

«Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти – практически эталон жанра. Если нужно привести пример идеальных опер-буффа, «Дон Паскуале» имеет все шансы занять верхнюю строчку в подобном рейтинге. Забавный сюжет, качественный юмор, комические положения с переодеваниями обеспечивают публике праздник жизни и театра. И персонажи, разумеется, под стать предлагаемым обстоятельствам: как будто все вышли из комедии дель арте. Сущим Панталоне выглядит скупой, нелепый и ужасно обаятельный Паскуале, вечно страдающим влюбленным Пьеро – его племянник Эрнесто. А находчивый плут «Бригелла» – Малатеста и очаровательная, хоть и очень расчетливая «Коломбина» – Норина составляют блестящий дуэт дзанни, движущих интригу этой пьесы. Но не так все просто: у этой оперы двойное дно. Что было ощутимо сразу. Уже в первых откликах на премьеру французские газеты писали: «Драматическая краска «Дона Паскуале» – грустная буффонада». За всем этим праздником жизни и молодости у Доницетти скрывается глубокая меланхолия, за блестящей шуткой – горькая ирония по отношению к любви, браку и жизни. Взяв за основу классический сюжет, Доницетти и его либреттист Джованни Руффини создают произведение вполне новаторское. Они сокращают количество действующих лиц, убирают чрезмерную буффонаду, оставляя предельно выпуклой саму интригу. Герои перестают быть только масками и буквально оживают. Каждому персонажу Доницетти дает очень точную музыкальную характеристику. Ворчливый старик, пытающийся перевоплотиться в героя-любовника, совершенно «не способен» на лирическую кантилену. А его племянник даже слегка нелеп в своем стопроцентном оперном лиризме, который так иронично высмеивает озорная Норина (показательно, что у наших влюбленных нет ни одного настоящего, не сыгранного «на публику» любовного дуэта). Доницетти играет со смыслами, подтекстами, Доницетти грустит и улыбается. И его «Дон Паскуале» продолжает оставаться очень живой, энергичной и все-таки очень смешной оперой. Премьера состоялась 3 января 1843 г. и увенчалась полным триумфом. Композитора неоднократно вызывали на сцену, множество номеров бисировались. В том же году эта опера была поставлена в Милане, Турине, Вене, Лондоне, Брюсселе и Лилле. И до сих пор «Дон Паскуале» продолжает быть одной из самых репертуарных опер Доницетти. Но, несмотря на всю свою популярность, Большой театр «Дон Паскуале» посетил лишь дважды – в 1850 и в 1872 гг. И вот почти полтора столетия спустя он вновь вышел на подмостки. Михал Клауза, музыкальный руководитель Оркестра Польского радио, учившийся в том числе у прославленного российского дирижера и педагога Ильи Мусина, и главный режиссер знаменитого новосибирского театра «Красный факел» Тимофей Кулябин, работавшие над постановкой, вслед за композитором и его либреттистом, также предлагают взглянуть на персонажей оперы не как на некие маски, а как на живых людей. Тимофей Кулябин: «Я стремился к тому, чтобы сюжет перестал быть абстрактной театральной шуткой, чтобы все герои обрели плоть и кровь сегодняшних людей, пытался найти им точные прототипы в современной действительности. Поэтому пришлось придумать каждому профессию, социальный статус, биографию. Одна из главных сложностей оригинального либретто заключалась в том, что дон Паскуале, будучи человеком очень состоятельным и далеко не молодым, абсолютно наивен в своем отношении к противоположному полу. Почти как ребенок. Представить себе такого человека в современном мире очень трудно. Нужно было отыскать достоверный образ, поскольку природа этой странной наивности – пружина разворачивающейся интриги».
обсуждение >>