

Основан в 1936 году.
Первый спектакль — "Сережа Стрельцов" по пьесе В.Любимовой. Это событие явилось началом работы профессионального детского театра в Кирове. Режиссёром спектакля и первым художественным руководителем театра стал Михаил Сергеевич Шохов.
В разные годы в театре работали: режиссеры А.Бородин, Е.Долгина, С.Таюшев, Ф.Берман, А.Шуйский; художники С.Бенедиктов, Т.Сельвинская, Е.Степанова, Н.Шаронов, К.Данилов.
В 1937 году за постановку спектакля по роману Н.Островского "Как закалялась сталь"» (режиссёр – Р.Романовский) Кировскому ТЮЗу было присвоено имя писателя Николая Островского.
В годы Великой отечественной войны заметным событием в жизни театра стала премьера спектакля "Далёкий край" по пьесе Е.Шварца. Именно с этой постановкой театр в период с 1942 по 1945 гг. гастролировал по районам Кировской области и военным госпиталям.
В начале 1990-х годов Кировский ТЮЗ имени Н.Островского был переименован в Кировский театр юного зрителя "Театр на Спасской".
Среди бесчисленного множества разных спектаклей, поставленных за 70 лет на сцене театра, были и такие, которые надолго запомнились кировскому зрителю. Таким в 1950 году стал спектакль Павла Николаевича Розанова "Два капитана" по повести В.Каверина, заслуживший поистине народную любовь. На сцене театра он прошёл 100 раз, по нему состоялось множество встреч со зрителями – и в театре, и в школах.
В 1970 году состоялась ещё одна премьера, которая вызвала множество споров среди театральных критиков и простых зрителей. Главный режиссёр Кировского ТЮЗа Евгений Васильевич Минский впервые за всю историю существования театра обратился к одной из самых сложных пьес У.Шекспира "Гамлет", вызвав тем самым удивление многих коллег. Однако вопреки всем опасениям, спектакль получил высокую оценку общественности не только в городе Кирове, но и в других городах. Министерство культуры РСФСР удостоило спектакль диплома I степени.
В 1973 году театр возглавил выпускник ГИТИСа Алексей Владимирович Бородин. В том же году в театр пришел художник Станислав Бенедиктович Бенедиктов. Уже через год они поставили спектакль "Двадцать лет спустя" по пьесе М.Светлова, за который театру присваивается звание Лауреата премии Ленинского комсомола Кировской области. А в 1976 за постановку спектакля "Письма к другу" по пьесе А.Лиханова И.Шура (режиссёр – А.Бородин, художник – С.Бенедиктов) театр стал Лауреатом премии Ленинского комсомола.
Самый продолжительный (с 1980 по 2004 гг.) и, несомненно, самый интересный период жизни театра связан с годами творчества главного режиссёра, а затем и художественного руководителя, Александра Павловича Клокова. За годы работы в "Театре на Спасской" им созданы блестящие спектакли: "Любовь, джаз и чёрт", "Король Матиуш Первый", "Детдомовцы", "Мамаша Кураж и её дети", "Предместье", "Разбойники", "Эквус", "Мольер", "Чайка", "Урфин Джюс", "Гамлет", "Вечно живые", "Маленькие трагедии", "Дон Кихот", "Три мушкетёра", "Таланты и поклонники", "Над пропастью во ржи", "Ромео и Джульетта", "Сирано де Бержерак", "Дядя Ваня", "Орфей и Эвридика" и другие. Многие из спектаклей А.Клокова были участниками различных Российских фестивалей в таких городах, как Екатеринбург, Москва, Киев, Самара, Ярославль, Воронеж и др.
Театр принимал участие в фестивале "Реальный театр" в Екатеринбурге ("Дон Кихот" Булгакова, 1998), фестивале русской классики в Сыктывкаре ("Женитьба" Гоголя), "Театр детства и юности – XXI век" в Воронеже ("Ромео и Джульетта", 2003).
В сентябре 2000 года гастролировал в Москве со спектаклями "Таланты и поклонники" А.Островского, "Сара Кру" Ф.Бернетт, "Газета "Русский инвалид" за 18 июля" М.Угарова.
В 2001 года в труппу влился театр танца "Миграция" во главе с Ириной Брежневой, ставшей главным балетмейстером "Театра на Спасской".
В августе 2004 года директором театра стал заслуженный артист России Владимир Грибанов, а с ноября 2006 года художественное руководство театром осуществляет выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Борис Павлович.
Сегодня в репертуаре "Театра на Спасской" есть спектакли для детей, молодёжи и взрослых. В репертуарной политике театра приоритет отдаётся классическим произведениям, лучшим образцам русской и зарубежной драматургии. Современная драматургия также занимает значительное место в репертуаре "Театра на Спасской". С её помощью театр осваивает новый язык, обращается к разорванному сознанию современного человека, ведет поиск новых художественных форм.
обсуждение >>