

Давным-давно, когда река Фонтанка была болотным ручейком, когда местность, связанная с ней, считалась загородной, а земли раздавались под дачные усадьбы без всякой платы, на лвом берегу расположились усадьбы. Наиболее благоустроенными (по плану 1738 года) выглядели две из них: почтмейстера Аша и генерала Румянцева. История строительства дома почтмейстера Аша связана с созданием Ботанического сада Академии Наук. Об этом современники писали: "Императорская Российская Академия имеет свои заседания в каменном доме на левом берегу Фонтанки. Ботанический сад АН принадлежал до сего времени вышеупомянутому Ашеву дому и простирался до слободы Семеновского полку. Екатерина II пожаловала в 1785 году дом и сад обеим ее Академиям..." Вот на этом месте и расположился известный нам Измайловский сад, так что можно считать, что звание Академического дано было ему еще при рождении.
Настоящая история Измайловского сада или сада "Буфф", как привыкли называть его старые петербуржцы, началась значительно позже, а "крестным отцом" его можно считать предприимчивого ярославца Петра Вианоровича Тумпакова. В 1901 году, некогда бывший половой из ярославской чайной, небольшого роста, с весьма оживленным лицом, умными и хитрыми глазами, очень подвижный (несмотря на округлую фигуру), Тумпаков арендовал землю у купцов Тарасовых, о чем и гласит казенная бумага с большой императорской печатью от 10 августа 1901 года, разрешающая застройку местности, именуемой Измайловским садиком," под устройство на вышеозначенной ресторации и прочих увеселительных заведений по усмотрению владельца". "Новый хозяин" Измайловского сада сломал в нем все постройки, за исключением раковины для оркестра, и построил театр с партером под крышей, "залил" сад электричеством, а при входе разбил громадный цветник из живых и искусственных цветов. Вечером в этих цветах зажигались лампочки, сад наполнялся разноцветными огоньками и, взлетая то тут, то там, эти электрические "бабочки" представляли удивительно эффектное зрелище.
Веранда была отделана зеркалами и декоративными панно: театр легкой и воздушной конструкции, весь залитый светом, встречал зрителя большим "коммерческим" занавесом, сплошь разрисованным крикливыми рекламами. Но когда дирижер Шпочек вставал за пульт, взлетал вверх легкий, "коммерческий", а за ним тяжелый, настоящий, бархатный занавес. Цены на билет в театр были вполне доступны по тем временам, а те, кому они были не по карману, могли, гуляючи по вечерам вдоль Фонтанки, послушать любимые мелодии бесплатно. Деревянный театрик легко "пропускал" их сквозь стены. К удовольствию знатных гурманов в ресторане всегда подавались свежие устрицы, французское шампанское и другая иностранная снедь. Пароходная пристань находилась вблизи сада, сообщение через Неву не прекращалось всю ночь...
Новый театр и сад "Буфф" стали излюбленным уголком отдыха горожан. Вошло в традицию, что "весну" в городе открывал Тумпаков, и все истинные петербуржцы считали своим долгом побывать на открытии "Буффа". Здесь все было неподражаемо: голос Вяльцевой и ставший любимцем публики Николай Монахов.
Лучшая исполнительница шансона Чарова и лучший автор-куплетист исполнитель сенсационных пародий Молдавцев. В "Буффе" из всего ухитрялись сделать сенсацию, ко всему возбудить любопытство. Здесь любили удивляться и умели удивлять. В 1911 году сменился владелец сада, но неизменным остался его волшебный дух, так ярко воссозданный в спектакле Ефима Падве "Звучала музыка в саду..." и возникающий в особой музыкальности и легкости постановок Семена Спивака. И даже в первую послеоктябрьскую весну - 28 мая 1918 года - "Буфф" открыл очередной сезон. В то время для горожан это был единственный сад, где они могли найти отдых и развлечения. Театральные традиции сада сохранялись вплоть до 1940-х годов, после чего здание театра перепланировали под искусственный каток, функционировавший до конца 1970-х.
С 1979 года в Измайловском саду начал работать Молодежный театр, поначалу воспринимавшийся вариантом московского театра на Таганке. В его труппу, наряду с профессионалами, вошли актеры-любители театра "Студио" при ЛИИЖТе, созданного режиссером Владимиром Афанасьевичем Малыщицким (гл.режиссер с 1979 по сентябрь 1983). Молодёжный театр открылся 18 января 1980 спектаклем "Сто братьев Бестужевых" по пьесе Б.Голлера. Его появление на театральной карте города сразу стало событием - в те годы открытие нового театра было почти невозможно. Молодёжный театр с первых своих представлений стал любимцем интеллигенции и студентов. Импонировал его репертуар - инсценировки произведений лучших современных прозаиков. Волновала интонация спектаклей: то исповедальная, то остро публицистическая. Этот период Молодежного театра связан с легендарными спектаклями "Сотников", "Отпуск по ранению", "И дольше века длится день"; с именами актеров Василия Фролова, Александра Мирочника, Нины Усатовой, Юрия Овсянко, Олега Попкова, Владимира Халифа. Театр быстро обрёл популярность в среде передовой интеллигенции, стал островком духовности, притягивавшим Ю.Лотмана, Н.Эйдельмана, К.Рудницкого, Ю.Любимова, Ф.Искандера, В.Быкова, Б.Васильева, А.Вознесенского. Яркий, но очень недолгий этот этап жизни Молодёжного театра был завершен с уходом его создателя - Владимира Малыщицкого.
Вслед за Малыщицким Молодёжный возглавил Ефим Михайлович Падве (гл.режиссер с 1983 по 1989) - талантливый ленинградский режиссёр, любимый ученик Георгия Товстоногова. Театр сохранил своё название, труппу и некоторые спектакли, но внутренне изменился: иной была индивидуальность его нового творческого руководителя. Сохранился высокий уровень драматургии, интерес к современности. Но не публицистика, а тончайший психологизм жизни человеческого духа привлекал Ефима Падве. Его любимым драматургом был Александр Вампилов, "Утиная охота" - одна из лучших постановок этого режиссёра и один из лучших ленинградских спектаклей 80-х годов. Падве был влюблён в театр романтический и зрелищный (он поставил рок-оперу "Сирано де Бержерак") и в театр музыкальной импровизации (спектакль-кабаре "Звучала музыка в саду" - ностальгия и воспоминание об эстраде начала века). Незатейливая пародия на репертуар дореволюционного театра-буфф в Измайловском саду за десять лет наполнилась новым смыслом и превратилась в историю Молодежного театра и его актеров. Менялись исполнители, сокращалось количество номеров, но по-прежнему представление собирало полные залы. "Вечер" А. Дударева, "Пять углов" С. Коковкина, "Игрок" Ф. Достоевского в постановке Падве получили награды различных фестивалей и конкурсов, а спектакли "Сирано де Бержерак" Э. Ростана, "Утиная охота" А. Вампилова, "Звучала музыка в саду" и "Концерт фронту" принесли театру известность за рубежом. Успешные заграничные гастроли, очереди за билетами, тянувшиеся через весь сад - свидетельство феноменальной популярности Молодёжного. Спектакль-концерт "Звучала музыка в саду" за 10 лет прошел более пятисот раз и был сохранен в репертуаре театра после трагической кончины его создателя. Ефим Михайлович Падве, переживая духовный и творческий кризис, в 1989 году внезапно отказался от руководства театром и вскоре трагически погиб.
Театр на Фонтанке знал разные театральные времена, но не знал безвременья и посредственных спектаклей. Словно эстафету, из рук в руки, его подхватывали лучшие мастера режиссуры.
И в ноябре 1989 года, по духовному завещанию Ефима Падве, Молодёжный возглавил Семён Яковлевич Спивак - один из самых одарённых, "магических" режиссёров города на Неве.
Спивак был уже знаменит своими постановками в Молодом театре при Ленконцерте, возглавлял талантливую труппу, у театра было много поклонников и большое количество наград на различных театральных конкурсах. В Молодёжный театр Спивак принёс своё лирическое мироощущение, воплощённое в спектаклях "Танго", "Дорогая Елена Сергеевна" и "Удар", и привёл своих лучших актёров. В Молодёжном театре началась блистательная эра Семёна Спивака. У Семена Спивака - обострённый слух, особенная художественная чуткость: мало кто в современном театре смог создать столь притягательную лирическую атмосферу. Его спектакли, поставленные по классическим пьесам, а среди них "Гроза" А. Н. Островского, "Мещанин во дворянстве" Ж.- Б. Мольера и "Трёхгрошовая опера" Бертольда Брехта, поражают новизной прочтения. В самом безнадёжном и мрачном он находит светлое и доброе. В противоборстве добра и зла, по его мнению, и заключен путь человека к совершенству. В спектакле "Маркиза де Сад" эта борьба приобретает особый накал: зло расставляет ловушки на каждом шагу. Жене известного маркиза удалось преодолеть наваждение и обрести гармонию. Об обретении гармонии и о закате жизни, который предстоит встретить каждому, повествует спектакль "Крики из Одессы" по пьесе Исаака Бабеля "Закат". Пройдя через душевные страдания, герой Мендель Крик примиряется с неумолимым ходом времени: кончилась одна жизнь и началась другая... Поиск гармонии воплотился и в обетованном рае, врачующем души героев "Касатки". Тонкая жизнь духа, внимание к внерациональному началу в человеке, раскованность формы - главные приметы режиссерского стиля Семена Спивака. Театр Спивака отличает особая доверительная интонация. Здесь не обличают, а понимают каждого, не бьют наотмашь, а мягко и грустно иронизируют. Молодежному театру на Фонтанке, знавшему разные времена, присуще непреходящее качество - жизнеспособность. В нем всегда кипела творческая работа, сохранялось актерское братство. Все спектакли Семёна Спивака отличаются яркой художественной формой. Изысканная образность, динамика мизансцен, красота ракурсов предают его спектаклям особую выразительность и остроту. Особая магия спектаклей мастера заключается в абсолютной органике актёров, вдохновенно и ослепительно легко живущих на сцене и существующих в своих ролях. Спивак - великолепный театральный педагог. В его театре работает выпестованная им высокопрофессиональная труппа, в 1999 году пополнившаяся выпускниками его актёрско-режиссёрского курса Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства. Здесь нет "четвёртой стены", и заряженный актёрской энергетикой зал посылает на сцену ответный влюблённый отклик. Молодёжный театр на Фонтанке (а именно так он стал именоваться при последнем Художественном руководителе) - один из самых популярных в городе. По результатам опроса, проведённого в 1998 году, зрители назвали его одним из самых любимых. В том же году Семён Спивак был объявлен одним из 16 лучших петербуржцев: ему была вручена ежегодная премия "Люди нашего города" в номинации "Лучший режиссёр". В последние годы в театре работали такие ведущие режиссёры России, как Роман Виктюк (он поставил на этой сцене один из лучших своих спектаклей "Фердинандо" с Эрой Зиганшиной в главной роли), Александр Галибин (чья постановка "Ла фюнф ин дер люфт" по пьесе Алексея Шипенко была признана одной из лучших премьер 1993 года, а исполнитель главной роли Константин Воробьёв - лучшим драматическим артистом сезона), Владимир Туманов ("Лунные волки" и "Двенадцатая ночь"). Молодёжный театр на Фонтанке много гастролирует, лучшие спектакли видели зрители Москвы, Украины, Польши, Германии. В марте 1999 года спектакль "Крики из Одессы" побывал на гастролях в Польше и принял участие в Международном театральном смотре. Спектакли "Стакан воды", "Маркиза де Сад", "Касатка" и "Жаворонок" были тепло встречены жителями российских городов. В феврале 2002 года театр с огромным успехом гастролировал в Москве со спектаклями "Жаворонок" и "Касатка", а в мае триумфально выступил на международном театральном фестивале "Киiв-Травневий". Последней премьерой театра (27 февраля 2002 года) стала постановка пьесы Жана Кокто "Священные чудовища". На очереди - шекспировский "Отелло", а 25 января 2004 – спектакль «Любовные кружева» (по «Женитьбе Белугина» А.Н.Островского). Готовятся к постановке детский спектакль – «Снежная королева» по мотивам произведений Г.-Х.Андерсена и Е.Шварца и чеховские «Три сестры»….
В августе 2003 года Молодёжный театр спектаклем «Отелло» открыл 25-й сезон. В сентябре этого же года гастроли театра прошли в городе Черновцы (Украина) в помещении музыкально-драматического театра им. Ольги Кобылянской. За 11 вечеров театр представил спектакли «Отелло», «Крики из Одессы», «Ночь ошибок», «Касатка», «Плутни Скапена», а также бенефис художественного руководителя театра, н.а.России С.Я.Спивака. В эту же поездку театр сыграл «Крики из Одессы» и «Отелло» в Киеве, в рамках Дней Российской культуры на Украине.
В марте 2004года Молодёжный театр принял участие в международном театральном фестивале «Teatralia» (Испания). Спектакль «Отелло» в период с 12 по 23 марта был показан в Мадриде, а также в городах Алкала де Инарес (Alcala de Henares) и Ваядолид.
В июне 2005 года Молодёжный театр на Фонтанке отметит свой 25-летний юбилей. В декаду с 16 по 23 июня в самом театре и знаменитом историческом месте Петербурга Измайловском саду пройдут торжественные мероприятия. Вниманию гостей будут представлены лучшие спектакли театра (в том числе и главное событие уходящего сезона – премьера спектакля «Три сестры» А. Чехова в постановке н.а. России Семёна Спивака). Так же ожидается выступления звезд театра и кино, живая музыка и как всегда – тёплая, творческая атмосфера. 23 июня состоится праздничный Юбилейный вечер..
обсуждение >>