Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Владимир Цуканов (II) фотография
Дата рождения
Категория
Актёр
Театр
Обсуждение
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

2
Moderato   28.05.2019 - 20:15:39
https://www.russkije.lv/ru/lib/read/v-cukanov.html ;
http://gallery-mt.narod.ru/pages/balet_c.html
сообщение было отредактировано в 20:28
1
Moderato   28.05.2019 - 20:14:11
Солист Латвийского театра оперы и балета с 1947 года, по окончании Московского хореографического училища.

Владимир Цуканов – хранитель русского балета 17.11.2005, chas-daily.com
https://gorod.lv/novosti/22282-vladimir_tsukanov_hranitel_russkogo_baleta

В 50-60-х годах прошлого века Владимир Цуканов танцевал на сцене Рижского театра оперы и балета, одновременно преподавая в хореографическом училище... Последние 20 лет живет в Австрии. Приехал из Вены в Ригу пошлифовать наш балет перед французскими гастролями.

В первый раз Владимир Петрович приехал в Ригу в 1947 году, окончив Московское хореографическое училище. Сейчас ему 76 лет. Если сложить обе цифры, получается 13. На вопрос о возрасте он так и говорит: «Мне тринадцать».

- Почти сразу главный балетмейстер театра Тангиева-Бирзниеце предложила мне вести класс артистов балета. Так началась моя педагогическая деятельность.

А учился я у Николая Ивановича Тарасова, написавшего книгу «Классический балет для мужчин». Еще в школе он мне говорил: «Володя, адажио завтра будешь ты показывать». Я, конечно, был польщен тем, что доверяют мне такое дело.

- Старательный был, – добавляет Вирджиния, жена Цуканова. Коренная рижанка, балерина, вышла замуж за москвича в 1952 году. С той поры они неразлучны. Вместе танцевали, вместе преподают.

1001 ночь

После 25 лет работы супруги вышли на пенсию. И тут Госконцерт пригласил Цуканова в Иран.

Ц: – Шах Ирана хотел, чтобы у них был свой национальный балет. Когда мы приехали, там уже был поставлен «Бахчисарайский фонтан». Первую премьеру танцевали ведущие солисты из Москвы – Стручкова и Фадеечев. Шах предоставил нам для занятий один из своих замков. Он никогда не спал в одном и том же замке две ночи подряд – опасался покушения.

В: – Было очень интересно, прямо тысяча и одна ночь. Знать отдавала своих детей в балетные классы, чтобы развить у них изящество и осанку. Были такие одаренные дети, что мы умоляли оставить их в балете. Но их родители: нет, и все.

Ц: – Когда мы поставили балет, волновались все. Артистов заставили буквально облиться духами, чтобы перебить запах пота – шах этого не любил. Все прошло хорошо. Но вот концерт закончился и – тишина.

- Тишина, – эхом повторяет Вирджиния.

Ц: – И вдруг: хлоп-хлоп… И – шквал аплодисментов. Пока шах не начал аплодировать, другие не смели этого делать.

Потом шах специально выяснял, сколько танцевало артистов из СССР. Мы ему говорим: «Извините, это все ваши подданные». Тогда он подходил ко всем мужчинам и спрашивал, так ли это. Он сначала не поверил…

Почему уехали? В то время в Союзе не разрешали долго находиться за границей.

- Это был 73-й год, – уточняет Вирджиния. – А через некоторое время нас пригласили в Турцию.

Ц: – Сначала поработали в театре, потом вместе в балетной школе. На этот раз долго. По тем правилам после трех лет надо было вернуться, но турки упросили Москву, чтобы нас оставили еще на два года.

В: – Мы выпустили много хороших танцовщиков, и Володе предложили место главного балетмейстера в Стамбульской опере. Но Москва твердо сказала: домой! И – других на наше место.

Сидим в Риге, работаем… опять звонок: заполняйте анкеты в Австрию. В 85-м попали в Вену, в училище. Правда, творчества в Турции было больше – в Анкаре мы ставили целые спектакли. И разъезжали вместе с артистами по стране. Мы в таких местах бывали, куда не пускают дипломатов, даже в Трабзоне. Там есть скальный монастырь с фресками, где утренние лучи солнца попадают прямо на Иисуса Христа.

Свободу чувствам!

Вирджиния всюду была толмачом – языки ей даются легко, что турецкий, что немецкий.

«Она мой самый строгий контролер и большой помощник», – утверждает Владимир Петрович.

Ц: – В Вену мы припоздали, и учеников там уже поделили. Я говорю: хорошо, давайте неудобных, неподходящих – буду с ними работать. Через три года все мои попали в Венскую штадтс-оперу и стали ведущими солистами. Тамошние специалисты открыли рты: как можно было из таких что-то сделать?

