Посмотрела фильм "Далеко от Москвы" (1950) - и так мне понравился в нем Николай Охлопков, как тут ниже написали - Большой Добряк. И в этом фильме он мне таким показался, хотя был начальником - добрый человек, мне так кажется. Улыбка замечательная, доброе открытое лицо.
Этот фильм предпоследний в фильмографии артиста, есть и следующий - этого же года 1950. Но там Николай Охлопков, выглядит уже как бы стариком, в 50 лет. Грим возможно. Только зачем там он, зачем старить? И фильм вышел на экраны только спустя восемь лет. Чем-то стал неугодным.
Очень жаль, что этот замечательный Артист Николай Павлович Охлопков прожил не большую жизнь - 66 лет. Возможно болел - последние годы. Просто меня удивляет - разница во внешности, в двух фильмах снятых в один год.
А для меня - на все времена -Василий Буслаев! "Хотел было на Волгу податься, топоришком поиграть!" Былина да и только! И Абрикосов, конечно, тоже. Богатыри!
Восхищена его Барклаем-де-Толли! "Он не немец. Он - шотландец" - это ГЕНИАЛЬНО! Иллюстрация к изумительному стихотворению А.С.:
ПОЛКОВОДЕЦ
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом — густая мгла;
За ним — военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, -
Но Доу дал ему такое выраженье.
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал…
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь! как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -
Вотще! —
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
-----
Небольшое дополнение в биографию.
В 1937 году произошло "слияние" Реалистического театра Охлопкова и Камерного театра Таирова. В новом театре Таиров был назначен худруком, Охлопков - его замом. Коллективы толком не сработались, в Камерном Охлопков поставил лишь один спектакль - "Кочубей" - после чего с группой актеров-"реалистов" ушел.
александр л. ясень (горелов ) (москва) 19.05.2012 - 23:15:07
...Комиссар в "Повести о настоящем человеке"...
...Суммарно на экране - четыре,с секундами,минуты,но его "Но ведь ты же - Советсий человек!" указывает Маресьву-инвалиду на дорогу борьбы с "судьбой",борьбы с Врагом,борьбы с Несправедливостью,когда Великая Бойня хочет отнять у него право бороться за Родину и стать в этой неравной и безжалостной схватке Победителем...
александр л. ясень (горелов ) (москва) 20.04.2012 - 20:47:47
...Роль Барклая сыграная Николаем Паловичем,когда его "в лицо"знали только завсегдатаи театров Мейерхольда,Вахтангова,"Советского театра"(на Трёхгорке) и ,а "в кино"-весь СССР,нотолько как "Товарища Васильева"бы-ла,видимо,для Охлопкова своеобразной "оттдушиной"...
...Великий Полководец,сохранивший Кутузову Армию,для Великого Бородино,незаслужанно не-любимый ни в Гвардии,ни в Армии,ни в Народе,но под "рукой"которого эти Гвардия,Армия и Народ подписали 22-го июня 1814-года капитуляцию Наполеона - об такй роли можно было только мечтать.Он прожил эту роль(суммарно - минута "экрана")...
Александр Л.Ясень (Горелов) (Москва) 17.12.2011 - 04:26:12
О Николае Павловиче Охлопкове очень тепло и уважительно писал
в своих мемуарах известный театральный хуожник Кноблок,который
много работал с Охлопковым в театральных постановках т-ра Рево-
люции и "объеинённого" (с Таировым) Камерным.
Васька Буслаев,играющий "топоры-щ-щ-ем" в "Александре Невском"
и "уступающим" названную невесту Андрею Абрикосову ( актёру
т-ра Революции - Отелло ) в его исполнении,не менее значим в этом
фильме,чем сам Ярославович,хоть и "калибром" меньше.
И ещё одно наблюдение - народ сочиняет анекдоты только о тех
людях,которые его чем-то "зацепили"."Товарищ Васильев ! Разливайте !" в анекдотах про Ленина не мог-бы родиться,если-бы
роль секретаря Ильича играл-бы другой актёр,а не Охлопков.
Я часто прохожу момо гордого бюста на могиле Н.П.О.,и всегда
задерживаю на нём взгляд.Мне рассказавали люди работавшие с ним,что это был добрый,пусть немного резкий,справедливый мастер
и человек.
И опять советую - перечитайте Бориса Кноблока - о Охлопкове я
ничего более полного ни у кого не встречал...
Во времена свободного показа дилогии «Ленин в Октябре» (и «… в 18-м году») мне очень нравился улыбчивый здоровяк. Улыбка чисто русская, с не портящей житейской хитрецою. Артист не играл, а чудесно… живьем подавал… реплики, жесты, эмоции, всего себя. Натуральность в каждом штрихе и вздохе. Потом я уже соотнес это добродушное лицо с широченной улыбкой и громовым хохотом Василия Буслаева – былинного и, одновременно, исторического витязя из Великого Новгорода («Александр Невский»). И вот же совпадение – и при Ярославиче, и при Ильиче как щит, как громоотвод, как утес, состоял один и тот же, как бы реинкарнированный через века, богатырь-хранитель по имени Василий. Вася! И не надо идеологических штампов. Мы сейчас про Васю. Такие люди во все времена нужны были и герою и тирану. Они охраняли, и делали это надежно, верно, без лукавства, подлости и корысти.
Звали этого киношного Васю Николай Павлович Охлопков. После 1950 года этот удивительный артист почему-то оставил кино, с головой уйдя в театральную режиссуру. И, насколько известно, оставил там свой След - в позитивном смысле.
Если от характера лубочного, но всенародно-любимого персонажа перейти к драматическому, то, без сомнения, неизгладимое впечатление производит охлопковский Барклай-де-Толли из «Кутузова». В несколько минут упакована и, параллельно, раскрыта драма непОнятого стратега, усугублявшаяся тем, что ему не верили, ввиду его нерусскости. Чуждый менталитет, скрещенный с любовью к новому Отечеству - это трагично. И сыграно пронзительно. Тут уж не до Васиных улыбок. Вот, пожалуй, и все, что я видел (ах, да, еще комиссар в «Повести о настоящем человеке»), ну и плюс еще столько же Охлопков сыграл, чего не видел… Однако в памяти засел напрочь! Словно засеял дюжину-другую кино-делянок. Такое энергетическое воздействие и образное нашествие доступно избранным – подлинным художникам. Они поглощают тебя, ты растворяешься в их Искусстве. И уже твоя память – как благодарная дань этому искусству. О чем еще мечтать Артисту, как не о том, чтоб каждая его роль будила душу и трогала сердце не только современного поклонника, но и зрителя далекого? Далекого во времени!
обсуждение
Этот фильм предпоследний в фильмографии артиста, есть и следующий - этого же года 1950. Но там Николай Охлопков, выглядит уже как бы стариком, в 50 лет. Грим возможно. Только зачем там он, зачем старить? И фильм вышел на экраны только спустя восемь лет. Чем-то стал неугодным.
Очень жаль, что этот замечательный Артист Николай Павлович Охлопков прожил не большую жизнь - 66 лет. Возможно болел - последние годы. Просто меня удивляет - разница во внешности, в двух фильмах снятых в один год.
ПОЛКОВОДЕЦ
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жён,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
Он писан во весь рост. Чело, как череп голый,
Высоко лоснится, и, мнится, залегла
Там грусть великая. Кругом — густая мгла;
За ним — военный стан. Спокойный и угрюмый,
Он, кажется, глядит с презрительною думой.
Свою ли точно мысль художник обнажил,
Когда он таковым его изобразил,
Или невольное то было вдохновенье, -
Но Доу дал ему такое выраженье.
О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою.
И тот, чей острый ум тебя и постигал,
В угоду им тебя лукаво порицал…
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь! как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -
Вотще! —
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
-----
В 1937 году произошло "слияние" Реалистического театра Охлопкова и Камерного театра Таирова. В новом театре Таиров был назначен худруком, Охлопков - его замом. Коллективы толком не сработались, в Камерном Охлопков поставил лишь один спектакль - "Кочубей" - после чего с группой актеров-"реалистов" ушел.
...Суммарно на экране - четыре,с секундами,минуты,но его "Но ведь ты же - Советсий человек!" указывает Маресьву-инвалиду на дорогу борьбы с "судьбой",борьбы с Врагом,борьбы с Несправедливостью,когда Великая Бойня хочет отнять у него право бороться за Родину и стать в этой неравной и безжалостной схватке Победителем...
...Великий Полководец,сохранивший Кутузову Армию,для Великого Бородино,незаслужанно не-любимый ни в Гвардии,ни в Армии,ни в Народе,но под "рукой"которого эти Гвардия,Армия и Народ подписали 22-го июня 1814-года капитуляцию Наполеона - об такй роли можно было только мечтать.Он прожил эту роль(суммарно - минута "экрана")...
в своих мемуарах известный театральный хуожник Кноблок,который
много работал с Охлопковым в театральных постановках т-ра Рево-
люции и "объеинённого" (с Таировым) Камерным.
Васька Буслаев,играющий "топоры-щ-щ-ем" в "Александре Невском"
и "уступающим" названную невесту Андрею Абрикосову ( актёру
т-ра Революции - Отелло ) в его исполнении,не менее значим в этом
фильме,чем сам Ярославович,хоть и "калибром" меньше.
И ещё одно наблюдение - народ сочиняет анекдоты только о тех
людях,которые его чем-то "зацепили"."Товарищ Васильев ! Разливайте !" в анекдотах про Ленина не мог-бы родиться,если-бы
роль секретаря Ильича играл-бы другой актёр,а не Охлопков.
Я часто прохожу момо гордого бюста на могиле Н.П.О.,и всегда
задерживаю на нём взгляд.Мне рассказавали люди работавшие с ним,что это был добрый,пусть немного резкий,справедливый мастер
и человек.
И опять советую - перечитайте Бориса Кноблока - о Охлопкове я
ничего более полного ни у кого не встречал...
Звали этого киношного Васю Николай Павлович Охлопков. После 1950 года этот удивительный артист почему-то оставил кино, с головой уйдя в театральную режиссуру. И, насколько известно, оставил там свой След - в позитивном смысле.
Если от характера лубочного, но всенародно-любимого персонажа перейти к драматическому, то, без сомнения, неизгладимое впечатление производит охлопковский Барклай-де-Толли из «Кутузова». В несколько минут упакована и, параллельно, раскрыта драма непОнятого стратега, усугублявшаяся тем, что ему не верили, ввиду его нерусскости. Чуждый менталитет, скрещенный с любовью к новому Отечеству - это трагично. И сыграно пронзительно. Тут уж не до Васиных улыбок. Вот, пожалуй, и все, что я видел (ах, да, еще комиссар в «Повести о настоящем человеке»), ну и плюс еще столько же Охлопков сыграл, чего не видел… Однако в памяти засел напрочь! Словно засеял дюжину-другую кино-делянок. Такое энергетическое воздействие и образное нашествие доступно избранным – подлинным художникам. Они поглощают тебя, ты растворяешься в их Искусстве. И уже твоя память – как благодарная дань этому искусству. О чем еще мечтать Артисту, как не о том, чтоб каждая его роль будила душу и трогала сердце не только современного поклонника, но и зрителя далекого? Далекого во времени!