Французский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Один из основоположников и наиболее ярких представителей "новой волны" во французском кино.
Родился 24 июня 1930 года в Париже.
Начинал в середине 1950-х годов в журнале «Кайе дю синема» как кинокритик вместе с Трюффо, Годаром, Ромером, Риветтом — будущими лидерами «новой волны». По свидетельствам коллег, все свободное время посвящал чтению детективных романов.
Первая лента Шаброля — «Красавчик Серж» (1958) — стала манифестом нового кинодвижения и произвела фурор: малобюджетный и острокритичный по отношению к буржуазной действительности, абсолютно некоммерческий фильм вызвал тем не менее большой интерес, как и следующая картина «Кузены» (1959). В обоих фильмах проявились черты дальнейшей творческой манеры режиссёра — острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции.
Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра «чёрного детектива», однако в лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 1960-х — начала 1970-х годов: «Неверная жена» (1969), «Пусть умрет зверь» (1979), «Мясник» (1977), «Разрыв» (1970), «Кровавая свадьба» (1973), когда критика называла режиссёра, его постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа и актрису Стефан Одран создателями «новой человеческой комедии», сравнивая с Бальзаком. Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть лицемерие и нередко криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества.
В 1975 году закончился длительный период сотрудничества с Жегоффом — и Шаброль, пытаясь сохранить прежнюю творческую манеру, продолжал снимать «черные детективы», в то же время внося разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные процессы полувековой давности, литературу 20 века, классическую литературу или фольклорную прозу. Этот период творчества Шаброля не содержит больших удач и отмечен чувством усталости и холодного профессионализма.
Среди последних работ плодовитого режиссёра выделяется лишь «Церемония» (1995), созданная в его стиле криминально-психологических драм.
С 1964 по 1980 годы был женат на актрисе Стефан Одран.
Ушёл из жизни 12 сентября 2010 года в Париже.
последнее обновление информации: 27.10.24
обсуждение >>