
Лайфстайл
У актёров 6 лет разница в возрасте

Интервью
Актер — о сериале «Крестоносцы», схожести своего героя с Доктором Хаусом и желании примерить новые амплуа

Спутник телезрителя
8 апреля, 23:30, ТВ-3

Новости кино

Новости театра
На сцене концертного зала «Космос» 25 и 26 мая состоится премьера музыкального спектакля Ильи Ильина «It's май life»

Рецензии на фильмы
Юра Борисов в блестящей экранизации анекдота о Пушкине — первом русском рэпере

Новости кино
Военно-исторический сериал покажет телеканал «Россия»

Обзор сериалов
35 лет сериалу, который изменил телевидение
обсуждение
В 1936 году, по приглашению Управления по делам искусств Таджикской ССР, Сергей Артемович из Москвы приехал в Сталинабад (ныне Душанбе), где жил и работал до 1943 года. Изучая таджикский фольклор, Баласанян записал свыше 500 его образцов, объездив многие, в том числе и труднодоступные, районы республики.
В 1939 - 1943 гг. - председатель Союза композиторов Таджикистана.
В 1942 - 1943 гг. - художественный руководитель Таджикского оперного театра.
В 1937 году Баласанян пишет музыкальную драму Восе (пьеса А. Дехоти, М. Турсун-заде, Г. Абдулло). Она была предтечей его первой оперы Восстание Восе (1939), которая стала первой таджикской профессиональной оперой. В основе ее сюжета - восстание крестьян против местных феодалов 1883-85 гг. под предводительством легендарного Восе. В 1941 г. появляется опера Кузнец Кова (либр. А. Лахути по мотивам Шахнаме Фирдоуси) -
"Мне хотелось шире использовать богатые метроритмические возможности таджикского фольклора... Здесь я стремился найти более широкий оперный стиль..." - писал Баласанян.
В 1941 году оперы "Восстание Восе" и "Кузнец Кова" были исполнены в Москве на декаде литературы и искусства Таджикистана. В годы войны Баласанян, ставший первым председателем правления Союза композиторов Таджикистана, продолжает свою активную композиторскую и общественную деятельность. В 1942-43 гг. он - художественный руководитель оперного театра в Душанбе. В соавторстве с таджикским композитором З. Шахиди Баласанян создает музыкальную комедию "Розия" (1942), а также музыкальную драму "Песня гнева" (1942) - произведения, ставшие откликом на события войны.
В 1943 г. композитор переезжает в Москву. Он работает заместителем председателя Всесоюзного радиокомитета (1949-54), затем (сначала эпизодически, а с 1955 г. постоянно) преподает в Московской консерватории. Но его связи с таджикской музыкой не были прерваны. В этот период Баласанян пишет свой знаменитый балет "Лейли и Меджнун" (1947) и оперу "Бахтиор и Ниссо" (1954) (по роману П. Лукницкого Ниссо ) - первую таджикскую оперу, в основе которой лежит сюжет, близкий современности (угнетаемые жители памирского селения Сиатанг постепенно осознают приход новой жизни).
В балете "Лейли и Меджнун" Баласанян обратился к индийскому варианту известной восточной легенды, согласно которому Лейли является жрицей в храме (либр. С. Пенина). Во второй редакции балета (1956) место действия перенесено в древнее государство Согдиана, находившееся на месте современного Таджикистана. В этой редакции композитор использует народные темы, претворяет таджикские национальные обычаи (праздник тюльпанов). Музыкальная драматургия балета основана на лейтмотивах. Ими наделены и главные герои - вечно стремящиеся друг к другу Лейли и Меджнун, встречи которых (происходящие в действительности или воображаемые) - дуэтные адажио - являются важнейшими моментами в развитии действия. Они оттеняют своим лиризмом, психологической наполненностью разнообразные по характеру массовые сцены - танцы девушек и мужские танцы. В 1964 г. Баласанян делает третью редакцию балета, в которой он был поставлен на сцене ГАБТа СССР и Кремлевского Дворца съездов (главные партии исполняли Н. Бессмертнова и В. Васильев).
В 1956 году С. Баласанян обращается к афганской музыке. Это - Афганская сюита для оркестра, в которой воплощена стихия танца в его различных проявлениях, затем появляются Афганские картинки (1959) - цикл из пяти светлых по настроению миниатюр.
Важнейшая сфера творчества Баласаняна связана с армянской культурой. Первое обращение к ней - романсы на стихи Вагана Теряна (1944) и классика национальной поэзии Аветика Исаакяна (1955).
Крупными творческими удачами стали оркестровые сочинения - Армянская рапсодия ярко концертного характера (1944) и особенно сюита Семь армянских песен (1955), которую композитор определил как жанровые сцены-картины .
Изысканно-импрессионистичен оркестровый стиль сочинения, навеянного картинами быта и природы Армении. В Семи армянских песнях Баласанян использовал мелодии из Этнографического сборника Комитаса. Замечательное качество этой музыки - мудрая тактичность в обращении с народным первоисточником , - пишет ученик Баласаняна композитор Ю. Буцко. Сборник Комитаса много лет спустя вдохновил Баласаняна на фундаментальный труд - обработку его для фортепиано. Так появляются Песни Армении (1969) - 100 миниатюр, объединенных в 6 тетрадей. Композитор строго следует порядку расположения мелодий, записанных Комитасом, не изменяя в них ни одного звука. С творчеством Комитаса связаны и Девять песен Комитаса для меццо-сопрано и баритона в сопровождении оркестра (1956), Восемь пьес для струнного оркестра на темы Комитаса (1971), Шесть пьес для скрипки и фортепиано (1970). Еще одно имя в истории армянской культуры привлекло внимание Баласаняна - ашуг Саят-Нова. Сначала он пишет музыку к радиопостановке Саят-Нова (1956) по поэме Г. Сарьяна, затем делает Три обработки песен Саят-Новы для голоса и фортепиано (1957).
С армянской музыкой связана и Вторая симфония для струнного оркестра (1974), в которой используется материал древних армянских монодических напевов. Еще одна значительная страница творчества Баласаняна связана с культурой Индии и Индонезии. Он пишет музыку к радиопостановкам "Древо воды" (1955) и "Цветы красные" (1956) по рассказам Кришнана Чандры; к пьесе Н. Гусевой Рамаяна (1960), поставленной в Центральном детском театре; Пять романсов на стихи индийского поэта Сурьякант Трипатхи Нирано (1965), Острова Индонезии (1960, 6 экзотических пейзажно-жанровых картин), делает обработки четырех индонезийских детских песен Рени Путирай Кая для голоса и фортепиано (1961).
В 1962-63 гг. композитор создает балет "Шакунтала" (по одноим. драме Калидасы). Баласанян изучает фольклор, культуру Индии. С этой целью он совершает в 1961 году поездку в эту страну. В том же году появляются оркестровая Рапсодия на темы Рабиндраната Тагора, основанная на подлинных мелодиях Тагора, и Шесть песен Рабиндраната Тагора для голоса и оркестра. С Тагором у Сергея Артемьевича Баласаняна особая близость , - считает его ученик Н. Корндорф, - Тагор - его писатель, и выражается это не только в сочинениях на темы этого писателя, но и в некоем духовном родстве художников .
География творческих интересов Баласаняна не ограничена перечисленными произведениями. Композитор обращался также к фольклору Африки (Четыре народные песни Африки для голоса с фортепиано - 1961), Латинской Америки (Две песни Латинской Америки для голоса с фортепиано - 1961), написал открыто эмоциональные 5 баллад Мой край для баритона с фортепиано на стихи камерунского поэта Элолонгэ Эпанья Йондо (1962). От этого цикла идет путь к Симфонии для хора a cappella на стихи Э. Межелайтиса и К. Кулиева (1968), 3 части которой ( Колокола Бухенвальда , Колыбельная песня , Икариада ) объединены темой философского размышления о судьбах человека и человечества.
Среди последних сочинений Баласаняна - лирически откровенная Соната для виолончели solo (1976), вокально-инструментальная поэма Аметист (на ст. Э. Межелайтиса по мотивам Тагора - 1977). (В 1971 г. Баласанян и Межелайтис вместе совершили поездку в Индию.) В тексте Аметиста словно объединяются 2 мира - философия Тагора и поэзия Межелайтиса.
В последние годы в творчестве Баласаняна вновь появляются армянские мотивы - цикл из четырех новелл для двух фортепиано "По Армении" (1978), вокальные циклы "Привет тебе, радость" (на ст. Г. Эмина, 1979)," Из средневековой армянской поэзии" (на ст. Н. Кучака, 1981).