Международный фестиваль независимого кино
«2morrow\Завтра», который в этом году пройдёт со
2 по
7 октября в стенах
ЦДХ, объявляет программы и события, в том числе конкурсную программу и программу параллельной секции Tomorrow.
Единственным российским фильмом, участвующим в конкурсе фестиваля, станет последняя картина
Алексея Балабанова «Я тоже хочу», премьера которой состоялась на
69-го Венецианском МКФ. История о героях, путешествующих в поисках Колокольни Счастья, которая дарует лишь избранным переход в лучший мир, уже успела прослыть самым личным и позитивным (в
балабановском смысле этого слова) фильмом режиссёра.
Конкурсные фильмы:
1. «Пьета», реж. Ким Ки Дук
2. «Вес», реж. Чон Кю Хван
3. «Спящая красавица», реж. Марко Беллоккьо
4. «Araf: где-то посредине», реж. Йешим Устаоглу
5. «Хорошая смерть», реж. Вани де Вийн
6. «Блонди», реж. Йеспер Гансландт
7. «90 минут», реж. Эва Сорхауг
8. «Просто ветер», реж. Бенедек Флигауф
9. «Мать», реж. Джамиля Сахрауи
10. «Я тоже хочу», реж. Алексей Балабанов
Фестиваль посетит главный герой
69-го Венецианского фестиваля –
Ким Ки Дук. Режиссёр появится на фестивале сразу в трёх ипостасях: проведёт мастер-класс перед студентами кинокампуса
«Партизан», представит зрителям ретроспективу своих фильмов и примет участие в конкурсной программе со своей последней картиной
«Пьета», завоевавшей венецианского
«Золотого льва».
Как известно, Ким Ки Дук – адепт независимого кинопроизводства. Стоя особняком в корейском кинематографе, он снимает малобюджетные фильмы, которые после становятся фестивальными хитами и приковывают к себе внимание зрителей и критиков. К примеру,
«Остров», потрясший венецианскую публику
12 лет назад, был снят по принципу краудсорсинга, который сейчас в России решил опробовать Борис Хлебников. Множество призов на международных фестивалях не обеспечили Ким Ки Дуку преданную продюсерскую поддержку на родине. Начав испытывать давление со стороны компании
LJ Film, с которой он сотрудничал в начале своей режиссёрской карьеры, Ким Ки Дук решил с ней распрощаться и в
2004 году создал свою собственную компанию, чтобы сохранить главное – творческую свободу. В рамках кинокампуса состоится показ экспериментального фильма Ким Ки Дука
«Ариран», для которого режиссёру понадобились лишь четыре стены, кот, кофемашина, он сам и камера. После просмотра Ким Ки Дук расскажет студентам о собственном опыте малобюджетного кинопроизводства и поделится рассуждениями о том, каково это – быть независимым.
Фильмы программы Tomorrow:
1. «Берег D.C.», реж. Хуан Андрес Аранго
2. «Женщины – герои», реж. JR
3. «Проклятие клеток», реж. Паула Фабиана, Эдриан Стейнвей Чэн
4. «Парад», реж. Срджан Драгоевич
5. Keep smiling, реж. Русудан Чкония
6. «Чайка», реж. Мигель Анхель Хименес
7. «Порфирио», реж. Алехандро Лэндис
8. «Тайная диско-революция», реж. Джеми Кастнер
Документальная программа Международного фестиваля независимого кино «2morrow/Завтра», подготовленная командой
Beat Film Festival, открывается
3 октября московской премьерой фильма
«Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся», которую организует партнёр фестиваля
Центр документального кино DOC. Она состоится в формате
«Открытого показа»: обсуждение при участии приглашённых экспертов проведёт журналист Катерина Гордеева.
Фильм «Ай Вэйвэй: никогда не извиняйся» объехал множество международных фестивалей — от
«Сандэнса», где получил
Специальный приз жюри, до британского
SheffieldDoc, где вызвал настоящий скандал этим летом: Посольство Китая в Лондоне попросило китайских гостей в приказном порядке покинуть фестиваль, после того как фильм отказались снять с показа.
Ай Вэйвэй — характерный герой нынешней программы BeatFilmFestival, картины в которой объединены одной общей темой, витающей сегодня в воздухе, — темой борьбы и преодоления. Герои фильма
«Как пережить чуму», активисты движения
ActUp в Нью-Йорке 1980-х, борются за собственную жизнь и за то, чтобы СПИД был признан болезнью. Американские художницы 1970-х, героини фильма
«Феминизм. Искусство. Революция», борются за право оказаться в музейной коллекции и на скамье арт-колледжа. Берлинские скейтеры (
«Тут вам не Калифорния») – за право самостоятельно выбирать жизненный путь, даже если ты родился восточнее Берлинской стены и до её падения. В случае с картиной
BlackPowerMixtape (герои которой — Анжела Дэвис, борцы за гражданские права и члены Партии чёрных пантер) важно то, что сам фильм реабилитирует это движение, показывая его человеческое лицо.
Фильм
«Панк-синдром» об одной из самых известных финских панк-групп, которую составляют люди с синдромом Дауна, лично представят режиссёр фильма
Джей-Пи Пасси и продюсер
Сами Янукайнен, которые прибывают в Москву при поддержке Посольства Финляндии.
Кураторы программы Алёна Бочарова и Кирилл Сорокин: «Нон-фикшн как жанр зависим от происходящего вокруг гораздо больше, чем любой художественный вид искусства. От скорости, с которой он отражает приметы времени, зачастую напрямую зависит то, насколько он будет точен и востребован. В этом нон-фикшн схож с журналистикой, и не сказать, что это сходство всегда ему к лицу. Документальное кино в этом смысле мало отличается от любого другого нехудожественного жанра и сплошь и рядом грешит именно тем, что актуальность темы — той, что в английском языке называется bigissue, — затмевает собой всё остальное, в том числе маломальские художественные достоинства, которые и отличают документальные фильмы от телевизионных. Наша программа — как раз о том, как можно делать фильмы про bigissues, не жертвуя при этом художественностью, и о том, как фильмы, снятые не на злобу дня, а из частного интереса, внезапно обретают актуальность и становятся важным социальным комментарием к происходящему вокруг».
Впервые в истории фестиваля буден выбран и награжден лучший документальный фильм в программе. Специальное жюри решит, кто будет лучшим в этом году. В жюри вошли журналист и ведущая проекта
«Открытый показ» Катерина Гордеева, режиссер и продюсер
Марина Разбежкина, телеведущий и редакционный директор журнала
Esquire Андрей Лошак.
По мнению руководителя
ЦДК DOC Софьи Гудковой, перед жюри стоит непростая задача:
«Оценка жюри будет исключительно субъективной. Впервые они будут оценивать фильмы не как профессионалы, а как зрители, которым интересно документальное кино. Поэтому критериев для отбора два: эмоциональность и актуальность».
Катерина Гордеева, ведущая проекта «Открытый показ» ЦДК DOC: «Мы будем выбирать не то кино, которое соответствует каким-то формальным высоким критериям, мы просто дадим свой приз фильму, который острее и точнее других попадет нам в самое сердце. То есть все будет по любви. А в любви, сами знаете, почти никогда невозможно объяснить почему».
Кирилл Сорокин, куратор программы BeatFilmFestival: «Мы показываем фильмы, сделанные в основном дебютантами, - из шести режиссеров только у двоих уже есть какая-то обстоятельная фильмография. И несмотря на то что многие из фильмов демонстрировались на крупных фестивалях, на «Сандэнсе» или в Торонто, имели успех у зрителей, критиков и даже выходили в прокат, это практически никак не сказывается на финансовой стороне дела. Все они сняты, как правило, при содействии фондов и грантов, краудфандинга или из ресурсов собственных продюсерских компаний. Поэтому намерение поддержать молодых режиссеров таким призом - очень правильное. Тем более что нет никаких сомнений в том, что приз достанется именно создателю фильма, а не какой-нибудь большой компании».
Фестиваль также приглашает зрителей на программы
Кирилла Адибекова «Вокруг мая» и «Шкловский/Олеша».
«Вокруг мая»
Массовые выступления, начавшиеся в декабре, свидетельствуют не столько о недовольстве конкретной властью, сколько о том, что общественный договор, по умолчанию сложившийся в 90-ые и нулевые, нуждается в пересмотре. Спустя двадцать лет после развала Советского Союза общество встало перед необходимостью определить собственную идентичность. Монархизм, православие, социализм, национальный коммунизм, диссиденты – левые или правые –, ельцинская, а затем – суверенная демократия? Что такое Россия? Консенсус состоял в свободном самоопределении каждого человека, поскольку для элит главным вопросом был не поиск идентичности, а перераспределение капитала. Но такой общественный договор – не более чем фигура умолчания.
Полагая политическим не столько сюжет, сколько мысль или форму, программа «Вокруг мая» представляет работы, вычерчивающие контур современности через технику, звук и изображение. Поиск идентичности в кино – откуда происходит то кино, которое мы снимаем, почему мы организуем звук и изображения так – является поиском идентичности вообще.
В программу вошли одиннадцать работ. Среди них есть как коллективные, так и выполненные самостоятельно. Некоторые тяготеют к кино, некоторые – к современному искусству. Все сняты на видео. Все сделаны в период с лета прошлого по лето нынешнего года. Большинство – в Москве; две – в Санкт-Петербурге; одна из работ использует материалы, снятые в Ростове-на-Дону, другая – 35-мм слайды, сделанные в Таджикистане, третья – монтаж изображений, снятых веб-камерами на участках для голосования по всей стране.
Фильмы программы «Вокруг мая»:
1. «Парад», Без названия («Лопаты»), «Я Спартак!», реж. Хаим Сокол
2. «Зима, уходи!», реж. Алексей Жиряков, Денис Клебеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Анна Моисеенко, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серёгин, Елена Хорева
3. «Про Москву», реж. Андрей Качалян
4. «Операция», авторы: Ольга Житлина и Давид Тер-Оганьян
5. «Зимние заметки о летних впечатлениях», реж. Кирилл Адибеков
6. «Россия. Ночь накануне выборов», реж. Михаил Максимов
7. PUSSY RIOT AVTOZAK, реж. Таисия Круговых
8. «Русский лес», реж. Цапля (Ольга Егорова) и Дмитрий Виленский
9. «Быстрые и медленные», реж. Яков Каждан
«Шкловский/Олеша»
Несколько формальная, но отнюдь не фривольная программа «Шкловский/Олеша» разложима по нескольким диагоналям. Она могла бы называться
«1920-ые и 1930-ые», а могла бы –
«Москва – Одесса». Или –
«В Москву через Юго-запад».
Двадцатые годы представлены тремя фильмами.
«Проститутка» Олега Фрелиха,
«Третья Мещанская» Абрама Роома,
«Дом на Трубной» Бориса Барнета – так называемая неофициальная
«московская трилогия» Шкловского. Неофициальная – потому что она не мыслилась как трилогия, поскольку кроме названных были и другие фильмы.
«Московская» же – потому что все три фильма сняты в Москве.
Тридцатые меняют автора. Начиная с
«Мёртвого дома», Шкловский двигается в сторону исторических сюжетов. Компания
«Межрабпом», произведшая «Дом на Трубной», становится сначала студией, а затем –
«Союздетфильмом». Квазичастное коммерческое производство полностью уступает плановому. Настоящее остаётся в прошлом. Дальше – будущее, для которого в тридцатых начинает писать
Юрий Олеша. Какой он,
«молодой человек социалистического общества»?
Фильмы программы «Шкловский/Олеша»:
1. «Проститутка» /«Убитая жизнью»/ (1926), реж. Олег Фрелих
2. «Третья Мещанская» (1927), реж. Абрам Роом
3. «Дом на Трубной» (1928), реж. Борис Барнет
4. «Строгий юноша» (1936), реж. Абрам Роом
5. «Болотные солдаты (1938), реж. Александр Мачерет
6. «Ошибка инженера Кочина» (1939), реж. Александр Мачерет
Фестиваль «2morrow\Завтра» проходит при поддержке партнеров: Фонд Кино, Фонд Ивана Дыховичного, компания AUDI, Правительство Москвы
На площадках: ЦДХ, Музеон, кинобар DOME, бар Бутылка, клуб Zavtra
Технический партнер: EPSON
Партнер кинокампуса «Партизан»: Nikon
Образовательный партнер кинокампуса «Партизан»: Theory & Practice
Информационные партнеры фестиваля: Kinopoisk.ru, журнал Rolling Stone, РИА Новости, Москва 24, Film.ru, журнал EMPIRE, Main People, Большой город, Afisha.Mail, Kinote.ru
Образовательный партнер фестиваля: CINEMOTION
Радиопартнеры: Business FM, Шоколад FM
обсуждение >>