Заслуженный артист России М. Березин — человек мощного таланта, яркой индивидуальности, сильного темперамента. Он мастер тонкого психологического рисунка в драматической роли и неподдельного юмора в комической. Он многолик на сцене как истинный лицедей. Никогда Михаил Березин не играет вполсилы. Театральному действу он отдается всей душой. Поэтому зрители, если видят в афише его имя, с радостью идут «на Березина». Они знают, что актер подарит встречу с настоящим театральным искусством, позволит окунуться в истинную атмосферу сценического действа, когда забываешь о дне текущем и погружаешься в мир страстей, философских раздумий. Актеру подвластны любые жанры. В каждом спектакле им будет найдена глубина образа, тонкий психологизм, искрящийся юмор, верная пластика, необходимый ритм и рисунок. За почти пять десятилетий служения театру Михаилом Березиным сыграно множество ролей. Но актер их не считает. Он просто выходит на сцену и играет, вкладывая в каждую роль свою душу.
К сожалению, в последние годы в нашем драматическом театре не так много спектаклей, где Михаилу Павловичу удается реализовать свои творческие возможности. Его яркие работы в постановках «Я такая одна», «Женитьба Фигаро», «Ханума» и недавней премьере «Дорогая Памела» имели успех у зрителей. Но этого слишком мало для такого большого актера, как Березин. Поэтому он всегда старался найти и иные формы актерского самовыражения. Большое впечатление на публику произвел, например, моноспектакль Михаила Березина «Моцарт и Сальери» по А. Пушкину, сыгранный им вместе с Тамбовским симфоническим оркестром. Много доброжелательных откликов получило выступление Михаила Павловича в телевизионном проекте «Театральная среда», где он познакомил публику с пятью своими рассказами из неоконченной повести «Негодники». В своих произведениях Михаил Павлович описал военное и послевоенное детство и людей, так или иначе повлиявших на формирование его характера. «Сейчас ведь никто не вспоминает о простых людях, не пригодившихся в этом дурном мире, как оказалось, никому, даже самим себе, — написал в программке к своему моноспектаклю Михаил Березин. — А интересный ведь народец. Азартный, смешной и не очень...»
Родился Михаил Павлович Березин 12 ноября 1941 года близ Ленинграда. Семью Березиных вскоре эвакуировали в Чебоксары. Отец Михаила — железнодорожник, был начальником поезда, мама до войны работала зоотехником. Когда блокаду сняли, семья вернулась в Ленинград. Здесь шести с половиной лет Миша пошел в школу, после которой некоторое время работал, осваивая рабочие профессии. А потом была армия. Возвращался Михаил с твердым решением поступать в театральный институт. Но опоздал. Отборочные туры прошли. И тогда он подал заявление в Ленинградский институт культуры.
По завершении учебы М. Березин получил диплом по специальности «Режиссер народных самодеятельных театров». Но режиссура не влекла молодого человека. И Березин волей случая становится актером Псковского драматического театра. И хотя ролей на сцене за три года было сыграно более двадцати, Михаилу захотелось сменить обстановку. Он отправился на актерскую биржу в Москву, где познакомился с В. Регурецким, режиссером Тамбовского драматического театра, который и уговорил молодого актера попробовать свои силы в его постановках. Первый же ввод Березина на роль Незнамова в спектакль «Без вины виноватые» показал его недюжинные способности. Дуэт Михаила Березина и талантливой актрисы Марии Корниловой стал ярким событием в театральной жизни города.
Следующая работа также имела успех. Ослепший на войне солдат Тимоша в исполнении М. Березина был совестью героев спектакля «Золотая карета» (режиссер А. Иванов). Актер своей трепетной, пронзительной игрой высоко поднял планку этой патриотической постановки. После двух лет работы в Тамбове А. Иванов и М. Березин уехали на Сахалин. Шесть лет в Сахалинском драматическом театре Михаил Павлович считает самой счастливой порой своей жизни.
Актриса, а ныне заведующая музеем истории Тамбовского драмтеатра, Эльвира Степанова вспоминает: «Мы познакомились в конце 60х годов, когда Михаил пришел в Тамбовский театр. Невероятный красавец. И его жена Нина Березина тоже была красавицей. Он с пшеничными волосами, а она — темная, с индийскими глазами. В Тамбове у Березина было очень яркое начало… И в Сахалинском театре у нас у всех были интересные роли. Михаил Березин всегда необыкновенно органичен в ролях. Был такой спектакль — «Протокол одного заседания». Мы его играли на предприятиях в обеденный перерыв. Однажды задержавшийся рабочий подошел к дверям красного уголка. Он не знал, что шел спектакль. Как раз выступал Березин. Рабочий распахнул дверь и обратился к Михаилу: «Ну, что ты здесь распинаешься! Пойдем, выпьем». Представляете, за своего принял».
Как рассказала Эльвира Павловна, Березин был любимым партнером Виктора Степанова. Они и на сахалинской, и тамбовской сценах не раз играли вместе, и в фильмах оба снимались. Особенно им запомнилась совместная работа в киноленте по роману Стаднюка «Война». На сцене же между Березиным и Степановым была настолько плотная духовная связь, что это обязательно ощущалось в спектакле. Зрители «не дышали», когда они держали паузу в спектакле «Остановите Малахова». Степанов — на авансцене, а Березин — у задника. И тишина между ними будто звенит. Им вместе было интересно: как угадать, что в следующее мгновение скажет или сделает партнер? Если Виктор и Михаил находились вместе на сцене, то жди море импровизаций. Степанов называл Березина Мастером. Считал его своим учителем и относился к нему с большим почтением.
В 1978 году Березин вернулся в Тамбов. И с той поры он уже больше не покидал тамбовские подмостки. За эти годы сыграно великое множество ролей. Как писал театровед А. Смирнов, Березин блистал в постановках А. Иванова, Л. Шалова и других режиссеров. В спектаклях «Мы, нижеподписавшиеся», «Рядовые», «Сцены из жизни захолустья», «Саркофаг», «Театр, или Шум за сценой», «Лес» и так далее актера отличала полная самоотдача на сцене, яркая индивидуальность каждого воплощенного образа. Очень часто критики игру М. Березина награждали эпитетами: великолепная, восхитительная, впечатляющая. Михаил Павлович и сам ставил спектакли. Например, «Русская сказка» в его постановке показывалась 450 раз.
Все артисты, работавшие на сцене с Михаилом Павловичем, в один голос говорят о нем как о прекрасном партнере. Хотя и на сцене, и в жизни актер остер на язык и не прочь пошутить. «Если уж он работает, — говорит артист В. Голобородов, — то отдает себя целиком своему делу, если живет, то по полной программе. Середины нет. И в этом его целостная мощность».
Маргарита МАТЮШИНА
обсуждение >>