцем (в спектакле был показан «балет в балете», стилизованный по композиции Дидло), партия Владимира требовала от исполнителя и актерского мастерства, уменья создать образ средствами действенного танца. Образы главных героев «Катерины» были даны в развитии, они вырастали и преображались в динамике танцевального действия. Вместе с прекрасной партнершей — исполнительницей партии Катерины Аллой Шелест — юный танцовщик отлично справился с трудной актерской задачей, и эта первая большая роль как бы сразу ввела Гофмана в круг тех образов, которые волновали его и в дальнейшем,—образов возвышенных, героических, сопряженных с драматической игрой, с раскрытием внутренней жизни героя.

Когда в 1937 году по окончании Ленинградского хореографического училища Гофман пришел на сцену театра им. С. М. Кирова, там уже были осуществлены такие этапные для советского балета спектакли, как «Бахчисарайский фонтан», «Утраченные иллюзии», «Пламя Парижа», а в первые годы работы молодого танцовщика ставились «Сердце гор» и «Лауренсия». Театр им. С. М. Кирова в этот период был подлинной творческой лабораторией советского балета. Здесь выходили на широкую творческую дорогу советские балетмейстеры нового типа — Л. Лавровский, Р. Захаров, В. Вайнонен. В этот период выдвинулись такие блистательные мастера танца, как Г. Уланова, В. Чабукиани, К. Сергеев, Н. Дудинская, Т. Вечеслова. Пример этих мастеров не мог не сказаться на творчестве молодых, только что вышедших из школы артистов. Развиваясь в этой благоприятной творческой атмосфере, Ю. Гофман уже в первые годы работы в театре исполнил почти все ведущие партии в балетах, входивших в то время в репертуар театра им. С. М. Кирова. На сцене театра в те годы выступала целая плеяда выдающихся представителей мужского танца, соперничать с которыми молодому артисту было бы трудно. Но с первых же шагов Ю. Гофман показал чрезвычайно важную для советского классического танцовщика сторону своего дарования: роли, отличающиеся психологической глубиной, драматизмом содержания, сложным развитием, стали его любимыми партиями. Исполнял ли артист роль отважного Фрондозо в «Лауренсии», мужественного и рыцарски-благородного Вацлава в «Бахчисарайском фонтане», изменчивого Солора в «Баядерке», — он всегда искал индивидуальные краски для этих образов, пытался проникнуть в их психологическую сущность. Наряду с этим ему поручались и классические танцевальные партии — Океана в «Коньке-Горбунке», Актеона в «Эсмеральде», Принца в «Щелкунчике», — и в этих ролях молодой танцовщик совершенствовал свое танцевальное мастерство. В день объявления войны Ю. Гофман танцевал вместе с Т. Вечесловой в «Баядерке» Минкуса, исполняя роль Солора. А вскоре молодой патриот с группой актерской молодежи вступил в народное ополчение и был включен в агитвзвод при ленинградском Доме Красной Армии им. С. М. Кирова.С гордостью они называли себя «актерами-бойцами».
Несмотря на артиллерийский обстрел и бомбежки, артисты балета давали концерты в передовых частях, расположенных на подступах к окруженному кольцом блокады городу. Тяжелые условия сказались на здоровье артиста. В апреле 1942 года Ю. Гофман серьезно заболел и был помещен в госпиталь. Здесь он едва не погиб во время налета вражеской авиации; артиста спас один из бойцов. В дальнейшем Гофман вместе с госпиталем был эвакуирован в Вологду. Когда здоровье его несколько окрепло, ему вручили приказ Министерства обороны об откомандировании его в Москву, для работы в филиале Большого театра (основная сцена в этот период не работала, коллектив балета находился в эвакуации в г. Куйбышеве, и часть артистов балета давала регулярные балетные спектакли на сцене филиала).

Восстановив силы после перенесенных испытаний, Ю. Гофман вернулся на сцену и уже в сезоне 1942/43 года исполнил ведущие партии во многих балетах — Базиля в «Дон-Кихоте», Принца в «Лебедином озере», Грея в «Алых парусах» и другие. Важнейшим этапом на творческом пути Ю. Гофмана явилась работа над образом Ромео в балете «Ромео и Джульетта», поставленном Л. Лавровским на сцене Большого театра в 1946 году. Здесь сказался большой опыт, накопленный артистом. Приступая к работе над ролью, Ю. Гофман, как всегда, стремился прежде всего постичь ее психологическое содержание. Строго соблюдая данный балетмейстером пластический рисунок, он стремился, чтобы жест соответствовал внутреннему состоянию героя, чтобы зритель верил ему. Артист немало поработал над выразительностью рук — в роли Ромео она имеет очень большое значение. Вместе с жестом отрабатывалась мимика. Каждой позе придавалась максимальная пластическая выразительность. Роль Ромео на первый взгляд не богата танцами. Но в сцене на балконе, во время большого адажио Ромео и Джульетты, танцовщику приходится исполнять большую трехчастную вариацию. Она требует высокого профессионализма от исполнителя, который должен выразить здесь восторг любви пылкого Ромео. Всегда оставаясь танцующим актером, Ю. Гофман — прекрасный, корректный партнер. Еще с первых шагов на сцепе театра им. С. М. Кирова он усвоил правило, что кавалер «должен всегда танцевать так, чтобы было удобно его даме». Гофман за свою артистическую деятельность исполнял партии в балетах почти со всеми ведущими танцовщицами, В течение двух с половиной лет он был, например, партнером Г. Улановой в балете «Ромео и Джульетта».

