Говоря о начале деятельности нового Сортавальского театра, нужно сделать оговорку: его коллектив не был совершенно новым. До появления в Сортавале он уже существовал семь лет. Из воспоминаний главного режиссера театра Королевича В. В.: «С 1944 года мне, художественному руководителю Тульского областного драматического театра пришлось возглавить Тульское театральное училище. Выпускные спектакли этого училища в 1947 году были высоко оценены комиссией из Комитета по делам искусств и ЦК ВЛКСМ. Из выпуска тульского училища был создан театр и направлен в г. Белгород. <…> Работать в полуразрушенном Белгороде было трудно…». Театр постоянно гастролировал по городам Украины, а также в Туле и Курске. В Карелию театр приехал полным творческим составом, к молодым артистам примкнули и мастера старшего поколения.
<…>
Второй русский драматический театр был театром-тружеником. Едва устроившись на новом месте в г. Сортавала, артисты театра заработали в полную силу, что подтверждают документы, хранящиеся в архивах.
Руководство театра отмечало отличившихся актеров, переводя их в высшую категорию, что сказывалось на повышении зарплаты. Поощрялись и морально, в том числе и за работу общественную. Так, в декабре 1950 года «за большую активную работу, проделанную работниками искусств…» объявлялась «…благодарность товарищам, принимавшим участие в шефских концертах и творческих встречах на избирательных участках: Баниной, Волоховой, Быкову, Каткову, Кравченко, Лашкову, Николаеву и Фомину».Но театр не только «обслуживал» проведение выборных компаний, он еще и выдвигал из своих рядов кандидатов в депутаты. Так, в газете «Красное знамя» за 1950 г. вышла статья «Деятель советского искусства В. В. Королевич (кандидат в депутаты городского Совета по избирательному округу №1)». Она написана группой артистов театра, агитирующего за своего главного режиссера. Некоторые места этого агитационного материала говорят о непростой судьбе и о незаурядной личности этого человека.
Предвыборная статья высвечивает яркие с идеологической точки зрения эпизоды его судьбы. Например, то, что Королевич, новоиспеченный «…выпускник Московского театрального института, в гражданскую войну на Южном фронте возглавлял театр агитпоезда имени товарища Сталина…» и «… боевые фронтовые спектакли наложили навсегда отпечаток на творчество В. В. Королевича».
Сегодня мы смогли узнать о нем дополнительные сведения.
Так, В. В. Королевич (20.06.1895 г.–14.02.1969 г.) до революции примыкал к кругу эгофутуристов, опубликовал книги стихов «Смуглое сердце» (М., 1916) и «Сады Дофина» (М., 1918). Выступал в московских литературных кафе и принимал участие в «литературно-концертном турнэ по России с Северяниным <…> В 21 году был приглашен в Москву артистом и режиссером Мастерской коммунистической драмы». Затем работал в кинематографе. Он автор сценария фильма «Сердца и доллары» (1924). Режиссер фильмов «Страна Чувашская» 1927 г., «Битвы жизни» 1930 г., «Моряки защищают родину» 1931 г. и «Горячая кровь» 1932 г. Публиковался как кинокритик, напечатал брошюры о популярных актёрах немого кино. И, как уже отмечалось выше, в военные годы, воспитав в Туле группу молодых артистов, он с ними прибывает на Сортавальскую сцену. Здесь он в период 1950–51 гг. ставит ряд спектаклей: «Коварство и любовь», «Замужняя невеста», «Васса Железнова» и др. В городской и республиканской периодике выходят его заметки и статьи о театре. Затем что-то не складывается в его взаимоотношениях с труппой (со слов актрисы И. П. Баниной) и он покидает Сортавалу. Дальнейший творческий путь режиссера требует специального исследования, мы же ограничены рамками нашего передвижного театра – укажем на имена приемников Королевича. Помимо «универсала» П. П. Русакова, сочетавшего в себе кроме директорства и актерства еще и способности к режиссерской деятельности, главным режиссером (в 1952–54 гг.) был Андрей Львович Экслер. Все остальные были просто режиссерами-постановщиками. В разные годы в театре ставили спектакли: О. А. Лебедев (1956–1957), Д. А. Афанасьев (1960), А. Л. Дамье (1962).
Владимир Владимирович родился 20/VI 895 года в Сибири, в семье поляка повстанца /мать русская/. Первое впечатление детства: губление казаками нас маленьких гимназистов в 1905 году на Томской площади.
Еще посещение Иезуитского костела и пламенные проповеди ксендза Чаевского. Нить жизни шла между кровопролитием и горячим мистицизмом, в этом сумбуре единственным истинно
реальным казался театр.
К театру все стремления детства, юности, всегда.
Первые попытки 16 летнего гимназиста писать сентиментальные рассказы весьма приветствовались и охотно печатались сибирской прессой. Но с переездом в Москву, были забыты.
Настоящую литературную карьеру начал случайно и сравнительно поздно. В 16 году, накануне окончания Моск. Коммерч. Института, под влиянием поэта Иг. Северянина и товарища по Сибирской общественной работе Ив. Ар. Бутина /позже председатель Читинского Ревкома, разстрелянный Семеновым/, я дебютировал одновременно книгой прозы, рассказами в Ежемесячном журнале /Миролюбова/ и литературно-концертным турнэ по России с Северяниным. В 17 году по настоянию режиссера А. П. Петровского написал первую свою пьесу «М-ле Жужам». Это решило мою участь. Только театр.
Исканием истинной театральности посвятил себя и путь постоянных исканий, постоянных ошибок стал моим путем. С 19 года по 21-й я бросил совершенно писать, уйдя целиком в режиссерскую работу, красноармейских театров южнаго фронта. В 21 году был приглашен в Москву артистом и режиссером Мастерской коммунистической драмы. Не найдя там желаемого, ушел работать в театр миниатюр и в 23-м году, не увидев пути и здесь, покончил с ними. Снова 2 года вдали от любимой работы, не умея найти вех нового театра, разочарованный в работе своей и работе других. Только в некоторых схемах Мейерхольда мелькнуло то, что может назваться новой драматургией.
В начале 1926 года я возвращаюсь вновь в театр своей пьесой, посвященной соврем. Польше «Тайная Вечеря»
Пусть это будет новая ошибка, но только тот, кто неудержимо идет, падает и ошибается, только тот может найти.
Редакция Альманаха "Сердоболь".
обсуждение >>