Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Сергей Баласанян (Serge Balasanyan, Баласанянц) фотографии
Годы жизни
Категории
Композитор, Сценарист
Фильмография
Театр
Фотоальбом
Обсуждение
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

1
HAYK (Erevan)    13.12.2012 - 14:59:42
Баласанян(ц) Сергей Артемович (26.08.1902 г., Ашхабад, Туркменистан - 03.06.1982 г., Москва) - автор первой таджикской профессиональной оперы "Восстание Восе" (1939 год), основоположник таджикского музыкального театра.

В 1936 году, по приглашению Управления по делам искусств Таджикской ССР, Сергей Артемович из Москвы приехал в Сталинабад (ныне Душанбе), где жил и работал до 1943 года. Изучая таджикский фольклор, Баласанян записал свыше 500 его образцов, объездив многие, в том числе и труднодоступные, районы республики.
В 1939 - 1943 гг. - председатель Союза композиторов Таджикистана.
В 1942 - 1943 гг. - художественный руководитель Таджикского оперного театра.

В 1937 году Баласанян пишет музыкальную драму Восе (пьеса А. Дехоти, М. Турсун-заде, Г. Абдулло). Она была предтечей его первой оперы Восстание Восе (1939), которая стала первой таджикской профессиональной оперой. В основе ее сюжета - восстание крестьян против местных феодалов 1883-85 гг. под предводительством легендарного Восе. В 1941 г. появляется опера Кузнец Кова (либр. А. Лахути по мотивам Шахнаме Фирдоуси) -
"Мне хотелось шире использовать богатые метроритмические возможности таджикского фольклора... Здесь я стремился найти более широкий оперный стиль..." - писал Баласанян.

В 1941 году оперы "Восстание Восе" и "Кузнец Кова" были исполнены в Москве на декаде литературы и искусства Таджикистана. В годы войны Баласанян, ставший первым председателем правления Союза композиторов Таджикистана, продолжает свою активную композиторскую и общественную деятельность. В 1942-43 гг. он - художественный руководитель оперного театра в Душанбе. В соавторстве с таджикским композитором З. Шахиди Баласанян создает музыкальную комедию "Розия" (1942), а также музыкальную драму "Песня гнева" (1942) - произведения, ставшие откликом на события войны.

В 1943 г. композитор переезжает в Москву. Он работает заместителем председателя Всесоюзного радиокомитета (1949-54), затем (сначала эпизодически, а с 1955 г. постоянно) преподает в Московской консерватории. Но его связи с таджикской музыкой не были прерваны. В этот период Баласанян пишет свой знаменитый балет "Лейли и Меджнун" (1947) и оперу "Бахтиор и Ниссо" (1954) (по роману П. Лукницкого Ниссо ) - первую таджикскую оперу, в основе которой лежит сюжет, близкий современности (угнетаемые жители памирского селения Сиатанг постепенно осознают приход новой жизни).

В балете "Лейли и Меджнун" Баласанян обратился к индийскому варианту известной восточной легенды, согласно которому Лейли является жрицей в храме (либр. С. Пенина). Во второй редакции балета (1956) место действия перенесено в древнее государство Согдиана, находившееся на месте современного Таджикистана. В этой редакции композитор использует народные темы, претворяет таджикские национальные обычаи (праздник тюльпанов). Музыкальная драматургия балета основана на лейтмотивах. Ими наделены и главные герои - вечно стремящиеся друг к другу Лейли и Меджнун, встречи которых (происходящие в действительности или воображаемые) - дуэтные адажио - являются важнейшими моментами в развитии действия. Они оттеняют своим лиризмом, психологической наполненностью разнообразные по характеру массовые сцены - танцы девушек и мужские танцы. В 1964 г. Баласанян делает третью редакцию балета, в которой он был поставлен на сцене ГАБТа СССР и Кремлевского Дворца съездов (главные партии исполняли Н. Бессмертнова и В. Васильев).

В 1956 году С. Баласанян обращается к афганской музыке. Это - Афганская сюита для оркестра, в которой воплощена стихия танца в его различных проявлениях, затем появляются Афганские картинки (1959) - цикл из пяти светлых по настроению миниатюр.

Важнейшая сфера творчества Баласаняна связана с армянской культурой. Первое обращение к ней - романсы на стихи Вагана Теряна (1944) и классика национальной поэзии Аветика Исаакяна (1955).
Крупными творческими удачами стали оркестровые сочинения - Армянская рапсодия ярко концертного характера (1944) и особенно сюита Семь армянских песен (1955), которую композитор определил как жанровые сцены-картины .

Изысканно-импрессионистичен оркестровый стиль сочинения, навеянного картинами быта и природы Армении. В Семи армянских песнях Баласанян использовал мелодии из Этнографического сборника Комитаса. Замечательное качество этой музыки - мудрая тактичность в обращении с народным первоисточником , - пишет ученик Баласаняна композитор Ю. Буцко. Сборник Комитаса много лет спустя вдохновил Баласаняна на фундаментальный труд - обработку его для фортепиано. Так появляются Песни Армении (1969) - 100 миниатюр, объединенных в 6 тетрадей. Композитор строго следует порядку расположения мелодий, записанных Комитасом, не изменяя в них ни одного звука. С творчеством Комитаса связаны и Девять песен Комитаса для меццо-сопрано и баритона в сопровождении оркестра (1956), Восемь пьес для струнного оркестра на темы Комитаса (1971), Шесть пьес для скрипки и фортепиано (1970). Еще одно имя в истории армянской культуры привлекло внимание Баласаняна - ашуг Саят-Нова. Сначала он пишет музыку к радиопостановке Саят-Нова (1956) по поэме Г. Сарьяна, затем делает Три обработки песен Саят-Новы для голоса и фортепиано (1957).

С армянской музыкой связана и Вторая симфония для струнного оркестра (1974), в которой используется материал древних армянских монодических напевов. Еще одна значительная страница творчества Баласаняна связана с культурой Индии и Индонезии. Он пишет музыку к радиопостановкам "Древо воды" (1955) и "Цветы красные" (1956) по рассказам Кришнана Чандры; к пьесе Н. Гусевой Рамаяна (1960), поставленной в Центральном детском театре; Пять романсов на стихи индийского поэта Сурьякант Трипатхи Нирано (1965), Острова Индонезии (1960, 6 экзотических пейзажно-жанровых картин), делает обработки четырех индонезийских детских песен Рени Путирай Кая для голоса и фортепиано (1961).

В 1962-63 гг. композитор создает балет "Шакунтала" (по одноим. драме Калидасы). Баласанян изучает фольклор, культуру Индии. С этой целью он совершает в 1961 году поездку в эту страну. В том же году появляются оркестровая Рапсодия на темы Рабиндраната Тагора, основанная на подлинных мелодиях Тагора, и Шесть песен Рабиндраната Тагора для голоса и оркестра. С Тагором у Сергея Артемьевича Баласаняна особая близость , - считает его ученик Н. Корндорф, - Тагор - его писатель, и выражается это не только в сочинениях на темы этого писателя, но и в некоем духовном родстве художников .

География творческих интересов Баласаняна не ограничена перечисленными произведениями. Композитор обращался также к фольклору Африки (Четыре народные песни Африки для голоса с фортепиано - 1961), Латинской Америки (Две песни Латинской Америки для голоса с фортепиано - 1961), написал открыто эмоциональные 5 баллад Мой край для баритона с фортепиано на стихи камерунского поэта Элолонгэ Эпанья Йондо (1962). От этого цикла идет путь к Симфонии для хора a cappella на стихи Э. Межелайтиса и К. Кулиева (1968), 3 части которой ( Колокола Бухенвальда , Колыбельная песня , Икариада ) объединены темой философского размышления о судьбах человека и человечества.

Среди последних сочинений Баласаняна - лирически откровенная Соната для виолончели solo (1976), вокально-инструментальная поэма Аметист (на ст. Э. Межелайтиса по мотивам Тагора - 1977). (В 1971 г. Баласанян и Межелайтис вместе совершили поездку в Индию.) В тексте Аметиста словно объединяются 2 мира - философия Тагора и поэзия Межелайтиса.

В последние годы в творчестве Баласаняна вновь появляются армянские мотивы - цикл из четырех новелл для двух фортепиано "По Армении" (1978), вокальные циклы "Привет тебе, радость" (на ст. Г. Эмина, 1979)," Из средневековой армянской поэзии" (на ст. Н. Кучака, 1981).

Афиша кино >>

комедия, криминальный фильм
Россия, 2024
драма, музыкальный фильм, трагикомедия
Великобритания, США, Франция, 2013
триллер, фильм ужасов
США, 2025
комедия, фильм ужасов
США, 2025
драма, триллер
Великобритания, США, 2025
драма, спортивный фильм
Южная Корея, 2023
детский фильм, приключения, семейное кино, фэнтези
Норвегия, 2025
комедия
Италия, 2024
драма, комедия, приключения
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Маврикий, ЮАР, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен