

Пермский театр «У моста», созданный в 1988 году благодаря невероятной энергии режиссера Сергея Федотова, буквально взорвал театральную ситуацию Перми яркими, нестандартными спектаклями. Это театр авторский. Невероятная идея Федотова создать первый в мире мистический театр получила свое счастливое воплощение.
Созданная в 1983 году Сергеем Федотовым Нытвенская молодежная театральная студия (г. Нытва, Пермский край) стала «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У моста». Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка. Очень скоро яркие, оригинальные по режиссёрской и актёрской манере постановки Федотова стали известны не только в Перми. Зрители из разных городов России специально приезжали на эти спектакли. С 1984 по 1986 гг. Федотов проходит службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, где организует первый в России солдатский театр. По окончании службы он получает приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. Через год он создает в Перми свой театр.
В 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра на площадке Дворца культуры Телефонного завода (директор ДК Павел Курносов).
Первоначально название театр получил из-за своего местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова по сути являются мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным.
Первой постановкой театра стал «Мандат» Николая Эрдмана — день премьеры 7 октября 1988 года — его днем рождения. В 1989 году Федотовым были поставлены спектакли «Жаворонок» Жана Ануя, «Бдым» С. Злотникова, «Дракон» Е. Шварца и ставший знаковым для театра спектакль «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, где зародилась новая манера игры актёров, странная, пугающая, но в то же время невероятно притягательная и гипнотическая, потрясшая зрителей и театральных критиков на Всероссийском фестивале «Рампа Дружбы 1990» в Тюмени, где спектакль получил Гран При.
Невероятная пронзительность, «обнаженность» актёрского существования открыла всю притчевую универсальность пьесы о мире после ядерной катастрофы, стершей с земли человечество и уничтожившей даже память о нём. После «Зверя» о театре заговорили как о театральном феномене, как о первооткрывателе инфернального на сцене.
В 1991 году на сцене «У Моста» появляется ставший легендарным спектакль «Панночка» (пьеса Н. Садур по мотивам гоголевского «Вия»). Именно после этой постановки театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя инфернального, потустороннего мира на сцене. Спектакль, идущий уже более 18 лет с неизменными аншлагами, сыгранный около 2000 раз, стал для театра «У Моста» настоящим символом, как в свое время «Чайка» для МХТа.
В 1992 году театр вместе со статусом городского получает собственное здание (Куйбышева, 11), которое вновь оказывается по соседству с Камским мостом. Новый театр реконструировали всего месяц, причем одновременно репетировали. И сыграли на новой сцене — премьеру — «Женитьбу» Н. В. Гоголя, которая вновь стала театральным событием. Сергей Федотов предложил необычную для постановочной традиции «Женитьбы» версию. Казалось, после спектакля А. Эфроса «Женитьбу» «уже не открыть». Эфросовская история вышла из «Шинели», но в театре «У Моста» рассказ о маленьком человеке Подколесине превратился в самое настоящее «совершенно невероятное событие». Вместо лирической комедии Федотов поставил фантасмагорию, где Кочкарев оказывается чертом, который режиссирует свой бесовский спектакль.
Инфернальный сценический мир в театре «У Моста», во многом создается и благодаря особым литературным предпочтениям. Круг авторов так или иначе связан с мистикой (Н.Гоголь, М.Булгаков, Ф.Достоевский, У.Шекспир, Б.Стокер). Неслучайно в театре «У Моста» не ограничиваются постановкой одной пьесы данного автора, чаще всего возникают трилогии и т. д. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми её парадоксами и загадками.
Широкая известность театра началась именно с цикла гоголевских постановок, которые стали отражением всех форм его мистического мироощущения. Сергей Федотов обнаружил скрытые знаки присутствия инфернального, о которых Гоголь, в действительности, проговаривается в каждом своем произведении, но, тем не менее, в постановочной традиции это упускается. Чаще всего пьесы Гоголя ставят или как бытовую комедию, или как сатиру. Федотов на практике дошёл до идей философа Д. Мережковского, сценически доказав, что в каждом произведении Гоголя есть черт. В «Панночке» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — мистика явлена. Это атмосфера ночи тревожной, загадочной, переливающейся, призрачной, в которой действуют персонифицированные черт и ведьма. В «Игроках» — мистическое зашифровано в самой идее игры, азарта, одержимости, разрастающейся с каждой минутой до ситуации тотального обмана. В «Женитьбе» все герои существуют в фантастическом мире, подчиненном власти черта, который неожиданно мелькает в образе Кочкарева.
Шекспировская трилогия театра «У моста» — «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» открывает художественный мир иного рода, где значимыми становятся категории судьбы, рока, катастрофы, замешанные на страсти и крови. Несмотря на глубоко уникальную авторскую стилистику и акцент на магическом — Шекспир Сергея Федотова был однозначно воспринят театральной критикой как классический, исключительно точный и внимательный к эстетике, атмосфере театра Эпохи Возрождения, а также к стихотворной материи его текстов. Булгаковская ТриАда — «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира» и «Собачье сердце» — это эксцентричная, яркая, дерзкая и эстетская игра с пятым измерением, параллельным миром, пространством мертвых, выстроенная с присущими Федотову чувством стиля и умной иронии.
Другой стороной литературных интересов театра стала эстетика парадокса. «У Моста» — это единственный театр, в репертуаре которого есть четыре спектакля по пьесам современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха: «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый запад», «Калека с Инишмана». Этого автора для российских театров открыл именно Сергей Федотов. Сейчас в России идет несколько десятков постановок ирландского драматурга. Феномен популярности МакДонаха-театрального может соперничать только с его же оскароносными киноэкспериментами: короткометражным фильмом «Шестизарядник» и полнометражным — «Залечь на дно в Брюгге». На первый взгляд, русской театральной школе противопоказана подобная эстетика, но пермский театр доказал обратное, найдя ключ к миру макдонаховских героев. «Ирландские» постановки театра «У моста» стали лауреатами 12 престижных фестивалей. «Сиротливый запад» был показан на фестивале «Золотая маска» среди лучших спектаклей 2008 года и стал настоящим открытием.
Поставив всю Линэнскую трилогию («Сиротливый Запад», «Красавицу из Линэна», «Череп из Коннемары»), Сергей Федотов предложил свою версию пьесы из Аранской трилогии "Калека с Инишмана", в которой открыл совершенно нового, другого, неакционального и небрутального МакДонаха. Доказал неоднозначность и неодномерность его драматургического мышления, открыл совершенно незамеченную до него никем лирическую глубину историй ирландского автора. Пермскому режиссеру удалось в своей четвертой – «аранской» - постановке воссоздать уникальную природу МакДонаховского юмора, высвободить энергию комического, позволяющую актерам сочинить своих героев как подлинных ирландских чудаков, за странностью которых скрывается жестокое и отчаянное противостояние реальности, ее политическим и историческим катастрофам. В 2010 году Театр "У Моста" со спектаклем с "Калека с Инишмана" принял участие в фестивале главном фестивале России и стал Лауреатом Национальной Театральной премии "Золотая Маска", получив специальный приз жюри.
Секрет такого успеха кроется не только в почетном статусе первооткрывателя, но в абсолютном и невероятном совпадения идей мистического театра Сергея Федотова и парадоксальной, оригинальной логики МакДонаха. Ведь слово «парадокс», повторяемое режиссёром применительно к МакДонаху, фактически является его собственным художественным методом не только в сложившейся манере спектакля, но и в процессе работы с актёрами. Конструкция драматургических текстов МакДонаха предполагает оригинальный художественный мир, в центре которого находятся странные, чудаковатые персонажи. Именно в них концентрируется загадка и точка удивления макдонаховского мышления, абсурдистская противоречивость ирландского сознания. Стилистика театра «У Моста», построенная на работе с психофизикой, энергией актёра, идеально подходит для открытия языка МакДонаха.
обсуждение >>