1867, Москва — 1 июня 1937, Ленинград.
Русский советский оперный певец (тенор) и режиссёр.
Заслуженный артист Республики (1925).
Педагоги:
Д.М. Леонова, с ней Василий занимался два года, подготовив несколько романсов и познакомившись с другими певцами;
Н.А. Андреев по вокалу и С. Кругликов по теории музыки — в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества;
Ф.П. Комиссаржевский — в Музыкально-драматическом училище при Обществе искусства и литературы в Москве.
Затем некоторое время совершенствовался в Италии (Милан).
Вернувшись в Москву, занимался у Франкетти. Выступал в благотворительных концертах.
В 1892 году дебютировал сразу в крупной роли — в партии Ленского в опере «Евгений Онегин» (Киев, антреприза И.Я. Сетова). Однако дебют прошел неудачно, и молодому артисту в приеме в труппу было отказано.
Следующий сезон в 1893—1894 гг. работал в Петербурге в частной опере «Творчество оперных артистов», организованном при Панаевском театре.
В 1894—1897 годах — в Тбилиси.
В 1897—1904 годах — в Московской частной русской опере С. Мамонтова (в помещении театра театр Солодовникова), куда был принят на должность солиста, но одновременно начал режиссёрскую деятельность. Летом 1898 года С.И. Мамонтов отправил его в Париж продолжить вокальное у профессора Бертрами. Среди особых удач этого периода: партия Моцарта в опере Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери», где партнёром В. Шкафера в партии Сальери выступил Ф. Шаляпин, постановка 6 (18) ноября 1898 года, дирижёр И.А. Труффи.
В 1904 году поступил в московский императорский Большой театр, где два сезона (до 1906 года) работал в певцом-солистом и режиссёром оперных спектаклей. В 1906 году был переведен в Петербург в императорский Мариинский театр, где проработал до 1909 года, после чего вновь переехал в Москву в Большой театр и работал в течение 1909—1924 годов, занимая пост главного режиссёра Большого театра в 1911—1917 году; в 1917 году в связи с коренным изменением политической ситуации в стране Большой театр был национализирован советской властью, однако Шкафер продолжил работу в той же должности, а в течение 1917—1923 годов был председателем Совета Большого театра.
В 1924—1935 годах — режиссёр и заведующий оперной труппой Ленинградского театра оперы и балета (бывший Мариинский театр)
Являлся в оперной режиссуре новатором, способствуя становлению реалистического искусства, а в оперном спектакле стремился к синтезу музыки, слова и драматургии, уходя от излишней величавости и делая акцент в первую очередь на психологии персонажей в драматических ситуациях, строго следуя сюжетной линии.
В 1921—1924 годах — профессор Московской консерватории.
Написал книгу: «Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890—1930» — Л., 1936.
Похоронен в колумбарии Донского кладбища в Москве.
1898 — «Борис Годунов» М. Мусоргского, ред. Н. Римского-Корсакова — Шуйский
«Чародейка» — Паисий
6 (18) ноября 1898 — «Моцарт и Сальери» (Московская частная опера С. И. Мамонтова) — Моцарт (первый исполнитель; признается как одна из самых больших удач в творчестве певца)
1899 — «Ожерелье» Н. Кроткова (Московская частная опера С. Мамонтова) — Кабил и Мазаччио (первый исполнитель)
1899 — Пролог к опере «В 1812 году» В. Калинникова — Наум (первый исполнитель)
22 октября 1899 — «Царская невеста» (Московская частная опера) — Елисей Бомелий (первый исполнитель; был и первым режиссером постановки)
1899 — «Орлеанская дева» П. Чайковского — Карл VII
1900 — «Ася» М. Ипполитова-Иванова (по повести И.С. Тургенева) - Гагин (первый исполнитель, Московская частная русская опера С.И. Мамонтова)
1900 — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова — Старый дед (первый исполнитель)
1902 — «Черевички» П. Чайковского — Школьный учитель
«Хованщина» М. Мусоргского — Князь Василий Голицын
«Князь Игорь» А. Бородина — Ерошка
«Ромео и Джульетта» Ш. Гуно — Бенволио
«Кармен» Ж. Бизе — Ремендадо
«Лакме» Л. Делиба — Хаджи
Среди постановок:
1900 — «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова
1900 — «Вильям Ратклиф» Ц. Кюи, совместно с М.В. Лентовским и Я.Л. Кравецким
1901 — «Богема» (Большой театр), совместно с Л.В. Собиновым
1903 — «Мадемуазель Фифи» Ц. Кюи, первая постановка
1904 — «Вертер» Ж. Массне (Большой театр)
1906 — «Скупой рыцарь» Рахманинова, первая постановка
24 января 1906 — «Франческа да Римини» С. Рахманинова, первая постановка, Большой театр
1907 — «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (Мариинский театр, первая постановка)
1908 — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (Мариинский театр, совместно с В.Э. Мейерхольдом)
1909 — «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова
1910 — «Дон Кихот» Ж. Массне, совместно с Ф.И. Шаляпиным
1911 — «Богема» Дж. Пуччини, совместно с Л.В. Собиновым.
1912 «Хованщина» М. Мусоргского, совместно с Ф.И. Шаляпиным
1917 — «Аида» Дж. Верди
1917 — «Самсон и Далила» К. Сен-Санса
1919 — «Ночь перед Рождеством» Н.А. Римского-Корсакова
1933 — «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова (Театр оперы и балета им. Кирова)
1933 — «Боярыня Вера Шелога» Н.А. Римского-Корсакова (Театр оперы и балета им. Кирова)
1934 — «Снегурочка», возобновление, Малый оперный театр (Ленинград)
последнее обновление информации: 22.03.18
обсуждение >>