

70 лет назад, два крупных организатора театрального дела – Василий Александрович Чиркин и Михаил Карлович Вулконский – организуют здесь русский театр, которому присваивается имя Максима Горького.
Первая премьера состоялась 21 октября 1934 года – это была пьеса Льва Славина «Интервенция», а дальше были пьесы В.Вишневского и А.Арбузова, Ф.Шиллера и В.Гюго, В.Шекспира, Ж.-Б.Мольера, К.Гольдони, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова, А.Толстого, Хамзы, А.Каххара.
Труппа формировалась по принципу приглашения известных актеров, которые, приехав в Ташкент, остаются здесь навсегда: А.Загаров, Е.Ленина, А.Шестаков, Н.Фирсов, Л.Петрова и позднее Г.Загурская, О.Герасимова, А.Розанцев, Н.Хачатуров, М.Мансуров, Н. и Д.Алексеевы, А.Гзовская и другие. Золотой фонд театра, его талант, авторитет, призвание.
Великая отечественная война делает Ташкент настоящей Меккой. Ташкент – тыл страны, место, куда отправляют все самое ценное, самое талантливое. Институты, заводы, театры. Место, где спасают генофонд страны. В те годы театр создает фронтовые бригады, обслуживает тыл.
В послевоенные годы с приходом талантливых учеников Ташкентского театрального института, актером московских театров, произошло укрепление и омоложение труппы. В те годы, в театре уже работали, ставшие известными артистами М.Мансуров, К.Ефремова, В.Александрова, Е.Злобин, Д.Алексеев, Н.Алексеева, В.Козлов, Н.Хлибко, Ф.Котельников, К.Михайлов, П.Чепрунов, С.Аулов, П.Дроздов, В.Русинов, Н.Мягкова. Позднее пришли Е.Яворский, М.Любанский, Р.Ткачук, В.Рецептер, И.Ледогоров.
Поворот в творческой деятельности театра произошел в середине 1950-х годов и определился он благодаря новой режиссуре, тяготевшей к самостоятельным поискам, к современной стилистике. С этого времени более заметно стало стремлении коллектива к новым театральным формам. Этапными для театра имени М. Горького стали постановки «Настоящий человек» по роману Б.Полевого (1954 г., режиссер С. Микаэлян), «Клоп» В.Маяковского (1956 г., режиссер Ф.Шейн), «История пустой души» - первое воплощение романа-эпопеи М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1958 г., режиссер А.Гинзбург), «Иркутская история» А.Арбузова (1960 г., режиссер А.Гинзбург). Спектакли, поставленные Александром Осиповичем Гинзбургом, человеком беспокойным, не умеющим и дня прожить без поиска, удивляли размахом нового прочтения драматургии. Ему был противопоказан узкий, прямолинейный взгляд на жизнь, общество, человека.
1960-70 годы отмечены яркой режиссурой и интересными актерскими работами. Этапными для театра стали постановки «Гамлет» В. Шекспира (1961 г., режиссер А.Михайлов, в роли Гамлета – Владимир Рецептер), «Полк идет» - воплощение романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» (1965 г., режиссер М.Спивак), «Власть тьмы» Л.Н.Толстого (1966 г., режиссер М.Спивак).
Спектакли, поставленные Михаилом Львовичем Спиваком, звали к углублению в психологию человека, в его внутренний мир, в природу его поступков. Актер таким образом становился первостепенным, а иногда и единственным объектом режиссерского внимания. Спектакли «Власть тьмы» и «Полк идет» были записаны Всесоюзным радио.
В 1967 году театру присвоено звание «Академический».
Последние годы главный режиссер Владимир Шапиро создает свой театр. Его постановки – «Дурацкая жизнь» С.Злотникова (1990), «Зойкина квартира» М.Булгакова (1991), «Графиня Юлия» А.Стриндберга (1991), «Все в саду» Э.Олби (1992), «Священные чудовища» Ж.Кокто (1992), «Великая магия» Э. де Филиппо (1993), «Тот, кто получает пощечины» Л.Андреева (1994), «Лысая певица» Э.Ионеско (1994), «Жорж Данден, или Одураченный муж» Ж.-Б.Мольера (1995), «Ужасные родители» Ж.Кокто (1997), «Затмение, или игра пустоты» Ф.Саган (1998), «Служанки» Ж.Жене (1999) и др. завоевали симпатии зрителей.
В спектаклях В.Шапиро формировалась и выросла сильная группа актеров – В.Вержбицкий, И.Авдюшкина, А.Дубровин, О.Володина, Н.Иванов, Л.Михайлова, Г.Луковникова, О.Овчинникова, Л.Стоцкая, Ф.Полонская, Н.Барсукова, Р.Баранов и многие другие.
обсуждение >>