В судьбе великой актрисы Татьяны Окуневской триумф и трагедия неотделимы друг от друга. Она взошла на кинематографический олимп в начале 30-х годов прошлого века, став мегазвездой советского кино. А потом все кончилось... Шесть лет сталинских лагерей сломали жизнь ее и близких. Непростой оказалась и судьба дочери Татьяны Окуневской – Инги Суходрев, которая рассказала нам и о маминых ролях, и о ее романах, и о непростых взаимоотношениях в семье.
Дочь Татьяны Окуневской, Инга Дмитриевна Суходрев, супруга легендарного переводчика Виктора Михайловича Суходрева, живет в подмосковном поселке Николина Гора, в районе знаменитого Рублево-Успенского шоссе. Их участок находится по соседству с владениями братьев-режисcеров Михалкова и Кончаловского.
В небольшом, но очень уютном доме супругов Суходревов, выгодно отличающемся от большинства помпезных рублевских строений, все стены увешаны фотографиями. В основном это изображения Виктора Михайловича в обществе исторических персонажей – Кеннеди, Хрущева, Брежнева... Но есть и другие снимки, которые не менее дороги этой семье. На стене в гостиной – фотопортрет актрисы Татьяны Окуневской, мамы и тещи.
Глядя на это изображение уверенной в себе, красивой и сильной женщины, трудно представить, как жестоко поступила с ней судьба. Возвысив ее до небес, cделав кумиром миллионов, она неожиданно повернулась к ней спиной, cбросив с вершины на самое дно...
Такое впечатление складывается у любого, кто читал ее мемуары или хотя бы интервью знаменитой актрисы: бесчисленные поклонники, бурные романы, драматические связи... Однако на самом деле вся «публичная» версия трогательной биографии имеет мало общего с жизнью реального прототипа. Татьяна Кирилловна могла бы войти в историю как величайший мистификатор XX века...
Правда и вымысел
Ей приписывали романы с сильными мира сего. Говорили, что среди почитателей ее таланта были такие противоречивые фигуры, как югославский маршал Иосип Броз Тито, нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия и министр государственной безопасности Виктор Абакумов. Да и сама Татьяна Кирилловна в своих многочисленных интервью охотно рассказывала о романах со звездами политического олимпа.
Но дочь легендарной актрисы просила нас не воспринимать слова ее матери всерьез – для великой Окуневской имидж был всем. Конечно, в молодости она сводила с ума многих мужчин – ее красотой восхищались миллионы советских людей. Но вот Берии, Тито и Абакумова, вопреки рассказам Окуневской, среди ее ухажеров никогда не было....
– Мне кажется, историю с изнасилованием в особняке Лаврентия Павловича мама позаимствовала. (В cвоей книге воспоминаний «Татьянин день» Татьяна Окуневская написала о том, что была изнасилована Лаврентием Берия. – В. Р .) Я ей однажды рассказала о своей подружке, которую Саркисов, начальник охраны Лаврентия Павловича, привез к нему в дом, когда она еще училась в девятом классе.
– А знаменитые черные розы, которые посланники Тито приносили в гримерку Татьяны Кирилловны после каждого спектакля? Неужели и это миф?
– Я никаких черных роз не видела, а я ведь жила с ней в одной квартире. Цветы иногда приносил посол Югославии в СССР Влад Попович.
– История с Абакумовым тоже выдумка? Татьяна Кирилловна говорила, что ее упрятали в лагеря за то, что она отказалась целоваться с министром.
– Да нет же... Ее посадили совсем по другой причине – в то время она встречалась с иностранцем, а такие женщины в то время сильно рисковали. К тому же этот человек был даже не из социалистического лагеря (имя этого загадочного человека Инга Дмитриевна никому не называет. – В. Р.).
– Ну а как же записка с фразой «Вы подлежите аресту. Абакумов», которую вашей маме, если верить ее словам, вручили в день ареста?
– Никакой записки не было! Ей показали ордер на арест, и все.
– Так, значит, ордер был? В своих интервью Татьяна Кирилловна утверждает обратное.
