В биографию Днепропетровской оперы имя заслуженного артиста России, народного артиста Украины, кавалера Ордены дружбы народов Николая Полуденного вписано красной строкой. Признанный «первач» труппы (Онегин, Грязной, Годунов, Мазепа, Риголетто, Жермон, Амонасро, Эскамильо и др.) «Я пою, и значит я живу!» - любил повторять Николай Михайлович. В этом не было преувеличения. В божественном происхождении искусства пения Полуденный не сомневался. Голос любил и ценил, как дар свыше. Мастерством и секретами певческой профессии делился охотно и щедро. И к мнению публики относился с неизменным вниманием. Их связывало взаимное глубоко уважительное чувство.
В последнем выступлении на днепропетровской сцене Полуденный пел рахманиновского Алеко. Его исполнение трогало до слез. Но и природа смешного была ему близка. Поэтому театр отмечал 65-летие мастера комической оперой Моцарта «Свадьба Фигаро». Этот спектакль по праву считался семейным бенефисом артистов Милии и Николая Полуденных. Она была обворожительной графиней Розиной. (Роль вела в высшей степени достойно, мягко, с добрым нежным юмором.) Он блистал в роли ее любвеобильного супруга, графа Альмавивы. (Чуть скучающий, чуть пресыщенный радостями жизни, чуть уставший от нескончаемого ее карнавала.) Обоих вспоминаем сердечно и светло. И благодарное зрительское браво в финале спектакля служило лучшим выражением памяти о талантливых артистах, умевших волновать сердца.
Накануне спектакля я попросила Нонну Андреевну Суржину, самую титулованную артистку Украины, на правах многолетнего друга семьи Полуденных рассказать о малоизвестном крымском периоде жизни артистов.
- Перед встречей с вами открыла книгу о Коле и зачиталась. Какие молодцы эти крымчане! Как тепло и нежно приняли они «опальных» артистов, оставивших свой театральный дом, которому служили верой и правдой с его основания. В Гуманитарном университете Крыма они оказались очень востребованы. И не только как преподаватели вокала (специальность крайне редкая). С приходом Полуденных скромная учебная сцена вуза обрела новую жизнь. Они наполнили ее действенной энергией любви к театру, опере, музыке, пению. Университетские концерты, опыт оперных постановок с участием артистов вызывали повышенный зрительский интерес в городе, становились событиями культурной жизни Крыма. Недавние днепропетровцы инициировали, поддерживали и опекали такие вокальные конкурсы, как «Царский салон», «Золотая колыбель», «Крымская весна».
Коля любил петь безумно. Голос звучал до последних дней. Он был человек яркий, неординарный, навек театральный. Жил пением, сценой. Такие, как он, и умирают на сцене. Этой страстью к театру заряжал педагогов, студентов, зрителей. И рядом была Мила, его муза, красавица, хорошая певица, преданный друг. Истинная любовь соединяла их. Недаром Полуденных всегда воспринимали как одно целое. Так оно и было. Без Милы, ушедшей первой, жизнь теряла смысл. Он еще успел надиктовать свои заметки «Основы вокальной педагогики». Не переставал мечтать об оперной студии в университете. В Днепропетровск звонил постоянно, интересовался делами театра. Всегда готов был приехать на спектакль. И, хотя цепь рвалась, подступало одиночество, уходил дух, но равнодушия к жизни (театру, морю, природе Крыма) он так и не изведал. При том, что Николай Михайлович никогда не был «глянцевым человеком». Срывался, страдал, поднимался и шел. Я и сейчас ощущаю его живым.
Крым трогательно чтит память артистов Полуденных. Каждый год, в начале мая, проводится фестиваль – конкурс вокалистов им. Милии и Николая Полуденных. Первый тур проходит на университетской сцене, второй в Ливадийском дворце, где они выступали не однажды. И, значит, снова будет море цветов и множество благодарных слов артистам, дарившим людям свет и радость своего таланта.
Наталия Иващенко
31.10.2010
Ирина Михайловна Лавниканис живёт в обычном 4-этажном доме в Гурзуфе. Уютный дворик, ничем не примечательный подъезд. Но стоит перешагнуть порог её квартиры…
И невольно перехватывает дыхание. Со всех сторон смотрит на нас Николай Михайлович Полудённый, оперный певец и педагог, народный артист Украины, заслуженный артист России. Это – её родной брат. Его нет с нами уже семь лет, но все эти годы Ирина Михайловна бережно хранит личный архив певца. Она же принимала активное участие в работе по выпуску посвящённой ему книги «Я пою, а значит – живу…», которая увидела свет в 2006 году.
Альбомы с фотографиями, письма, записки, афиши – бесценные свидетельства яркой, неординарной жизни. Не случайно Ирина Михайловна задумала передать часть документов, касающихся жизни и творчества Николая Михайловича, в Гурзуфскую музыкальную школу. В надежде, что там появится экспозиция, посвящённая ему и его жене Миле, заслуженной артистке Украины.
Николай Михайлович Полудённый вырос в Гурзуфе.
Невозможно равнодушно читать, к примеру, такое письмо:
«Гвардии полковник З.И. Финиельсон – директору Гурзуфской средней школы. Гурзуф, 1.10. 1951
Благородный поступок ученика 8 класса Гурзуфской средней школы, члена ВЛКСМ, Николая Полудённого. 29 сентября мною были утеряны часы, являющиеся большой для меня ценностью, - именной подарок от командующего армией за участие в штурме и взятии Берлина. Николай Полудённый нашёл часы и передал их дежурной сестре. От всей души благодарю Николая за честность и благородство».
Его мама, учительница начальной школы, впервые увидела сына на сцене, когда приехала из Гурзуфа в Куйбышев на его творческий вечер. Детство Николая пришлось на войну: в доме не всегда хватало хлеба, но неизменно были под рукой любимые книги… А ещё, вызывая зависть гурзуфских мальчишек, он мог прыгнуть со скалы в море. И бесстрашно лазал по телеграфным столбам, устроившись на работу линейным мастером связи. Петь же благословил его сам Иван Семёнович Козловский, услышав на одном из праздников в Крыму, как Николай, исполняет песню «Партия - наш рулевой».
«Коля, всё, что можешь, все силы отдай своему народу. Мама». Эта телеграмма пришла на адрес Н. Полудённого из Гурзуфа в тот день, когда ему было присуждено звание заслуженного артиста республики. Она поздравила его первой.
Сохранилось в домашнем архиве ещё одно письмо от Нины Николаевны, мамы артиста.
Н.Н. Полудённая – Н.М.Полудённому. Днепропетровск, 8.03.1978
Сыну
Запомни, сын мой, как бы ни был длинен
Твой путь по жизни – до последних дней
Через года - во всей судьбе твоей
Останутся лишь две святыни,
Их имя – Мать и Родина.
Они – Начало всех начал твоих высоких,
В час праздника иль в час беды жестокой
Ты перед ними голову склони.
В родной стране ты сам в себе уверен,
Могуч и прочен, полон жажды жить.
Всё, что задумал и свершить намерен,
Тебе поможет Родина свершить.
И начиная путь свой, и итожа
Успехи и потери, помни, сын,
Что ничего на свете быть не может
Страшней потери этих двух Святынь».
А на одной из фотографий с видом побережья Гурзуфа мать написала Николаю с обратной стороны:
«Чудесный дом, прекрасная жена, любимая работа – всё это бесценное сокровище. Береги их, сын. С ними будет и здоровье».
В одном из интервью певец признавался: «Наш отъезд в Гурзуф – возвращение к истокам. Очень волновался, как приживётся в Крыму моя любимая женщина – Милия Ивановна Полудённая. Но горы и море – такая красота, перед которой устоять невозможно. Это превыше всего… И в храм мы ходим, поём высокую духовную музыку».
С 1999 по 2005 гг., после возвращения в Крым, Н.М.Полудённый возглавлял практически все вокальные конкурсы, проводившиеся здесь, вёл активную общественную работу, всегда с готовностью принимал приглашения для участия в концертах, неоднократно радуя почитателей своим пением, в том числе – в музее А.С.Пушкина в Гурзуфе.
Есть у него и труды по основам вокальной педагогики: «Историко-теоретический экскурс», «Методика распевания», «Об искусстве пения и певцах», «О технике звукоизвлечения», «Основные правила певца»…
И, может быть, где-нибудь в тишине классных комнат, глядя на портрет Николая Михайловича Полудённого, какой-нибудь юный музыкант повторит вслед за ним: «Я пою, а значит – я живу».
Галина Александровна Пахтусова
Гурзуф, «Южная газета»: номер 48 (453) 7.12.2012
обсуждение >>