23 марта, в субботу, кинотеатр
«Ролан» четвертый раз проводит весенний кинофестиваль
«Справочник грез», названный по книге одного из самых авторитетных российских кинокритиков
Юрия Гладильщикова.
«Справочник грез» - уникальный пример однодневного кинофестиваля. За один день он дает возможность посмотреть сразу несколько фильмов из числа наиболее интересных и значимых в
2012-м году и начале
2013-го. Поскольку все они получили престижные кинонаграды или призы главных кинофестивалей (либо претендовали на такие призы), то у зрителей есть возможность сравнить между собой реальную ценность и честность различных кинонаград. Ведь в кино нет единых критериев. У каждого фестиваля (равно как и у «Оскара», у Европеской киноакадемии) своя идеология, свои интриги, свои игры.
Все фильмы представляет куратор фестиваля Юрий Гладильщиков. После каждого сеанса – обсуждение фильма с залом.
В этот раз фестиваль «Справочник грез» чуточку изменил свою концепцию. Если раньше он обязательно демонстрировал самые премированные фильмы года, то в этот раз в программе нет ни
«Операции «Арго»» (главный «Оскар»), ни
«Любви» Михаэля Ханеке («Золотая пальмовая ветвь» Канна), поскольку они и так известны публике. Зато вы сможете увидеть другие интереснейшие картины, которые в Европе тоже считаются триумфаторами киногода, но в России могли пройти мимо вашего внимания.
Программа:
12.00 –
«Звери дикого юга» (режиссер Бен Зайтлин, США, 91 минута) – ни на что не похожая, завораживающая, полная фантазий притча о возможном будущем человечества, когда рухнет общество потребления («Золотая камера» за лучший дебют и приз ФИПРЕССИ в Канне, гран-при жюри главного американского фестиваля «Санденс», номинант на четыре «Оскара», в том числе за лучший фильм года и лучшую режиссуру).
14.00 –
«Доля ангелов» (режиссер Кен Лоуч, Великобритания-Франция-Бельгия-Италия, 106 минут) – комедия о простых ребятах, обреченных на криминальную жизнь на дне. Чтобы вырваться, они решают украсть для продажи несколько литров виски, бочка которого тянет на миллион фунтов. Редкая возможность в России увидеть картину
Кена Лоуча, мастера социального реализма, который всегда делает фильмы о простых людях, и понять, почему половина критиков Европы считает его режиссером №
1. А потому, что по драйву с
Лоучем сравнится мало какой другой режиссер. Потому что его драмы – настоящие триллеры (приз жюри Каннского фестиваля).
16.15 –
«В доме» (режиссер Франсуа Озон, Франция, 105 минут) – фильм-игра, интеллигентская штучка и интеллектуальная шутка от едва ли не самого непредсказуемого мэтра режиссуры. Забавные и запутанные взаимоотношения учителя литературы, его жены и его ученика, который описывает себя, учителя и прочих окружающих в сочинениях с продолжениями. Где явь, где вымысел? Первый легкий фильм
Озона за десять лет после
«8 женщин», вызывающий чистой воды удовольствие. Возможно, вообще самый изящный и забавный фильм года (Главный приз и награда за лучший сценарий на фестивале в Сан-Себастьяне, входящем в мировую десятку. Приз ФИПРЕССИ на фестивале в Торонто – он из всемирной тройки).
18.30 –
«Долгая счастливая жизнь» (режиссер Борис Хлебников, Россия, 70 минут) – первый официальный допремьерный показ в Москве картины одного из наших самых многообещающих режиссеров. Фильм-удар: жесткая и злая социальная драма о противостоянии молодого фермера с властью. На деле – фильм о ситуации в стране. Он не имеет отношения к одноименной картине
Геннадия Шпаликова, вышедшей в
1966 году, но, как ни странно, использует мотивы награжденного «Оскарами» вестерна
Фреда Циннемана «Ровно в полдень» (
1952 год). В обсуждении ленты после показа обещает поучаствовать сам
Борис Хлебников (фильм – участник конкурсной программы недавнего Берлинского кинофестиваля).
21.00 –
«Охота» (режиссер Томас Винтерберг, Дания-Великобритания, 106 минут) – по эмоциональному воздействию этот фильм сравним с картиной
Хлебникова. В обоих случаях, сидя в зале, настолько переживаешь за героя, на которого обрушились предательство и несправедливость, что жаждешь сжать кулаки и броситься ему на выручку. И вновь много актуальных параллелей с российскими реалиями (награда европейской киноакадемии за лучший сценарий года. Приз за лучшую мужскую роль
Мадсу Миккельсену и экуменического жюри
Томасу Винтербергу на фестивале в Канне).
Одна общечеловеческая притча, две комедии (социальная и интеллектуальная), две жеские драмы – чем не законченнный портрет сегодняшнего
«кинематографа не для всех»?
Ссылки по теме:
Операция «Оскар»
«Охота». Рецензия kino-teatr.ru
63-ий Берлинале открылся
«В доме». Рецензия kino-teatr.ru
«Доля ангелов». Рецензия kino-teatr.ru
Итоги 65-ого Каннского Кинофестиваля
обсуждение >>