Евгений Котов – один из интереснейших современных драматургов.
Когда в 2005 году по Центральному телевидению показали четырёхсерийный фильм «Нечаянная радость», снятый по его сценарию, российские зрители поверили в то, что и наши сериалы могут нести доброту, духовность, активный позитив, а не только удивлять кровавыми и любовными сценами.
В советское время Евгений Сергеевич был высокопоставленным киночиновником. В те же годы написал несколько сценариев, по которым сняты интересные фильмы. Две картины поставил как режиссёр.
Пять лет назад писатель вместе с женой Мариной Анатольевной переселился из центра столицы в Подмосковье. Недавно он закончил сценарий нового художественного телевизионного четырёхсерийного фильма «Письмо из преисподней». Это крутой детектив, написанный с большим юмором. Творческая неутомимость Котова восхищает.
«Моего отца спас Лев Толстой»
Дом четы Котовых в посёлке Правда внешне выглядит обычно. А внутри оформлен с такой фантазией, что диву даешься. Евгений Сергеевич объясняет:
- Это заслуга дочери. Она – художник по костюмам. Создавала костюмы для популярного телевизионного шоу «Ледниковый период», для телевизионной программы «Призрак оперы». Она – автор многих сценических костюмов Филиппа Киркорова, Валерии и других звёзд российской эстрады. Её последняя работа – костюмы к балету «Клеопатра», премьера которого состоялась недавно в Париже. Постановка спектакля осуществлена в рамках деятельности фонда имени Мариуса Лиепы, которым руководят дети прославленного танщовщика – Андрис и Ильзе. Моя дочка – творческий человек. Мне очень нравится всё, что она делает.
- У вас здесь отличный сад. Такое обилие цветов. Это тоже заслуга вашей дочери?
- В нашей семье все любят цветы. Но, конечно, основная заслуга принадлежит моей жене – Марине Анатольевне ( по-домашнему- Маше). Она профессиональный переводчик. Но за 40 лет нашей совместной жизни ей столько пришлось прочитать сценариев, и моих, и моих товарищей, что она приобрела, я в этом уверен, ещё и профессию киноредактора. Не скрою, я с удовольствием пользуюсь её советами.
- Многие удивляются Вашему творческому долголетию. Не секрет, что Вы по-прежнему продолжаете работать в кино. Вот на рабочем столе лежит новый сценарий. Наверно, и здесь не обошлось без помощи жены?
- Абсолютная правда. Без Маши я бы давно зачах и засох. Так что, мне и цветам повезло. Доволен я и тем, что наш дом расположен на улице Льва Толстого. У меня с великим русским писателем особая связь. Мы жили в двух километрах от Ясной Поляны. Семейная легенда говорит о том, что я появился на свет благодаря... Льву Николаевичу.
- Как это?!
- Ну, конечно, в какой-то степени. Толстой часто заезжал к моему деду, который работал в лесничестве. Они дружили.
Однажды мой отец (тогда он, естественно, был мальчиком) тяжело заболел. Видимо, у него было воспаление лёгких. Ребёнка положили под образа. В русских деревнях тогда существовал обычай класть умирающего под образа. Приехал Лев Николаевич и увидел такое дело. Прислал своего врача Душана Петровича Маковицкого. Тот отца вылечил.
Когда началась Великая Отечественная война, мне было 6 лет. Я помню, как гитлеровцы разоряли Ясную Поляну. Я жил там у тётки. Мой отец был инженером, строил на Урале завод. В чистом поле за месяц под его руководством был возведён оружейный завод, эвакуированный из Тулы.
Мама работала в тульском госпитале хирургической медсестрой. Когда немцев отогнали, она взяла меня к себе. Моё военное детство прошло среди раненых. Они меня очень любили. Я им картинки разные рисовал.
- Наверно, мечтали о военной карьере?
- Мечтал стать боксёром, моряком и писателем. Служил матросом на Северном военно- морском флоте. После демобилизации работал в газете «Молодой коммунар». Учился заочно в Тульском педагогическом институте.
Здравствуй, ВГИК !
- Как же вы во ВГИКе оказались?
- Главный редактор «Молодого коммунара» решил провести в Туле громкий праздник газеты. Мне дал задание привезти из Москвы хороших артистов. Выделил машину – «козлик» и отправил в столицу.
Где брать артистов? Подумал-подумал и поехал во ВГИК. Институт кинематографии был закрыт, в выходной день там никого не было. Вышел охранник, выслушал меня и посоветовал:
- Поезжай, голубчик, в наше общежитие. Там живут студенты, которые снимаются и уже стали известными.
В общежитии нашёл Владимира Гусева и Ольгу Бган, которые только что снялись в хорошем фильме «Человек родился». Уговорил их отправиться со мной в Тулу. Праздник прошёл замечательно.
После всей этой истории решил поступать во ВГИК. И поступил.
Алексей Каплер
- Вашим Мастером во ВГИКе был известный сценарист и телеведущий Каплер.
- Это фигура загадочная. Я, в отличие от многих, ценю Каплера. Очень ему благодарен. К сожалению, история со Светланой Аллилуевой загородила Каплера –творческого человека, талантливого драматурга.
- Известно, что за роман с дочкой Сталина его объявили английским шпионом, репрессировали. В 1954 году Алексея Яковлевича освободили и реабилитировали.
- Этого человека я близко знал. Мастер ко мне хорошо относился, нередко приглашал погостить на даче. Он жил в Красной Пахре. Я много раз там у него бывал.
Всю эту историю с дочкой Сталина я тогда не знал. Узнал, когда вышли книжки Светланы Аллилуевой. Мне же он про своё заключение вешал лапшу на уши. Как-то мы ночью сидели на даче. И Алексей Яковлевич сочинил историю о том, что посадили его якобы за общение с Надеждой Константиновной Крупской. Её Сталин не любил.
Каплер никогда не рассказывал мне о своих любовных приключениях. Если бы рассказал, я бы его не понял. Не поняли бы и мои сокурсники.
- Что в нём притягивало женщин?
- Алексей Яковлевич был безумно обаятельным. Безумно. Не был красавцем. Был даже полноватый какой-то. Я обратил внимание на такой факт. Когда рядом с Каплером были женщины, он преображался. Артист...
Каплер как сценарист до лагерей и Каплер после освобождения – совершенно разные люди. До ареста он написал сценарии : «Котовский», «Ленин в Октябре», «Ленин в 18-м году», «Три товарища». Когда приходит из тюрьмы, пишет сценарии картин «Полосатый рейс», «За витриной универмага»
Высоцкий и Влади
- На «Мосфильме» мне рассказывали, что Вы дружили с Владимиром Высоцким.
- Это громко сказано. Мы приятельствовали. Познакомились в компании. Я Володе немного помог с картиной «Опасные гастроли». Сейчас это известный фильм.
У нас с ним был такой случай. 1967-й год. Я тогда работал на «Мосфильме». И было у меня какое-то событие. Я, Высоцкий, ещё один мой приятель сидели в ресторане «Арагви», отмечали. В советское время всё рано закрывалось. Когда вышли из ресторана, Володя говорит:
- Неплохо бы продолжить.
Решили поехать в гостиницу «Украина». Там на девятом этаже был буфет, который долго работал. Поехали. Охрана нас остановила. В то время в Москве проходила какая-то Международная женская конференция. Буфет обслуживал её участниц. Я объяснил охраннику, что мы уйдём быстро, только немного выпьем и поговорим. Он пропустил, но сказал:
- Ребята, всё понимаю. Ничего против не имею. Девицы эти пока в Кремле. Приедут через час. Тогда вам придётся уйти.
Мы взяли выпить, закусить. Смотрю на часы: пора. Но засиделись. Выходим втроём, а нам навстречу идёт толпа разноцветных женщин. И вдруг они все кинулись на Высоцкого. Стали тянуть к себе. Представляете?
- А зачем тянули-то?
- Мы сами ничего не поняли. Женщины пришли после приёма, там немного выпили. Видимо, раздухарились. Все бормотали что-то на своих языках. А мы с моим приятелем тащили Володю в другую сторону. Вырвали его из этой толпы.
Марину Влади я знал задолго до её знакомства с Высоцким. Она постоянно приезжала на Международные Московские фестивали. Я работал на них много лет (с 1963 по 1987 годы).
- Почти четверть века.
- Сначала вместе с Арменом Медведевым мы были замами руководителя Международного пресс-центра. Потом я стал директором Международного детского фестиваля.
В 63-м году Влади пришла ко мне в пресс-центр и попросила:
- Хочу рано утром пойти на Красную площадь и во все стороны поклониться. Напротив мавзолея встать на колени. И чтобы фотограф это снял. Вы можете мне всё организовать?
Я согласился, чтобы её не обижать. Она была важным лицом в ЦК компартии Франции, отвечала за работу с молодёжью. Поэтому нам приходилось с ней возиться.
Мы сфотографировали её напротив мавзолея. Но эти снимки никому не понадобились.
Помню, на фестиваль она приехала с мужем – французом азербайджанского происхождения Робертом Оссейном (он потом женился на Бриджит Бардо). На следующий год она привезла другого мужа, который изображал из себя лётчика. Он был владельцем какого-то маленького аэродрома.
На фестивале работал пресс-бар, находился на девятом этаже гостиницы «Москва». Подчинялся нашему пресс-центру. И вот как-то Влади пришла туда с мужем. А мы за столиком у окошка с товарищем сидели, с Лёвой Рудницким. Французы подсели к нам. И вдруг этот муж стал задираться. Мол, никто больше французского лётчика никогда не выпьет. Мы были здоровыми мужиками, поспорили с ним и, конечно, его ухайдакали.
На следующий день приходит Марина и говорит:
- Женя, я тебя умоляю. Не делай таких экспериментов. Мой муж уже сутки не встаёт с пола. Он упал в комнате, даже не добрался до кровати.
Я пожал плечами и ответил:
- Нечего лезть на рожон.
На следующий год Влади привезла на фестиваль своих двух сестёр. Марине в этот момент в Москве было скучно. Она каким-то образом попала в театр на Таганке. Известно, что там она и познакомилась с Высоцким.
Потом Влади вдруг пропала. На фестивале началась паника, пропал член официальной французской делегации. В это время, слава Богу, позвонил из Одессы режиссёр Юнгвальд - Хелькевич (Володя в то время снимался у него) и сказал:
- Ребята, я понимаю, что у вас там происходит. Не волнуйтесь. Влади с Высоцким у меня.
Где-то там у него жили. Надо же, в Одессу укатила.
Мы могли бы быть с Высоцким и ближе. Но он стал сильно выпивать.
- Евгений Сергеевич, десять лет Вы руководили Центральной киностудией имени Максима Горького. Какие известные фильмы там сняты за это время?
- При мне на студии было создано 200 картин. Среди них: «Карнавал», «Мы –нижеподписавшиеся», «ТАСС уполномочен заявить», «Петровка, 38», «Россия молодая», «В начале славных дел», «Белый Бим – чёрное ухо», «Личное дело судьи Ивановой», «Маленькая Вера»...
- Фильм «Маленькая Вера тогда многих шокировал.
- У меня были неприятности с этой картиной. Вдруг читаю интервью режиссёра Пичула, в котором он заявляет: «Директор студии, наверно, не видел сценарий и запустил «Маленькую Веру».
А я сценарий, естественно, не только прочитал, но за него и бился. И имел непростой разговор с руководством горкома партии. Имел настоящую выволочку. На Пичула обиделся. Дочь моя в то время работала у этого режиссёра, рассказала ему о моей реакции на его слова. В дальнейшем Пичул не только извинился, но и поблагодарил меня за содействие в создании картины. Это произошло перед многочисленными зрителями в кинотеатре «Пушкинский».
За десять лет было много и радостей, и неприятностей, и обид. Но я постоянно испытываю чувство гордости, когда открываю программу телевидения. В сетке передач всегда стоят фильмы студии имени Горького, снятые в период моей работы там.
- Есть чем годиться.
- А вообще, работая на разных постах в кино, я принимал участие в создании более тысячи картин.
Татьяна Булкина
обсуждение >>