
Обзор сериалов
Сложный портрет императора в преддверии Наполеоновских войн

Новости кино

Новости кино
В кино с 1 января 2026 года

Лайфстайл
Показ осенней коллекции Ralph Lauren

Спутник телезрителя
22 апреля, 20:00, РЕН ТВ

Новости кино
В Москве и Московской области снимают продолжение медицинской драмы

Лайфстайл
Актриса дала совместное интервью с дочерью

Новости кино
Телевизионная премьера остросюжетного детектива состоится в эфире НТВ
обсуждение
С тех пор, как роль ту получил
Все стали звать его "Остап"
Хотя вообще зовут "Арчил"!
Сегодня было бы 87 лет. Самый любимый Остап Бендер.
Его отец в 1920-е годы был пастухом. Он одним из первых в деревне выучил русский язык, и это тут же сказалось на его карьере - его приняли в комсомол и отправили в Москву, в Школу красной профессуры. Проучившись там пару лет, он затем был направлен в Донбасс, на должность председателя профсоюза угольщиков. Когда у него родился сын, он отправил в Чиатуру телеграмму, чтобы первенца назвали Виктором - в честь победы революции. Так и сделали, но значительно позднее имя Виктор пришлось поменять на Арчил - в честь деда, известного в Грузии священнослужителя.
Но партийная карьера отца Гомиашвили завершилась трагически - в конце 1930-х годов он был репрессирован, исключён из партии и направлен в ГУЛАГ. На свободу вышел лишь в 1944 году, однако в партии так и не восстановился. До конца своих дней (а дожил он до 80 лет), он не оправился от этого удара.
Арчил с 1940-го по 1942 годы проучился в Тбилисском художественном техникуме при Академии художеств, но потом связался со шпаной и его несколько раз арестовывали, однако срока он так и не получил - его спасла амнистия, объявленная в стране. По одному делу, по словам самого Гомиашвили, вместе с ним проходил знаменитый грузинский вор в законе Джаба Иоселиани, едва не ставший потом руководителем Грузии.
В качестве художника Гомиашвили был приглашён Товстоноговым в Тбилисский театр имени Грибоедова для оформления постановки пьесы Л.Хелман "Лисички". Георгий Александрович неожиданно предложил ему сыграть в спектакле роль Лео Хаммера и актёрская деятельность привлекла Арчила.
Позже следом за переехавшим в Москву Товстоноговым, перебрался в столицу и Гомиашвили. Увлечение театром привело его в Школу-студию МХАТ, где он проучился несколько лет, но после скандала с дракой (7 ноября 1948 году в ресторане гостиницы "Националь" Гомиашвили подрался с неким молодым человеком, который попытался ухаживать за популярной киноактрисой Людмилой Целиковской) едва не угодил под суд, и ему пришлось уехать из Москвы и вернуться в Грузию. В Тбилиси его приняли в труппу Академического театра имени Марджанишвили. В течение двух лет он играл там в массовке. Денег катастрофически не хватало, поэтому Гомиашвили приходилось подрабатывать на стороне. В 1953 году актёр вступил в партию, а в 1958 году уехал в Поти и работал сначала в театре имени Г.Эристави, а потом - в Русском театре имени А.Грибоедова. Параллельно он начал сниматься в кино, ролей было не так уж и мало, но славы они Арчилу не принесли. Тем временем возраст актёра подходил уже к сорока годам. За это время он женился, на свет появились двое сыновей.
Первая кинороль Арчила Гомиашвили - роль Манташерова в 1957 году в историко-революционном приключенческом фильме "Лично известен". Это первый фильм кинотрилогии ("Лично известен", "Чрезвычайное поручение", "Последний подвиг Камо") о революционере-большевике С.А.Тер-Петросяне, известном под именем Камо. В 1961 году актёр сыграл роль Ерошки в мелодраме "Казаки" по одноименной повести Льва Толстого. В 1965 году начались съёмки во втором фильме вышеупомянутой трилогии "Чрезвычайное поручение" и в музыкальной комедии "Иные нынче времена" по одноименной пьесе А.Цагарели. Работу в этой комедии особенно отмечал сам актёр, считая роль в этом фильме одной из своих самых лучших работ; также его порадовало совместное творчество на съёмочной площадке с режиссёром Михаилом Чиаурели.
"Для меня образец человека и режиссёра - Михаил Чиаурели, который снимал фильмы о Великой Отечественной войне, - говорил Арчил Михайлович. - Но после 1953 года этого талантливого режиссёра ссылают по личному распоряжению Хрущёва в Сибирь за то, что он якобы своими фильмами утверждал культ личности. Но этого человека не удалось сломить. После ссылки он вновь берётся за режиссёрскую работу и ставит фильм грузинского классика Цагарели "Иные нынче времена", где снимается его дочь Софико вместе со мной".