Прошло три года и – до свидания, как обычно. Но не прошло и полугода, как нас официально пригласили в Венскую оперу. И уже не через Госконцерт, как раньше, а приватно. В 1989-м мы уехали. Там все нам обрадовались. С того времени постоянно работаем. Но нельзя сказать, что работается легко.

- В чем же трудность?

Ц: – Большая конкуренция. Говорят, что советская школа хорошая, но слишком строгая – нужна дисциплина. Я говорю: дисциплина нужна твор-чес-ка-я. А не солдатская.

В: – Для нас самая большая радость, когда мы видим, что человек развился благодаря нам. Это даже более ценно, чем деньги. Когда стоишь за кулисами и видишь, что у него не получается, прямо хочется самой выскочить на сцену и за него станцевать.

И вдруг видишь: вот то, что ты ему дал. Значит, наше искусство не погибнет. Это нас и держит. На Западе нет тех театральных традиций, что были раньше в Советском Союзе. Все захлестнула волна модерна. Обычно это люди, которые никогда не учились как следует, которые ничего не знают. Поэтому и отрицают «старомодную» школу.

Это как с живописью. Где сегодня Рубенсы и Веласкесы? Каждый мажет кто во что горазд. Ладно, пусть мажет, но нельзя называть это большим искусством. Так же и балет. Мы чувствуем, что профаны лезут в это дело.

- Они сейчас во все лезут.

В: – Тотальный модерн ведет к деградации. И это страшно. С грустью наблюдаем, как из русского балета в Москве и Петербурге уходит душа. Опора идет на голую технику. Ну как можно «Дон Кихота» станцевать на одной технике?

Ц: – Бывает, на сцене много людей, а сцена пустая. Ищешь, за кого бы зацепиться взглядом, – и нет никого. А выходит один человек с чувством – и сцена дышит. Публика это мигом чувствует.

В: – Для того мы и шлифуем технику, чтобы она дала свободу чувству. Чтобы не видно было мук. Мы старомодные люди, нам чувства подавай. Чтобы не было как у животных.

- Подозреваю, что в своих учеников вы закладываете эти гуманные начала.

В: – Стараемся. Иногда получается.

В одном союзе

В отпуск Цукановы ездят в Ригу – город их молодости.

В: – Я всем знакомым говорю, что Рига такая же красивая, как Вена, только маленькая. Я рада, что тут ремонтируют старые дома. В Вене тоже стараются их сохранить.

- А вы, Владимир Петрович, наверно, к Москве больше прикипели?

Ц: – Да, у меня вся семья была в Москве. Сейчас – никого… Хотел взять латвийское гражданство – не дали. В результате я сейчас гражданин Австрии.

- И все равно, как ни крути, мы вместе в новом союзе!

Ц: – Да, в ЕвроСССР… Конечно, приятно в Ригу приехать, но… маленькая она. После Вены особенно. Но для нас она не потерянный город, мы с удовольствием приезжаем сюда. Друзья, знакомые… Связь не прерывается.

Сейчас Цуканов понадобился ЛНО перед отправкой нашего балета во Францию – для придания тому лоска. А из Вены супругов приглашали в Германию, Венгрию, даже в Бразилию. С одной целью: поднять уровень и подготовить к подвигу.

Ц: – В Будапеште нам дали пару танцоров и поставили задачу: подготовить к победе на конкурсе. Работали, правда, два месяца. Девочка получила золотую медаль, парень – серебряную.

В: – Мы этого можем добиться, потому что долго танцевали сами, будучи педагогами. Пропустили все через свое тело и точно знаем, КАК надо сделать, чтобы был результат. И чтобы не мучиться.

- А наших рижских танцоров сильно приходится «подвинчивать»?

- По надобности, – Владимир Петрович дипломатичен. – Тут нужно доверять педагогу. Есть и такие, что не особенно доверяют.

В: – Не каждый открывается навстречу и берет нашу науку. Но вообще молодцы!

- На фоне Европы какую строчку в топе мы занимаем?

Ц: – Знаете, это не спорт.

В: – Мы люди не заносчивые, гениями себя не считаем. А зазнался – это все… Со всеми стараемся дружить, всем помогать – если хотят.

Ц: – Мне доктора говорят: вы же свое здоровье тратите. Я действительно человек темпераментный, требовательный. И все, что имею, стараюсь передать людям. Мне не жалко. Пусть даже это какая-то часть моего здоровья.

- А ругнуться по-русски в сердцах тоже можете?

Ц: – Это мне не нравится, честно говорю. Если встречаю людей русских, которые начинают матом говорить, я их спрашиваю: «Вы что, по-китайски говорите?»

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram