Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Пермский театр «У моста»

Пермский театр «У моста»
Адрес
Пермский край, Пермь, улица Куйбышева, дом 11
Сайт
Обсуждение

Пермский театр «У моста»

Пермский театр «У моста», созданный в 1988 году благодаря невероятной энергии режиссера Сергея Федотова, буквально взорвал театральную ситуацию Перми яркими, нестандартными спектаклями. Это театр авторский. Невероятная идея Федотова создать первый в мире мистический театр получила свое счастливое воплощение.

Созданная в 1983 году Сергеем Федотовым Нытвенская молодежная театральная студия (г. Нытва, Пермский край) стала «первой генеральной репетицией» будущего Театра «У моста». Именно здесь начались художественные эксперименты Сергея Федотова и поиски собственного режиссёрского языка. Очень скоро яркие, оригинальные по режиссёрской и актёрской манере постановки Федотова стали известны не только в Перми. Зрители из разных городов России специально приезжали на эти спектакли. С 1984 по 1986 гг. Федотов проходит службу в армии на Дальнем Востоке под Хабаровском, где организует первый в России солдатский театр. По окончании службы он получает приглашение на работу в Пермский государственный институт искусств в качестве преподавателя на режиссёрский факультет. Через год он создает в Перми свой театр.

В 1988 году «нытвенские» и «дальневосточные» репетиции завершились открытием в Перми нового театра на площадке Дворца культуры Телефонного завода (директор ДК Павел Курносов).

Первоначально название театр получил из-за своего местоположения рядом с Камским мостом, но постепенно загадочное словосочетание Театр «У Моста» становится знаком, выражающим его художественную концепцию. Постановки Федотова по сути являются мостом между реальным и потусторонним, бытовым и мистическим, сознательным и бессознательным.

Первой постановкой театра стал «Мандат» Николая Эрдмана — день премьеры 7 октября 1988 года — его днем рождения. В 1989 году Федотовым были поставлены спектакли «Жаворонок» Жана Ануя, «Бдым» С. Злотникова, «Дракон» Е. Шварца и ставший знаковым для театра спектакль «Зверь» М. Гиндина и В. Синакевича, где зародилась новая манера игры актёров, странная, пугающая, но в то же время невероятно притягательная и гипнотическая, потрясшая зрителей и театральных критиков на Всероссийском фестивале «Рампа Дружбы 1990» в Тюмени, где спектакль получил Гран При.

Невероятная пронзительность, «обнаженность» актёрского существования открыла всю притчевую универсальность пьесы о мире после ядерной катастрофы, стершей с земли человечество и уничтожившей даже память о нём. После «Зверя» о театре заговорили как о театральном феномене, как о первооткрывателе инфернального на сцене.

В 1991 году на сцене «У Моста» появляется ставший легендарным спектакль «Панночка» (пьеса Н. Садур по мотивам гоголевского «Вия»). Именно после этой постановки театр прозвали мистическим и признали за ним право первооткрывателя инфернального, потустороннего мира на сцене. Спектакль, идущий уже более 18 лет с неизменными аншлагами, сыгранный около 2000 раз, стал для театра «У Моста» настоящим символом, как в свое время «Чайка» для МХТа.

В 1992 году театр вместе со статусом городского получает собственное здание (Куйбышева, 11), которое вновь оказывается по соседству с Камским мостом. Новый театр реконструировали всего месяц, причем одновременно репетировали. И сыграли на новой сцене — премьеру — «Женитьбу» Н. В. Гоголя, которая вновь стала театральным событием. Сергей Федотов предложил необычную для постановочной традиции «Женитьбы» версию. Казалось, после спектакля А. Эфроса «Женитьбу» «уже не открыть». Эфросовская история вышла из «Шинели», но в театре «У Моста» рассказ о маленьком человеке Подколесине превратился в самое настоящее «совершенно невероятное событие». Вместо лирической комедии Федотов поставил фантасмагорию, где Кочкарев оказывается чертом, который режиссирует свой бесовский спектакль.

Инфернальный сценический мир в театре «У Моста», во многом создается и благодаря особым литературным предпочтениям. Круг авторов так или иначе связан с мистикой (Н.Гоголь, М.Булгаков, Ф.Достоевский, У.Шекспир, Б.Стокер). Неслучайно в театре «У Моста» не ограничиваются постановкой одной пьесы данного автора, чаще всего возникают трилогии и т. д. Такой подход открывает возможность досконально исследовать и проникнуть в самую суть авторского мира, уникальной авторской логики со всеми её парадоксами и загадками.

Широкая известность театра началась именно с цикла гоголевских постановок, которые стали отражением всех форм его мистического мироощущения. Сергей Федотов обнаружил скрытые знаки присутствия инфернального, о которых Гоголь, в действительности, проговаривается в каждом своем произведении, но, тем не менее, в постановочной традиции это упускается. Чаще всего пьесы Гоголя ставят или как бытовую комедию, или как сатиру. Федотов на практике дошёл до идей философа Д. Мережковского, сценически доказав, что в каждом произведении Гоголя есть черт. В «Панночке» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» — мистика явлена. Это атмосфера ночи тревожной, загадочной, переливающейся, призрачной, в которой действуют персонифицированные черт и ведьма. В «Игроках» — мистическое зашифровано в самой идее игры, азарта, одержимости, разрастающейся с каждой минутой до ситуации тотального обмана. В «Женитьбе» все герои существуют в фантастическом мире, подчиненном власти черта, который неожиданно мелькает в образе Кочкарева.

Шекспировская трилогия театра «У моста» — «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь» открывает художественный мир иного рода, где значимыми становятся категории судьбы, рока, катастрофы, замешанные на страсти и крови. Несмотря на глубоко уникальную авторскую стилистику и акцент на магическом — Шекспир Сергея Федотова был однозначно воспринят театральной критикой как классический, исключительно точный и внимательный к эстетике, атмосфере театра Эпохи Возрождения, а также к стихотворной материи его текстов. Булгаковская ТриАда — «Мастер и Маргарита», «Зойкина квартира» и «Собачье сердце» — это эксцентричная, яркая, дерзкая и эстетская игра с пятым измерением, параллельным миром, пространством мертвых, выстроенная с присущими Федотову чувством стиля и умной иронии.

Другой стороной литературных интересов театра стала эстетика парадокса. «У Моста» — это единственный театр, в репертуаре которого есть четыре спектакля по пьесам современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха: «Красавица из Линэна», «Череп из Коннемары», «Сиротливый запад», «Калека с Инишмана». Этого автора для российских театров открыл именно Сергей Федотов. Сейчас в России идет несколько десятков постановок ирландского драматурга. Феномен популярности МакДонаха-театрального может соперничать только с его же оскароносными киноэкспериментами: короткометражным фильмом «Шестизарядник» и полнометражным — «Залечь на дно в Брюгге». На первый взгляд, русской театральной школе противопоказана подобная эстетика, но пермский театр доказал обратное, найдя ключ к миру макдонаховских героев. «Ирландские» постановки театра «У моста» стали лауреатами 12 престижных фестивалей. «Сиротливый запад» был показан на фестивале «Золотая маска» среди лучших спектаклей 2008 года и стал настоящим открытием.

Поставив всю Линэнскую трилогию («Сиротливый Запад», «Красавицу из Линэна», «Череп из Коннемары»), Сергей Федотов предложил свою версию пьесы из Аранской трилогии "Калека с Инишмана", в которой открыл совершенно нового, другого, неакционального и небрутального МакДонаха. Доказал неоднозначность и неодномерность его драматургического мышления, открыл совершенно незамеченную до него никем лирическую глубину историй ирландского автора. Пермскому режиссеру удалось в своей четвертой – «аранской» - постановке воссоздать уникальную природу МакДонаховского юмора, высвободить энергию комического, позволяющую актерам сочинить своих героев как подлинных ирландских чудаков, за странностью которых скрывается жестокое и отчаянное противостояние реальности, ее политическим и историческим катастрофам. В 2010 году Театр "У Моста" со спектаклем с "Калека с Инишмана" принял участие в фестивале главном фестивале России и стал Лауреатом Национальной Театральной премии "Золотая Маска", получив специальный приз жюри.

Секрет такого успеха кроется не только в почетном статусе первооткрывателя, но в абсолютном и невероятном совпадения идей мистического театра Сергея Федотова и парадоксальной, оригинальной логики МакДонаха. Ведь слово «парадокс», повторяемое режиссёром применительно к МакДонаху, фактически является его собственным художественным методом не только в сложившейся манере спектакля, но и в процессе работы с актёрами. Конструкция драматургических текстов МакДонаха предполагает оригинальный художественный мир, в центре которого находятся странные, чудаковатые персонажи. Именно в них концентрируется загадка и точка удивления макдонаховского мышления, абсурдистская противоречивость ирландского сознания. Стилистика театра «У Моста», построенная на работе с психофизикой, энергией актёра, идеально подходит для открытия языка МакДонаха.

Светлана Безматерных
Светлана Безматерных
Дмитрий Хомяков
Дмитрий Хомяков

обсуждение >>

№ 3
strange-guest (Москва)   24.12.2020 - 21:29
"Мачеха Саманишвили" - солнечная грузинская комедия с глубокой и ненавязчивой философией Пермский «У моста» называют мистическим театром (и о том, что не зря – я ещё напишу), и больше славится... читать далее>>
№ 2
Nataliya1601   25.11.2017 - 14:54
Хорошо, что такие театры есть не только в столицах. читать далее>>
№ 1
Настасия (Москва)   17.09.2010 - 09:01
Огромное спасибо за «маленькие» гастроли в Москве 17,18,19 мая 2010. Всё сошлось — драматургия, режиссура, игра актеров. Ваши спектакли останутся в нашей памяти как самые яркие моменты жизни. Приезжайте... читать далее>>

Пермский театр «У моста»: новости >>

Все новости >>
13 апреля
ТВ-3
14 апреля
Россия 1
14 апреля
СТС
14 апреля
ТНТ
14 апреля
ТНТ
14 апреля
Домашний
16 апреля
Домашний
16 апреля
СТС
18 апреля
Домашний
19 апреля
Домашний
10 апреля
Netflix
10 апреля
Wink
12 апреля
КиноПоиск HD
13 апреля
Амедиатека
16 апреля
КиноПоиск HD
20 апреля
Амедиатека
22 апреля
Disney+
24 апреля
КиноПоиск HD
24 апреля
Netflix

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, фэнтези
Япония, 1992
боевик, комедия, триллер
Великобритания, США, 2024
драма
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драма, мистика
Бельгия, Нидерланды, Норвегия, 2024
боевик, приключения, фэнтези, экранизация
Китай, 2024
детектив, драма, криминальный фильм
Гонконг, Китай, 2024
боевик, научная фантастика, приключения
Россия, 2025
комедия, мелодрама
США, 2023
комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
биография, военный фильм, драма, исторический фильм, семейное кино
Россия, 2025
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
драма, мелодрама
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
военный фильм, исторический фильм, приключения
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен