
Новости кино
Картина стартует в прокате 3 апреля

Лайфстайл
Актёр отказался от алкоголя и выбрал жизнь

Лайфстайл
Пара не афиширует свой роман

Рецензии на фильмы
Российское «Черное зеркало» — с чеховскими мотивами и тропическими пейзажами

Новости кино
Премьера комедийного проекта состоится 14 апреля

Спутник телезрителя
В ночь с 29 на 30 марта, 00:00, Че

Лайфстайл
Гости и лауреаты III "Премии Художественного театра"

Лайфстайл
"Как всё было на самом деле"
обсуждение
Награжден Серебряной медали им. А. Попова (1972, «Трибунал»). Обладатель «Хрустальной Павлинки» за жизнь в искусстве.
_____________________________________________________
О том что любит и ненавидит Раевский
— Чего больше всего боялся Валерий Раевский в юности, придя в институт?
— Не состояться. Мне повезло, что я достиг того, о чем мечтал, и при этом не слишком изменился. Могло случиться иначе: сколько одаренных людей не попали в свою борозду…
— Но, судя по биографии это случилось не сразу. Сначала был Могилевский машиностроительный техникум, потом истфак Белгосуниверситета, а между ними работал токарем, конструктором на заводе «Строймаш»…
— И только в 23 года понял, что хочу заниматься режиссурой. Пошел в наш театрально-художественный институт к замечательному педагогу Владимиру Маланкину, но одновременно часто съезжал в Москву в гремевший тогда театр на Таганке. Стажировался там и помогал Юрию Любимову.
— За что и слышал на протяжении десятков лет упреки в чрезмерном копировании театральной эстетики Любимова. Это только теперь наши театроведы начинают понимать, что заимствования приемов не было. Но все же почему имена Раевского и Любимова постоянно ставили рядом? Более того, почти механически поступки и высказывания Юрия Любимова пытались приписать Раевскому. А заодно называли бунтарем, диссидентом…
— Наверное, потому, что я здорово пропитался духом мятежного театра на Таганке, чуть подражал Высоцкому. У меня такой же хриплый голос и манера разговаривать, как у него. К тому же сохранял верность раскованности и свободе интеллектуальной Москвы шестидесятых годов. Мы в Беларуси жили намного строже. Хороших пьес про то, о чем болит душа, не было. Я ставил произведения публицистические, где присутствовала политика.
— А со временем нашел своих авторов?
— Конечно. Я поставил все пьесы замечательного драматурга, к сожалению, нынче почти забытого, Андрея Макаенка, а также все лучше пьесы Алексея Дударева и вывел на сцену прозу Василя Быкова и Ивана Чигринова. Но что делать, если сегодняшняя литература меня утомляет и раздражает. А все постмодернистские искания совсем не увлекают.
— А как отношения с классикой?
— С Чеховым отношения непростые. Островского вижу очень субъективно. Ставил и, наверное, еще буду ставить Шекспира. Открыл для себя и, надеюсь, для публики Стринберга. Люблю Брехта, Дюрренматта, Гоголя. Гоголь — точно мой писатель. Зачитываюсь его прозой, перепиской и нахожу там то, что уточняет и дополняет пьесу «Ревизор». К ней обращался и в театре им. Янки Купалы, и в Польше, и в Эстонии. Великая пьеса. Рассказываю о ней студентам.
— Любимые спектакли есть?
— Всегда любил свой «Трибунал» по пьесе Макаенка. Но были очень дорогие мне спектакли, которые плохо воспринимала публика.
— Например?
— «Ромул Великий» Дюррентамма и «Пирамида Хеопса» Ю. Ломовцева. Не так давно были на гастролях в Уфе. Играем «Ромула», ни на что не надеемся. Трудная интеллектуальная работа для башкирской публики, а оказалось, что их зритель просто замечательный. Принимали этот спектакль так, как никогда у нас в Беларуси. Значит что-то важное нам удалось туда заложить. Тем обиднее, что дома этого не поняли.
— Нет пророков в своем отечестве. А что заставило ехать в Гомель и ставить там «Мертвые души»? Снова любовь к Гоголю?
— Признаюсь, что поначалу взялся за работу подсознательно. Была только идея. Попросил Андрея Курейчика сделать инсценировку. Он работал быстро, набросал четыре варианта. Я все браковал. Говорили о мистицизме Гоголя, об оценке Андрея Белого. Я начинаю спектакль с детства Чичикова в родном доме. Звучит голос Гоголя с его бесконечными междометиями. Его слово — действующее лицо спектакля. Отец Чичикова сидит на завалинке, дает наставления сыну и говорит: «Больше всего люби копейку. Друзья тебя предадут, но копейка — никогда». Так родилась концепция спектакля — Чичиков был первый миллионер в России. Этого почему-то никто не заметил. Заметил я. Так я нашел ключ ко многим явлениям, связанным с криминалом и процессами над миллионерами сегодняшними. Чичиков разбогател на том же, что и Ходорковский. Он стал миллионщиком на обмане, вписавшись в пустующую нишу, и обнаружил, как делать деньги из воздуха.
— Я могу сделать вывод, что Раевский и сегодня, спустя тридцать с лишним лет как возглавил театр, ищет сопряжение искусства с проблемами сегодняшнего дня. И находит очень интересные повороты в развитии истории. Наверное, поэтому он остается востребованным режиссером. Ведет театральный корабль долго, сохраняя высокий статус и имидж Национального академического купаловского театра. Лучшего в Беларуси.
Татьяна ОРЛОВА
https://people.onliner.by/2019/06/29/raevskiy ;
https://www.sb.by/articles/teatr-raevskogo.html
http://news.tut.by/culture/259749.html