Введение в
2012 году обязательной маркировки фильмов по возрастным ограничениям обострило проблему дефицита картин для детей в кинопрокате. На протяжении первого квартала половина российского кинопроката была ориентирована на зрителей старше
16 лет.
Несмотря на рекордные показатели кассовых сборов российского кинопроката в январе-марте
2013 года (по информации
«Бюллетеня кинопрокатчика» рост
5% по отношению к аналогичному периоду 2012-го - до
11,6 млрд рублей), лишь чуть более
20% от всех копий фильмов
* (
27,9% фильмов из
168 фильмов в прокате) демонстрировалось без возрастных ограничений, а к просмотру детям до
12 лет было рекомендовано всего
28% от всех копий (
33,9% фильмов).
*Статистические данные анализируются прежде всего по числу копий в прокате, а не по числу количества фильмов, поскольку именно эти значения, по мнению специалистов Romir Movie Research, наиболее полно отражают состояние кинотеатрального смотрения в связи с отсутствием точных данных о количествах киносеансов в прокате.
Отстают по присутствию в кинотеатральной росписи и фильмы, разрешенные к просмотру зрителям до
16 лет. Безусловно, в дни школьных каникул, на
1-ой и
13-ой неделе проката, репертуар кинотеатров был максимально насыщен копиями фильмов этой категории -
90,5% и
81,9% соответственно. Но эти показатели на протяжении января–марта – скорее исключение, чем правило. Больше половины квартала их доля была ниже
50%, а на
9-ой неделе (
25.02-
3.03.2013) едва достигла показателя в
18,2%.
«Кино доступное детям для просмотра - хроническая проблема отечественного кинопроката. Введение возрастных ограничений только привлекает к ней внимание, но отнюдь не решает. Принципиальное решение возможно лишь при системной господдержке фильмов для детей и подростков. Более того, это позволило бы укрепить позиции российского кино в отечественном кинопрокате, а возможно, и увеличить его долю: ведь зрители 14–20 лет остаются наиболее активной аудиторией», - считает управляющий партнер
Romir Movie Research Олег Иванов.
К примеру, в январе–марте
2013 года доля отечественных фильмов по количеству посещений колебалась от
46% (на
1-й неделе проката) до
0,6% (на
7-ой неделе). Т.е. наиболее высокий показатель был достигнут в дни зимних школьных каникул, когда в прокате лидировала очередная сага анимационной франшизы
«Три богатыря на дальних берегах», а в десятке лидеров поката удерживались
«С Новым годом, мамы!» и
«Джентльмены, удачи!».
Доля лидеров отечественного кинопроизводства по итогам первого квартала выше установленного
Фондом кино целевого значения в
13,2%. Доля лидеров (по фильмам, сделанным как с государственной, так и без государственной поддержки) по сборам составила
15,1%, а по посещаемости
16,6%.
В среднем же по итогам первого квартала доля отечественных фильмов составила
27,3% (по посещаемости) и
24,6% (по сборам). Но практика прошлых лет показывает, что относительно высокая доля российских фильмов в первом и последнем кварталах года размываются фактическим отсутствием отечественных премьер летом и в начале осени.
Так, на протяжении трети проката в минувшем квартале -
4 недели из
13 - доля копий отечественных фильмов была ниже
10%. Эти данные оставляют открытым вопрос, что будут показывать кинотеатры в подобные периоды, если будет принят законопроект о квотировании российского кино в прокате?
Ссылки по теме:
«Три богатыря на дальних берегах». Рецензия kino-teatr.ru
«С новым годом, мамы!». Рецензия kino-teatr.ru
«Джентльмены, удачи!». Рецензия kino-teatr.ru
обсуждение >>