Партия Ромео — одна из значительных творческих удач Гофмана. Его привлекла глубокая содержательность этого шекспировского образа, с такой проникновенностью раскрытого в прокофьевской музыке. Именно в музыке почерпнул он краски и нюансы, которые помогли найти эмоционально полноценное решение этой сложной партии. Ветреный и легкомысленный в начале балета, Ромео перерождается под влиянием первого настоящего чувства, становится человеком сильной воли и большого характера. Роль Ромео исполняется Гофманом с большим вкусом, с тонким пониманием эпохи Возрождения. Присущее артисту драгоценное чувство меры помогло ему полностью донести до зрителя в хореографическом образе содержание одной из величайших трагедий Шекспира. Артисту очень удалась также роль китайского рабочего Ма Ли-чена из балета Глиэра «Красный мак», отличающаяся действенностью и мужественностью, столь не похожая на партии традиционных «балетных кавалеров».

Партия Евгения в балете Глиэра «Медный всадник» — одна из труднейших мужских ролей советского балета — прочно вошла в репертуар Юрия Гофмана. Образ «маленького человека», бедного чиновника Евгения дан здесь в развитии. Много раз перечитывал артист гениальную поэму Пушкина, вслушивался в прекрасную музыку Глиэра, пока, наконец, не стал совершенно свободно чувствовать себя в этой роли. Особенно удались Гофману сцены безумия Евгения, сраженного гибелью Параши. В балете Яруллина «Шурале» Ю. Гофман предстал перед зрителем в роли Батыра, в которой эпические черты народного героя сочетаются со сказочной фантастикой. Романтический образ Батыра развивается в реальной обстановке. Гофман особенно выделяет то доброе начало, которое несет в себе этот герой, подчеркивает его готовность пожертвовать собой ради любимой девушки-птицы. Батыр стоит в одном ряду с наиболее показательными для творчества Гофмана образами. И если романтика и характерна для его творчества, то это — романтика героическая. Его герои — прежде всего сильные люди. Моральная сила и благородство роднят образы Ромео, Ма Ли-чена, Батыра.

Когда в октябре 1955 года Ю. Гофману за большие достижения в области советского хореографического искусства было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, В. Кригер писала о нем в газете Большого театра «Советский артист»: «В хореографическом отношении все танцы Гофмана высокопрофессиональны, насыщены внутренней динамикой и большой выразительностью... Отличный танцовщик, вдумчивый и чуткий художник, он создает образы, подкупающие сценическим обаянием, насыщенностью, благородством». Актерское дарование Гофмана очень разносторонне. Помимо ролей романтического и героического плана он создал и такие полнокровные, жизнерадостные образы, как партия Фабрицио в балете «Мирандолина» Василенко и Франца в «Коппелии» Делиба. В 1945 году артист отправился вместе с бригадой Большого театра в Китай, в свою первую зарубежную поездку. С тех пор он побывал в Польше, Болгарии, Индии, Монголии. В Румынии он выступал вместе с О. Лепешииской в поставленных там глиэровских балетах «Красный мак» и «Медный всадник».

Признание английских зрителей Гофман завоевал во время гастролей балета Большого театра в Лондоне в октябре 1956 года. Известный писатель Джеймс Олдридж писал о нем: «Зритель должен верить трагическому трепету Ромео, иначе конец получился бы неправдивым. И Гофман вынес, что называется, на своих плечах последнюю сцену спектакля. Нам он очень понравился своей высокодраматической игрой». В 1957 году Юрий Гофман с успехом выступил в партии Гирея в балете «Бахчисарайский фонтан». В 1951 году в связи со 175-летним юбилеем Большого театра артист был награжден орденом «Знак Почета». Он награжден также четырьмя медалями, в том числе медалью «За оборону Ленинграда». Его творческие успехи пришли к нему в результате большой и упорной работы. Ю. Ф. Гофман непрерывно продолжает работу над совершенствованием своего актерского и танцевального мастерства.

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 3
Александр Богатырёв (Энгельс)   2.04.2022 - 21:56
Награждён орденом "Знак Почёта" (27.05.1951) читать далее>>
№ 2
Гранкина Галина Петровна (москва)   16.05.2019 - 08:59
Юрий Федорович Гофман преподавал хореографию в Спутнике "Березка" примерно в 1969-1971 гг. Я танцевала в этом ансамбле. Могу сказать только очень хорошие слова об этом человеке. Скромный, интеллигентный,... читать далее>>
№ 1
денис сергеевич (москва)   21.07.2013 - 21:30
умер в 1999 году, похоронен рядом с матерью в Москве на Введенском кладбище читать далее>>
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Интервью
Илья Учитель: «Папа мне никогда никакие мудрости конкретными фразами не доносил»
Режиссер фильма «Батя 2. Дед» – о работе на «домашней студии», богатой мимике Евгения Цыганова даже в пластическом гриме и любви, которая идет из детства и не зависит от поколений
2 комментария
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен