СЕГОДНЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ РИЧАРДА ВИКТОРОВА -
ровно 40 лет назад - 8 сентября 1983 года его не стало.
ЖИЗНЬ РИЧАРДА ВИКТОРОВА: ЧТО МЫ УЗНАЛИ ИЗ КНИГИ «ТЕРНИИ»
Режиссёр Ричард Викторов (1929–1983) — классик советского фантастического кинематографа: на его фильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам» выросло несколько поколений отечественных кинозрителей. Тем не менее первая полновесная книга о его жизни и творчестве, «Тернии», вышла только в 2023 году.
Составителем, а отчасти и автором этого впечатляющего тома стала актриса Надежда Викторова, вдова режиссёра, человек, искренне восхищающийся объектом исследования. Однако фрагменты писем и дневников, воспоминания коллег и родных показывают и другого Викторова: разочарованного, полного сомнений, даже раздражённого. Живого — такого, каким мы никогда не увидим его в дежурных панегириках.
Чуть не остался без ноги
Викторов родился в 1929 году в Туапсе и провёл детство в Баку. Во время Великой Отечественной войны, в ходе наступления немецких войск на Крым, где Ричард отдыхал в санатории, он получил тяжёлое ранение, врачи грозились отрезать ногу. По семейному преданию, хирурги предложили двенадцатилетнему Викторову выбор: ампутировать ногу под наркозом или собрать раздробленные кости без анестезии. Трудно поверить, что военврач всерьёз готов был прислушаться к мнению подростка по такому вопросу (да и что мешало применить анестезию при соединении костей?), но в итоге ногу удалось спасти. Тем не менее легкая хромота сохранилась у Ричарда на всю жизнь.
До поступления в московский ВГИК Викторов окончил философско-филологический факультет Львовского университета и успел поработать школьным учителем. После окончания режиссёрского факультета в 1959 году он уехал по распределению в Минск и снял три фильма на объединении «Беларусьфильм».
Снимал военное кино
Викторов из тех режиссёров, у которых есть приоритетные творческие задачи и любимые авторы. До обращения к научной фантастике и многолетнего сотрудничества с Киром Булычёвым он успел выпустить фильм о Великой Отечественной войне «Третья ракета» (1963), а в 1976-м вернулся к военной теме в «Обелиске». Обе картины сняты по мотивам книг белорусского писателя Василя Быкова, одного из создателей советской «лейтенантской прозы».
При работе над первой картиной о Великой Отечественной Викторов столкнулся с неожиданными сложностями. В Белорусской ССР, где снимали фильм «Третья ракета», его приняли на ура и присвоили первую прокатную категорию. Однако московские киночиновники потребовали внести в смонтированный фильм несколько принципиальных изменений. В частности, Госкино СССР потребовало вырезать сцены с отступающей советской пехотой, смягчить конфликт между командиром и солдатами и добавить общего оптимизма — что и было выполнено.
Создавал кинофантастику с нуля
До того как взяться за «Москву — Кассиопею», Ричард Викторов оценивал перспективы советской кинофантастики не слишком оптимистично, в первую очередь по техническим и финансовым причинам. По свидетельствам вдовы режиссёра, он размышлял о возможности экранизации повести «Малыш», а сама книга братьев Стругацких долго лежала на его рабочем столе. Однако осуществить эти планы помешало отсутствие на студии им. Горького необходимой базы, прежде всего бутафоров и специалистов по комбинированным съёмкам. Фактически индустрию предстояло создавать с нуля.
Когда руководство киностудии настоятельно рекомендовало Викторову рассмотреть сценарий «Москвы — Кассиопеи», режиссёру посулили бюджет «как минимум миллион рублей» — при средних расходах на съёмку односерийного полнометражного игрового фильма до 500 тысяч в те годы. Однако по мере того, как рос объём отснятого материала, бюджет, обсуждаемый на совещаниях, неуклонно сокращался и дошёл сначала до 800, а потом и до 700 тысяч рублей. В итоге было принято соломоново решение: вместо одного фильма выпустить два взаимосвязанных, но сюжетно завершённых. Таким образом часть материала «Москвы — Кассиопеи» вошла в продолжение, фильм «Отроки во Вселенной» (1974).
На стадии сценарной разработки несколько правок в дилогию внесла группа научных консультантов под руководством лётчика-космонавта Георгия Берегового. В частности, звездолёт «Залп», как в сценарии («звездолёт аннигиляционный, лазерный, прямоточный»), стал звездолётом «Заря» («звездолёт аннигиляционный, релятивистский, ядерный»). Консультанты предлагали также изменить цель полёта и отправить «Зарю» к звезде Тау Кита вместо Альфы Кассиопеи, где «сравнительно недавно по космическим меркам произошёл взрыв сверхновой и возможность жизни в этой области маловероятна». Но здесь Викторов, как вспоминает космонавт и один из консультантов фильма Ю. П. Никитин, отказался идти на уступки, подчёркивая важность древнегреческого мифа о Кассиопее, матери Андромеды.
Завидовал «взрослым» режиссёрам
Вопреки официальным интервью и публичным выступлениям, работа с актёрами-школьниками не приносила Ричарду Викторову особой радости. В сентябре 1972 года он писал в личном дневнике, где мог себе позволить искренне поделиться своими мыслями:
«Какие счастливые режиссёры, которые могут работать с большими артистами в серьёзных “взрослых” фильмах! Ведь работая с детьми, ты постоянно отдаёшь и ничего не приобретаешь в знаниях, мастерстве, возможно, и в таланте. Им нужно только отдавать! А как же быть мне? Очевидно, детский фильм необходимо снимать в лучшем случае через “раз”! Иначе твоей режиссуре, голубчик, конец! И бесповоротный, так-то!»
Тот же мотив звучит в дневниковой записи за февраль 1972 года, сделанной после просмотра картины Василия Шукшина «Печки-лавочки»:
«Появилась грустная зависть — серьёзная работа режиссёра с актёром, разработка характеров. Господи, скорее сбросить бы этот детско-юношеский фильм!»
Впрочем, отчасти раздражение от необходимости возиться с актёрами-школьниками смягчила перспектива сотрудничества с Иннокентием Смоктуновским, большим и серьёзным драматическим артистом, которого Викторов искренне уважал и у которого готов был учиться.
Хотя работа над «Москвой — Кассиопеей» и «Отроками во Вселенной» не всегда радовала режиссёра, детско-юношеская дилогия стала хитом советского проката и собрала приличный урожай премий — в том числе на международных фестивалях в Испании, Италии и Панаме, а в 1977 году была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, главной цеховой награды советского кинематографа.
Воплотил не все идеи для «Через тернии к звёздам»
В следующем своём фантастическом фильме, «Через тернии к звёздам» (1980), Викторов уже сумел обойтись практически без актёров-детей. Кир Булычёв, автор сценария, вспоминал, как зародилась идея этой картины:
«Появилась тема: Ассенизаторы Вселенной… И мы собирались делать историю о том, как парень восемнадцати-девятнадцатилетний попадает на корабль или работает уже на корабле. <…> И потом оказывается, что, ёлки-палки, а люди очень интересные. Это люди, которые думают о жизни других».
Фильм «Через тернии к звёздам» должен был стать во многих отношениях новаторским, экспериментальным — но не всем планам суждено было сбыться. Оператор Александр Антипенко планировал использовать спектрозональную плёнку и «создать драматургию цвета, подчинённую изменениям состояния героев в тех или иных сценах». К сожалению, на раннем этапе производства Антипенко тяжело заболел и не смог принять участие в работе над проектом.
По замыслу Ричарда Викторова вместо традиционного титра «Конец» картина должна была завершаться фразой: «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня». Однако Госкино СССР отвергло эту идею как упадническую, и восстановить финал удалось только в 2001 году, когда наследники выпустили переработанную версию фильма. Зато после череды досадных неудач получилось отснять сцены с невесомостью в бассейне. По воспоминаниям родных режиссёра, для 1970-х это была абсолютно новаторская техника. А для съёмок эпизода в космопорте съёмочную группу за три дня до официального открытия допустили в аэропорт Шереметьево-2, построенный к московской Олимпиаде 1980 года.
Советская кинофантастика 1970-х была очень тесным миром, в котором пересекались пути самых непохожих режиссёров. Несколько раз судьба сводила Ричарда Викторова с Андреем Тарковским. Так, для экономии бюджета в фильме «Москва — Кассиопея» планировалось использовать часть декораций двухсерийного «Соляриса». И тот же Тарковский порекомендовал выбрать локацию в окрестностях города Исфара (Таджикистан) для съёмок «Через тернии к звёздам». Сам Андрей Арсеньевич облюбовал эту неземную натуру для «Сталкера», но из-за землетрясения 1977 года в последний момент вынужден был пересмотреть планы. А вот Викторова очевидные следы недавней катастрофы в кадре вполне устраивали.
Его последний фильм доделывали после его смерти
Ричард Викторов скончался 8 сентября 1983 года. Сразу после завершения съёмок «Кометы», сатирической кинокомедии о конце света, очередной инфаркт уложил режиссёра в больницу, откуда он уже не вышел.
«Комета» должна была стать очередным экспериментом с жанрами, смешением смешного и страшного. Викторов рассматривал сценарий, написанный Киром Булычёвым на основе повести «Марсианское зелье» из «гуслярского цикла», но этот материал режиссёра не устроил, и тогда Булычев написал другой, оригинальный текст. «Комета» была полностью отснята, однако из-за форс-мажорных обстоятельств проект передали Юрию Чулюкину («Неподдающиеся», «Девчата»). Он ещё в 1960-х заявил о себе как успешный комедиограф, но имел совершенно другие художественные приоритеты и жизненный опыт. Как вспоминают родные и коллеги, Викторов всегда деятельно участвовал в монтаже и трепетно относился к озвучке своих фильмов, многое добавлял и менял на финальной стадии. Чулюкин же получил километры плёнки — и никаких комментариев о том, что с ними делать дальше.
В итоге фантастическая «Комета» стала последней режиссёрской работой Ричарда Викторова — но в то же время не совсем его картиной. И каким должен был быть этот фильм по первоначальному замыслу, мы уже никогда не узнаем.
Уже писал в прошлых комментариях про книгу: вот, я вчера уже получил на Озоне книгу Анны Викторовой - "Ричард Викторов. Тернии" - очень большая и интересная книга про творчество великого режиссера! Много фотографий и дневниковых записей, биография Ричарда Викторова, а также макет и рисунки звездолета "Астра" - сделано все замечательно! Большой объем книги - 615 страниц!
Хорошо, что такая книга вышла ровно в год 50-летия фильма "Москва-Кассиопея"! Это настоящий подарок любителям Дилогии (ну, а с "Терниями" и трилогии). Большое спасибо Анне Ричардовне и всем, кто помогал выпускать эту книгу! В книге много информации про другие фильмы Р.Викторова - "Переступи порог", "Третья ракета", "Переходный возраст", "Обелиск", "Комета" и т.д. Кто хочет приобрести - торопитесь, ибо тираж довольно ограниченный!
ХОРОШАЯ НОВОСТЬ ДЛЯ ФАНАТОВ ДИЛОГИИ!
Книга о Режиссёре и Человеке Ричарде Николаевиче Викторове вышла из печати.
В издании собраны более трёхсот страниц дневников и писем, раскадровки, более четырёхсот фотографий, отразивших звёзды и тернии времени. Также в комплект входит постер звездолёта «Астра».
В магазины УЖЕ ПОСТУПИЛА, для тех кто в Питере - книгу уже можно будет купить на книгосалоне на Дворцовой, на стенде издательства "Зебра".
Там сборник статей и очерков соратников РВ от Можейко до Надежды Мифодиевны. Именно супруга РВ и начала собирать материал, позже дело завершили Анна и Николай Викторовны.
С 1 июня книга появилась в книжных магазинах сетей Читай-город, Москва, на ОЗОНе и в Вайлдбериз.
Я сам уже заказал эту книгу!
И всё-таки информация о дне рождения режиссера Ричарда Викторова требует корректировки, оказывается, что он родился именно 7 ноября - точно в день Октябрьской революции! Эту информацию мне сегодня подтвердила дочь режиссера Анна Викторова! Путаницу вносила фотография с могилы режиссера, где была указана другая дата - 1 ноября. Как указала Анна Викторова: "А памятник делали друзья с авиационного завода в Воронеже, случайно ошиблись )) Но мама решила не переделывать -подарок и память людей, искренне любивших Ричарда Николаевича". Таким образом, день рождения тут указано неверно и нужно поправить...
После дилогии "М-К" и "ОвВ" Ричард Викторов еще раз обратился к фантастической теме, снял фильм "Через тернии к звездам" - еще более новаторский, чем "Москва - Кассиопея" и "Отроки во вселенной". И снова оглушительный успех. Критики того времени воспринимали его как "наш ответ" "Звездным войнам": советская картина вышла в один год с пятым эпизодом эпопеи Лукаса.
"Через тернии…" стал первым советским фильмом, в котором был создан образ клонированного человека - Нийи. Поиски актрисы на ее роль шли мучительно, пока Викторов с Константином Загорским случайно не увидели в журнале мод фотографию манекенщицы Елены Метелкиной: высокая, тонкая, с огромными глазами - настоящая "инопланетянка". Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка - так авторы хотели подчеркнуть ее внеземное происхождение. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть лысой, для Нийи сделали очень короткий белый парик, больше напоминающий войлок. Также был вырезан эпизод, где Нийя появляется без одежды - возмущение вызвала и "обнаженка" на экране, и отсутствие пупка.
При этом в фильме множество технических и режиссерских находок. Работая над картиной, Викторов общался с ведущими учеными того времени. Например, научные консультанты подсказали, что форма космического корабля в виде диска более перспективна, чем сигарообразная, и режиссер пересадил своих героев на "летающие тарелки".
А вот флайер - аппарат для околоземных передвижений, придуманный создателями картины, для фильма так и не был построен - расходы на него не утвердила студия. По той же причине пришлось отказаться от эпизодов с карантинным пребыванием Нийи на орбитальной станции. Робот Бармалей из технологичного "железного человека" превратился в надувную куклу, так как бутафоры не смогли выполнить заказ.
Зато Викторову принадлежат идеи, как изобразить в кино растущую биомассу (на самом деле внутри находились несколько человек, которые и "раздували" ее) или "парение" арбуза в воздухе, в сцене, где Нийя останавливает летящую в нее ягоду движением руки. Снять нужно было с одного дубля: "Настоящих астраханских арбузов в Ялте не достать", - шутил режиссер.
Уважаемая администрация! Я выслал вам на почту фотографии режиссера Ричарда Викторова со съёмок фильмов "Москва-Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Через тернии к звездам", "Впереди крутой поворот". Прошу, опубликуйте их, пожалуйста, на этой страничке!
Конечно, у такого выдающегося замечательного человека как Ричард Николаевич Викторов должна быть планета. Планета его фильмов, его замыслов, мир его идей... И сам он как целый многогранный мир...
Это красиво и с этим нельзя не согласиться. Но речь здесь о другом.
В 2009 году произошло удивительное событие, почти фантастическое - именем великого режиссёра названо небесное тело - малая планета Солнечной системы, астероид.
Это решение принял Международный астрономический совет, вернее Центр малых планет во главе с известным астрономом Брайаном Марсденом 2 декабря.
А название астероиду дал человек, который его открыл - весьма известный в ряду астрономов-любителей Тимур Крячко.
Астероид был открыт на одном из телескопов обсерватории в Зеленчуке 26 сентября 1995 года, и согласно правилам вначале получил предварительный номер - 1995 SN29.
После многолетних наблюдений и получения данных по орбитальным элементам, Центр малых планет зарегистрировал астероид под постоянным номером - 8717. Только после этого открыватель имеет право дать имя малой планете.
Первоначальной идеей было назвать астероид просто "Ричард Викторов", но правила сегодня не разрешают давать имя состоящее из двух слов. Обычно они просто пишутся в одно слово, без пробела. Однако накладывается ещё и ограничение по числу букв: их должно быть не больше 12-ти.
Тогда было принято окончательное решение - астероид № 8717 получил имя Richviktorov, тем более что в семье Ричарда Николаевича называли именно Рич.
Наверно это правильно и даже придаёт какую-то теплоту астероиду...
И ещё одно сообщение про великого режиссера Ричарда Викторова: почти на всех сайтах указана дата его рождения - 07 ноября - годовщина Октябрьской революции. Но правильная дата - именно 1 ноября, эту дату кстати, можно увидеть на памятнике на могиле режиссера - Митинское кладбище. Рядом похоронена его жена Надежда Семенцова. На постаменте – обрывок кинопленки и совместная фотография супругов: обнимающихся, молодых, увлеченных. Помимо имен и дат, эпитафия: «В искусстве своем ты останешься вечным, как вечно познание космоса».
Очень талантливый режиссер - даже можно сказать гениальный! Жаль, что про него сейчас мало кто знает, но в советское время его фильмы смотрели и пересматривали по многу раз! Особенно удавалась ему фантастика - очень сложный и трудоёмкий жанр, такие фильмы было довольно трудно снимать, так как не было компьютерной графики и соответствующих "космических" реквизитов. Легендарная дилогия "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной" - были просто уникальным прорывом в советском кино! Мы на эти фильмы ходили по многу раз, а потом пересказывали своим друзьям и родственникам. Даже играли в игры по мотивам этих фильмов - боролись с роботами в далеких неизведанных мирах. Жаль, что сейчас эти фильмы подзабыли, вот сегодня день Космонавтики - а этих фильмов в программах увы, нет!
№18 Огненный ангел 1
Наконец-то появилась реставрация Через тернии к звездам 2015 года, которую только на фестивалях и в Иллюзионе показывали. Называется Полная режиссерская версия.
Рад, если это так! Очень хорошая информация! Будем искать!
Наконец-то появилась реставрация Через тернии к звездам 2015 года, которую только на фестивалях и в Иллюзионе показывали. Называется Полная режиссерская версия.
обсуждение
ровно 40 лет назад - 8 сентября 1983 года его не стало.
ЖИЗНЬ РИЧАРДА ВИКТОРОВА: ЧТО МЫ УЗНАЛИ ИЗ КНИГИ «ТЕРНИИ»
Режиссёр Ричард Викторов (1929–1983) — классик советского фантастического кинематографа: на его фильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной» и «Через тернии к звёздам» выросло несколько поколений отечественных кинозрителей. Тем не менее первая полновесная книга о его жизни и творчестве, «Тернии», вышла только в 2023 году.
Составителем, а отчасти и автором этого впечатляющего тома стала актриса Надежда Викторова, вдова режиссёра, человек, искренне восхищающийся объектом исследования. Однако фрагменты писем и дневников, воспоминания коллег и родных показывают и другого Викторова: разочарованного, полного сомнений, даже раздражённого. Живого — такого, каким мы никогда не увидим его в дежурных панегириках.
Чуть не остался без ноги
Викторов родился в 1929 году в Туапсе и провёл детство в Баку. Во время Великой Отечественной войны, в ходе наступления немецких войск на Крым, где Ричард отдыхал в санатории, он получил тяжёлое ранение, врачи грозились отрезать ногу. По семейному преданию, хирурги предложили двенадцатилетнему Викторову выбор: ампутировать ногу под наркозом или собрать раздробленные кости без анестезии. Трудно поверить, что военврач всерьёз готов был прислушаться к мнению подростка по такому вопросу (да и что мешало применить анестезию при соединении костей?), но в итоге ногу удалось спасти. Тем не менее легкая хромота сохранилась у Ричарда на всю жизнь.
До поступления в московский ВГИК Викторов окончил философско-филологический факультет Львовского университета и успел поработать школьным учителем. После окончания режиссёрского факультета в 1959 году он уехал по распределению в Минск и снял три фильма на объединении «Беларусьфильм».
Снимал военное кино
Викторов из тех режиссёров, у которых есть приоритетные творческие задачи и любимые авторы. До обращения к научной фантастике и многолетнего сотрудничества с Киром Булычёвым он успел выпустить фильм о Великой Отечественной войне «Третья ракета» (1963), а в 1976-м вернулся к военной теме в «Обелиске». Обе картины сняты по мотивам книг белорусского писателя Василя Быкова, одного из создателей советской «лейтенантской прозы».
При работе над первой картиной о Великой Отечественной Викторов столкнулся с неожиданными сложностями. В Белорусской ССР, где снимали фильм «Третья ракета», его приняли на ура и присвоили первую прокатную категорию. Однако московские киночиновники потребовали внести в смонтированный фильм несколько принципиальных изменений. В частности, Госкино СССР потребовало вырезать сцены с отступающей советской пехотой, смягчить конфликт между командиром и солдатами и добавить общего оптимизма — что и было выполнено.
Создавал кинофантастику с нуля
До того как взяться за «Москву — Кассиопею», Ричард Викторов оценивал перспективы советской кинофантастики не слишком оптимистично, в первую очередь по техническим и финансовым причинам. По свидетельствам вдовы режиссёра, он размышлял о возможности экранизации повести «Малыш», а сама книга братьев Стругацких долго лежала на его рабочем столе. Однако осуществить эти планы помешало отсутствие на студии им. Горького необходимой базы, прежде всего бутафоров и специалистов по комбинированным съёмкам. Фактически индустрию предстояло создавать с нуля.
Когда руководство киностудии настоятельно рекомендовало Викторову рассмотреть сценарий «Москвы — Кассиопеи», режиссёру посулили бюджет «как минимум миллион рублей» — при средних расходах на съёмку односерийного полнометражного игрового фильма до 500 тысяч в те годы. Однако по мере того, как рос объём отснятого материала, бюджет, обсуждаемый на совещаниях, неуклонно сокращался и дошёл сначала до 800, а потом и до 700 тысяч рублей. В итоге было принято соломоново решение: вместо одного фильма выпустить два взаимосвязанных, но сюжетно завершённых. Таким образом часть материала «Москвы — Кассиопеи» вошла в продолжение, фильм «Отроки во Вселенной» (1974).
На стадии сценарной разработки несколько правок в дилогию внесла группа научных консультантов под руководством лётчика-космонавта Георгия Берегового. В частности, звездолёт «Залп», как в сценарии («звездолёт аннигиляционный, лазерный, прямоточный»), стал звездолётом «Заря» («звездолёт аннигиляционный, релятивистский, ядерный»). Консультанты предлагали также изменить цель полёта и отправить «Зарю» к звезде Тау Кита вместо Альфы Кассиопеи, где «сравнительно недавно по космическим меркам произошёл взрыв сверхновой и возможность жизни в этой области маловероятна». Но здесь Викторов, как вспоминает космонавт и один из консультантов фильма Ю. П. Никитин, отказался идти на уступки, подчёркивая важность древнегреческого мифа о Кассиопее, матери Андромеды.
Завидовал «взрослым» режиссёрам
Вопреки официальным интервью и публичным выступлениям, работа с актёрами-школьниками не приносила Ричарду Викторову особой радости. В сентябре 1972 года он писал в личном дневнике, где мог себе позволить искренне поделиться своими мыслями:
«Какие счастливые режиссёры, которые могут работать с большими артистами в серьёзных “взрослых” фильмах! Ведь работая с детьми, ты постоянно отдаёшь и ничего не приобретаешь в знаниях, мастерстве, возможно, и в таланте. Им нужно только отдавать! А как же быть мне? Очевидно, детский фильм необходимо снимать в лучшем случае через “раз”! Иначе твоей режиссуре, голубчик, конец! И бесповоротный, так-то!»
Тот же мотив звучит в дневниковой записи за февраль 1972 года, сделанной после просмотра картины Василия Шукшина «Печки-лавочки»:
«Появилась грустная зависть — серьёзная работа режиссёра с актёром, разработка характеров. Господи, скорее сбросить бы этот детско-юношеский фильм!»
Впрочем, отчасти раздражение от необходимости возиться с актёрами-школьниками смягчила перспектива сотрудничества с Иннокентием Смоктуновским, большим и серьёзным драматическим артистом, которого Викторов искренне уважал и у которого готов был учиться.
Хотя работа над «Москвой — Кассиопеей» и «Отроками во Вселенной» не всегда радовала режиссёра, детско-юношеская дилогия стала хитом советского проката и собрала приличный урожай премий — в том числе на международных фестивалях в Испании, Италии и Панаме, а в 1977 году была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых, главной цеховой награды советского кинематографа.
Воплотил не все идеи для «Через тернии к звёздам»
В следующем своём фантастическом фильме, «Через тернии к звёздам» (1980), Викторов уже сумел обойтись практически без актёров-детей. Кир Булычёв, автор сценария, вспоминал, как зародилась идея этой картины:
«Появилась тема: Ассенизаторы Вселенной… И мы собирались делать историю о том, как парень восемнадцати-девятнадцатилетний попадает на корабль или работает уже на корабле. <…> И потом оказывается, что, ёлки-палки, а люди очень интересные. Это люди, которые думают о жизни других».
Фильм «Через тернии к звёздам» должен был стать во многих отношениях новаторским, экспериментальным — но не всем планам суждено было сбыться. Оператор Александр Антипенко планировал использовать спектрозональную плёнку и «создать драматургию цвета, подчинённую изменениям состояния героев в тех или иных сценах». К сожалению, на раннем этапе производства Антипенко тяжело заболел и не смог принять участие в работе над проектом.
По замыслу Ричарда Викторова вместо традиционного титра «Конец» картина должна была завершаться фразой: «Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня». Однако Госкино СССР отвергло эту идею как упадническую, и восстановить финал удалось только в 2001 году, когда наследники выпустили переработанную версию фильма. Зато после череды досадных неудач получилось отснять сцены с невесомостью в бассейне. По воспоминаниям родных режиссёра, для 1970-х это была абсолютно новаторская техника. А для съёмок эпизода в космопорте съёмочную группу за три дня до официального открытия допустили в аэропорт Шереметьево-2, построенный к московской Олимпиаде 1980 года.
Советская кинофантастика 1970-х была очень тесным миром, в котором пересекались пути самых непохожих режиссёров. Несколько раз судьба сводила Ричарда Викторова с Андреем Тарковским. Так, для экономии бюджета в фильме «Москва — Кассиопея» планировалось использовать часть декораций двухсерийного «Соляриса». И тот же Тарковский порекомендовал выбрать локацию в окрестностях города Исфара (Таджикистан) для съёмок «Через тернии к звёздам». Сам Андрей Арсеньевич облюбовал эту неземную натуру для «Сталкера», но из-за землетрясения 1977 года в последний момент вынужден был пересмотреть планы. А вот Викторова очевидные следы недавней катастрофы в кадре вполне устраивали.
Его последний фильм доделывали после его смерти
Ричард Викторов скончался 8 сентября 1983 года. Сразу после завершения съёмок «Кометы», сатирической кинокомедии о конце света, очередной инфаркт уложил режиссёра в больницу, откуда он уже не вышел.
«Комета» должна была стать очередным экспериментом с жанрами, смешением смешного и страшного. Викторов рассматривал сценарий, написанный Киром Булычёвым на основе повести «Марсианское зелье» из «гуслярского цикла», но этот материал режиссёра не устроил, и тогда Булычев написал другой, оригинальный текст. «Комета» была полностью отснята, однако из-за форс-мажорных обстоятельств проект передали Юрию Чулюкину («Неподдающиеся», «Девчата»). Он ещё в 1960-х заявил о себе как успешный комедиограф, но имел совершенно другие художественные приоритеты и жизненный опыт. Как вспоминают родные и коллеги, Викторов всегда деятельно участвовал в монтаже и трепетно относился к озвучке своих фильмов, многое добавлял и менял на финальной стадии. Чулюкин же получил километры плёнки — и никаких комментариев о том, что с ними делать дальше.
В итоге фантастическая «Комета» стала последней режиссёрской работой Ричарда Викторова — но в то же время не совсем его картиной. И каким должен был быть этот фильм по первоначальному замыслу, мы уже никогда не узнаем.
Хорошо, что такая книга вышла ровно в год 50-летия фильма "Москва-Кассиопея"! Это настоящий подарок любителям Дилогии (ну, а с "Терниями" и трилогии). Большое спасибо Анне Ричардовне и всем, кто помогал выпускать эту книгу! В книге много информации про другие фильмы Р.Викторова - "Переступи порог", "Третья ракета", "Переходный возраст", "Обелиск", "Комета" и т.д. Кто хочет приобрести - торопитесь, ибо тираж довольно ограниченный!
Книга о Режиссёре и Человеке Ричарде Николаевиче Викторове вышла из печати.
В издании собраны более трёхсот страниц дневников и писем, раскадровки, более четырёхсот фотографий, отразивших звёзды и тернии времени. Также в комплект входит постер звездолёта «Астра».
В магазины УЖЕ ПОСТУПИЛА, для тех кто в Питере - книгу уже можно будет купить на книгосалоне на Дворцовой, на стенде издательства "Зебра".
Там сборник статей и очерков соратников РВ от Можейко до Надежды Мифодиевны. Именно супруга РВ и начала собирать материал, позже дело завершили Анна и Николай Викторовны.
С 1 июня книга появилась в книжных магазинах сетей Читай-город, Москва, на ОЗОНе и в Вайлдбериз.
Я сам уже заказал эту книгу!
"Через тернии…" стал первым советским фильмом, в котором был создан образ клонированного человека - Нийи. Поиски актрисы на ее роль шли мучительно, пока Викторов с Константином Загорским случайно не увидели в журнале мод фотографию манекенщицы Елены Метелкиной: высокая, тонкая, с огромными глазами - настоящая "инопланетянка". Предполагалось, что в фильме она будет абсолютно лысой и без пупка - так авторы хотели подчеркнуть ее внеземное происхождение. Но в итоге по требованию чиновников Госкино, утверждавших, что положительная героиня не может быть лысой, для Нийи сделали очень короткий белый парик, больше напоминающий войлок. Также был вырезан эпизод, где Нийя появляется без одежды - возмущение вызвала и "обнаженка" на экране, и отсутствие пупка.
При этом в фильме множество технических и режиссерских находок. Работая над картиной, Викторов общался с ведущими учеными того времени. Например, научные консультанты подсказали, что форма космического корабля в виде диска более перспективна, чем сигарообразная, и режиссер пересадил своих героев на "летающие тарелки".
А вот флайер - аппарат для околоземных передвижений, придуманный создателями картины, для фильма так и не был построен - расходы на него не утвердила студия. По той же причине пришлось отказаться от эпизодов с карантинным пребыванием Нийи на орбитальной станции. Робот Бармалей из технологичного "железного человека" превратился в надувную куклу, так как бутафоры не смогли выполнить заказ.
Зато Викторову принадлежат идеи, как изобразить в кино растущую биомассу (на самом деле внутри находились несколько человек, которые и "раздували" ее) или "парение" арбуза в воздухе, в сцене, где Нийя останавливает летящую в нее ягоду движением руки. Снять нужно было с одного дубля: "Настоящих астраханских арбузов в Ялте не достать", - шутил режиссер.
Это красиво и с этим нельзя не согласиться. Но речь здесь о другом.
В 2009 году произошло удивительное событие, почти фантастическое - именем великого режиссёра названо небесное тело - малая планета Солнечной системы, астероид.
Это решение принял Международный астрономический совет, вернее Центр малых планет во главе с известным астрономом Брайаном Марсденом 2 декабря.
А название астероиду дал человек, который его открыл - весьма известный в ряду астрономов-любителей Тимур Крячко.
Астероид был открыт на одном из телескопов обсерватории в Зеленчуке 26 сентября 1995 года, и согласно правилам вначале получил предварительный номер - 1995 SN29.
После многолетних наблюдений и получения данных по орбитальным элементам, Центр малых планет зарегистрировал астероид под постоянным номером - 8717. Только после этого открыватель имеет право дать имя малой планете.
Первоначальной идеей было назвать астероид просто "Ричард Викторов", но правила сегодня не разрешают давать имя состоящее из двух слов. Обычно они просто пишутся в одно слово, без пробела. Однако накладывается ещё и ограничение по числу букв: их должно быть не больше 12-ти.
Тогда было принято окончательное решение - астероид № 8717 получил имя Richviktorov, тем более что в семье Ричарда Николаевича называли именно Рич.
Наверно это правильно и даже придаёт какую-то теплоту астероиду...
Наконец-то появилась реставрация Через тернии к звездам 2015 года, которую только на фестивалях и в Иллюзионе показывали. Называется Полная режиссерская версия.