Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Казахский театр оперы и балета
Другие названия
Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая
Казахский музыкальный театр
Алма-Атинский театр оперы и балета
Адрес
050091, Казахстан, Алматы, ул. Кабанбай Батыра, 110.
Обсуждение
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?
1 2 >

19
Moderato   02.06.2021 - 18:04:07
БЕЙСЕКОВА Шабал
1 ноября 1917, Омская губерния (ныне - Карагандинская область, Казахстан) — 25 мая 1997, Алма-Ата
Казахская советская певица (сопрано).
Народная артистка Казахской ССР (1959).
Окончила Алма-Атинское музыкальное училище (1938), казахскую студию при Московской консерватории (1941). Солист­ка Казахского театра оперы и балета им. Абая с 1943 года. Внесла значительный вклад в развитие оперного искусства.
Лауреат Сталинской премии (1949).
Жена народного артиста Казахской ССР Каукена Кенжетаева,
Партии: Сара («Биржан и Сара» М. Тулебаева), Кыз-Жибек («Кыз-Жибек» Е. Брусиловского), Маро («Даиси» З. Палиашвили), Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно), Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Ажар («Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди), Алтыншаш («Алтыншаш» Н. Жиганова), Айсулу («Айсулу» С. Мухамеджанова) и др.

Фото - https://www.archive.inform.kz/fotoarticles/20150124153833.jpg

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Имя Шабал Бейсековой (1917-1997) - золотого голоса казахской оперы - особой строкой вписано в историю оперного искусства Казахстана. Путь Шабал Бейсековой в искусстве был непростым. Но трудолюбие и талант стали залогом всенародного признания.

В музыкальном театре, основанном в 1934 году и позже переименованном в Государственный академический театр оперы и балета им. Абая, 17-летняя студентка Алма-Атинского музыкального техникума (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. И. Чайковского) Шабал Бейсекова начала петь в 1936 году. Мягкий, певучий, красивого тембра голос девушки, ее внешнее обаяние сразу привлекли внимание. И в сольном составе театра она приняла участие в первой декаде казахского искусства в Москве 17-25 мая 1936 года. Осенью того же года Шабал вместе с талантливыми молодыми вокалистами баритоном Каукеном Кенжетаевым и двумя тенорами Бикеном Жилисбаевым и Муслимом Асылбековым направили в Московскую консерваторию.

Студенческие годы в Москве Шабал Бейсекова и ее супруг Каукен Кенжетаев позже вспоминали как период напряженного и вместе с тем радостного профессионального становления и, конечно, веселого студенческого общения. Шабал Бейсекова занималась в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР Марии Владимировой, воспитавшей немало прекрасных певиц, среди которых была и знаменитая Валерия Барсова. После консерватории молодые певцы вернулись в Алма-Ату и продолжили петь в родном театре. Большой талант Шабал Бейсековой засиял с новой силой, и она стала одной из самых ярких оперных звезд 30-80-х годов. Примадонна казахской оперы спела 17 партий в произведениях композиторов Казахстана, Кыргызстана, Татарстана, Башкортостана, Грузии, Азербайджана и европейских стран. Образы воплощенных ею героинь проникнуты искренностью, прелестной простотой и окрашены светлой романтикой. Среди партий певицы - Кыз Жибек в одноименной опере, Айна в «Гвардия, алға» Е. Брусиловского, Ажар в «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, Назугум в одноименной опере К. Кужамьярова, Айсулу в одноименной опере С. Мухамеджанова, Маро в «Даиси» И. Палиашвили, Джульетты в «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, Микаэла в «Кармен» Ж. Бизе, Сара в «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Во многих оперных спектаклях Шабал Бейсекова участвовала вместе со своим мужем народным артистом КазССР Каукеном Кенжетаевым. Например, в «Кармен», где красавец Каукен Кенжетаев с блеском исполнял партию тореадора Эскамильо.
Их семья всегда находилась в гуще артистической среды. Родной брат Каукена - знаменитый режиссер Шакен Айманов был частым и желанным гостем в доме оперной четы. Каукен Кенжетаев рассказывал, что партию Бекежана в партнерстве с Шабал Бейсековой (Жибек) он петь не любил и старался этого избегать. Ему было невыносимо из уст любимой жены, матери его дочерей Гайни и Баян слышать отповедь и проклятье, пусть даже и на сцене. Обладая лирическим сопрано необыкновенной теплоты и распевности, Шабал Бейсекова в своей исполнительской манере сумела органично соединить европейскую вокальную школу с национальной само­бытностью. Доцент Казахской национальной консерватории им. Курмангазы, в прошлом ведущая певица ГАТОБ Клавдия Бобошко вспоминала: «Шабал Бейсекова пела с подкупающей естественностью. У нее была чудесная трель, свойственная легким голосам. Исполнение ее отличалось гибкостью, глубиной и мелодичностью. Общаться с Шаке было одно удовольствие. Добрая, милая, остроумная, она оставила о себе самые лучшие воспоминания».

Шабал Бейсекова пришла в театр в то время, когда во всем блеске сверкал талант Куляш Байсеитовой, и ей, не менее талантливой певице, пришлось до 1957 года петь в дублирующем составе. Но доброжелательное отношение Куляш и врожденная скромность Шабал не дали разрушить созидательную творческую атмосферу. Не озлобила Шабал Бейсекову и трагедия с любимым отцом в 1937 году, который поплатился жизнью за дружбу с Сакеном Сейфуллиным. Отец певицы умер в застенках, и лишь в 1957-м семья получила реабилитационную справку, в которой говорилось, что «дело в отношении Каратая Бейсекова отменено, и делопроизводство прекращено».

В годы Великой Отечественной войны певица выступала на фронтах с патриотическими советскими и народными песнями. И делала это с радостью, желая песней ободрить воинов на пути к Великой Победе. Сохранились фотографии, на которых Шабал вместе с воинами Красной армии. После войны в декабре 1948 года на декаде казахской литературы и искусства в Москве с большим успехом прошла опера Мукана Тулебаева «Биржан и Сара», в которой Шабал Бейсекова исполнила партию Сары. Автор оперы и главные исполнители заслуженно получили главную награду тех лет - Сталинскую премию.

Следующей ступенью признания стало присвоение певице почетного звания Народной артистки Казахской ССР. Кроме того, Шабал Бейсекова награждена орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и несколькими медалями.

С большой любовью вспоминает о легендарной певице Бибигуль Тулегенова: «Я считаю Шабал Бейсекову первой профессиональной казахской певицей. Среди исполнительниц своего поколения Шабал Бейсекова была самой подготовленной. Голос у нее был полного диапазона и очень красивого тембра. В жизни Шаке была добрым и отзывчивым человеком. Мы с ней подружились, хотя я значительно моложе. Глубоко зная родной язык, она неоднократно обращала мое внимание и внимание других молодых артистов на осмысленное, выразительное интонирование поэтического текста музыкальных произведений. Шаке была абсолютно лишена зависти. Она всегда делилась репертуаром, если нужно, помогала выбрать костюм, дарила свои украшения. Несколько ее браслетов хранятся у меня до сих пор».

Наряду с оперным творчеством Шабал Бейсекова любила и камерное, концертное исполнительство, уделяя особое внимание родной казахской песне. Нет в Казахстане города, районного центра, где бы ни побывала с концертами Шабал Бейсекова. Ее до сих пор помнят и за рубежом, так как она пела заглавные партии на гастролях театра в республиках Советского Союза, а также в Индии, Монголии, Афганистане, Пакистане, Италии и Китае.

В 1997 году певица ушла из жизни. Но народ преданно хранит память о народной артистке Казахской ССР Шабал Бейсековой. На радио остались записи жемчужин казахской народной песенной культуры - «Баянаул», «Ахау Керим», «Ак Дарига», а также «Бул-Бул» и «Казахский вальс» Л. Хамиди в ее исполнении. И сегодня благодаря радиотрансляциям архивных записей мы можем любоваться красотой ее голоса. Именем Шабал Бейсековой названа улица в столице Казахстана - Астане.

Инна Лебедева, «Казахстанская правда»
18
Moderato   01.01.2021 - 23:22:42
КАРАЖИГИТОВ Нариман Нурмухамедович 20 мая 1934 года в с. Самара Западно-Казахстанской области Казахской ССР (ныне Енбекшиказахский район, Алматинская область, Казахстан).

Советский, казахский певец (лирико-драматический тенор).
Заслуженный артист Казахской ССР (1967).
Народная артистка Казахской ССР (1976).

В 1963 году окончил Алма-Атинскую консерваторию.
С 1963 года — солист Казахского театра оперы и балета. Один из ведущих исполнителей партий в казахских оперных спектаклях, исполнял также партии в классических операх. Выступал как камерный певец. С 1979 года — доцент Алма-Атинской консерватории. Гастролирует за рубежом. Член КПСС с 1976 года.
Орден «Парасат» (2014).

Партии: Тулеген, Балпан, Елемес («Кыз-Жибек», «Ёр-Таргын», «Жалбыр» Е. Брусиловского), Ай-дар («Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди), Кебек («Енлик-Кебек» Г. Жубановой), Аубакир, Адак («Айсулу», «Жум-бак-кыз» С. Мухамеджанова), Ахмет, Караман («Камар-Сулу», «Алпамыс» Е. Рахмадиева), Биржан («Биржан и Сара» М. Тулебаева), Джик («Алтын-Чач» Н. Жиганова).

Фото - https://massaget.kz/userdata/uploads/u18/33.JPG

https://massaget.kz/userdata/uploads/u18/445.JPG
17
Moderato   26.12.2020 - 01:04:30
КОВАЛЁВ Юрий Павлович
[13(26) сентября 1906, Петербург — 12 апреля 1972, Ленинград]

Советский артист балета, балетмейстер.
Заслуженный артист Казахской ССР (1946).

Учился на вечернем отделении Ленинградского хореографического училища.
С 1925 года — артист балета театров Ленинграда, Харькова, Свердловска.
С 1936 года — балетмейстер и ведущий танцовщик Казахского театра оперы и балета им. Абая.

Среди партий: Альберт, Зигфрид, Дезире, Фрондосо, Вацлав, Базиль; Айдар ("Коктем" Надирова).
Поставил балета: "Коппелия" (1937), "Конёк-Горбунок" (1939), "Лебединое озеро" (1940), "Бахчисарайский фонтан" (1942), "Дон Кихот" (1946), "Спящая красавица" (1954), "Медный всадник" (1955), "Джунгарские ворота" Степанова (1957); казахские танцы в национальных операх ("Кыз-Жибек" Брусиловского, "Биржан и Сара" Тулебаева, "Амангельды" Брусиловского и Тулебаева).
16
Moderato   25.12.2020 - 02:54:47
КРУГЛЫХИНА Антонина Изидоровна
20 сентября (3 октября) 1912 — 1984

Русская советская артистка оперы (сопрано).
Народная артистка Казахской ССР (1954).

Училась в Алма-Атинском музыкальном училище.
С 1942 года — солистка русской труппы Казахского театра оперы и балета им. Абая.

Партии: Татьяна, Ярославна; Маша ("Дубровский" Направника), Горислава ("Руслан и Людмила"); Антонина ("Семья Тараса" Кабалевского), Мюзетта ("Богема"), Недда ("Паяцы"), Леонора ("Трубадур"), Аида ("Аида" Верди).
15
Moderato   25.12.2020 - 02:09:42
КУКЛИНА-ВРАНА Нина Константиновна
7 (20) января 1915 года в г. Нерчинск Читинской области – 1995, Киев

Певица (лирико-колоратурное сопра­но), педагог.
Заслуженная артистка Казах­ской ССР (1943).
Народная артистка Казах­ской ССР (1947).

Окончила Московский музыкально-­педагогический институт им. Гнесиных (1949).
В 1931-1934 гг. зани­малась концертной деятель­ностью, в 1935-1938 гг. была солисткой оперы в Иркутске, Иркутского радио; пела в Пермском оперном театре (1938-1939), была солисткой Оперного театра им. Станиславского в Москве (1939-1941).
В 1941-1948 годах – со­листка Казахского театра оперы и балета им. Абая.
Преподавала в Казахской консерватории (с 1945; заведующая кафедрой вокала, 1947-1958).
В 1954 году – советник-педагог Народной оперы и организатор Оперного театра в Албании (Тирана); в 1956-1958 годах – педагог-консультант при Центральной китайской консерватории (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай).
В 1958-1987 годах преподавала в Киевской консерватории (с 1977 - профессор).
Автор методических пособий по вопросам вокального образо­вания.
Лауреат Всесоюзного конкурса вокалисов (Москва, 1939).

Партии:
Марфа «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Снегурочка («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Волхова («Садко» Н. Римс­кого-Корсакова)
Людмила («Руслан и Люд­мила» М. Глинки)
Антонида («Иван Сусанин» М. Глинки)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Джильда («Риголетто» Дж. Вер­ди)
Дездемона («Отелло» Дж. Вер­ди)
Мими («Богема» Дж. Пуч­чини)
Чио-Чио-сан («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
Маргарита («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Лакме («Лакме» Л. Делиба)
Маргарита («Фауст» Ш. Гуно)
Джульетта («Ромео и Джульетта» Ш. Гуно)
Шура («Мятеж» Л.А. Ходжа-Эйнатова)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Маженка («Проданная невеста» Б. Сметаны)

Фото - https://persons-info.com/userfiles/image/persons/70000-80000/71000-72000/71986/KUKLINA -VRANA_Nina_Konstantinovna_1_s.jpg
сообщение было отредактировано в 02:14
14
Moderato   24.12.2020 - 00:21:58
КАЛИЛАМБЕКОВА Хорлан Ихсановна родилась 18 ноября 1944 года в г.Балхаш Карагандинской области Казахской ССР.

Оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), музыкальный педагог.
Заслуженная артистка Казахской ССР (1980).
Народная артистка Казахской ССР (1982).

В 1968 году окончила Карагандинское музыкальное училище, в 1972 году — вокальный факультет Казахской государственной консерватории им. Курмангазы (класс Н.Д. Юмашевой).
В 1977-1978 годы проходила стажировку в театре Софийской государственной оперы под руководством народного артиста Болгарии профессора А. Найденова.
В 1972-1999 годах — солистка Казахского театра оперы и балета им. Абая.
В 1999-2013 годах — солистка Национального театра оперы и балета им. Куляш Байсеитовой (Астана).
Занималась концертной деятельностью. Гастролировала в Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Италии, Австрии, Германии, Португалии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Индии, Японии, Корее, Мали.
Преподавала в Алма-Атинской консерватории, профессор кафедры «Вокальное искусство и дирижирование» Казахского национального университета искусств.
Орден Курмет Республики Казахстан (15.12.2002).

Муж - народный артист СССР Азербайжан Мамбетов (1932—2009).

Партии:
Татьяна («Евгений Онегин» П.И. Чайковского)
Иоланта («Иоланта» П.И. Чайковского)
Виолетта («Травиата» Дж. Верди)
Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини)
Церлина («Дон-Жуан» В.А. Моцарта)
Маргарита («Фауст» Ш.Гуно)
Микаэла («Кармен» Ж.Бизе)
Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Камар («Камар сулу» Е. Рахмадиева)
Каракоз («Алпамыс» Е. Рахмадиева)
Енлик («Енлик - Кебек» Г.А. Жубановой)
Катя («Песнь о целине» Е. Рахмадиева, 1-я исполнительница)
Актокты («Ахан сере - Актокты С. Мухамеджанова, 1-я исполнительница)

https://kazpravda.kz/articles/view/horlan-kalilambekova--moi-mir--muzika

https://kzaif.kz/culture/vysokaya_nota

Фото - https://records.su/tmppic/pics39/4907085818653512.jpg

http://https://kazpravda.kz/images/w600/uploads/redactors/images/5dd761ef411121574396399.jpeg

https://kazpravda.kz/images/w600/uploads/redactors/images/5dd761d29c0ae1574396370.jpeg
13
Moderato   23.12.2020 - 20:09:01
КАЗАКЕВИЧ Александр Пахомович
21 августа 1889, с. Чернецово, Витебская губерния, Российская империя (ныне Витебская область, Белоруссия) — 12 августа 1959, Алма-Ата, Казахская ССР

Советский оперный певец (бас).
Заслуженный артист Казахской ССР (1947)
Народный артист Казахской ССР (1954).
В 1917 году окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Музыкальное образование получил на Высших оперных курсах при Петроградской консерватории.
В 1923-1924 годах — солист оперного театра Зимина (Москва). С 1925 года пел в театрах Новосибирска, Перми, Свердловска, Самары, а также на сценах Харькова, Одессы, Киева.
В 1931-1935 годах — солист Ленинградского академического театра оперы и балета.
С 1935 годах — солист Казахского театра оперы и балета (Алма-Ата). Член ВКП(б) с 1944 года.

Партии:
Борис, Пимен («Борис Годунов» М.П. Мусоргского)
Кончак («Князь Игорь» А.П. Бородина)
Мельник («Русалка» А.С. Даргомыжского)
Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
Сторожев («В бурю» Т.Н. Хренникова)
Карась («Запорожец за Дунаем» С.С. Гулака-Артемовского)
Гремин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского)
Сусанин («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Гудал («Демон» А. Рубинштейна)
Сен-Бри («Гугеноты» Дж. Мейербера)
Листницкий («Тихий Дон» И. Дзержинского)
Валько («Молодая гвардия» Ю. Мейтуса)
Осип («Бекет» А.А. Зильбера)
сообщение было отредактировано в 20:15
12
Moderato   21.12.2020 - 02:24:12
КАСТЕЕВА Зарема Ахметовна родилась 17 февраля 1947 года в Алма-Ате.

Заслуженная артистка Казахской ССР (1976).
Народная артистка Казахской ССР (1981).

В 1966 году окончила Московское хореографическое училище при Большом театре СССР (педагог - Е.Н. Жемчужина).
В 1966-1986 годах — солистка балета Казахского театра оперы и балета им. Абая.
С 1989 года — профессор кафедры хореографии и культурно-массовой работы Казахского национального женского педагогического университета.
Лауреат премии Ленинско­го комсомола (1980).

Партии:
Баян (Е. Брусиловский, «Козы Корпеш — Баян сулу»)
Никия (Л. Минкус, «Баядерка»)
Жизель (А.Адан, «Жизель»)
Фригия (А. Хачатурян, «Спартак»)
Аврора (П. Чайковский, «Спящая красавица»)
Баршагуль (А. Серкебаев, «Аксак кулан»)
Алия (М. Сагатов, «Алия»)
Мария (Б. Асафьев, «Бахчисарайский фонтан»)
сообщение было отредактировано в 02:37
11
Moderato   18.12.2020 - 17:49:06
КОЙШИБАЕВА Зейнеп Толембековна (Зекен Койшыбаева)
6 марта 1937, Алакольский район, Алма-Атинская область — 20 марта 2002, Алма-Ата

Певица.
Народная артистка Казахской ССР (1989).

Окончила вокально-хоровую студию при Казахском театре оперы и балета в классе К. Байсеитовой и Н.Самышевой (1958), вокальный факультет в Алма-Атинском институте искусств (ныне - Казахская национальная консерватория) под руководством профессора Б. Жилисбаева (1972).

В 1958-1967 годах — солистка Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая; исполнила партии Жибек, Кадиши, Акжунис в операх «Кыз Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын».
В 1967-1993 годах — солистка камерного оркестра Казахского радио и телевидения.
Исполняла произведения казахстанских композиторов и народные казахские песни.
Гастролировала в Польше, ГДР, Афганистане.
С 1981 года и до конца жизни был преподавателем Училища эстрадного и циркового искусства.

Фото - https://img.discogs.com/-7JmYOkNdput1oDDMY_lUOEgurA=/fit-in/472x472/filters:strip_icc():format(jpeg):mode_rgb():quality(90)/discogs-images/A-4947024-1510011232-7671.jpeg.jpg
10
Moderato   24.08.2020 - 14:22:29
МАНСКАЯ Инесса Ивановна
15 августа 1928, Алма-Ата — 31 декабря 2017, Алматы

Народная артистка Казахской ССР (1984).

Окончила Алма-Атинское хореографическое училище (1945). В 1945-1965 годах была артисткой Казахского академического театра оперы и балета, с 1975 года — педагогом-репетитором, художественным руководителем балетной труппы (1990-1992).
В 1965-1975 годах была солисткой-танцовщицей "Молодого балета" (ныне - Ансамбль классического танца), затем педагогом-репетитором.
С 1994 года была педагогом-репетитором Государственного ансамбля танца «Салтанат».

Фото - https://scontent-lga3-1.cdninstagram.com/v/t51.2885-15/e35/26350003_138105263531423_564354742734553088_n.jpg?_nc_ht=scontent-lga3-1.cdninstagram.com&_nc_cat=111&_nc_ohc=aPH6y-Ye3HIAX-ZzKll& ;oh=3859096bd7928cea5c911f78beaa7584&oe=5F6D14CC
____________________________________________________

Елизавета Малиновская
Души призывный звук

Имя народной артистки Казахстана, кавалера ордена “Знак Почета” и обладательницы бесчисленных премий Инессы Манской известно всем алматинцам. Вся ее жизнь принадлежит южной столице. Она один из продолжателей традиций своего гениального учителя и партнера по сольным танцам А.В. Селезнева, именем которого названо хореографическое училище. Ей благодарны несколько поколений артистов - ее учеников, составивших балетную славу ее Родины - Казахстана
- Вам 75 лет...Вы прекрасно выглядите, полны жизненных сил и энтузиазма. Что стоит за этим? Удача или бесконечный труд?
- Это не мало, но и не так много. Жизнь быстротечна, почти мгновенна. Я не спешила жить. Десять лет назад я стала постоянным хореографом государственного ансамбля “Салтанат”. Вы не представляете, как прекрасно быть всегда в окружении молодежи, до которой мне “полвека назад”.
- Так получилось, что вся ваша жизнь продолжается под звездой балетного искусства. А ведь все началось с благословения вас на этот путь великого танцовщика, балетмейстера и преподавателя Александра Селезнева?
- От него я унаследовала традиции хореографической школы Императорского Русского Балета. Теперь, когда его имя носит местное хореографическое училище, он представляется для всех в виде монумента, памятника, легенды... Я же общалась с ним день за днем. Выслушивая его нарицания, благодарности или восхищение. Все это началось для меня в счастливом 1938 году, когда я участвовала в конкурсе для поступления в хореографическое училище в Алма-Ате. Этот день я запомнила навсегда.
Селезнев спросил, читая список конкурсантов: “Иванова здесь?”. Я ответила: “Здесь”. Он продолжил читать список и спросил: “Манская здесь?”, я ответила: “Это я”. Тогда он вычеркнул “Иванова” и сказал: “Ты будешь Манская”. Он лично учил меня с первого по выпускной класс. Я увидела и усвоила его методы преподавания в полном объеме всех курсов хореографического образования. Его добрый фанатизм передавался всем нам, его студентам. Его любовь к детям была до обожания. Он ездил ежегодно по окраинам и собирал сирот и бездомных из детдомов Казахстана, считая это своим долгом по отношению к репрессированным семьям. Я его обожала, и это было взаимно. Он ждал всех и не начинал урока, если кто-то опаздывал. Если же выгонял кого-то из класса, то первым шел мириться.
Нас объединяло серьезное дело - учеба Танцу. Я стала образованной и воспитанной благодаря его вниманию к себе. Высокая образованность растет на благородстве, любви, уважении.
- Танцы и война, казалось бы, вещи несовместимые?
- В военное время мы все голодали. Алма-Ата изо всех сил помогала фронту. Страшно, когда в школе твои сверстники падают от голодного обморока. Каждый день в одно и то же время по моей улице возили хлеб с хлебозавода по магазинам. Каждый день я видела, как на улицах пешеходы падали в обморок - от запаха хлеба из проезжающей телеги с автоматчиками. Странно, но на уроках танца обмороков не было, хотя мы питались одинаково. Ведь наши физические нагрузки превышали во много раз нагрузки в обычной школе.
Вдохновение и атмосфера творчества спасли от сонливости и неизбежных обмороков. Все, что у меня было на день, - 200 граммов серого хлеба. Неустроенность, жуткая бедность, бесконечный голод и нищета не мешали Александру Владимировичу преподавать на самом высоком уровне. Это была особая порода талантливых людей. Сегодня они редкость. Честь и совестливость были их сутью и кредо в жизни.
Среди учеников великого педагога были: Леонид Таганов, Даурен Абиров, Сара Кушербаева, Наталья Краснова-Таганова, Заурбек Райбаев, Лида Симагина-Ильницкая... Сегодня все они - заслуженные мастера культуры Казахстана. Мы были всегда дружны, как завещал нам А.В. Селезнев. Я всю жизнь жила интересами балета. Бог и балет охраняют меня от невзгод, несчастий и болезней. Мы вместе и никогда не расстаемся.
- Когда вы оставили балетную сцену в Академическом театре оперы и балета имени Абая и ушли педагогом хореографии в “Молодой балет Алма-Аты”...
- Я тогда посочувствовала Булату Аюханову, который изо всех сил поднимал этот коллектив на ноги. Он хороший танцовщик, но учить он не умел, не хватало усидчивости и педагогического такта. Его артисты могли быстро потерять свой профессионализм. Я же учила их по правилам Г.С. Улановой: “Один день пропустил - за три дня не соберешь”.
Вдохновения и энтузиазма бывает мало. После 10 лет моего труда “Молодой балет Алма-Аты” приобрел справедливую славу. На несколько лет я заболела, а, встав на ноги, была приглашена на должность художественного руководителя балетной труппы нашего Государственного академического театра оперы и балета имени Абая. С 1994-го я работаю с артистами “Салтаната”, поддерживая их высочайший профессионализм.
Я продолжаю верить, что Бог и балет охраняют меня. Мы никогда не расстанемся. Это взаимно до сих пор, когда силы иногда изменяют мне.
________________________________________

Алма-Атинка ИНЕССА МАНСКАЯ говорит:
«Я до конца честна и справедлива».
Юри Мэттью продолжает:
Ее хорошо знают алмаатинцы.
Здесь она родилась и вся ее жизнь принадлежит Южной столице.

Она продолжает традиции своего гениального учителя и партнера по сольным танцам А.В. Селезнева, в честь которого названо хореографическое училище.
Ей благодарны за знания и профессионализм несколько поколений артистов, составивших балетную славу Казахстана.
Моя беседа состоялась в гостях у юбиляра за чашкой чая.

- Уважаемая Инесса Ивановна, поздравляем Вас с юбилеем. Вы прекрасно выглядите. Вы полны жизненных сил и энтузиазма. Вы – Народная Артистка Казахстана, Кавалер Ордена Знак Почета и обладательница бесчисленных премий. Что стоит за этим? Удача или Бесконечный Труд? Как сложилась Ваша жизнь сегодня? Она говорит: ВСЕМ СПАСИБО ЗА ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ.

- 5 августа мне исполняется 77. Это не мало, но и не так много. Жизнь – это очень быстро, почти мгновение. Я жила достойно и с уважением к людям вокруг. Я не спешила жить. Я чувствовала, что я – долгожитель, это правда. В 65 я стала постоянным руководителем и хореографом государственного ансамбля «Салтанат». Я всегда окружена молодежью, до которой мне «полвека назад». У меня жизнерадостный характер. Строгая диета. Я в хорошей физической форме, живу интересами семьи своих детей. У меня не было счастливого и безоблачного детства. Помню бабушку и ее рассказы о муже, польском офицере, кто был расстрелян в Алма-Ате. С этим горем бабушка и прожила жизнь. Она никогда не оправилась от этого ужаса и страха. Революционное вдовье прошлое мамы было бурным. Она гордилась, что убивала врагов, что была красногвардейкой и пулеметчицей на тачанке. Семейная жизнь родителей не сложилась тоже. Мама растила меня в разводе. Отец оставил нас ради Москвы, где он работал редактором «Дагестанской правды». Мы ездили к нему в гости, но это не приносило мне счастья. Когда партийная работа моей мамы потребовала ее переезда в Караганду, то она проявила неслыханную дерзость. Она отказалась от партийного билета КПСС (1950), но осталась жить в Алма-Ате ради моего образования в хореографическом училище. В Караганде не учили балету. Все обошлось, но мама дрожала за свою жизнь до смерти. Она боялась мести и наказания от партийных бонз. Ее строптивый и твердый характер я унаследовала.

- Так получилось, что вся моя жизнь продолжается под звездой балетного искусства. А все началось после благословения меня на этот путь великим танцовщиком, балетмейстером и преподавателем – Александром Владимировичем Селезневым. От него я унаследовала традиции хореографической школы Императорского Русского Балета. Теперь, когда его имя носит местное хореографическое училище, он представляется для всех в виде монумента, памятника, легенды… Я же общалась с ним день за днем. Выслушивая его порицания, благодарности или восхищения. Все это началось для меня в счастливом 1938, когда я участвовала в конкурсе для поступления в хореографическое училище в Алма-Ате. Этот день я запомнила навсегда.

- Селезнев спросил, читая список конкурсантов, - «Иванова здесь?». Я ответила: «Я здесь». Он продолжил читать список и спросил: «Манская здесь?», я ответила: «Это я». Тогда он вычеркнул «Иванова» и сказал: «Ты будешь – Манская». Я была зачислена с высоким результатом на экзаменах. Фантастическим же было и то, что он лично учил меня с первого по выпускной классы. Я увидела и усвоила его методы преподавания в полном объеме всех курсов хореографического образования. Его добрый фанатизм передавался всем нам, его студентам. Его любовь к детям была до обожания. Он ездил ежегодно по окраинам и собирал сирот и бездомных из детдомов Казахстана. Он считал это своим долгом по отношению к репрессированным семьям. Он гениально учил, чем редко одарены артисты балета. Мы знали абсолютно все о творчестве выдающихся личностей по нашей специальности. Он учил требовательно относиться к себе и на сцене и в быту. Я его обожала и это было взаимно. Мне было трудно успевать везде. Ведь я училась еще и в общеобразовательной школе № 54. Он ждал всех и не начинал урока, если кто-то опаздывал. Если он выгонял из класса, то первым шел мириться. Никто не копил конфликтов. Нас объединяло серьезное дело - учеба Танцу. Я стала образованной и воспитанной благодаря его вниманию к себе. Высокая образованность растет на благородстве, любви, уважении. Если любишь, то не балуешь. Забота всегда на внутренней ответственности.

В военное время (1941–1942) мы все голодали. Алма-Ата изо всех сил помогала фронту.
Страшно, когда в школе твои сверстники падают от голодного обморока. Каждый день в одно и то же время по моей улице возили хлеб с хлебозавода по магазинам. Каждый день я видела, как на улицах пешеходы падали в обморок – от запаха хлеба из проезжающей телеги с автоматчиками. Странно, но на уроках танца обмороков не было, хотя мы питались одинаково. Ведь наши физические нагрузки превышали во много раз нагрузки в обычной школе. Вдохновение и атмосфера творчества спасли от сонливости и неизбежных обмороков. Все, что у меня было на день – 200 граммов серого хлеба.
Жуткая бедность, бесконечный голод и нищета – не мешали Александру Владимировичу преподавать на самом высоком уровне. Это была особая порода талантливых людей.
Сегодня они редкость. Честь и совестливость были их сутью и кредо в жизни. В 1942 на моем экзамене была Галина Сергеевна Уланова, беженка войны из Москвы. Вместе с Ириной Учаевой мы были удостоены чести – «пятерок по классическому танцу». Этот памятный день укрепил во мне веру в правильном выборе специальности для жизни.
Среди учеников великого педагога были: Леонид Таганов, Даурен Абиров, Сара Кушербаева, Наталья Краснова-Таганова, Заурбек Райбаев, Лида Симагина-Ильницкая…
Сегодня все они – Заслуженные Мастера Культуры Казахстана.
Мы были всегда дружны, как завещал нам А.В. Селезнев. Нас объединяет его профессиональный стандарт, преданность делу и бескомпромиссность в оценке своих провалов и достижений. Никто из нас не разменивался никогда «на мелочи». Самодисциплина и самокритика у нас от него, нашего А.В. Селезнева.
Я всю жизнь жила интересами балета. Ничего не загадывала. Не планировала жизнь, свои поступки. Бог и балет охраняют меня от невзгод, несчастий и болезней. Мы вместе и никогда не расстаемся.

- Генетическое наследие Второй Мировой Войны продолжалось до 1975. Я видела массовую диспропорцию тела вокруг себя: короткие ноги, большие размеры головы, маленький рост и кривизну в ногах. Так выглядело «потерянное поколение» для академического балета. Это страшно трагично, но это правда жизни. Последствия войны сказывались более 30 лет. Чтобы избежать этих очевидных несчастий, я кормила свою новорожденную дочь в «театральной уборной», помогал муж. Я не пропускала ни одного кормления грудью около года. У меня выросла красивая и рослая девочка. Моя забота о ребенке сохранила ее здоровье. Семья моей дочери благодарна мне за это предостережение, которое сохраняет здоровье наших поколений.

- Когда я оставила балетную сцену в нашем Академическом Театре Оперы и Балета им. Абая, то стала педагогом хореографии в «Молодом Балете Алма-Аты» (1965-1975). Я посочувствовала Б. Аюханову, который изо всех сил поднимал этот коллектив на ноги. Он хороший танцовщик, но учить он не умел, не хватало усидчивости и педагогического такта. Его артисты могли быстро потерять свой профессионализм. Я же учила их по правилам Г.С. Улановой: «Один день пропустил – за три дня не соберешь». Вдохновения и энтузиазма бывает мало. День за днем и год за годом я заботилась об их профессиональной форме, не жалея своего здоровья. После 10 лет моего труда «Молодой Балет Алма-Аты» приобрел справедливую славу. На несколько лет я заболела, а, встав на ноги, была приглашена на должность художественного руководителя балетной труппы нашего Государственного Академического театра оперы и балета им. Абая (1990-1992).
С 1994 я работаю с артистами «Салтаната», поддерживая их высочайший профессионализм. Я продолжаю верить, что Бог и Балет охраняют меня. Мы, вправду, никогда не расстанемся. Это взаимно, до сих пор, когда силы иногда изменяют мне, но только под погоду за окном (слякоть, дождь со снегом).

- Пребывая в преклонном возрасте, я все чаще и чаще вспоминаю свою бабушку. Она была до самопожертвования верующей. Ее дом был переполнен иконами, спасенными из сожженных церквей вокруг Алма-Аты. До сих пор жив ее голос: «Инессочка, Бог должен быть у тебя в сердце». В своем вдовстве она хранила свою честь и верность во имя памяти расстрелянного мужа – Дмитрия Манского (1920). Когда она умерла, ее частный дом разворовали. Первым пропал ее иконостас с кухни и садовый инвентарь. Она всегда пекла куличи, красила яйца на Русскую Православную Пасху. Может быть, поэтому я ценю талант в других, но верю, что совесть и ум – крайне, крайне важны для судьбы любого человека. Голова помогает только той целеустремленности, что не подстраивается под случайные обстоятельства. Финансы всегда лихорадят, если нет накоплений. Многие вокруг ради этого едут за границу, устраиваются в ночные клубы «на подтанцовки» и шоу программы. Но без преподавателя-хореографа и без «зала для классики» - исчезает физическая форма артиста танца. Часто, через полгода, артист «уже умер» для сцены. Его тело – ломается от физических перегрузок. Мой настоятельный совет, как профессионала и педагога, - артисты балета, держитесь за государственные и профессиональные коллективы. Только здесь есть хореографы, которые поддержат ваши поиски в карьере. Сцена не прощает авантюр с телом. Занятия классическим балетом сохраняют здоровье и помогают совершенствовать индивидуальные качества танца. Не стремитесь создавать историю о себе. Не работайте ради почестей. Искусство бессмертно и безгранично щедро к добрым делам. У меня была прекрасная жизнь, которую я жила с заботой о тех, кто придет ко мне, как ученик.
9
Moderato   22.04.2020 - 01:53:22
ЕСИМОВ Гафиз Кыдырович родился 9 мая 1947 года, Махамбетский район Гурьевской (ныне - Атырауской) области, Казахская ССР.

Заслуженный артист Казахской ССР (1982).
Народный артист Казахской ССР (1987).

Окончил вокально-хоровой факультет Алма-Атинской государственной консерватории (баритон; класс Бекена Жилисбаева).
Солист Казахского театра оперы и балета с 1975 года.
С 1978 года работает в Казахской консерватории им. Курмангазы, профессор.

Партии:
Жермон («Травиата» Дж. Верди);
Жанбота («Биржан и Сара» М. Тулебаева);
Дударай («Дударай» Е. Брусиловского);
Ер-Таргын («Ер-Таргын» Е. Брусиловского);
Абай («Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди);
Евгений Онегин («Евгений Онегин»);
Роберто («Иоланта» П. Чайковского)

Фото - http://www.conservatoire.kz/upload/medialibrary/9a9/9a91cc56667d99b3c37c933191c205de.jpg
8
Moderato   21.04.2020 - 17:16:27
ЕПОНЕШНИКОВА Эра Ивановна
15 мая 1927, Кзыл-Орда, Казакская АССР, РСФСР (ныне - Казахстан) — 8 мая 1977, Алма-Ата

Заслуженная артистка Казахской ССР (1960).
Народная артистка Казахской ССР (1966).

В 1952 году окончила вокальный факультет Алма-Атинской консерватории.
С 1950 года — солистка Казахского театра оперы и балета.
Участница Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Бухаресте (1957), Декады казахской литературы и искусства в Москве (1958).
Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М.И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А.П. Бородина), Мариям («Дударай» Е.Г. Брусиловского), Камка («Кыз Жибек» Е.Г. Брусиловского), Аналык («Биржаи и Сара» М. Тулебаева), Балым («Камарсулу» Е. Рахмадиева), Мать-Земля («Алпамыс» Е. Рахмадиева).
7
Сулименко Вера Михайловна (Россия Иркутск)    20.01.2020 - 15:25:33
Уважаемые сотрудники прекрасного театра. Я выросла в этом театре т.к.моя крестная мама- Антонина Изидоровна Круглухина -нар.арт Каз ССР работала в нем,я практически слушала все ее спектакли -"Аида","Князь Игорь"-где она пела партию Ярославны, и многие другие... Хотелось бы видеть ее среди актеров Бессмертного полка Вашего коллектива, к сожалению в нашей семье сохранилось немного фото из ее спектаклей ( она пела и с Ермеком Серкибаевым) .- могу переслать . Ее супруг был директором консерватории - Иван Васильевич Круглыхин,убеждена что их вклад был не малый в развитие культуры Казахстана.. Антонина Изидоровна ушла из жизни в г.Москве в 1984 году,прах покоится на Николо-Архангельском кладбище, на участке ветеранов сцены. Удивительные были ее работы.. воспоминания по сей день... Зам.директора театра ( продолжаю родословные традиции). С уважением Вера
6
Moderato   21.11.2019 - 02:15:30
ОВЧИННИКОВ Анатолий Иванович [27 июня (9 июля) 1899 — 1970]

Русский советский артист оперы (тенор).
Народный артист Казахской ССР (1938).
Народный артист Узбекской ССР (1950).

Пел в Казахском театре оперы и балета им. Абая (1935-1940, 1942-1946), Узбекском театре оперы и балета им. Навои (1946-1958) и др. Выступал как концертный певец.
Похоронен на Серафимовском кладбище Ленинграда.

Партии: Вакула ("Черевички"), Князь ("Русалка"), Герман, Канио, Хозе.

http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/2013/10/17.htm
сообщение было отредактировано в 02:21
5
Moderato   05.09.2019 - 20:52:15
РАЙБАЕВ Заурбек Мулдагалиевич
13 февраля 1932, Алма-Ата — 1 ноября 2011, Алма-Ата

Советский и казахстанский артист балета, балетмейстер, педагог.
Заслуженный артист Казахской ССР (1958).
Заслуженный деятель искусств КазССР (1966).
Народный артист Казахской ССР (1982).

В 1946-1952 годах учился в Алма-Атинском хореографическом училище (педагог - А.В. Селезнёв). В 1952-1954 годах проходил обучение в классе усовершенствования Ленинградского хореографического училища (педагоги - И.Д. Бельский, А.А. Писарев, А.И. Пушкин, А.И. Бочаров).
В 1954-1958 годах был солистом Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая.
С 1955 года преподавал в Алма-Атинском хореографическом училище. В 1958 году принял участие в Декаде казахского искусства и литературы в Москве, где имел большой успех.
В 1958-1962 годах учился на балетмейстерском факультете ГИТИСа (класс Л.М. Лавровского).
С 1962 года балетмейстер Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая. В 1967-1969, 1972-1986 и с 1992 года — главный балетмейстер. С 2004 года на пенсии.

В 1972-1974, 1976-1978, 1986-1992 годах одновременно был художественным руководителем, главным балетмейстером и директором Государственного ансамбля песни и танца Казахской ССР (преобразован в Государственный ансамбль танца «Салтанат» Республики Казахстан под руководством З.М. Райбаева. Поставил несколько программ танцев народов СССР.

В 1995-2004 гг. работал преподавателем кафедры «Режиссуры и хореографии» в Казахской государственной академии искусств им. Т. Жургенева. За время работы в академии искусств осуществил выпуск трех групп с квалификацией «Режиссер-балетмейстер».

Партии: Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Зигфрид и Дезире («Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. Чайковского), Шурале («Шурале» Ф. Яруллина), Евгений («Медный всадник» Р. Глиэра), Вацлав и Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева), Сабыр («Дорогой дружбы» Н. Тлендиева, Л. Степанова, Е. Манаева).
Поставил балеты: «Болеро» М. Равеля, «Шопениана» Ф. Шопена (1962), «Франческа да Римини» П. Чайковского (1962), «Легенда о белой птице» Г. Жубановой (1964, совместно с Д. Абировым), «Хиросима» на музыку Г. Жубановой (1966), «Чинтомур и Махтум» К. Кужамьярова (1968), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1972), «Петя и волк» С. Прокофьева (1973), «Спартак» А. Хачатуряна (1974), «Мужчина и Женщина» А. Онеггера (1979), «Игра в карты» И. Стравинского (1979), «Фрески» Т. Мынбаева (1981), «Раймонда» А. Глазунова (1984), «Озорные частушки» Р. Щедрина (1992), «Египетские ночи» А. Аренского (1994), «Дракон и Ласточка» Б. Кыдырбека (1996).

Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета (1957, 1958).
Орден «Знак Почёта» (1958).
Государственная премия Казахской ССР (1986).
Орден «Курмет» (2001).

Фото - https://zraibaev.kz/cloud-assets/img/media/widget-about/img1.jpg ;
https://zraibaev.kz/cloud-userfiles/gallery/units/3.jpg

https://zraibaev.kz/

1 2 >

Афиша кино >>

все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен