В мае
2013 года Посольство Испании в Москве, Институт Сервантеса и
Музей кино возобновляют фестивальную традицию и снова приглашают зрителей на
Фиесту испанского кино в Москве.
В программу, подготовленную испанской и российской сторонами, включены восемь картин – две документальных и шесть художественных. Все эти фильмы позволяют увидеть Испанию глазами испанских кинематографистов и являются своеобразным отражением тех процессов, которые протекали в испанском обществе в
40-
80-е годы двадцатого века.
Фиесту испанского кино откроет документальная картина
Гонсало Эрральде «Раса, дух Франко», посвященная пропагандистскому фильму
«Раса» 1941 года и его сценаристу – генералу
Франсиско Франко, воплотившему в этом агитационном фильме официальный тоталитарный миф периода диктатуры. «Раса» стала программной, образцовой картиной, ориентиром для цензуры, установленной каудильо ещё во время гражданской войны и снятой только после смерти диктатора.
Несмотря на жёсткие цензурные требования в
50-
70е годы были созданы лучшие фильмы выдающихся испанских режиссёров
Хуана Антонио Бардема,
Луиса Гарсиа Берланги и
Карлоса Сауры.
В
1960 году после долгого отсутствия
Луис Бунюэль возвращается на родину и ставит в Испании знаменитую
«Виридиану».
Отмена цензуры становится важнейшим событием рубежа семидесятых-восьмидесятых годов. В это время в испанском кинематографе начинается процесс либерализации. Времена диктатуры закончились, но еще не были
«пережиты», и по-прежнему, но теперь уже более открыто, получают осмысление в испанском кино. Так, уже после смерти Франко выходит запрещённая цензурой документальная картина
Басилио Мартина Патино «Песни для послевоенных времён»;
Гонсало Эрральде и
Роман Губерн создают вышеназванный фильм
«Раса, дух Франко». В
1983 году
Виктор Эрисе завершает свой второй поэтический шедевр
«Юг».
В
80-е годы в кино приходит
Педро Альмодовар, один из культовых режиссёров конца двадцатого века. Его творчество становится апофеозом абсолютной свободы от любых табу и запретов.
«Я никогда не говорю о Франко, – утверждает
Альмодовар, – и едва ли признаю его существование. Я начинаю после Франко».
Программа фильмов:
16 мая – 19.00
Раса, дух Франко / Raza, el espiritu de Franco, 1977, 105 мин.
Режиссер: Гонсало Эрральде
Авторы сценария: Роман Губерн, Гонсало Эрральде
В фильме снимались: Альфредо Фернандес Майо, Пилар Франко Баамонде

Информативная и увлекательная документальная картина о генерале
Франко и периоде его правления включает в себя интервью с сестрой диктатора -
Пилар Франко Баамонде - и
Альфредо Майо, крупным испанским кинематографистом, сыгравшим главную роль в агитационном фильме «Раса», поставленном в 1941 году по сценарию самого Франко режиссёром
Хосе Луисом Саенсом де Эредиа.
В своём монтажном фильме режиссёр Гонсало Эрральде использует фрагменты этой картины, ставшей воплощением официального мифа франкистского режима и своеобразной экранной автобиографией её автора – диктатора Франко.
Анализируя «Расу» 1941 года, Эрральде сличает факты биографии диктатора и сентиментально-патриотическую историю, рассказанную Франсиско Франко в сценарии.
В качестве сценариста документального фильма выступил историк испанской культуры и кинематографа Роман Губерн - автор книги
«Raza: un ensueño del General Franco» (
«Раса - мечта генерала Франко»).
17 мая – 19.00
Главная улица / Calle mayor, 1956, 99 мин.
Режиссер и автор сценария: Хуан Антонио Бардем
В ролях: Бетси Блэр, Хосе Суарес, Ив Массар, Луис Пенья, Дора Долл, Альфонсо Года, Мануэль Александре, Хосе Кальво
Приз ФИПРЕССИ; приз за лучший фильм в номинации «Новое кино» (Венеция, 1956).
Приз за «лучший испанский фильм» и специальный приз (Барселона, 1957).

По пьесе
Карлоса Арничеса «Сеньорита де Тревелеc».
В одном из лучших фильмов Хуана Антонио Бардема на фоне бездуховности испанской провинции разворачивается личная трагедия человеческого одиночества и предательства.
Исабель уже
35, и она всё еще не замужем, живёт с одинокой матерью в маленьком провинциальном городке где-то в Пиренеях. В самом центре города расположена большая главная улица с красивыми каменными домами и величественной церковью, именно тут разворачивается грустная история Исабель. Однажды она становится жертвой жестокой и неуместной шутки – по предварительному сговору с дружками Хуан признается Исабель в любви, но это только обман…
18 мая – 19.00
Виридиана / Viridiana, 1961, 90 мин.
Режиссер: Луис Бунюэль
Авторы сценария: Луис Бунюэль, Хулио Алехандро
В ролях: Сильвия Пиналь, Фернандо Рей, Франсиско Рабаль, Маргарита Лосано, Тереса Рабаль, Хосе Кальво, Хоакин Роа, Луис Эредиа, Лола (Долорес) Гаос
Золотая пальмовая ветвь и Приз Ассоциации авторского кино и телевидения (Канн, 1961). Премия «Чёрный юмор» (Париж, 1961). Приз бельгийской критики (1961). Приз Французской киноакадемии (1962).

По мотивам романа
Бенито Переса Гальдоса.
Снятая на родине картина
Бунюэля попала под цензурный запрет и была показана в Испании спустя шестнадцать лет после завершения. Ватикан и римская католическая церковь объявили фильм святотатством.
Молодая послушница Виридиана искренне мечтает служить Богу. Перед тем как принять монашеский постриг, она едет навестить своего единственного родственника – дядю Хайме, который оплачивал ее обучение и жертвовал средства монастырю. Поражённый сходством девушки с покойной женой, дядя хочет, чтобы Виридиана принадлежала ему и осталась с ним навсегда. Получив отказ, он кончает жизнь самоубийством. Чувствуя себя виноватой, Виридиана решает остаться в дядином поместье, в миру, и посвятить себя делам милосердия. Виридиана предоставляет кров нищим, стремясь обеспечить им достойную жизнь, но её милосердие и самопожертвование оборачиваются против неё самой, не встречая ни понимания, ни чувства в облагодетельствованных. Постепенно богадельня, которую она открыла, превращается в грязный притон.
19 мая – 19.00
Палач / El verdugo, 1963, 91 мин.
Режиссер: Луис Гарсиа Берланга
Авторы сценария: Луис Гарсиа Берланга, Рафаэль Аскона, Эннио Флайано
В ролях: Нино Манфреди, Эмма Пенелья, Хосе Исберт, Хосе Луис Лопес Васкес, Анхель Анварес, Гвидо Альберти, Мария Луиса Понте, Мария Исберт, Хулия Каба Альба, Лола (Долорес) Гаос, Альфредо Ланда, Хосе Луис Коль, Антонио Фернандис, Агустин Гонсалес
Приз ФИПРЕССИ (Венеция, 1963). Приз Общества киножурналистов и кинокритиков (Испания) за лучший сценарий (1963). Приз «Сант Жорди» (1963). Приз Союза советских писателей (Москва, 1965). Гран-при «Чёрный юмор» (Французская академия, 1965).
Один из самых значительных фильмов
Берланги о конформизме и капитуляции личности в франкистской Испании решён в свойственной режиссёру гротескно-фарсовой манере.
Хосе Луис, служащий похоронной конторы, мечтал уехать в Германию и стать механиком. Познакомившись с Кармен, он женится на ней, но, как и у многих пар во все времена, у молодых возникают трудности с жилплощадью. Жилищная концессия за служебные заслуги предоставляет новую современную квартиру отцу Кармен Амедео, который всю жизнь проработал палачом и теперь готовится уйти на пенсию. Чтобы сохранить за семьей квартиру, Амедео убеждает зятя унаследовать его должность…
«Юмор? Предполагаю, что это – непосредственность видения и передачи вещей. Чёрный юмор? Его не существует. Это просто то соотношение, которое мы, испанцы, устанавливаем во всём, что вокруг нас. Это наше восприятие жизни, наше глубочайшее чувство реальности. Не забудем, что чёрный – наш национальный цвет».
(
Луис Гарсиа Берланга, 1963)
21 мая - 19.00
Песни для послевоенных времен / Canciones para despues de una guerra, 1971, 115 мин.
Режиссер и автор сценария: Басилио Мартин Патино

Монтажный фильм-коллаж, в котором история и дух послевоенной Испании представлены через популярные песни той эпохи. Отрывки песен, смонтированные с фрагментами хроники, газетными статьями и цитатами из известных фильмов, в этом контексте приобретают дополнительный смысл – и становятся зеркалом, в котором сатирически отображаются правление Франко и последствия тоталитарного режима в Испании.
После завершения фильм был запрещён цензурой и вышел на экраны в
1976 году, уже после смерти диктатора, получив восторженные отзывы как критиков, так и зрителей.
22 мая – 19.00
Кузина Анхелика / La prima Angelica, 1974, 107 мин.
Режиссер: Карлос Саура
Авторы сценария: Рафаэль Аскона, Карлос Саура
В ролях: Хосе Луис Лопес Васкес, Лина Каналехас, Фернандо Дельгадо, Мария Клара Фернандес де Лоайса, Педро Семпсон, Мария де ла Рива, Лола Кардона, Мариса Порсель, Энкарна Пасо
Специальный приз жюри (Канн, 1974), «Бронзовый Хьюго» (Чикаго, 1974). Приз «Сан-Хорхе» (Лучший фильм, 1975). Номинация на «Оскар» (1974).
Эпиграфом к
«Кузине Анхелике» может служить фраза испанского писателя
Валье-Инклана:
«Вещи не таковы, какими мы их видим, а таковы, какими мы их помним».
Перевозя прах матери в семейный склеп в Сеговии, Луис, вновь оказавшись в родном городе, где прошло его детство, снова переживает давно прошедшие события гражданской войны, которые так и не отпустили его.
Спустя много лет он встречает свою первую любовь, кузину Анхелику, ставшую самым светлым воспоминанием его детства.
23 мая – 19.00
Юг / El sur, 1983, 95 мин.
Режиссер и автор сценария: Виктор Эрисе
Музыка: Морис Равель, Франц Шуберт, Энрике Гранадос
В ролях: Омеро Антонутти, Сонсолес Арангурен, Исиар Больяин, Лола Кардона, Рафаэла Апарисио, Орор Клеман, Мария Каро, Жермен Монтеро, Франсиско Мерино
Приз «Золотой Хьюго» (Чикаго, 1983). Лучший фильм по оценке критики (журнал «Фотограмас», 1984). Приз Общества киножурналистов и кинокритиков (Испания) за лучшую режиссуру (1984). Приз критики (Сан-Паулу, 1984). Первая премия (Брюссель, 1984).

По рассказу
Аделаиды Гарсиа Моралес.
Агустин, врач и ясновидец, живёт с женой Хулией и дочерью Эстрельей на окраине североиспанского города в домике с флюгером, который называется «Чайка». Эстрелья обожает отца, она буквально зачарована и восхищена им. Однажды почти случайно она обнаруживает нечто, намекающее на то, что в жизни отца была другая женщина. С этого момента жизнь в «Чайке» меняется. Эстрелья старается проникнуть в семейную тайну, но ей так и не удаётся выведать, кем была эта женщина, оставшаяся на юге, который её отец покинул во времена гражданской войны.
24 мая – 19.00
Лабиринт страстей / Laberinto de pasiones, 1982, 100 мин.
Режиссер, автор сценария, художник и исполнитель песен: Педро Альмодовар
В ролях: Сесилия Рот, Иманоль Ариас, Хельга Лине, Марта Фернандес Муро, Фернандо Виванко, Офелия Анхелика, Анхель Алькасар, Конча Грегори, Кристина Санчес Паскуаль, Фани Макнамара, Антонио Бандерас, Луис Сихес, Агустин Альмодовар, Мария Элена Флорес
Комедия положений, в которой представлены несколько любовных историй из жизни богемы. В центре сюжета влечение Сесилии, эротоманки, участницы крутой поп-группы и дочери известного гинеколога, к Рисе Ниро, восточному принцу, который больше увлекается косметикой и мальчиками, чем международной политикой. Режиссёр весело и без стеснения издевается над нормами морали.
Все происходит в Мадриде
80-х – самом диком, неуютном и весёлом городе Европы.
««Лабиринт страстей» - как бы каталог современной жизни… В какой-то мере он просто сумма всего, что означало «быть современным» в Мадриде в то время… Одно несомненно: в Мадриде работали люди, делавшие очень современные вещи в совершенно определенный период, с 1977-го по 1982 год… Теперь это всё исчезло, пропало. Город изменился, мир – тоже… Интересно, что тогда в Мадриде энергия переливалась через край… В фильме Мадрид прославлен довольно забавным образом. Это похоже на пародию… Люди думали, что Мадрид – центр вселенной. В фильме это впервые выражено словами. Это была шутка, но её приняли всерьёз».
(
Педро Альмодовар)
Показы пройдут в кинозале Общественного центра Восточного округа «Моссовет» (г. Москва, Преображенская площадь, д. 12, станция метро «Преображенская площадь»)
Телефоны для справок: (495) 963-03-32; (495) 963-03-20
Стоимость билета – 100 руб.
Ссылки по теме:
Йону Попеску-Гопо 90 лет!
Музей кино. Май
«Vive la France»
обсуждение >>