– Конечно. Я присутствовала при ее аресте, маме показали ордер, после чего забрали больной, прямо из постели. Мне велели собрать теплые вещи, и я пошла в гардеробную, а за мной пошли двое – смотреть, чтобы ничего лишнего не положила. Это было так дико, что я в сердцах сказала им: «Вы хуже фашистов!»
– Татьяна Кирилловна ждала ареста или он стал для нее полной неожиданностью?
– Надо знать мамин характер. Она догадывалась, что находится под наблюдением – за ней постоянно ездила машина. Но мама была уверена, что за встречи с иностранцем ей ничего не будет. Что Горбатов, ее муж, этого не допустит. Однажды она, правда, сказала смеясь: «Меня могут арестовать». Через два дня за ней пришли. Потом арестовали ее подругу (она жила с нами, мама считала ее сестрой), а затем шофера.
– В своих воспоминаниях Татьяна Кирилловна пишет, что ее 13 месяцев держали в одиночной камере...
– Она сидела в общей камере.
– Борис Горбатов, известный писатель, добивался освобождения супруги?
– Горбатова вызвали в КГБ. Наверное, ему все рассказали, показали фото. Он был секретарем парткома Союза писателей. Если бы его оттуда вышибли, что бы стало с нами?.. Он нас и спас – меня и бабушку. Он и маму спас – все передачи для нее были оплачены его деньгами. В моей жизни Борис Горбатов сыграл очень большую и положительную роль.
– А Татьяна Кирилловна в своих мемуарах от Горбатова не оставила мокрого места. Какими только эпитетами она его не наградила! «Борзописец», кажется, самый безобидный...
– На этой почве у нас с мамой постоянно возникали столкновения. Она считала меня предателем, потому что я Горбатова защищала. И я никак не могла ей объяснить, что она должна быть ему благодарна уже за то, что мы с бабушкой остались живы! Не говоря уже о том, что благодаря дяде Боре я окончила институт.
Они подбирались и ко мне
– Из-за истории с мамой вас ведь не хотели принимать в МГУ?
– Я поступала в МГУ, не понимая, что меня туда принимать не собираются. Если не считать истории с мамой, у нас в доме все было хорошо, и я даже представить не могла, во что превратится мое поступление в институт. Меня завалили на английском – поставили тройку, хотя тему я знала отлично и ответила блестяще. Горбатов добился, чтобы мне разрешили пересдать английский, и я все-таки поступила на иняз.
– Это тогда вы пригрозили ректору, что будете жаловаться в ЦК КПСС?
– Нет, c этой фразой связана другая история. В 1952 году мне исполнилось 18 лет, я училась на 2-м курсе. Это был самый страшный год перед смертью Сталина. Намечались чистки, cтали сажать детей «политзаключенных».
В это время меня вызвала к себе ректор, с которой мы даже не были знакомы, и как стала кричать! Она обвиняла меня в том, что я путаюсь с иностранцами, что хочу бежать за границу, как мать. Грозила, что меня поймают на границе и накажут. Я возмутилась: «Не смейте так говорить о маме, ее арестовали больной, вытащили из постели у меня на глазах!» Я сказала, что не знаю ни одного иностранца, и пообещала ей, что буду жаловаться на нее в ЦК. С чего это ректор стала устраивать эту сцену? Видимо, под меня уже копали...
Но был и еще один момент, не связанный с мамой, который мог стоить мне свободы. В нашем классе училась девочка по имени Ира. Она с 15 лет жила с Берия, и он ее предупреждал, чтобы она никому ничего не рассказывала об их связи. А она была болтушкой и со мной делилась – как она у Берии виноград ела, как он прислуге под зад ногой давал... Я знала и Лялю, родившую от Берии дочь. Уже в брежневские времена она вышла замуж за сына члена Политбюро Виктора Гришина. Иру тоже хорошо пристроили – она вышла замуж за мидовца
Берия был человеком по-восточному широким – он заботился о своих многочисленных дамах, устраивал их в институты, всячески одаривал. Ляле, например, «сделал» квартиру на Горького, 8. Я была у нее в гостях. И дочь его ни в чем не нуждалась... Кстати, я видела ее уже взрослой, когда мы гостили на даче у Шеварднадзе, она была там со своим сыном.
