Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Валерий Миклин

Валерий Миклин фотографии
Дата рождения
Категории
Актёр, Театральный деятель
Фильмография
Театры
Фотоальбом

Миклин Валерий Фёдорович

Родился 31 мая 1949 года.

Танцовщик, хореограф, балетмейстер.

Заслуженный артист РСФСР (5.01.1978).
Народный артист РСФСР (12.07.1985).

В 1968 году окончил Пермское государственное академическое хореографическое училище (класс заслуженного артиста РСФСР Л.В. Асауляка).
С 1968 по 1992 год солист балета Нижегородского (Горьковского) академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
Гастролировал во многих городах Советского Союза и за рубежом – в Италии, Франции, Германии, Скандинавии, в странах Ближнего Востока, в Японии.
Исполнительская манера отличалась мужественностью, актёрской убедительностью в спектаклях современной хореографии, безупречно владел классическим танцем.
С 1982 года началась деятельность В.Ф. Миклина в качестве педагога и хореографа.
В 1990 году окончил ГИТИС (РАТИ). В 1990 году – член жюри I Всероссийского конкурса артистов балета в Перми «Арабеск».

С 1992 по 2003 год работал в балетных труппах театров в Югославии (Хорватии, Сербии, Боснии).

С 2004 года являлся главным балетмейстером Саранского государственного музыкального театра им. И.М. Яушева и педагогом балетной труппы.

С мая 2006 года художественный руководитель коллектива балета Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
театральные работы
Спартак в балете Хачатуряна «Спартак» и Зигфрид в «Лебедином озере» Чайковского, Шахрияр в «Тысяча и одной ночи» Амирова и Дезире в «Спящей красавице» Чайковского, Адам в «Сотворении мира» Петрова, Базиль в «Дон Кихоте» Минкуса, Альберт в «Жизели» Адана, Антоний в «Антонии и Клеопатре» Лазарева, Принц в «Щелкунчике» Чайковского, Вацлав, Базиль, Ромео, Конрад.
Постановки: «Коппелия», «Лебединое озеро», «Жизель», «Шопениана», Гран па из «Пахиты», «Половецкие пляски», «Пламя страсти и любви», «Поэзия мечты и жизни», «Лики любви, или Казанова» и балетные сцены в операх «Иван Сусанин» и «Пиковая дама».
призы и награды
Дипломант Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1974).
Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1976, 3-я премия).

последнее обновление информации: 21.12.19
«В балете главное – мозги»

Новый художественный руководитель нижегородского балета – о профессии, себе, великих и предательстве…

В минувшую среду, 17 мая, почти трехнедельный скандал в нашем театре оперы и балета, наконец-то, получил логическое завершение. На освободившееся после увольнения Виталия Бутримовича место художественного руководителя был назначен Валерий Миклин, народный артист России, опытный танцовщик и балетмейстер. Это – второе «пришествие» Миклина на нижегородскую сцену. Четверть века он танцевал в нашем театре ведущие партии классического репертуара с такими примами, как Нина Пугачева, Татьяна Лебедева, Раиса Шапкина, Эльвира Злобина… Нашей газете новоиспеченный «отец» балетной труппы дал свое первое после возвращения в Нижний интервью.

«Прыгал дальше и выше всех»

- Валерий Федорович, у мальчика, который неплохо танцует и при этом живет в Перми – наверно, одна дорога: в балетное училище?
- Я и не думал, что буду танцевать в балете. Мечтал о спортивной карьере. Зимой у меня были хоккей и лыжи, летом – футбол, баскетбол, бег. Я очень хорошо прыгал в длину и высоту. Кроме того, неплохо пел – это мне передалось от мамы – библиотекаря, которая всю жизнь ходила в хор.
С первого класса я стал заниматься в танцевальном кружок, и преподаватель очень скоро стал ставить меня на сольные роли. И вот, когда я заканчивал третий класс, он посоветовал мне: «Попробуй в балетное училище». Рискнул и прошел с первого же тура (всего их три – Авт.)! Тогда конкурс среди мальчиков был 7-8 человек на место.
- Чем вы сразили приемную комиссию?
- У меня были и внешние данные хорошие, и фигура, и музыкальность. Но особенно всем понравился мой высокий прыжок.
- О балетных училищах ходят слухи, что там настоящая муштра, а преподаватели чуть ли не хлыстом бьют учеников по ногам…
- Ну, сейчас не бьют... Кое-кто из старых педагогов действительно мог накричать и даже ударить. Но у нас вообще очень жестокая профессия. Если педагог не заденет пальцами мышцу, ученик может и не понять, где она находится. Поэтому иногда приходится делать больно во имя будущих успехов.

«Езжай в Горький – станешь звездой»

- Правда, что после окончания училища вы были буквально нарасхват?
- У меня было шесть приглашений от театров. Кроме того, мне, единственному из всего мужского класса, предлагали остаться в Перми, в нашем театре. Но там всегда была суперсильная труппа. И мне одна опытная балерина посоветовала: если останешься здесь – роли прождешь очень долго. А для чего я так хорошо учился? Чтобы в кордебалете танцевать? Эта же балерина посоветовала мне ехать в Горький. Сказала: ты в первый же год будешь танцевать там в «Лебедином озере». Так оно и случилось. В 19 лет я дебютировал в Горьковском театре в партии Зигфрида.
- Что тогда мог иметь многообещающий солист балета в материальном плане?
- В 1973 году меня пригласили в Москву, в театр Станиславского. Собрался было уйти, но в нашем театре мне тут же предложили квартиру. Ну, и армией припугнули... Остался. Потом эту квартиру сменил на другую, потом, как стал народным артистом, – на третью, трехкомнатную. Условия мне создавали, ничего не скажешь.
Но были и конфликты. Особенно когда я в 1974 году съездил на международный конкурс в Варну. А через год отправился на всесоюзный в Москву – а он считался даже более престижным – и попал в тройку лучших танцовщиков в стране.
- И чем же ваши успехи могли повредить нашему театру?
- Меня стали по три раза в год приглашать за границу. Я ездил на гастроли с Майей Плисецкой, Юрием Владимировым, Михаилом Лавровским, Надеждой Павловой, Вячеславом Гордеевым. Но часто эти поездки выпадали на лето, а у нашего театра - как раз гастроли. А какие могут быть гастроли, когда премьер уезжает? Вот меня и не отпускали. На этой почве я и конфликтовал с тогдашним директором театра Павлом Резниковым. Только когда стал старше, понял, что Резников был во многом прав.

О нем мечтали первые балерины СССР

- Валерий Федорович, вы танцевали с такими примами, как Людмила Семеняка и Марина Кондратьева. Вы им угодили?
- Семеняка даже смутила меня, когда во всеуслышание заявила в буфете в Большом театре: «Вот если бы у меня постоянно был такой партнер, как Валера!» А Кондратьева и вовсе отозвалась обо мне, «зеленом» еще танцовщике: «Я за ним, как за каменной стеной».
- Правда, что некоторые танцовщики готовы пойти на многое, лишь бы получить желанную партию? И порой – на откровенные подлости?
- Это, в основном, женщины… Да, слышал, и туфли прячут, и костюмы, и в пуанты что-то сыплют… Но сам с этим не сталкивался. Хотя завистники у меня, конечно, были. Когда я еще только начинал танцевать и быстро шел в гору, один танцовщик вдруг специально за неделю до спектакля ушел на больничный. А билеты проданы, спектакль отменять нельзя. И мне за неделю пришлось выучить сложнейшую партию и выйти танцевать вместо него. Его расчет не оправдался. Он-то думал, что я не успею выучить партию и опозорюсь, а вышло все наоборот. Поэтому я не устаю повторять: не рой яму другому. Ненавижу все эти интриги!
- До какого возраста надо выходить на сцену?
- Я в Хорватии станцевал ведущую партию в балете «Тщетная предосторожность» в день своего 50-летия. После чего откланялся. Я танцевал 31 год! Это много, если учесть, что на пенсию мы выходим, имея 20 лет стажа. Однако я до сих пор окончательно не простился со сценой – с удовольствием танцую такие партии, как, например, злой волшебник Ротбард в «Лебедином озере».

От Африки отказался, от Сибири - тоже

- Правда, что вас приглашали поднимать балет в одной из африканских стран?
- Да, в начале 90-х мне поступило такое предложение, что, честно говоря, вызвало у меня недоумение. Звали и в Южную Америку. Но что это за страна такая - Эквадор? Я отказался. А потом меня пригласили в Югославию. Русских педагогов любят во всем мире, поскольку лучше нас классический балет никто не знает.
- Почему после 10 лет успешной работы за границей вы опять вернулись в Россию?
- Там случился дефолт, не стало денег. Я на новые условия согласиться не мог, и они стали искать человека подешевле и поудобнее. Да и ностальгия у меня началась. Мне предложили работу в Омском театре, еще в паре крупных сибирских городов… Но я за эти 10 лет у моря настолько привык к теплу и хорошему климату, что сибирские предложения даже не рассматривал. Когда меня в 2003 году пригласили в молодой Саранский театр, я решил, что мне это вполне подходит. Кстати, интересное наблюдение сделал: мне все время попадаются театры, где все надо начинать с нуля.
- В день вашего назначения главным балетмейстером нашего театра вы уже провели первый танцевальный класс. Как вам наша труппа?
- А я ее по сути и не видел: на класс пришло очень мало народу! Честно сказать, я был удивлен. Нам ведь ни дня нельзя без тренировки! Я никогда не давал себе поблажек. Нужно заставлять себя работать! Если не будешь вкалывать до 25 лет, дальше уже будет бесполезно.
- При желании любой может стать «звездой»?
- Нет, но порой трудолюбие в нашем деле важнее, чем природные способности. Ну и, конечно, нужна светлая голова. В балете главное – мозги.

«Чуть не убили за 100 долларов»

- Давайте немного отвлечемся от работы. Вот вы по жизни какой человек?
- Разный. Бывает, что вспылю, взорвусь. Иногда перехлестнет там, где не надо. Могу сказать лишнее. Ну, страсти бывают не по делу… Стараюсь сдерживаться, но от себя не убежишь. Сам себе говоришь иной раз: «Что же ты делаешь? Остановись!» Но я не злобный и не мстительный. Если действительно не прав, то потом постараюсь извиниться. Иначе не буду чувствовать себя человеком.
- А драться вам приходилось?
- Бывало. Однажды меня в Горьком за 100 долларов чуть не убили. Подошел к пацану обменять деньги – автоматов тогда еще не было, а он отозвал меня во двор. Зашли, и тут на меня налетели трое! Ничего, отбился, но деньги в пылу борьбы у меня все-таки вытащили.
- У вас много друзей?
- Осталось немного. Я стал очень осторожен. Стараюсь никому не рассказывать о себе, своей личной жизни. Часто случалось: поделишься с кем-то, и вскоре это становится достоянием общественности. Поэтому сейчас стараюсь не говорить лишнего. Меня не раз предавали, и, думаю, еще не раз предадут…
- Что вы еще умеете, кроме как танцевать?
- Наверно, ничего… Но если жизнь заставит – всему научусь. Я очень ценю чистоту и порядок в доме. Люблю и умею готовить. Причем, рецепты часто придумываю сам. Люблю салаты «оливье» и из крабовых палочек, жареную картошку, котлеты…
- А разве танцовщикам все это можно?
- Ну, сейчас уже можно. Правда, у меня уже 10 килограммов лишних (так и не скажешь – Авт.). Я когда приходил в балет, при росте 180 см весил 72 килограмма. А после конкурса как-то – и вовсе 67!
- Рыбалка-охота, коллекционирование, сад-огород, путешествия… Что-нибудь кроме балета вас греет?
- Нет, никаких хобби у меня нет. Только балет! Я постоянно езжу по театрам, смотрю спектакли, хожу на репетиции. Я люблю свою профессию и не предаю ее.

Татьяна Кокина-Славина

2006 год

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен