С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года в Куйбышеве работало знаменитое Совинформбюро, его сводки разлетались в 23 страны мира. А это 1171 газета, 523 журнала и 18 радиостанций! В авторский состав Информбюро из 80 порядка сотрудников входила писательская элита. В их числе был и будущий Герой Социалистического труда Валентин Петрович Катаев. Тот самый, что еще в 1935-м «накаркал» войну СССР с Третьим Рейхом.
«Вражеская эскадрилья внезапно, точно вор, темной ночью, напала на советскую территорию», — именно так газета «Правда» перелагала сюжет фильма «Родина зовет», который был снят уже в 1936-м по катаевскому сценарию «Лицо героя». Снят и положен на полку.
Одессит Валентин Катаев был одним из наиболее плодовитых, многогранных и, одновременно, противоречивых художников ХХ века. Внук царского генерала Ивана Бачея храбро воевал на германской войне (в чем убеждает надпись на ордене Святой Анны IV степени и два Георгиевских креста) и отличался бесстыдной алчностью, подмеченной Иваном Буниным. В годы Гражданской войны бил по «красным» из деникинского бронепоезда, чуть позже помогал врангелевскому подполью в Одессе и, чудом избежав расстрела с братом Евгением, переквалифицировался в юмористы. Наверное, неслучайно брат этот, войдя в литературу как Евгений Петров – соавтор Ильи Ильфа (Файнзильберга), лепил с Вали… Остапа Бендера.
Валентин Катаев писал образцовые, но, если вчитаться, то не всегда и не совсем, произведения соцреализма («Квадратура круга», «Время, вперед!», «Алмазный мой венец», «Кладбище в Скулянах»). В том числе для детей: тетралогия «Волны Черного моря» и «Сын полка». А в душе был циничен, аполитичен, барствен и, порою, мелко завистлив. Тончайший стиль в письме он сочетал с «конской» грубостью в речи. Ближе к старости увенчанный лаврами прижизненный классик более всего стремился к номенклатурной синекуре – мечтал возглавить «Литературную газету». Однако, в редактируемом им журнале «Юность» (1955-1961) проскальзывали вещи «с душком»: Гладилин, Аксенов и т.д. Да и сам он на закате выдал, на взгляд органов, чистую «белогвардейщину» – повесть «Уже написан Вертер» (1979) и прочие мовистские (с французского: «дурные»), по сравнению с соцреалистическим слогом, книги.
На первые месяцы Великой Отечественной войны Валентин Катаев ответил депрессивным запоем, а «великий перелом» встречал в боевом танке, требуя лобовой атаки. Воистину одушевленная «квадратура круга» с «неистребимым одесским акцентом»…
В эвакуацию семья Катаевых отбыла 3 июля 1941 года в составе большого «литдесанта»… В Куйбышеве, как и везде, Катаев не мог обойтись без местного «сырья». И уже в 1943 году «Новый мир» напечатал его повесть «Жена». Главная героиня Нина – инженер-технолог. Металлургический завод, на котором она работала, эвакуирован в Куйбышев. Повесть сложно-мозаичная, с элементами присущего позднему Катаеву мовизма. Есть здесь и «Седьмая симфония» Шостаковича, и труппа Большого театра, впервые исполнившая ее в «запасной столице». Да и могло ли быть иначе, если 5 марта 1942 года Катаев лично внимал шедевру Шостаковича в зале куйбышевского театра оперы и балета?
Киношниками творчество Валентина Катаева было буквально «выжато», и не по разу. Сходу и не перечислишь всё, что снято/переснято по катаевским сценариям и мотивам: две дюжины фильмов, начиная с «великого немого». И многое ведь доныне на слуху: «Цирк», «Безумный день», «Поэт», «Время, вперед!»... В 1938 году на экраны вышел фильм «Шел солдат с фронта», а в 1984-м – его двухсерийный ремейк «Я сын трудового народа». Так назывался прозаический первоисточник катаевской пьесы, где немало сцен, которые не нравились партийной цензуре, хотя и 33 года спустя актуальны в свете того, что творится сейчас на Украине.
За сценарий фильма по повести «Сын полка» писатель в 1946 году получил Сталинскую премию, а 35 лет спустя появилась многосерийная версия по Ваню Солнцева. Катаевскую тетралогию «Волны Черного моря» едва не удостоили Ленинской премии, но лишь первая ее часть «Белеет парус одинокий», как и фильм по ней (1937), вошли в золотой фонд советской литературы и кино. Остальные части тетралогии («Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов (Катакомбы»), также расхватанные кинорежиссерами, «достоянием республики», увы, не стали. Не стала «достоянием» и многосерийная кино-эпопея 1970-х «Волны Черного моря».
Пожалуй, лишь сказке «Цветик-семицветик» повезло трижды: сперва в мультяшном варианте (1948), а позднее в виде полнометражного фильма «Последний лепесток» (1977) и короткометражки, поэтично поставленной в 1968 году Гарником Азаряном. Этого режиссера самарцы помнят по добротной экранизации рассказа Евгения Лазарева «Поженились старик со старухой». Вот и еще одна малость отвлеченная аллюзия для катаевской цепочки «Самара – литература – кино»…
Так смешно,как Катаев,в 20-е годы не писал никто!Когда читал его рассказы,просто угорал!Наверное,это он придумал прием,когда на тестировании человек дает вызубренные ответы,но вопросы ему задают совершенно другие?Или кто-то раньше него об этом писал?
А первыми его наградами были - два Георгиевских креста III и IV ст. и орден Святой Анны IV степени...
https://ru.wikipedia.org/wiki/Катаев,_Валентин_Петрович
Продолжим, почему-то в одно сообщение не вмещается. Мне очень не понравился фильм Учителя о Бунине, какая-то акцентрация на низменном, такое впечатление, что автор не любит писателя, развенчивает его перед публикой, какая противоположность с книгой Катаева. Мне очень обидно, что о Валентине Петровиче Катаеве не вспомнили в день его рождения даже на любимом мной канале "Культура". Почитайте воспоминания о нем в книге сына писателя - "Доктор велел мадеру пить" - Павел Катаев, мне понравилось. Прошу прощения за опечатки.
Яочень люблю этого писателя. Случайно попался старый номер "Огонька" с отрывками из "Травы забвения" о Бунине. Для меня это было большим открытием - и Бунин, и творчество Катаева, окаывается чудесная сказка "Цветик-семицветик" - тоже его произведение. А "Разбитая жизнь или Волшебный рог Оберона", (не помню, может наоборот) ужасно смешные отрывки из воспоминаний о детстве, Эне сравнить с натужными попытками рассмешить в некоторых, особенно в последних выпусках "Ералаша". А что нашим кинематографистам не попробовать ли экранизировать "Траву забвения" хотя бы по части Бунина.Как он там хорошо выведен.
обсуждение
С 14 октября 1941 года по 3 марта 1942 года в Куйбышеве работало знаменитое Совинформбюро, его сводки разлетались в 23 страны мира. А это 1171 газета, 523 журнала и 18 радиостанций! В авторский состав Информбюро из 80 порядка сотрудников входила писательская элита. В их числе был и будущий Герой Социалистического труда Валентин Петрович Катаев. Тот самый, что еще в 1935-м «накаркал» войну СССР с Третьим Рейхом.
«Вражеская эскадрилья внезапно, точно вор, темной ночью, напала на советскую территорию», — именно так газета «Правда» перелагала сюжет фильма «Родина зовет», который был снят уже в 1936-м по катаевскому сценарию «Лицо героя». Снят и положен на полку.
Одессит Валентин Катаев был одним из наиболее плодовитых, многогранных и, одновременно, противоречивых художников ХХ века. Внук царского генерала Ивана Бачея храбро воевал на германской войне (в чем убеждает надпись на ордене Святой Анны IV степени и два Георгиевских креста) и отличался бесстыдной алчностью, подмеченной Иваном Буниным. В годы Гражданской войны бил по «красным» из деникинского бронепоезда, чуть позже помогал врангелевскому подполью в Одессе и, чудом избежав расстрела с братом Евгением, переквалифицировался в юмористы. Наверное, неслучайно брат этот, войдя в литературу как Евгений Петров – соавтор Ильи Ильфа (Файнзильберга), лепил с Вали… Остапа Бендера.
Валентин Катаев писал образцовые, но, если вчитаться, то не всегда и не совсем, произведения соцреализма («Квадратура круга», «Время, вперед!», «Алмазный мой венец», «Кладбище в Скулянах»). В том числе для детей: тетралогия «Волны Черного моря» и «Сын полка». А в душе был циничен, аполитичен, барствен и, порою, мелко завистлив. Тончайший стиль в письме он сочетал с «конской» грубостью в речи. Ближе к старости увенчанный лаврами прижизненный классик более всего стремился к номенклатурной синекуре – мечтал возглавить «Литературную газету». Однако, в редактируемом им журнале «Юность» (1955-1961) проскальзывали вещи «с душком»: Гладилин, Аксенов и т.д. Да и сам он на закате выдал, на взгляд органов, чистую «белогвардейщину» – повесть «Уже написан Вертер» (1979) и прочие мовистские (с французского: «дурные»), по сравнению с соцреалистическим слогом, книги.
На первые месяцы Великой Отечественной войны Валентин Катаев ответил депрессивным запоем, а «великий перелом» встречал в боевом танке, требуя лобовой атаки. Воистину одушевленная «квадратура круга» с «неистребимым одесским акцентом»…
В эвакуацию семья Катаевых отбыла 3 июля 1941 года в составе большого «литдесанта»… В Куйбышеве, как и везде, Катаев не мог обойтись без местного «сырья». И уже в 1943 году «Новый мир» напечатал его повесть «Жена». Главная героиня Нина – инженер-технолог. Металлургический завод, на котором она работала, эвакуирован в Куйбышев. Повесть сложно-мозаичная, с элементами присущего позднему Катаеву мовизма. Есть здесь и «Седьмая симфония» Шостаковича, и труппа Большого театра, впервые исполнившая ее в «запасной столице». Да и могло ли быть иначе, если 5 марта 1942 года Катаев лично внимал шедевру Шостаковича в зале куйбышевского театра оперы и балета?
Киношниками творчество Валентина Катаева было буквально «выжато», и не по разу. Сходу и не перечислишь всё, что снято/переснято по катаевским сценариям и мотивам: две дюжины фильмов, начиная с «великого немого». И многое ведь доныне на слуху: «Цирк», «Безумный день», «Поэт», «Время, вперед!»... В 1938 году на экраны вышел фильм «Шел солдат с фронта», а в 1984-м – его двухсерийный ремейк «Я сын трудового народа». Так назывался прозаический первоисточник катаевской пьесы, где немало сцен, которые не нравились партийной цензуре, хотя и 33 года спустя актуальны в свете того, что творится сейчас на Украине.
За сценарий фильма по повести «Сын полка» писатель в 1946 году получил Сталинскую премию, а 35 лет спустя появилась многосерийная версия по Ваню Солнцева. Катаевскую тетралогию «Волны Черного моря» едва не удостоили Ленинской премии, но лишь первая ее часть «Белеет парус одинокий», как и фильм по ней (1937), вошли в золотой фонд советской литературы и кино. Остальные части тетралогии («Хуторок в степи», «Зимний ветер», «За власть Советов (Катакомбы»), также расхватанные кинорежиссерами, «достоянием республики», увы, не стали. Не стала «достоянием» и многосерийная кино-эпопея 1970-х «Волны Черного моря».
Пожалуй, лишь сказке «Цветик-семицветик» повезло трижды: сперва в мультяшном варианте (1948), а позднее в виде полнометражного фильма «Последний лепесток» (1977) и короткометражки, поэтично поставленной в 1968 году Гарником Азаряном. Этого режиссера самарцы помнят по добротной экранизации рассказа Евгения Лазарева «Поженились старик со старухой». Вот и еще одна малость отвлеченная аллюзия для катаевской цепочки «Самара – литература – кино»…
"Самарские тайны Российского кино-2"
https://ru.wikipedia.org/wiki/Катаев,_Валентин_Петрович