

Развитие еврейского народного театра в Вильнюсе тесно связано с яркой театральной деятельностью режиссера Леонида Лурье. Его работа закладывала художественные принципы еврейского театра, а созданные им спектакли стали не только художественным явлением, но и важнейшей частью городской культуры. В августе 1956 года в Республиканском дворце культуры Профсоюзов были созданы кружки еврейской художественной самодеятельности: драматический, танцевальный кружок, хор, струнный оркестр. Инициатором создания еврейских коллективов в Вильнюсе стал артист симфонического оркестра Государственной филармонии Литовской ССР Берелис Цесарскас. Концерт, состоявшийся 27 декабря 1956 года, стал первым публичным выступлением еврейских творческих коллективов. Было показано на идише первое действие спектакля «Двести тысяч, или Крупный выигрыш» по пьесе Шолом Алейхема.
Драматический кружок с 1956 по 1958 годы возглавлял Исаак Догим, который в 1958 году уехал в Польшу. Режиссер Милан Херсонский так писал о деятельности Лурье в юбилейной брошюре (изданной под его редакцией), подводящей итоги 50-летней деятельности вильнюсских еврейских коллективов:
«В 1958 году вместо уехавшего в Польшу И. Догима возглавить драматический кружок был приглашен ученик и бывший ассистент великого еврейского актера и режиссера Соломона Михоэлса, известный режиссер Вильнюсского русского драматического театра Леонид Лурье. Его деятельность стала яркой главой в истории еврейского любительского искусства в Вильнюсе. …С первых же спектаклей, поставленных под руководством Л. Лурье, наладилось сотрудничество хора, оркестра и танцевального коллектива с драматическим. Лурье осуществил постановку 16 спектаклей, среди которых “Зеленые поля” П. Гиршбейна, “Фрейлехс” З. Шнеера, “Тевье-молочник”, “Блуждающие звезды” по пьесам Шолом-Алейхема, “Бойтре” М. Кульбака, “Гершеле Острополер” и “Хелмские мудрецы” М. Гершензона, “Крейцерова соната” Я. Гордина, “Кто виноват? ” М. Житникова и Б. Гальперина, “Сестры” И.-Л. Переца, “Путешествие Вениамина Третьего” М. Мойхер-Сфорима и другие. Также он поставил и много различных концертных программ».
В программке еврейских народных коллективов, выпущенной к 10-летию творчества, говорится:
«В труппе состояло примерно 25 человек, среди которых были Ю. Кац, Р. Давидзон-Мойзес, Г. Шарфштейн, Т. Горелик, М. Мойзес, М. Пянко, Л. Корбас, М. и С. Канович, С. Беккер и многие другие.
В 1965 году драматический коллектив получает звание Народного еврейского театра. Коллектив выступает в Вильнюсе, успешно и много гастролирует по Советскому Союзу. В Литовской ССР – это Каунас, Шяуляй, Друскининкай, Паланга, в РСФСР – Ленинград, в Латвийской ССР – Рига, в Эстонской ССР – Таллинн, в Белорусской ССР – Минск, Витебск, Бобруйск, Гродно, Гомель, в Молдавской ССР – Кишинев».
Еврейский народный театр, игравший на идиш, – самый успешный и интересный во всем Советском Союзе. Деятельность театра способствовала сохранению духа идишской культуры, языка, еврейского самосознания, “идишкайта”. Идиш как разговорный язык евреев Центральной и Северной Европы сложился в основном в XVI веке. В XIX веке усилиями крупных еврейских писателей идиш оформился как литературный язык, стал языком высокой поэзии и прозы евреев Западной и Восточной Европы. На идише были написаны произведения Исаака Башевиса-Зингера, Шолом-Алейхема, Переца Маркиша, Менделе Мойхер-Сфойрима и других авторов.
В короткий срок Вильнюсский еврейский ансамбль, первый на территории Советского Союза столь многочисленный – 180 человек! – и столь масштабный, завоевал авторитет и приобрел известность и признание музыкальной общественности страны.
В 1971 году восемьдесят процентов труппы эмигрировали в Израиль и создали там ансамбль "Анахну кан" (Мы здесь).
обсуждение >>