ВАНАГС Рудольф Янович
19 ноября 1892 года в Риге, Российская империя (ныне - Латвия) 23 апреля 1977, Рига
Народный артист Латвийской ССР (1959).
В 1910—1918 годах обучался в Петроградской консерватории, окончил органный класс.
С 1918 года работал пианистом-концертмейстером Латышской оперы в Риге, в 1921—1926 годах — дирижёр и хормейстер Лиепайской оперы.
С 1932 года — дирижёр балетов Рижской оперы (с 1935 года — хормейстер), с 1937 года — хормейстер Латвийского театра оперы и балета. В 1952—1969 годах преподавал в Латвийской государственной консерватории.
Похоронен в Риге на Лесном кладбище.
Сталинская премия второй степени (1950) — за участие в оперном спектакле «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1949) на сцене ГАТОБ Латвийской ССР.
Орден Трудового Красного Знамени (3.01.1956)
Вилюманис-мл. Александр Александрович родился 30 августа 1942 г. в г. Прейли (Латвия, во время немецкой оккупации - Reichskommissariat Ostland).
Отец — народный артист Латвийской ССР Александр Карлович Вилюманис (1910-1980) был оперным певцом, руководителем вокальной кафедры Латвийской государственной консерватории, мать — концертмейстером оперы.
Окончил музыкальную школу имени Э. Дарзиня по специальности хоровое дирижирование. В 1960-1970-гг. учился в Латвийской консерватории (ударные инструменты, хоровое дирижирование, оперно-симфоническое дирижирование).
С 1962 г. связал свою жизнь с Латвийским театром оперы и балета: был артистом оркестра (ударник-перкуссионист), потом суфлером, хормейстером, а в 1970 г. начал свою дирижерскую карьеру.
В 1972-1975 гг. стажировался в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), где под его управлением шли оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского.
В 1975-1987 г. был главным дирижером Государственного академического театра оперы и балета Латвийской ССР.
За это время театр стал одним из ведущих театров Советского Союза. Под руководством Александра Вилюманиса здесь впервые в СССР была поставлена опера «Макбет» Дж. Верди. Среди наиболее заметных премьер дирижера — постановки опер «Тангейзер» Р. Вагнера и «Саломея» Р. Штрауса, оперы-оратории «Царь Эдип» И. Стравинского. Был музыкальным руководителем на постановке балета «Гаянэ» А. Хачатуряна (1977, хореограф-постановщик Борис Эйфман) — спектакль был снят и показан по многим телеканалам мира. В 1980 г. труппа рижского театра под его руководством с триумфом выступила в Москве на сцене Большого театра.
В 1989 г. был приглашен очередным дирижером в театр имени Кирова (с 1992 — Мариинский), где проработал до 1994 г., имея в репертуаре 14 названий опер и балетов. С оркестром Мариинского театра провел записи балетов «Коппелия» Л. Делиба, «Каменный цветок» С. Прокофьева, гастролировал за рубежом.
В 1994-1996 гг. был главным дирижером Латвийской национальной оперы.
Самые успешные постановки — оперы «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П. Чайковского. Регулярно гастролирует за рубежом с оперной и балетной труппами этого театра.
В Норвежской национальной опере (Осло) дирижровал оперой «Евгений Онегин», балетами «Щелкунчик» П. Чайковского и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.
В 1991 г. гастролировал в Италии с Мстиславом Ростроповичем.
Записал 20 пластинок и 23 компакт-диска.
В репертуаре дирижера следующие оперы Дж. Верди: «Набукко», «Макбет», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Сила судьбы» и еще 60 опер и 25 балетов.
В течение 14 лет является музыкальным руководителем Международного оперного фестиваля в Сигулде (Латвия).
С 2000 года — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России.
В 2012 году получил награду "Latvijas Gаze" за пожизненный вклад в развитие оперы.
ЛИЕПА Карлис (Карл Кришевич)
22 декабря 1905, Рига — 26 января 1990, Рига
Латышский советский режиссёр оперы.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1956).
Народный артист Латвийской ССР (1964).
В 1932-1935 гг. брал уроки актёрского мастерства у М.А. Чехова и др. в Театральной школе при консерватории; режиссерскому искусству обучался у Я. Зариньша (1935-1940).
Играл на скрипке в оркестре Художественного театра (30-е годы), участвовал в спектаклях.
Скрипач (1941-1944), режиссер (1945-1947), главный режиссер (1947-1980) Латвийского театра оперы и балета. Член ВКП(б) с 1948 года.
Похоронен на Лиелвардском кладбище.
Поставил около 70 опер: "Банюта" А. Калныня, "Спридитис" Яна Мединя, "К новому берегу" М. Зариня, "Огни мщения" Э. Каппа, "Кармен" Ж. Бизе, "Фауст" Ш. Гуно, "Бал-маскарад" Дж. Верди, "Долина" Э. д'Альбера, "Валькирия" Р. Вагнера, "Кащей Бессмертный" Н. Римского-Корсакова, "Семья Тараса" Д. Кабалевского, "Война и мир" С. Прокофьева, "Судьба человека" И. Дзержинского, "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Богема", "Тоска", "Севильский цирюльник".
РАЯ Сольвейга Павловна родилась 7 апреля 1944 года в Цесисе.
Певица (сопрано).
Заслуженная артистка ЛССР (1976).
Народная артистка Латвийской ССР (1980).
Училась в Высшей музыкальной школе им. Язепа Мединьша, Латвийской государственной консерватории им. Язепа Витолса.
В 1971 году окончила Ленинградскую консерваторию у А.А. Григорьевой, совершенствовалась у В.А. Лазько в Казанской консерватории.
С 1971 года - солистка Музыкального театра Йошкар-Олы, с 1973 года - театра оперы и балета Казани, в 1974-1975 гг. - Таллина.
С 1976 года более 20 лет была солисткой Латвийского татра оперы и балета.
Выступала также как камерная певица. Участвовала в исполнении оратории «Мессия» Генделя, реквиемов Дж. Верди, А. Дворжака, «Немецкого реквиема» Брамса и др. Гастролировала за рубежом (в Болгарии, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Швейцарии, Германии, Швеции, Канаде).
Премия Легендарная жизнь в искусстве (2014).
Награждена орденом Трёх звезд (2018).
Партии:
Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Леонора («Трубадур» Дж. Верди)
Елизавета («Дон Карлос» Дж. Верди)
Дездемона («Отелло» Дж. Верди)
Аида («Аида» Дж. Верди)
Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
Мими («Богема» Дж. Пуччини)
Турандот («Турандот» Дж. Пуччини)
Норма («Норма» В. Беллини)
Саломея («Саломея» Р. Штрауса)
Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Адриенна Лекуврер («Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа)
Донна Эльвира («Дон Жуан» Моцарта)
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
АНДЕРСОНЕ-СИЛАРЕ Лайма родилась 11 декабря 1929 года в Риге.
Латвийская оперная певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка Латвийской ССР (1965).
Народная артистка Латвийской ССР (1976).
В 1960 году окончила Латвийскую консерваторию.
Солистка Латвийского театра оперы и балета (1960-1985).
Вела концертную деятельность. В 1966-1990 гг. преподавала в Латвийской консерватории. Была членом КПСС с 1964 года.
Государственная премия Латвийской ССР (1967).
Получилв Большую Музыкальную Премию за пожизненный вклад '2012.
Среди партий: Ваня; Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Керубино, Кончаковна, Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса); Иокаста («Царь Эдип» И. Стравинского), Сонетка («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), Лейли, Аннемария («Опера нищего», «Чудо Св. Маврикия» Зариньша).
СТРОДЕ (Сирмбарде) Ирена Карловна
19 августа 1921, Пенза — 19 сентября 2013
Артистка балета, балетмейстер.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1959).
Народная артистка Латвийской ССР (1982).
В 1928-1932 гг. училась в балетной студии А.А. Фёдоровой. В 1939 году окончила балетную школу при Национальной опере Латвии (педагоги Е.А. Тангиева-Бирзниек и К. Плуцис). В 1943-44 гг. совершенствовалась в МХУ (педагог М.А. Кожухова).
В 1939-1941 - артистка балетной труппы Латвийского оперного театра, в 1942-44 гг. - солистка балета художественного ансамбля Латвии.
В 1944-57 гг. - солистка Латвийского театра оперы и балета.
С 1948 года - балетмейстер-репетитор, в 1965-1968 гг. - главный балетмейстер, в 1968-1991 годах - балетмейстер-постановщик. В 1958-1962 гг. - балетмейстер Ансамбля песни и танца "Sakta" Государственной филармонии Латвийской ССР. Участвовала в гастролях за рубежом.
В 1945-1948 гг. преподавала в балетной студии, в 1957-1986 годах - в Рижском хореографическом училище, в балетной школе "Мир балета" (1997-2003). Среди учеников - Велта Вилциня, Лариса Туисова, Гунта Балыня, Инесе Думпе, Зане Лиелиджа, Татьяна Репина и др. Член ВКП(б) с 1948 года.
В 2008 году была награждена Крестом признания V класса.
В 2011 году была удостоена Латвийской премии в номинации «Легендарная жизнь в искусстве».
Партии: Бабочка ("Карнавал"), Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"); Паскуала ("Лауренсия"), Лайма и Айна ("Лайма" Лепиня), Оне ("На берегу моря" Юзелюнаса), Сводная сестра ("Золушка"), Даша ("Юность" Чулаки), Феклуша ("Аленький цветочек" Корчмарёва) и др.
Постановки: "Времена года" Глазунова, "Гирлянда цветов" Барисона (1965), "Роза Турайды" Кепитиса (1966), "Коппелия" (1966); "Асель" Власова (1969), "Победа любви" Мединя (1970), "Корсар" (1971), "Бахчисарайский фонтан" (1972) и др.
Родилась 6 октября 1952 года в Риге (Латвийская ССР).
Латышская, советская артистка балета, хореограф, педагог.
Заслуженная артистка Латвийской ССР (1975).
Народная артистка Латвийской ССР (1976).
Народная артистка СССР (1989).
В 1970 году окончила Рижское хореографическое училище (педагог В.Н. Швецова).
С 1969 по 1995 годы — солистка Театра оперы и балета Латвийской ССР (с 1990 — Латвийская Национальная опера) (Рига).
Участвовала в гастролях за рубежом.
С 1992 по 2005 годы — репетитор Латвийской Национальной оперы.
В 1993 году получила степень бакалавра, в 2002 г. — степень магистра в области хореографии в Латвийской музыкальной академии им. Я. Витола. С 2000 года преподаёт хореографию в академии и заведует кафедрой хореографии. С 2005 года — ассоциированный профессор академии.
В 1995 году основала собственную балетную студию, где она преподаватель и хореограф.
В настоящее время использует только свою девичью фамилию — Эррс.
3-я премия VI Международного конкурса артистов балета в Варне (1972).
Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР (1974)
Театральная премия «Spelmanu nakts» («Ночь лицедеев») в номинации «Лучшая солистка балета» (балеты «Эдит Пиаф» и «Спящая красавица») (Латвийский союз театральных деятелей, 1995).
Офицер ордена Трёх звёзд (2003, Латвия).
Партии:
«Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри
«Жизель» А. Адана — Жизель
«Лебединое озеро» П.И. Чайковского — Одетта-Одиллия
«Спящая красавица» П.И. Чайковского — Аврора
«Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева — Джульетта
«Золушка» С.С. Прокофьева — Золушка
«Анюта» В. Гаврилина — Анюта
«Собор Парижской богоматери» Ц. Пуни — Эсмеральда
«Гирлянда цветов» П. Барисонса — Крапива
«Корсар» на музыку А. Адана, Ц. Пуни, Л. Делиба, Д. Дриго— Медора
«Барышня и хулиган» Д.Д. Шостаковича — Барышня
«Мирандолина» С. Василенко — Мирандолина
«Пиковая дама» на музыку П.И. Чайковского — Лиза
«Пер Гюнт» на музыку Э. Грига — Сольвейг
«Щелкунчик» П.И. Чайковского — Маша
«Сильфида» Х. Левенсхольда — Сильфида
«Эдит Пиаф» на музыку А. Шнитке, М. Монка, Л. Бернстайна, Р. Ино, песни Эдит Пиаф — Эдит Пиаф
«Скарамуш» Я. Сибелиуса — Блонделен
«Стабурагс» («Стабурадзе») А. Калныньша — Скайдрите
«Спридитис» А.Я. Жилинского — Лиените
«Читая Блауманиса» Ю. Карлсона
хореографический номер в опере «Кавалер розы» Р. Штрауса
ТОНС Эдгар Оттович
4 (17) января 1917, Петроград — 8 мая 1967, Рига
Латышский советский дирижёр.
Народный артист Латвийской ССР (1962).
В 1943 году окончил Латвийскую консерваторию по классу контрабаса (играл в различных оркестрах), в 1950 году — её дирижёрский факультет (занимался у П. Барисона и Л.Э. Вигнера). Дирижёрскую деятельность начал ещё в годы учёбы, сначала в рижском Театре музыкальной комедии (где вел «Фиалку Монмартра», «Периколу», «Свадьбу в Малиновке»), затем, с 1947 года — в Латвийском театре оперы и балета (был ассистентом Вигнера в спектаклях «Фауст», «Кащей Бессмертный», «Иоланта», «Дон Паскуале», «Юность», «Аленький цветочек»). В 1950-1952 гг. стажировался в Ленинградском театре оперы и балета под рук. Б.Э. Хайкина (первая самостоятельная постановка — опера «Дубровский», дирижировал операми «Борис Годунов», «Псковитянка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Семья Тараса»).
С 1954 года — главный дирижёр Латвийского театра оперы и балета.
В его репертуаре было ок. 40 крупных произведений, поставил оперы «Тангейзер» Р. Вагнера (1956), «Саломея» (1959) Р. Штрауса, «Война и мир» (1961), «Судьба человека» И. Дзержинского (1962), «Валькирия» Р. Вагнера (1963), «Катерина Измайлова» (1963); «Питер Граймс» Б. Бриттена (1964). Дирижировал балетами «Ромео и Джульетта»; «Сакта свободы» А. Скултэ и др. Видный интерпретатор творчества латышских композиторов, постановщик опер «Банюта» (1953) А. Калниня, «Огонь и ночь» Я. Мединя, «К новому берегу» (1955), «Зелёная мельница» (1958) и «Опера нищих» (1965) М. Зариня. В 1956 году поставил на сцене Ленинградского театра оперы и балета оперу «Ласло Хуньяди» Эркеля.
В 1963-1966 гг. одновременно руководил симфоническим оркестром Латвийского радио и телевидения. Его привлекали масштабные вокально-симфонические произведения, в их числе: «Мессия» Генделя, 9-я симфония Бетховена, оратория «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Реквием» Верди, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, оратории «Иван Грозный» на музыку Прокофьева, «Махагони» М. Зариня. Под его управлением были впервые исполнены многие сочинения латышских композиторов. Выступал с концертами в городах Советского Союза, в 1966 году — в Польше.
В 1952-1961 гг. преподавал (класс оперно-симфонического дирижирования) в Латвийской консерватории.
Государственная премия Латвийской ССР (1965).
Латвийская советская оперная певица (сопрано), педагог.
Народная артистка Латвийской ССР (1969).
В 1953 году окончила Латвийскую консерваторию по классу Александра Вилюманиса.
В 1953—1975 гг. — солистка Латвийского театра оперы и балета.
Часто выступала с концертами, принимала участие в исполнении 9-й симфонии Л. Бетховена, многих ораторий, месс и других произведений.
С 1970 года преподавала в Латвийской консерватории, в 1973-1979 гг. заведовала кафедрой вокала, профессор с 1985 г.
Жена народного артиста СССР Артура Фринберга (1916—1984).
Партии: Мими («Богема» Дж. Пуччини), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, 1971), Елизавета («Тангейзер» Р. Вагнера, 1956), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1958), Сента («Летучий голландец» Р. Вагнера), Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди), Леонора («Трубадур» Дж. Верди), Тоска («Тоска» Дж. Пуччини, 1956), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Элен («Питер Граймс» Б. Бриттена), Лиу («Турандот» Дж. Пуччини), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Зиглинда («Валькирия» Р. Вагнера), Минни («Девушка из Калифорнии» Дж. Пуччини), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Тамара («Демон» А. Рубинштейна, 1953), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского, 1963), Мария («Мазепа» П. Чайковского), Катерина Измайлова («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, 1963), Банюта («Банюта» А. Калныня, 1953), Лаймдота («Огонь и ночь» Я. Мединя), Анна («К новому берегу» М. Зариня).
ФИШЕР Микелис Микелевич
6 мая 1915 (с. Ница, ныне - Ницский край, Латвия) — 5 августа 1984 (Рига).
Советский певец (баритон, затем драматический тенор).
Народный артист Латвийской ССР (1965).
В 1939 году окончил Лиепайскую народную консерваторию по классу пения у Г. Спектора.
В 1941-1948 гг. работал в Лиепайском оперном театре, сначала как артист хора, с 1944 года - солист оперы.
С 1948 года - солист Латвийского театра оперы и балета в Риге.
Выступал в концертах.
Пел баритональные партии - Демон («Демон» А. Рубинштейна), Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта).
С 1955 исполнял партии драматического тенора: Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже…» Н. Римского-Корсакова), Радамес («Аида» Дж. Верди), Дон Карлос («Дон Карлос» Дж. Верди), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Педро («Долина» Э. д'Альбера), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Джонсон («Девушка с Запада» Дж. Пуччини), Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Питер Граймс («Питер Граймс» Б. Бриттена), Сергей («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), Овод («Овод» А. Спадавеккиа).
Исполнитель партий в латышских операх - Айвар («К новому берегу» М. Зариня), Вижутис («Банюта» А. Калниня), Кангарс («Огонь и ночь» Я. Мединя), Антынь («Золотой конь» А. Жилинского) и др.
Уважаемые читатели.
Если кто-то из вас распологает информацией об
Ирине Вильгельмовне Бирих. По моим данным она была балериной (танцовщицой) Рижского театра. В 30-е годы она жила в Риге. У Ирины мог быть сценический псевдоним Irina Karinovs. Ирина приёмная дочь штабс-ккапитана Главного штаба Вильгельма Генриховича Бирих (Bierich). У нас есть сценические фото Ирины.
Если кто-то знает что-либо об Ирине, сообщите, пожалуйста, мне.
Она двоюродная сестра отца моей жены - Невской Надежды Николаевны.
обсуждение
19 ноября 1892 года в Риге, Российская империя (ныне - Латвия) 23 апреля 1977, Рига
Народный артист Латвийской ССР (1959).
В 1910—1918 годах обучался в Петроградской консерватории, окончил органный класс.
С 1918 года работал пианистом-концертмейстером Латышской оперы в Риге, в 1921—1926 годах — дирижёр и хормейстер Лиепайской оперы.
С 1932 года — дирижёр балетов Рижской оперы (с 1935 года — хормейстер), с 1937 года — хормейстер Латвийского театра оперы и балета. В 1952—1969 годах преподавал в Латвийской государственной консерватории.
Похоронен в Риге на Лесном кладбище.
Сталинская премия второй степени (1950) — за участие в оперном спектакле «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1949) на сцене ГАТОБ Латвийской ССР.
Орден Трудового Красного Знамени (3.01.1956)
Фото - https://www.acadlib.lu.lv/pvp/images/vid/VanagsRudolfs-LABR-KarklinaA-20-01.jpg
Отец — народный артист Латвийской ССР Александр Карлович Вилюманис (1910-1980) был оперным певцом, руководителем вокальной кафедры Латвийской государственной консерватории, мать — концертмейстером оперы.
Окончил музыкальную школу имени Э. Дарзиня по специальности хоровое дирижирование. В 1960-1970-гг. учился в Латвийской консерватории (ударные инструменты, хоровое дирижирование, оперно-симфоническое дирижирование).
С 1962 г. связал свою жизнь с Латвийским театром оперы и балета: был артистом оркестра (ударник-перкуссионист), потом суфлером, хормейстером, а в 1970 г. начал свою дирижерскую карьеру.
В 1972-1975 гг. стажировался в Ленинградском государственном академическом театре оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский), где под его управлением шли оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Евгений Онегин» П. Чайковского.
В 1975-1987 г. был главным дирижером Государственного академического театра оперы и балета Латвийской ССР.
За это время театр стал одним из ведущих театров Советского Союза. Под руководством Александра Вилюманиса здесь впервые в СССР была поставлена опера «Макбет» Дж. Верди. Среди наиболее заметных премьер дирижера — постановки опер «Тангейзер» Р. Вагнера и «Саломея» Р. Штрауса, оперы-оратории «Царь Эдип» И. Стравинского. Был музыкальным руководителем на постановке балета «Гаянэ» А. Хачатуряна (1977, хореограф-постановщик Борис Эйфман) — спектакль был снят и показан по многим телеканалам мира. В 1980 г. труппа рижского театра под его руководством с триумфом выступила в Москве на сцене Большого театра.
В 1989 г. был приглашен очередным дирижером в театр имени Кирова (с 1992 — Мариинский), где проработал до 1994 г., имея в репертуаре 14 названий опер и балетов. С оркестром Мариинского театра провел записи балетов «Коппелия» Л. Делиба, «Каменный цветок» С. Прокофьева, гастролировал за рубежом.
В 1994-1996 гг. был главным дирижером Латвийской национальной оперы.
Самые успешные постановки — оперы «Богема» и «Тоска» Дж. Пуччини, «Иоланта» П. Чайковского. Регулярно гастролирует за рубежом с оперной и балетной труппами этого театра.
В Норвежской национальной опере (Осло) дирижровал оперой «Евгений Онегин», балетами «Щелкунчик» П. Чайковского и «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева.
В 1991 г. гастролировал в Италии с Мстиславом Ростроповичем.
Записал 20 пластинок и 23 компакт-диска.
В репертуаре дирижера следующие оперы Дж. Верди: «Набукко», «Макбет», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Дон Карлос», «Аида», «Отелло», «Сила судьбы» и еще 60 опер и 25 балетов.
В течение 14 лет является музыкальным руководителем Международного оперного фестиваля в Сигулде (Латвия).
С 2000 года — приглашенный дирижер Государственного академического Большого театра России.
В 2012 году получил награду "Latvijas Gаze" за пожизненный вклад в развитие оперы.
Фото - http://www.music.lv/Conductors/Vilumanis/Vilumanis.jpg ;
https://www.bolshoi.ru/upload/iblock/cfa/cfa60c8337b82fa18ded40f3a094ed24.jpg
Певица (колоратурное сопрано).
Заслуженная артистка Латвийской ССР (1962).
В 1957 году окончила Латвийскую государственную консерваторию.
Солистка Рижского театра оперы и балета (1958-1970).
Партии: Джильда («Риголетто» Дж. Верди), Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Мюзетта («Богема» Дж. Пуччини).
https://timenote.info/ru/person/view?id=11576372&l=lv ;
https://fotki.lv/ru/mariannaga/comments-47647785/
22 декабря 1905, Рига — 26 января 1990, Рига
Латышский советский режиссёр оперы.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1956).
Народный артист Латвийской ССР (1964).
В 1932-1935 гг. брал уроки актёрского мастерства у М.А. Чехова и др. в Театральной школе при консерватории; режиссерскому искусству обучался у Я. Зариньша (1935-1940).
Играл на скрипке в оркестре Художественного театра (30-е годы), участвовал в спектаклях.
Скрипач (1941-1944), режиссер (1945-1947), главный режиссер (1947-1980) Латвийского театра оперы и балета. Член ВКП(б) с 1948 года.
Похоронен на Лиелвардском кладбище.
Поставил около 70 опер: "Банюта" А. Калныня, "Спридитис" Яна Мединя, "К новому берегу" М. Зариня, "Огни мщения" Э. Каппа, "Кармен" Ж. Бизе, "Фауст" Ш. Гуно, "Бал-маскарад" Дж. Верди, "Долина" Э. д'Альбера, "Валькирия" Р. Вагнера, "Кащей Бессмертный" Н. Римского-Корсакова, "Семья Тараса" Д. Кабалевского, "Война и мир" С. Прокофьева, "Судьба человека" И. Дзержинского, "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Евгений Онегин" П. Чайковского, "Богема", "Тоска", "Севильский цирюльник".
Фото - https://www.ocb.lv/wp-content/uploads/2016/02/karlis-liepa-231x300.jpg
Певица (сопрано).
Заслуженная артистка ЛССР (1976).
Народная артистка Латвийской ССР (1980).
Училась в Высшей музыкальной школе им. Язепа Мединьша, Латвийской государственной консерватории им. Язепа Витолса.
В 1971 году окончила Ленинградскую консерваторию у А.А. Григорьевой, совершенствовалась у В.А. Лазько в Казанской консерватории.
С 1971 года - солистка Музыкального театра Йошкар-Олы, с 1973 года - театра оперы и балета Казани, в 1974-1975 гг. - Таллина.
С 1976 года более 20 лет была солисткой Латвийского татра оперы и балета.
Выступала также как камерная певица. Участвовала в исполнении оратории «Мессия» Генделя, реквиемов Дж. Верди, А. Дворжака, «Немецкого реквиема» Брамса и др. Гастролировала за рубежом (в Болгарии, Дании, Норвегии, Румынии, Финляндии, Швейцарии, Германии, Швеции, Канаде).
Премия Легендарная жизнь в искусстве (2014).
Награждена орденом Трёх звезд (2018).
Партии:
Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Леонора («Трубадур» Дж. Верди)
Елизавета («Дон Карлос» Дж. Верди)
Дездемона («Отелло» Дж. Верди)
Аида («Аида» Дж. Верди)
Тоска («Тоска» Дж. Пуччини)
Мими («Богема» Дж. Пуччини)
Турандот («Турандот» Дж. Пуччини)
Норма («Норма» В. Беллини)
Саломея («Саломея» Р. Штрауса)
Недда («Паяцы» Р. Леонкавалло)
Адриенна Лекуврер («Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа)
Донна Эльвира («Дон Жуан» Моцарта)
Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского)
Фото - https://images.la.lv/uploads/2014/04/Solveiga-Raja.jpg
https://klasika.lsm.lv/lv/raksts/benefice/jubilare-solveiga-raja-esmu-apmierinata-tikai-ar-daziem -momentie.a116665/
Латвийская оперная певица (меццо-сопрано).
Заслуженная артистка Латвийской ССР (1965).
Народная артистка Латвийской ССР (1976).
В 1960 году окончила Латвийскую консерваторию.
Солистка Латвийского театра оперы и балета (1960-1985).
Вела концертную деятельность. В 1966-1990 гг. преподавала в Латвийской консерватории. Была членом КПСС с 1964 года.
Государственная премия Латвийской ССР (1967).
Получилв Большую Музыкальную Премию за пожизненный вклад '2012.
Среди партий: Ваня; Зибель («Фауст» Ш. Гуно), Кармен («Кармен» Ж. Бизе), Азучена («Трубадур» Дж. Верди), Керубино, Кончаковна, Марфа («Хованщина» М. Мусоргского), Далила («Самсон и Далила» К. Сен-Санса); Иокаста («Царь Эдип» И. Стравинского), Сонетка («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), Лейли, Аннемария («Опера нищего», «Чудо Св. Маврикия» Зариньша).
Фото - http://www.music.lv/upload/pers1842.jpg ;
https://g4.delphi.lv/images/pix/676x385/JRX0_apjwxY/laima-andersone-silare-43001176.jpg ;
19 августа 1921, Пенза — 19 сентября 2013
Артистка балета, балетмейстер.
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1959).
Народная артистка Латвийской ССР (1982).
В 1928-1932 гг. училась в балетной студии А.А. Фёдоровой. В 1939 году окончила балетную школу при Национальной опере Латвии (педагоги Е.А. Тангиева-Бирзниек и К. Плуцис). В 1943-44 гг. совершенствовалась в МХУ (педагог М.А. Кожухова).
В 1939-1941 - артистка балетной труппы Латвийского оперного театра, в 1942-44 гг. - солистка балета художественного ансамбля Латвии.
В 1944-57 гг. - солистка Латвийского театра оперы и балета.
С 1948 года - балетмейстер-репетитор, в 1965-1968 гг. - главный балетмейстер, в 1968-1991 годах - балетмейстер-постановщик. В 1958-1962 гг. - балетмейстер Ансамбля песни и танца "Sakta" Государственной филармонии Латвийской ССР. Участвовала в гастролях за рубежом.
В 1945-1948 гг. преподавала в балетной студии, в 1957-1986 годах - в Рижском хореографическом училище, в балетной школе "Мир балета" (1997-2003). Среди учеников - Велта Вилциня, Лариса Туисова, Гунта Балыня, Инесе Думпе, Зане Лиелиджа, Татьяна Репина и др. Член ВКП(б) с 1948 года.
В 2008 году была награждена Крестом признания V класса.
В 2011 году была удостоена Латвийской премии в номинации «Легендарная жизнь в искусстве».
Партии: Бабочка ("Карнавал"), Флорина ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"); Паскуала ("Лауренсия"), Лайма и Айна ("Лайма" Лепиня), Оне ("На берегу моря" Юзелюнаса), Сводная сестра ("Золушка"), Даша ("Юность" Чулаки), Феклуша ("Аленький цветочек" Корчмарёва) и др.
Постановки: "Времена года" Глазунова, "Гирлянда цветов" Барисона (1965), "Роза Турайды" Кепитиса (1966), "Коппелия" (1966); "Асель" Власова (1969), "Победа любви" Мединя (1970), "Корсар" (1971), "Бахчисарайский фонтан" (1972) и др.
Фото - https://ballet.dance.lv/wp-content/uploads/2013/09/Ir%C4%93na-Strode.jpg
Zita Dreiere (Errsа)
Родилась 6 октября 1952 года в Риге (Латвийская ССР).
Латышская, советская артистка балета, хореограф, педагог.
Заслуженная артистка Латвийской ССР (1975).
Народная артистка Латвийской ССР (1976).
Народная артистка СССР (1989).
В 1970 году окончила Рижское хореографическое училище (педагог В.Н. Швецова).
С 1969 по 1995 годы — солистка Театра оперы и балета Латвийской ССР (с 1990 — Латвийская Национальная опера) (Рига).
Участвовала в гастролях за рубежом.
С 1992 по 2005 годы — репетитор Латвийской Национальной оперы.
В 1993 году получила степень бакалавра, в 2002 г. — степень магистра в области хореографии в Латвийской музыкальной академии им. Я. Витола. С 2000 года преподаёт хореографию в академии и заведует кафедрой хореографии. С 2005 года — ассоциированный профессор академии.
В 1995 году основала собственную балетную студию, где она преподаватель и хореограф.
В настоящее время использует только свою девичью фамилию — Эррс.
3-я премия VI Международного конкурса артистов балета в Варне (1972).
Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР (1974)
Театральная премия «Spelmanu nakts» («Ночь лицедеев») в номинации «Лучшая солистка балета» (балеты «Эдит Пиаф» и «Спящая красавица») (Латвийский союз театральных деятелей, 1995).
Офицер ордена Трёх звёзд (2003, Латвия).
Партии:
«Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри
«Жизель» А. Адана — Жизель
«Лебединое озеро» П.И. Чайковского — Одетта-Одиллия
«Спящая красавица» П.И. Чайковского — Аврора
«Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева — Джульетта
«Золушка» С.С. Прокофьева — Золушка
«Анюта» В. Гаврилина — Анюта
«Собор Парижской богоматери» Ц. Пуни — Эсмеральда
«Гирлянда цветов» П. Барисонса — Крапива
«Корсар» на музыку А. Адана, Ц. Пуни, Л. Делиба, Д. Дриго— Медора
«Барышня и хулиган» Д.Д. Шостаковича — Барышня
«Мирандолина» С. Василенко — Мирандолина
«Пиковая дама» на музыку П.И. Чайковского — Лиза
«Пер Гюнт» на музыку Э. Грига — Сольвейг
«Щелкунчик» П.И. Чайковского — Маша
«Сильфида» Х. Левенсхольда — Сильфида
«Эдит Пиаф» на музыку А. Шнитке, М. Монка, Л. Бернстайна, Р. Ино, песни Эдит Пиаф — Эдит Пиаф
«Скарамуш» Я. Сибелиуса — Блонделен
«Стабурагс» («Стабурадзе») А. Калныньша — Скайдрите
«Спридитис» А.Я. Жилинского — Лиените
«Читая Блауманиса» Ю. Карлсона
хореографический номер в опере «Кавалер розы» Р. Штрауса
https://ballet.dance.lv/wp-content/uploads/2012/08/ZE9.jpg ;
https://f7.pmo.ee/vkeKIqA7qmUi7Nk3ee7ZfQ9pABI=/685x0/smart/nginx/o/2018/07/16/10047690t1h4138.jpg ;
http://gallery-mt.narod.ru/pages/balet_je.html
4 (17) января 1917, Петроград — 8 мая 1967, Рига
Латышский советский дирижёр.
Народный артист Латвийской ССР (1962).
В 1943 году окончил Латвийскую консерваторию по классу контрабаса (играл в различных оркестрах), в 1950 году — её дирижёрский факультет (занимался у П. Барисона и Л.Э. Вигнера). Дирижёрскую деятельность начал ещё в годы учёбы, сначала в рижском Театре музыкальной комедии (где вел «Фиалку Монмартра», «Периколу», «Свадьбу в Малиновке»), затем, с 1947 года — в Латвийском театре оперы и балета (был ассистентом Вигнера в спектаклях «Фауст», «Кащей Бессмертный», «Иоланта», «Дон Паскуале», «Юность», «Аленький цветочек»). В 1950-1952 гг. стажировался в Ленинградском театре оперы и балета под рук. Б.Э. Хайкина (первая самостоятельная постановка — опера «Дубровский», дирижировал операми «Борис Годунов», «Псковитянка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Семья Тараса»).
С 1954 года — главный дирижёр Латвийского театра оперы и балета.
В его репертуаре было ок. 40 крупных произведений, поставил оперы «Тангейзер» Р. Вагнера (1956), «Саломея» (1959) Р. Штрауса, «Война и мир» (1961), «Судьба человека» И. Дзержинского (1962), «Валькирия» Р. Вагнера (1963), «Катерина Измайлова» (1963); «Питер Граймс» Б. Бриттена (1964). Дирижировал балетами «Ромео и Джульетта»; «Сакта свободы» А. Скултэ и др. Видный интерпретатор творчества латышских композиторов, постановщик опер «Банюта» (1953) А. Калниня, «Огонь и ночь» Я. Мединя, «К новому берегу» (1955), «Зелёная мельница» (1958) и «Опера нищих» (1965) М. Зариня. В 1956 году поставил на сцене Ленинградского театра оперы и балета оперу «Ласло Хуньяди» Эркеля.
В 1963-1966 гг. одновременно руководил симфоническим оркестром Латвийского радио и телевидения. Его привлекали масштабные вокально-симфонические произведения, в их числе: «Мессия» Генделя, 9-я симфония Бетховена, оратория «Осуждение Фауста» Берлиоза, «Реквием» Верди, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, оратории «Иван Грозный» на музыку Прокофьева, «Махагони» М. Зариня. Под его управлением были впервые исполнены многие сочинения латышских композиторов. Выступал с концертами в городах Советского Союза, в 1966 году — в Польше.
В 1952-1961 гг. преподавал (класс оперно-симфонического дирижирования) в Латвийской консерватории.
Государственная премия Латвийской ССР (1965).
https://classic-online.ru/uploads/75500/75485.jpg
(урождённая Колендович)
Родилась 17 марта 1928 года в Даугавпилсе.
Латвийская советская оперная певица (сопрано), педагог.
Народная артистка Латвийской ССР (1969).
В 1953 году окончила Латвийскую консерваторию по классу Александра Вилюманиса.
В 1953—1975 гг. — солистка Латвийского театра оперы и балета.
Часто выступала с концертами, принимала участие в исполнении 9-й симфонии Л. Бетховена, многих ораторий, месс и других произведений.
С 1970 года преподавала в Латвийской консерватории, в 1973-1979 гг. заведовала кафедрой вокала, профессор с 1985 г.
Жена народного артиста СССР Артура Фринберга (1916—1984).
Партии: Мими («Богема» Дж. Пуччини), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, 1971), Елизавета («Тангейзер» Р. Вагнера, 1956), Эльза («Лоэнгрин» Р. Вагнера, 1958), Сента («Летучий голландец» Р. Вагнера), Амелия («Бал-маскарад» Дж. Верди), Леонора («Трубадур» Дж. Верди), Тоска («Тоска» Дж. Пуччини, 1956), Сантуцца («Сельская честь» П. Масканьи), Элен («Питер Граймс» Б. Бриттена), Лиу («Турандот» Дж. Пуччини), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Графиня («Свадьба Фигаро» Моцарта), Зиглинда («Валькирия» Р. Вагнера), Минни («Девушка из Калифорнии» Дж. Пуччини), Лиза («Пиковая дама» П. Чайковского), Ярославна («Князь Игорь» А. Бородина), Феврония («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), Тамара («Демон» А. Рубинштейна, 1953), Наташа («Русалка» А. Даргомыжского, 1963), Мария («Мазепа» П. Чайковского), Катерина Измайлова («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, 1963), Банюта («Банюта» А. Калныня, 1953), Лаймдота («Огонь и ночь» Я. Мединя), Анна («К новому берегу» М. Зариня).
https://cdn.opera.lv/news/large_sveicam-jubileja-reginu-frinbergu_d2a2cb2.jpg ;
https://persons-info.com/userfiles/image/persons/70000-80000/72000-73000/72626/FRINBERG_Regina_Stanislavovna1.jpg ;
http://images.la.lv/uploads/2014/02/Frinberga_hor.jpg
6 мая 1915 (с. Ница, ныне - Ницский край, Латвия) — 5 августа 1984 (Рига).
Советский певец (баритон, затем драматический тенор).
Народный артист Латвийской ССР (1965).
В 1939 году окончил Лиепайскую народную консерваторию по классу пения у Г. Спектора.
В 1941-1948 гг. работал в Лиепайском оперном театре, сначала как артист хора, с 1944 года - солист оперы.
С 1948 года - солист Латвийского театра оперы и балета в Риге.
Выступал в концертах.
Пел баритональные партии - Демон («Демон» А. Рубинштейна), Онегин («Евгений Онегин» П. Чайковского), Скарпиа («Тоска» Дж. Пуччини), Ренато («Бал-маскарад» Дж. Верди), Рудольф («Богема» Дж. Пуччини), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе), Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта).
С 1955 исполнял партии драматического тенора: Всеволод («Сказание о невидимом граде Китеже…» Н. Римского-Корсакова), Радамес («Аида» Дж. Верди), Дон Карлос («Дон Карлос» Дж. Верди), Канио («Паяцы» Р. Леонкавалло), Хозе («Кармен» Ж. Бизе), Педро («Долина» Э. д'Альбера), Каварадосси («Тоска» Дж. Пуччини), Джонсон («Девушка с Запада» Дж. Пуччини), Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини), Питер Граймс («Питер Граймс» Б. Бриттена), Сергей («Катерина Измайлова» Д. Шостаковича), Овод («Овод» А. Спадавеккиа).
Исполнитель партий в латышских операх - Айвар («К новому берегу» М. Зариня), Вижутис («Банюта» А. Калниня), Кангарс («Огонь и ночь» Я. Мединя), Антынь («Золотой конь» А. Жилинского) и др.
https://www.acadlib.lu.lv/pvp/images/vid/Fisers_Mikelis-RTMM_487011-Fisers_Mikelis.jpg ;
https://www.acadlib.lu.lv/pvp/images/vid/Fisers_Mikelis-RTMM_487018-Fisers_Mikelis.jpg ;
https://www.acadlib.lu.lv/pvp/images/vid/Fisers_Mikelis-RTMM_419502-Fisers_Mikelis.jpg ;
https://www.acadlib.lu.lv/pvp/images/vid/Fisers_Mikelis-RTMM_443527-Fisers_Mikelis.jpg
Если кто-то из вас распологает информацией об
Ирине Вильгельмовне Бирих. По моим данным она была балериной (танцовщицой) Рижского театра. В 30-е годы она жила в Риге. У Ирины мог быть сценический псевдоним Irina Karinovs. Ирина приёмная дочь штабс-ккапитана Главного штаба Вильгельма Генриховича Бирих (Bierich). У нас есть сценические фото Ирины.
Если кто-то знает что-либо об Ирине, сообщите, пожалуйста, мне.
Она двоюродная сестра отца моей жены - Невской Надежды Николаевны.