Всесоюзная слава пришла к актёру в 1971 году, когда он исполнил роль Остапа Бендера в комедии Леонида Гайдая "Двенадцать стульев", экранизации одноименного романа Ильфа и Петрова. На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актёров по всей стране. Перед его взором прошли 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие актеры. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал "примерить" Бендера.
Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку "на счастье", но она не разбилась. Гайдай сокрушался: "Не пойдёт! Фарта не будет!". И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съёмки - Высоцкий ушёл в загул. Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле "Золотой телёнок" малоизвестный актёр Арчил Гомиашвили.
Гомиашвили в 1958 году, ещё задолго до съёмок фильма вместе с режиссёром Юрием Любимовым поставил мюзикл "Похождения Остапа Бендера" по "Золотому телёнку". Подписав договор с Министерством культуры Грузии, Арчил Гомиашвили с этим спектаклем одного актёра (играл там и Бендера, и Паниковского, и Фунта, и даже Зосю Синицкую), отправился на гастроли по стране. Вот там-то, в Горьком, на его спектакль и пришли Гайдай с командой, которые приехали выбирать место для съёмок. "Когда я пришёл на собеседование к Гайдаю, - рассказывает Арчил,- то посмотреть на мою белую "бендеровскую" фуражку сбежалась вся съёмочная группа. Увидев в окружении режиссёра недоверчивые глаза, я развернулся и ушёл. Навсегда. Позже мне присылали приглашения на кинопробы, но я не поехал".
Однако через пять месяцев режиссёр всё же смог уговорить Гомиашвили. Но в "Госкино", увидев пробы актера, возмутились:
- Почему Бендером будет грузин?
- Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? - среагировал Гайдай.
В итоге Гомиашвили всё же был утверждён на роль. Интересно то, что во время съёмок Гомиашвили было 44 года, а Бендеру по тексту - всего 28. Но это не смутило ни актёра, ни режиссёра. "Я ведь и сейчас не выгляжу на 75, правда? - говорил актёр под конец жизни. - А тогда подо мной земля поднималась! Я чувствовал себя молодым, тем более что незадолго до "Двенадцати стульев" женился на девушке, которая была младше меня на 24 года".
Во время съёмок на трактовку личности Бендера у Гомиашвили с Гайдаем были совершенно разные взгляды. "Я хотел играть его совсем иначе, - рассказывал Арчил Михайлович. - Ведь он вовсе не легкомысленный и пустой человек. Это Бендер способен остановить поток машин, чтобы дети могли перейти дорогу - как в "Золотом телёнке". Он на три головы выше Кисы Воробьянинова. Ведь Остап мог избавиться от напарника, узнав про бриллианты, но не сделал этого. Я пытался показать глубину моего персонажа в сцене, где герои сидят в лодке и Остап говорит Воробьянинову: "Киса, мы одни, никто нас не любит". Но после проникновенного монолога опускаю руку в воду, меня кусает рак - и зритель снова смеётся. На таком решении настоял Гайдай. Режиссёр не дал мне выявить лучшие качества Бендера. Когда я увидел фильм, он мне не понравился. Мы не разговаривали с Гайдаем пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры "Двенадцати стульев" Марка Захарова: "Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление".
Обострившиеся отношения между актёром и режиссёром получили своё продолжение после процесса озвучивания фильма. Бендер в фильме говорит вовсе не голосом Гомиашвили. Помешал грузинский акцент Арчила Михайловича, и роль Остапа озвучил актёр Юрий Саранцев. А песни Бендера поёт Валерий Золотухин. Так что киношный образ великого комбинатора воплотили сразу три актёра. После выхода фильма на экраны, Гомиашвили стал не просто знаменитым, а звездой кинематографа. Он попал в десятку лучших актёров советского кино и был приглашён на приём в Совет Министров СССР. Вместе со словами благодарности ему была предоставлена шикарная жилплощадь в Москве - бывшая трёхкомнатная квартира дочери Сталина Светланы Аллилуевой в "доме на набережной".
Арчил Гомиашвили претендовал и на другие звёздные роли в известнейших лентах. Однако, несмотря на множество романов с известными женщинами, несмотря на покупку одного из первых "Мерседесов" в Москве (по словам Гомиашвили, в те годы он был единственным обладателем такой машины, потом она появилась у сына Щёлокова, затем у шахматного чемпиона Анатолия Карпова, чуть позже у Владимира Высоцкого) и репутацию одного из главных плейбоев столицы, с новыми ролями не клеилось - судьба как будто нарочно не давала ему звёздных работ. К примеру, когда Татьяна Лиознова, с которой у него в то время был роман, собиралась снимать "17 мгновений весны", Гомиашвили попросился на роль Штирлица, но получил отказ. Между тем Татьяна Михайловна именно ему хотела предложить роль Мюллера: "Мне казалось, что он может изобразить Мюллера страшным", - но оскорблённый актёр отказался, оставшись в итоге ни с чем.
В 1973 году Арчил Гомиашвили стал актёром Московского театра имени Ленинского комсомола, а с 1980 по 1988 год был актёром Московского драматического театра имени Пушкина.
В 62 года, когда многие люди уже сидят на пенсии, Арчил Гомиашвили заявил: "Пошли они все подальше с этим лицедейством. Я своё отыграл. И в кино, и в жизни", - и ушёл из столичного театра, начав заниматься бизнесом.
Дух когда-то сыгранного им Остапа Бендера незримо витал над сединами известного актёра. В конце 1980-х годов в Западном Берлине он встретился с 75-летниммиллионером Майклом Фильдом, по автобиографической книге которого Гомиашвили хотел снять фильм о нелёгкой миллионерской судьбе (будущий сверхбогач начинал чуть ли не с раскопок помоек) и начал уже писать сценарий. Но переговоры шли ни шатко, ни валко, денег не предвиделось и... "По дороге на очередную встречу я вдруг понял: не видать мне финансирования и вообще - эта встреча будет последней, - рассказывал Гомиашвили. - В ужасном настроении я зашёл в казино. Обменял последние сто марок на фишки и решил сыграть во что-то вроде русской рулетки. Или пан, или пропал! Поставил все деньги на цифру 23, поскольку родился 23 марта. Шарик лёг в нужную ячейку. Повторил - и получилось то же самое. В итоге я выиграл почти 130 тысяч марок. Целое состояние!".
Между тем это было не последнее берлинское везение артиста. Так как идея снять фильм о Фильде заглохла не по вине Гомиашвили, 75-летний бизнесмен решил по-своему отблагодарить его. И подарил ему десять игровых залов, каждый из них представлял собой несколько комнат с гардеробом, баром, курилкой, дискотекой и массой музыкальных и игровых автоматов. Обслуживали эти залы 80 человек. Эти залы вскоре стали приносить Гомиашвили бешеные деньги. На эти деньги он даже смог открыть в Западном Берлине галерею.
Однако Арчила Гомиашвили вскоре потянуло на родину. Продав игровые автоматы и вернувшись в Москву, в 1990 году актёр стал президентом акционерного общества "Сити-бизнес", а в конце 1992 года открыл в Москве и стал генеральным директором клуба "Золотой Остап", который вскоре стал одним из самых престижных столичных мест, а ресторан клуба в 1996-м и в 1997-м годах был признан лучшим в Европе. Потом открыл магазин фирменных итальянских товаров.
В ресторанном бизнесе он пробыл довольно долгое время, несмотря на почтенный возраст. Вместе с Гомиашвили работали его жена и сын (это его вторая семья). Сейчас ресторана "Золотой Остап" уже нет. На вопрос "Неужели к Остапу перестали ходить?" Арчил Гомиашвили отвечал: "Это был не ресторан, а клуб, где актерская братия справляла дни рождения, свадьбы и поминки. Но в 1998 году все как будто сговорились и перестали ходить. Мне кажется, что рестораны имеют свой критический возраст. "Остап" прожил 12 лет, и его закрытие не было печальным. Всему свой срок..." Он потерял интерес к этому бизнесу. Говорил, что когда теперь заходит в помещение бывшего казино, то недоумевает: как это он здесь сидел до утра, "курил сигарету за сигаретой, пил то коньяк, то виски, мои бедные ноги опухали".
Гомиашвили не забыл, что сильно нуждался в молодости, и ему несколько раз здорово помогла одна известная актриса, депутат Верховного Совета. И теперь, разбогатев, преуспевший экс-Остап последовал её примеру. Он спас от отчисления из ВГИКа десятерых студентов, заплатив за их обучение, а в последние годы также ежемесячно перечислял по пять тысяч долларов обнищавшим грузинским актёрам.
О себе Арчил Михайлович говорил: "Считаю себя очень счастливым человеком, ибо всегда в жизни делал только то, что мне было по душе. У меня много друзей. Счастлив я и тем, что вырастил, воспитал и дал образование своим детям. У меня есть любимая и любящая жена".
В последние годы Арчил Михайлович много болел, в 2004 году у него была обнаружена злокачественная опухоль в лёгких, и на операции в США ему удалили больше сорока лимфоузлов. Однако, вернувшись, он опять эмоционально рассказывал про случившееся: "Через 16 часов меня выгнали из реанимации, а через два дня - из больницы! Сейчас даже забыл, что со мной что-то произошло, ей-богу!" - охотно давал интервью, строил планы... Скончался Арчил Михайлович 31 мая 2005 года в московской больнице.
Он совсем немного не дожил до своего 80-летия. Он был большим жизнелюбом. Как-то Гомиашвили сказал: "Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, всё, что дальше со мной произойдёт, - в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года - другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуёмный, я никогда не уставал..."
Арчила Гомиашвили был похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.