

История театра «Ателье 16» необычна и небанальна.
Осенью 2002 года выпускной актерский курс Леся Степановича Танюка в Университете театра, кино и телевидения по разным причинам остался без педагога. Нужно было кому-то ставить дипломный спектакль. Совершенно случайно на курс забрел Игорь Талалаевский, к тому времени известный сценарист, продюсер и режиссер в украинском шоу-бизнесе. С театром он расстался ровно десять лет назад. Ученик Эдуарда Марковича Митницкого, он поставил на заре своей театральной юности несколько громких спектаклей в возглавляемом им и хорошо памятном киевлянам Театре-студии «Арт». Но потом роман с театром не сложился.
Теперь же, переступив порог студенческой аудитории, он вглядывался в молодые лица и принимал трудное для себя решение: браться – не браться? Десять лет вне театра, не потеряна ли профессия? Не обманет ли он ожидания этих ребят, смело вручающих ему сейчас свою судьбу? И он решился.
Материал был не из легких – Теннесси Уильямс, «Стеклянный зверинец». Два состава. Сорок дней и ночей. И они сделали это. Оглушительная премьера. Битковый зал. Слезы, цветы, объятия… А дальше грянул гром: кафедра осудила постановку. Ректорат вызывает режиссера на ковер: уберите фрейдистские мотивы, вы разлагаете молодежь. Повеяло таким совком… А на спектакль идут люди, что-то там, в спектакле, очень трогает их за живое… Потом были «Фарсы». Но предоставим слово очевидцу.
Олег Вергелис, «Киевские ведомости», 21.05.03 : «В лоне Театрального… случились исключения из скуки. Это студенческие спектакли "Стеклянный зверинец" по великой драме Теннесси Уильямса и "Фарсы" - сложнейший Мишель де Гельдерод с "Эскориалом", фривольный Борис Виан с причудливой французской любовью и средневековая шутка во славу любви и плоти "Молодожены" в стилистике "Декамерона". Некоторые студенты сетовали: вот, дескать, "верхи" (ректорат) не понимают наших поисков, а "низы" (зрители) смотрели бы с удовольствием… Мотивировка "верхов": как так?! кто позволил?! где реализм?! "чому не українська класика?". Свежая такая мотивировка... Как назло, набился полный зал на последнем представлении "Фарсов", не понятых кафедрой. Яблоку негде упасть. Цветы и восторги. Аплодисменты и выходы на поклоны - раз, другой, третий, седьмой. Казалось бы, возрадуйтесь, ученые мужи, такому успеху. Но на праздник студенческой одаренности, дерзости и профессионализма не пришел ни один член кафедры... Почему-то... И, кажется, не появился аж ни один представитель администрации... Потому что решение "верхов" сурово: эти самые "Фарсы" нужно показывать только Государственной экзаменационной комиссии. А публике - ни-ни! … Автор этих строк прорвался … сквозь растерянную толпу молодежи, которой объявили: расходитесь, кина не будет - Киевэнерго отключило свет! Сразу обе фазы! Публика не поверила и правильно сделала. На Киевэнерго нечего пенять, коли у кого-то сдвиг по фазе... Спектакль сыграли на час позже. Причем при дежурной лампочке Ильича. И сыграли озорно, весело и ярко (есть масса свидетелей). Студенты 4-го "Б" (курс Леся Танюка) представили приличную профессиональную школу, техническую оснащенность в сложнейшем материале. А главное - сегодняшнее, современное, именно им присущее понимание театра… Для студентов эти два спектакля - праздник. Праздником они стали и для зрителей. И для тех, кто пишет о театре».
На одном из этих спектаклей побывал старинный друг Талалаевского, назовем его Мистер Х. Ночью звонок: «Ты знаешь, Игорь, я очень далек от театра, но вот не могу заснуть, ведь это ты и обо мне рассказал… Короче, давай делать театр». – «Ты хоть понимаешь, что ты сейчас сказал?..» И заверте…
В июне 2002, в одной из киевских кофеен, состоялась историческая встреча Талалаевского с Мистером Х. Договорились попробовать. Случай-то исключительный: не фирмочку для отмывки денег под шумок открывать, не заправку, не девочек в бордель за рубеж продавать, а делать театр, настоящий профессиональный театр на базе скандального курса. Что-то было во всем этом от авантюры. И главное – зачем? Но каждый из них совершенно точно знал – зачем…
Тринадцать человек с курса пошли за ними. Троих добрали. Всего, стало быть, 16 отцов-основателей. Название придумывали всем миром, оказалось это сложнее, чем создать театр. Откуда-то вспомнился парижский театр «Ателье» - бессмертный памятник истинной театральности. Кроме того, «ателье» в переводе – «мастерская», а также тип сценического пространства, готового к мгновенной трансформации. Так и получилось: «Ателье 16».
Открываться решили «Трехгрошовой оперой» Брехта. 16 января 2004 в Молодом театре состоялась премьера.
обсуждение >>