Если главный герой - дверь, то у нее должна быть собственная жизнь… Саму дверь в фильме «Жила-была дверь» принципиально не показывают. Мы не знаем, какая она, какой у нее вид, но можно показать характер двери (через) ее отношение к происходящему через звуки, например.
Дверь открывают ключом - звук ключа. Дверь хлопает. Замок щелкает. В патетические минуты дверь хлопает так, что в доме что-то падает. За умершими дверь закрывается - и уменьшается щель, через которую проникает свет. Медленно, бесшумно. И потом полный мрак... И замок щелкает медленно и отчетливо.
А может быть, дверь выдает целый плач скрипов. Вот, о скрипах. «Старосветские помещики» Гоголя - там классически описаны скрипы дверей в старом доме. Это целая симфония!.. Если бы дверь была обита, то бомжи в конце фильма могли позаимствовать себе дерматин. Гвоздики.
Человеческая жизнь в фильме протекает не только динамично, события очень быстро следуют одно за другим без пауз... это производит впечатление хаотичности. Надо выделить этапы. Например, есть кусок абсолютного счастья. Как это решить? Ну, не знаю. В кино по-разному решается. Есть кусок абсолютного горя - смерть любимого человека. Это тоже надо отыграть отбить, жестко и четко. Раньше это решали типа так - порывы ветра, дождь, может, молния. Это, конечно, штампы, но что-то можно придумать.
Самое главное событие фильма, конечно, смерть любимой женщины Хозяина двери. Но это сцена самая короткая. Сцены со случайными посетителями и то больше длятся. Можно, например, показать, как из двери выносят в тишине крышку гроба… Есть сцена разбитой жизни, жизненного краха. Когда над Хозяином двери издеваются, смеются над его голосом. Это тоже нужно отыграть. Ну, может, дверь хлопает. Лифт скрежещет.
Над фильмом стоит работать, потому что у него очень необычная форма. Камера снимает только два коридора. Смотрит вправо, смотрит влево. Плоский фильм. Двумерный фильм. Это так здорово, что перевешивает вообще все мыслимые и немыслимые огрехи.
Я думаю, что чем больше «фенечек» будет в фильме, чем больше эффектов будет подчеркивать эту двухмерность, тем выигрышнее будет конечный результат. Усилить эту двухмерность можно, например, тем, что голос то слышится из-за двери, то мы - рядом с говорящим. То героев снимают через глазок, через дверь, то по эту сторону двери. Дверь кстати. Может пытаться заглядывать в комнату, подглядывать за жизнью людей -интимной. Но, увы, не хватает ей угла зрения… Кстати, маленький кусочек комнаты мы видим все-таки. Хочется и дальше заглянуть.
Лев АЛАБИН
2009
обсуждение >>