Американский кинорежиссёр и сценарист, в продолжение полувека снявший более шестидесяти фильмов и удостоенный семи премий Американской киноакадемии, в том числе за выдающийся вклад в развитие кинопроизводства (1988) и за лучшую режиссуру (1946, 1961).
Родился 22 июня 1906 года в Суха-Бескидзка, Польская Галиция на территории Австро-Венгрии, в еврейской семье и получил образование в Венском университете. В 1920-е гг. работал журналистом в Берлине, где начал писать сценарии для немых фильмов. После прихода к власти нацистов эмигрировал во Францию. Его мать, отчим и бабушка погибли в Освенциме.
По приезде в Голливуд Уайлдер остановился у легендарного немецкого актёра Питера Лорре, который и представил его воротилам американской киноиндустрии.
Его первым крупным успехом был сценарий для комедии «Ниночка» (1939), главную роль в которой сыграла Грета Гарбо.
В 1944 году Уайлдер снимает один из первых фильмов в жанре нуар — «Двойная страховка», сценарий к которому был им написан в сотрудничестве с известным автором детективным романов, Раймондом Чандлером.
Во второй половине сороковых и в пятидесятых годах Уайлдер — один из самых востребованных режиссеров Голливуда. Ключом к успеху фильма Уайлдер считал обдуманный подбор сценария, предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актерами. Картины Уайлдера этих лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни.
Среди его режиссёрских успехов, отмеченных премиями «Оскар», — «Потерянный уикенд» (1946) и «Бульвар Сансет» (1951).
Начиная с фарса «Семилетний зуд» (1955), основным жанром в творчестве Уайлдера становится комедия в самых разнообразных проявлениях: фарс («В джазе только девушки», 1959), романтическая комедия («Любовь после полудня», 1957), социальная сатира («Квартира», 1960).
Почти все эти ленты основаны на сценариях И.А.Л. Даймонда. Его излюбленными актерами тех лет были Джек Леммон, Одри Хэпберн и Мэрилин Монро.
Несмотря на интерес режиссёра к социальным драмам и лицемерию как устойчивой черте западного общества, за Уайлдером закрепилась репутация крупнейшего мастера комедии в истории звукового американского кино. В сотне самых смешных голливудских фильмов, составленной Американским институтом киноискусства, больше всех картин принадлежит Уайлдеру, в том числе лента, возглавляющая список, — «В джазе только девушки».
Во многом итоговая комедия Уайлдера, «Квартира», была удостоена нескольких «Оскаров» (в том числе за лучший фильм года) и недавно заняла второе место в списке 50 Films to See Before You Die.
Ушёл из жизни 27 марта 2002 года в Беверли Хиллз (Калифорния, США).
Премия "Оскар":
1945 - Лучшая адаптация ("Потерянный уик-энд")
1950 - Лучший сценарий ("Сансет бульвар")
1960 - Лучший режиссер ("Квартира")
1960 - Лучший сценарий ("Квартира")
1987 - Премия Ирвинга Тальберга
Премия "Золотой глобус":
1945 - Лучший режиссер ("Потерянный уик-энд")
1950 - Лучший режиссер ("Сансет-бульвар")
1954 - Лучший сценарист ("Сабрина")
Премия Гильдии режиссеров Америки (1960):
Лучший режиссер ("Квартира")
Премия Гильдии сценаристов Америки:
1954 - Лучшая американская комедия ("Сабрина")
1956 - За достижения в карьере
1957 - Лучшая американская комедия ("Любовь после полудня")
1959 - Лучшая американская комедия ("В джазе только девушки")
1960 - Лучшая американская комедия ("Квартира")
1979 - За достижения в карьере
Номинация на премию Гильдии режиссеров Америки:
1950/51 - Лучший режиссер ("Сансет-бульвар")
1953 - Лучший режиссер ("Лагерь для военнопленных №17")
1954 - Лучший режиссер ("Сабрина")
1955 - Лучший режиссер ("Семь лет желаний")
1957 - Лучший режиссер ("Свидетель обвинения")
1957 - Лучший режиссер ("Любовь после полудня")
1959 - Лучший режиссер ("В джазе только девушки")
Премия "Давид ди Донателло" (1975):
Лучший иностранный режиссер ("Первая полоса")
последнее обновление информации: 25.06.21
обсуждение >>