Мама не умела перевоплощаться
– В одном из интервью вы сказали, что одним из самых страшных воспоминаний вашей молодости является поездка к маме в лагерь...
– Это была трудная поездка. Когда мне дали разрешение на посещение мамы – это было незадолго до ее освобождения, – я ждала второго ребенка. А тут долгий путь, чемоданы тяжеленные – в них консервы, варенье. Из поезда выносить их было непросто – хорошо, солдатики помогли, выгрузили. Потом начальник лагеря отказывал мне в свидании, мурыжил несколько дней, я разнервничалась жутко! Но потом все сложилось. Комендант лагеря был маминым поклонником, да что там – он был в нее влюблен. Поэтому встречу нам организовали на высшем уровне: накрыли стол на берегу озера перед лагерем, принесли чай...
– Как сложилась мамина жизнь после освобождения? В интервью она говорила о том, что жизнь на воле показалась ей хуже лагерного быта, утверждала, что ей не давали ролей.
– Это тоже преувеличение. Она устроилась в Ленком, снималась в кино. Но у мамы был непростой характер, ей тяжело было сработаться с людьми. В этой связи постоянно возникали конфликты. Но никто ее не травил.
– У вас ведь с мамой тоже не всегда было взаимопонимание?
– Мой возраст взросления (с 16 до 22 лет) пришелся на то время, когда мама была в заключении. Я без нее вышла замуж, родила двоих детей, окончила институт. У меня была своя, cамостоятельная жизнь, а мама все продолжала думать, что мной можно командовать. Но несмотря на то, что мы часто сталкивались характерами, отношения между нами всегда были нормальными.
– Но замуж после освобождения Окуневская больше не вышла... Даже написала, что поклялась отрубить себе руку, если решит пойти на такой шаг...
– Это неправда. Мама обвенчалась с Арчилом Гомиашвили (Остап Бендер из к/ф «12 cтульев»). Они даже писали какие-то пьесы, ездили в Грузию, хотели ставить спектакли. После него у нее был мужчина, c которым они расписались и прожили вместе много лет. Мама никогда не была одна.
– Незадолго перед смертью Татьяна Кирилловна сыграла роль мамы героини Ренаты Литвиновой в сериале «Граница».
– Мама никогда не была мастером перевоплощений, она хорошо играла романтические роли.
1914, 3 марта. — Родилась в дворянской семье в Подмосковье (станция Завидово). Отец – Кирилл Титович Окуневский, офицер царской армии. Мать – Евгения Александровна Окуневская (ум. 1953).
1914–1933. — Жизнь семьи в Москве. Октябрьская революция. Арест отца. Приговор: расстрел. Отмена приговора. Зачисление семьи в категорию «лишенцев»: лишение права голоса, лишение продовольственных карточек. увольнение с работы отца и бабушки (по материнской линии), переселение из отдельной квартиры в восьмиметровую комнату в коммунальной квартире. Второй арест отца. Освобождение. Фиктивный развод отца с матерью. Восстановление матери в правах. Поступление её на надомную работу по склеиванию диапозитивов. Получение рабочей карточки. Третий арест отца. Пребывание его в Ярославской тюрьме. Свидание дочери и матери с отцом в Ярославле.
Учёба в школе. Исключение из школы как дочери «лишенца». Перевод в другую школу. Окончание школы со строительным уклоном.
Увлечение детским театром Н.И. Сац. Дружба с двоюродным братом Львом Николаевичем Рыминским (р. 1914). Подготовка к поступлению в институт. Работа курьером в Наркомпросе, вечерние занятия на чертёжных курсах.
1931. — Предложение ассистента режиссёра Мосфильма сняться в кинофильме «Артисты варьете». Поездка в Тбилиси. Знакомство со студентом последнего курса режиссёрского факультета института кинематографии. Возвращение в Москву.
1932. — Замужество. Съёмки в фильме «Отцы» режиссёра Н.Ф. Садковича в Донбассе. Назначение мужа по партийной линии деканом режиссёрского факультета. Рождение дочери. Уход от мужа.
1934. — Съёмки в роли госпожи Карре-Ламадон в фильме режиссёра М.И. Ромма «Пышка» на киностудии «Мосфильм».
1935–1937. — Зачисление в труппу Реалистического театра под руководством народного артиста Н.П. Охлопкова. Первая роль в театре – Наташа в спектакле по пьесе Горького «Мать». Участие в спектаклях «Железный поток», «Кола Брюньон», «Трактирщица», «Отелло», «Аристократы», «Бравый солдат Швейк». Помощь профессора М.П. Парусникова в поступлении вольнослушательницей в Архитектурный институт. Утверждение на главную роль в фильме «Горячие денёчки» на студии «Ленфильм». Оставление Института. Приезд в Ленинград на съёмки. Работа отца инженером по снабжению в степном совхозе на Кубани. Помощь его семье.
1937, 24 августа. — Арест отца. Обыск в комнате. Приговор: 10 лет без права переписки (статья 58-10). Расстрелян 3 сентября 1937 г. на бывшем подмосковном полигоне НКВД "Бутово".
1937, 26 августа. — Арест бабушки. Приговор по статье 58. Последующая судьба неизвестна.
Увольнение из театра и снятие со съёмок в фильмах. Попытка вернуться к мужу. Окончательный развод. Встреча с Б.Л. Горбатовым, писателем, журналистом газеты «Правда». Написание вместе с ним сценария пьесы в Переделкинском доме творчества. Объяснение Б. Горбатова в любви.
1938. — Отъезд Т.К. Окуневской в Горький. Поступление в театр к художественному руководителю Н.И. Собольщикову-Самарину. Гастроли театра в Ленинграде.
Арест двоюродного брата Л.Н. Рыминского в Архитектурном институте. Приговор: 5 лет ИТЛ (статья 58-10). Отбывание срока в Карелии на Медвежьей горе, во время войны – на Печоре в Абези.
1939. — Приглашение Садковича принять участие в съёмках фильма «Майская ночь» в роли Панночки. Поездка к брату Льву в лагерь в Карелии. Отъезд на Украину на съёмки фильма с мамой и дочкой. Приезд режиссёра Л.Я. Лукова. Обучение верховой езде. Участие в съёмках кинофильма «Александр Пархоменко».
1941, июнь. — Начало Великой Отечественной войны.
Эвакуация с мамой и дочкой в Ташкент. Приезд из Донбасса матери Б. Горбатова Елены Борисовны. Продолжение съёмок фильма «Александр Пархоменко». Выступления с концертами. Отказ от предложения сотрудничать с органами госбезопасности. Приезд в Ташкент Б. Горбатова. Получение квартиры, пайка, оформление военного аттестата. Участие в проведении благотворительных концертов. Встреча в Ташкенте с А. Ахматовой.
1943. — Приглашение на роль Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак» в Театр имени Ленинского комсомола по руководством И.Н. Берсенева. Возвращение в Москву. Встреча с Б. Горбатовым. Жизнь в гостинице «Москва». Выступления с концертами в тылу и на фронте.
1944–1945. — Работа над сценарием пьесы «Юность». Начало репетиций в Ленкоме. Возвращение семьи из Ташкента.
1946. — Съёмки в фильмах «Отцы и дети», «Давид Гурамишвили». Посещение праздничных приёмов в Кремле. Кремлёвские нравы. Обед в Югославском посольстве. Оформление поездки в Югославию через ВОКС. Приглашение на кремлёвский концерт. Домогательства Л.П. Берия.
1946–1947. — Поездка с концертами в Болгарию, Румынию, Югославию, Венгрию, Чехословакию, Австрию. Приёмы у Б. Тито, К.Е. Ворошилова, И.С. Конева. Возвращение в Москву. Работа в Малом театре над пьесой «Под каштанами». Возвращение в Ленком. Приезд Б. Тито в Москву. Объяснение в любви и предложение переехать в Югославию. Получение звания заслуженной артистки РСФСР. Работа в Театре Революции. Съёмки в фильме «Сказка о царе Салтане». Землетрясение в Ашхабаде. Приём в свою семью двоюродной племянницы Наташи, родители которой погибли во время землетрясения. Поездка с концертом в Молдавию. Болезнь. Возвращение в Москву.
1948–1949. — Арест. Лубянская тюрьма. Следствие. Следователь Соколов, помощник следователя Самарин. Допросы. Отправка в подвал Лефортовской тюрьмы. Возвращение на Лубянку. Общая камера. Заключённые-иностранки. Допрос В.С. Абакумовым. Перевод в Бутырскую тюрьму. Встреча на Лубянке с женами партийного руководства Ленинграда. Новый допрос у Абакумова. Бутырская тюрьма. Приговор: 10 лет ИТЛ (статья 58-10). Празднование Нового года. Этап. Свердловск – Петропавловск-Казахский – Джезказган. Болезнь. Дружба с доктором Георгием Марковичем Кауфманом. Выздоровление. Направление в спецлаг в 620 км от основного лагеря в Джезказгане (медные рудники). Строительство канала, железнодорожной станции, посёлка. Работа на кирпичном заводе. Получение номера «СШ 768». Организация и подготовка самодеятельного концерта к 1 мая и Дню Победы. Жизнь заключённых в лагере. Быт, нравы, взаимоотношения. Работа заведующей в «инструменталке». Написание письма И.В. Сталину и отправка его через вольнонаёмную в Москву.
1950–1952. — Этапирование в Лубянскую тюрьму. Пребывание около года в одиночной камере. Допросы. Встреча с В.С. Абакумовым. Перевод в Матросскую Тишину с целью пересмотра дела. Следователь Кульчицкий. Возвращение на Лубянку. Этап на сельскохозяйственный лагпункт № 36 в Каргопольлаг. Болезнь. Больница. Празднование Пасхи. Культбригада лагеря. Художественный руководитель, поэт, драматург Александр Константинович Гладков. Подготовка и проведение концерта. Разрешение на свидание с матерью. Включение Окуневской в культбригаду. Поездки с концертами по лагерям. Любовь к аккордионисту кульбригады – инженеру-химику Алексею.
1953. — Ссылка на север на лесоповал Пуксо-озеро в Каргопольлаге. Подготовка концерта и выступления. Свидание с дочерью. Известие о смерти Сталина. Использование Окуневской на общих работах на лесоповале, пахарем. Сообщение дочери о смерти бабушки. Включение в инвалидный обоз. Прибытие в Ерцево. Встреча с друзьями. Отправка в инвалидный лагерь в Литву. Концерты.
1954. — Переброска в другой лагерь. Этап. Вильнюсская пересыльная тюрьма. Ленинградская тюрьма «Кресты». Попытка связаться с О.Ф. Берггольц. Направление в Вятлаг.
Некролог о Б. Горбатове в газете.
Работа на корчевке пней. Назначение художественным руководителем культбригады. Директор и администратор – поэт-песенник Владимир Агатов (Владимир Исидорович Гуревич). Создание хора под управлением профессора, декана Таллинской консерватории Хейно Юлиусовича. Подготовка концерта. Репетиции пьесы «Огненный мост».
Срочный вызов в Москву на пересмотр дела. Горьковская тюрьма. Лубянка. Следователь И.Ф. Рублёв. Освобождение «за отсутствием состава преступления». Возвращение домой. Встреча с родственниками. Поздравления по телефону друзей, знакомых, родных. Поездка в Тарту на могилу Алексея на русском кладбище.
1955–1990-е гг. — Продолжение артистической деятельности. Съёмки в фильмах «Ночной патруль» (1957) и «Звезда балета» (1965). Работа над книгой воспоминаний «Татьянин день».
2002, 15 мая. — Скончалась Т.К. Окуневская. Похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Окуневская Т. К. Татьянин день. - М. : Вагриус, 1998. - 447 с. - (Мой 20 век).
В 1921 году пошла учиться в 24-ю трудовую школу на Новослободской улице. В третьем классе её отчислили из школы. Выяснилось, что её отец в гражданскую войну воевал на стороне белогвардейцев. После этого Таню отдали в школу напротив Театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, директор которой согласился скрыть неприятный факт в биографии девочки.
Закончив школу в 17 лет, Окуневская устроилась работать курьером в Народном комиссариате просвещения, а вечерами училась на ненавистных ей, но желанных для её родителей чертёжных курсах. Следом за своим двоюродным братом Львом поступила в архитектурный институт. Однажды на улице к ней подошли двое мужчин и пригласили сниматься в кино. Однако Татьяна наотрез отказалась, хотя свои домашние координаты она киношникам оставила. На всякий случай... И вскоре Окуневской предложили небольшую роль в одном из фильмов. В то время семья Окуневских переживала не самые лучшие дни: отца в очередной раз арестовали как бывшего белогвардейца, жить было не на что. Поэтому, чтобы поддержать семью, Татьяна и решилась принять предложение кинематографистов. Так она впервые перешагнула порог киностудии.
Благодаря кино Окуневская познакомилась и со своим будущим мужем: студентом киновуза Дмитрием Варламовым. Влюбилась она в него без памяти, и едва он сделал ей предложение, как она тут же согласилась. Её отец был категорически против (ведь ей было всего 17 лет), но Татьяна не послушалась.
Однако первый брак будущей звезды оказался неудачным. Муж вёл вольный образ жизни, часто грубил молодой жене, иногда даже избивал её. Рождение дочери Инги не заставило его измениться. Вскоре родители Окуневской, видя, как она мучается, заставили уйти её от мужа.
Между тем Окуневская бредит кинематографом и мечтает стать профессиональной киноактрисой. Удача улыбнулась ей в 1934 году, когда начинающий режиссёр Михаил Ромм предложил ей роль в фильме "Пышка".
Окуневскую после "Пышки" заметили и уже через несколько месяцев после премьеры пригласили на главную роль в фильме "Горячие денечки". Этот фильм, собственно, и стал визитной карточкой актрисы Татьяны Окуневской. Именно увидев её в этом фильме, прославленный режиссёр Николай Охлопков пригласил юное дарование в свой Реалистический театр.
Казалось, что удача и успех навсегда поселились в доме Окуневских. Однако наступил 1937 год.
В августе опять арестовали отца. Из тюрьмы его уже не выпустят и довольно скоро расстреляют на Ваганьковском кладбище, у заранее вырытой могилы. Но родные узнают об этом только в середине 1950-х годов. А пока Окуневскую, как дочь "врага народа", уволили из театра и сняли со съёмок фильма, в котором она только что начала сниматься. Однако и это испытание не сломило молодую женщину. Позднее она вспоминала: "Когда арестовали отца и бабушку и нужно было думать, как прокормить маму и маленькую дочь, мне удалось избежать искушения выйти замуж по расчёту. О, если бы вы знали, какие у меня были поклонники!.."
Говоря о своих поклонниках, Окуневская не преувеличивает, в неё действительно были влюблены многие тогдашние знаменитости: режиссёры Николай Садкович, Леонид Луков, Николай Охлопков, поэт Михаил Светлов, музыкант Эмиль Гилельс. Она же в 1938 году выбрала себе в мужья преуспевающего писателя – 30-летнего Бориса Горбатова.
В 1940 году Окуневская вновь попадает на съёмочную площадку: она снимается в фильме режиссёра Николая Садковича "Майская ночь". Через год вместе с легендарным Петром Алейниковым она играет в фильме "Александр Пархоменко". В 1943 году её принимают в труппу Театра Ленинского комсомола.
Между тем экранная сексапильность Окуневской сыграла с ней злую шутку: на неё "положил глаз" сам Лаврентий Берия. В конце 1945 года, когда Горбатов уехал в качестве журналиста на Нюрнбергский процесс, Берия обманом заманил красавицу актрису в свой особняк на улице Качалова...
Между тем ещё один претендент добивался в те годы благосклонности знаменитой актрисы – маршал Югославии Иосип Броз Тито. Их знакомство произошло при следующих обстоятельствах.
В 1946 году Окуневской, как одной из красивейших актрис советского кино, предложили отправиться в заграничное турне, которое проходило в пяти странах, в том числе и в Югославии. В то время там с большим успехом демонстрировался фильм с её участием "Ночь над Белградом", поэтому актрису югославы встречали особенно тепло. Был организован приём в её честь руководителем страны Иосипом Броз Тито. Во время этой встречи он предложил ей остаться навсегда в Хорватии, даже обещал построить для неё там киностудию. "Потом мы обязательно поженимся", – заявил он ей в конце встречи. Окуневская не решила остаться в Югославии.
Их роман продолжался ещё какое-то время и выглядел романтично.
Однако на этом "югославская" тема в судьбе Окуневской не исчерпалась. Если с Тито актрису связывали платонические отношения, то вот с послом СФРЮ в СССР Владо Поповичем у неё случился самый настоящий роман. А закончилось всё довольно банально: Владо устроил истерику, которых Окуневская не переносила, они поругались. Потом Попович из Союза бежал. Больше они не виделись никогда....
Не менее влиятельным ухажёром актрисы был и тогдашний министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. Но ему не повезло: когда в гостинице "Москва", во время одного из приёмов, он попытался её поцеловать, она влепила ему пощёчину. Правда, тогда она не знала, кем в реальности был этот человек. Он же ей этого не простил. 13 ноября 1948 года Окуневскую арестовали по статье 58.10 – антисоветская агитация и пропаганда. Во время ареста никакого ордера ей предъявлено не было, актрисе показали только короткую записку: "Вы подлежите аресту. Абакумов".
После 13 месяцев в одиночной камере, где её подвергали не только изнурительным допросам, но и избиениям, Окуневскую вновь привели в лубянский кабинет Абакумова... Когда он попытался обнять Окуневскую, та вновь влепила ему пощёчину. Этим собственноручно она подписала себе приговор. Её осудили на 10 лет и отправили в один из лагерей в Джезказгане (таких лагерей она сменит ещё четыре).
Лагерная "эпопея" Окуневской длилась более четырёх лет. За эти годы актриса несколько раз была на грани голодной смерти, однажды чуть не умерла от гнойного плеврита. В лагере Окуневская внезапно встретила свою первую и единственную в жизни любовь.
Его звали Алексей. Они встретились в Каргопольлаге в агитбригаде, где он играл на аккордеоне.
Между тем законный муж осуждённой актрисы, Горбатов, счёл за благо вычеркнуть её из своей жизни навсегда.
В 1954 году Окуневская была выпущена из лагеря на свободу. Алексей остался в лагере. Судьба его сложилась трагически: освободившись через какое-то время, он умер от туберкулёза в Тарту. Там его и похоронили.
Вернувшись в Москву, Окуневская поселилась на Арбате у своей уже замужней дочери и устроилась работать в Театр Ленинского комсомола. Однако там ей доставались второстепенные роли. А в скором времени Окуневскую и вовсе уволили из театра.
Так же как и в театре, у Окуневской не сложилась дальнейшая работа в кино. Через два года после возвращения из лагеря она снялась в фильме режиссёра Владимира Сухобокова "Ночной патруль", причём роль ей досталась отрицательная. Игра в этом фильме не принесла ей славы, как и в последующих картинах.
Замуж после освобождения Окуневская выходила еще дважды. Одним из мужей был Арчил Гомиашвили, с которым они обвенчались.
В 1935-1937 годах – актриса Московского Реалистического театра под руководством Николая Охлопкова.
В 1943-1948 годах – актриса театра имени Ленинского комсомола в Москве.
В 1948 году незаконно репрессирована.
В 1954-1959 годах – актриса театра имени Ленинского комсомола.
В 1959-1979 годах – артистка Госконцерта и Москонцерта.
Автор мемуаров "Татьянин день".
Даже на склоне лет Окуневская сохраняла прекрасную физическую форму и острый ум. На 86-м году жизни она решилась на пластическую операцию. Это был роковой шаг: ей занесли тяжелую инфекцию, и почти два года Татьяна Кирилловна боролась с недугом
Похоронена актриса 20 мая на Ваганьковском кладбище Москвы рядом с могилой матери (участок № 23).
обсуждение >>