От создателей фильма «Упражнения в прекрасном»
(
приз за лучшую мужскую роль и лучший сценарий фестиваля Кинотавр-2011).
«Со мною вот что происходит»
Участник конкурсной программы фестиваля
Кинотавр-2012
24 июня в 13:00 состоится показ фильма в рамках российской программы 34 ММКФ
Режиссер: Виктор Шамиров
Авторы сценария: Виктор Шамиров, Гоша Куценко
Оператор: Семен Яковлев
В фильме использованы песни на музыку М.Таривердиева и слова Е. Евтушенко, В.Киршона, Б.Ахмадулиной.
Продюсеры: Андрей Новиков, Гоша Куценко, Георгий Шабанов, Виталий Шляппо, Алексей Троцюк, Эдуард Илоян, Евгений Пивоваров.
В ролях:
Гоша Куценко – Артем
Виктор Шамиров – Валентин
Олеся Железняк – Настя
Саша Петрова – Алена
В эпизодах: Николай Чиндяйкин, Маргарита Шубина, Александр Робак и другие.
Производство: Кинокомпания «Сцена», YBW-group
Эксклюзивная дистрибуция: All Media Company
2012, Россия, 72 мин., 1:2.35, Dolby SR.

31 декабря. Московские невозможные пробки. Спешка без результатов, помощь, от которой никому не становится легче. Разговоры о бесконечных мелочах, в которых проходит жизнь – а может, уже и прошла. Об отце, которому осталось всего ничего, и ничего не сделаешь. О планах пятнадцатилетней девочки на жизнь: можно стать онкологом, можно – дизайнером еды. О том, что было, и что теперь.
Это не сюжетный фильм, это лирика суеты под музыку Таривердиева и воспоминание о счастье, о времени, когда «Ирония судьбы» на самом деле могла утешить и обнадежить и пообещать в Новом году новую жизнь.
О фильме
Публика имела возможность оценить плоды творческого союза
Виктора Шамирова и
Гоши Куценко еще по театральной сцене. Самая знаменитая их совместная постановка –
«Ladie's night», которая идет с неизменным аншлагом c 2002 г. и выдержала более
500 спектаклей. Любители театра вспомнят также постановки
«Бог» по пьесе
Вуди Аллена и
«Игра в правду».
Первым совместным опытом сотрудничества в кино стал фильм
«Дикари», затем последовали
«Упражнения в прекрасном» - картина была удостоена приза за лучшую мужскую роль и лучший сценарий на Кинотавре-2011. В обоих случаях Гоша Куценко выступал не только как актер, но и как продюсер.
«Со мною вот что происходит» - новая работа авторов, однако ссылка на их предыдущий опыт едва ли дает возможность зрителям предсказать, что они увидят на экране в этот раз. Картина вышла другая – более лиричная, скорее созерцательная, чем сюжетная. Виктор Шамиров сравнивает свою новую работу скорее с
«малым лирическим произведением», чем с
«большим кино»:
«У меня всегда проблемы с формулировкой жанра. Может быть жанр «Стишок»? Или жанр «Неловкая новогодняя песенка»?»
История сценария
Сценарий для картины был написан еще в 2007 году. Однако тогда фильм не сняли из-за случившегося кризиса. Вернуться к прежним планам позволило стечение обстоятельств и предложение продюсера
Андрея Новикова профинансировать новую картину
Шамирова:
«Я верю в Виктора, как в режиссера, верю в его творческий потенциал – настолько, что в рамках небольшого бюджета готов финансировать его проекты, практически не заглядывая заранее в сценарий». Предложение
Новикова позволило начать съемки, потом подключились и другие инвесторы, и картина наконец получила путевку в жизнь.
Виктор Шамиров: «Надо сказать, что если бы мы сняли этот фильм тогда, в 2007, то это была бы совсем другая история и другие характеры. Та, старая история, была более сюжетной и драматичной. В ней была несчастная любовь девочки-подростка, попытка самоубийства, и даже погоня за мотоциклом по ночной Москве. Другим был и финал – герои в конце шли летней московской ночью и придумывали на каждую букву алфавита слово, обозначающее что-то хорошее. Совсем другое настроение… Герои наши были моложе, были проблемы, но были и надежды. Прошло пять лет, и сейчас это новая история про двух братьев, с другими эмоциями, с другим опытом жизни, который за это время случился с нами».
«Братские» отношения
Идея сыграть двух братьев родилась благодаря давно сложившимся в реальной жизни
«братским» отношениям между Виктором Шамировым и Гошей Куценко.
«Мы чем-то похожи, - говорит Шамиров
, - оба лысые, иногда носили вещи друг друга. С тех пор разница в размерах увеличилась. Но с обувью этот номер проходит до сих пор».
По признанию
Гоши, он до сих пор
«подрезает» головные уборы или аксессуары друга.
О сюжете
Время действия в картине охватывает всего лишь сутки. Мы застаем двух братьев 30 декабря, в кабинете известного хирурга (
Н. Чиндяйкин), который смотрит рентгеновские снимки их отца и констатирует, что оперировать уже поздно, и больному осталось два-три месяца. Далее фильм повествует о том, как братья проводят канун Нового года. Старший (
В. Шамиров) приехал из Волгограда на несколько дней – привез снимки. Он неловко чувствует себя в Москве, торопится попасть домой к празднику. У младшего (
Г.Куценко), с виду успешного и уверенного менеджера строительной корпорации, свой список срочных дел и неразрешенных проблем... За последние годы братья виделись крайне редко, и фактически, мало знают друг о друге. Колеся в пробках среди московской новогодней суеты в случайной компании девочки-подростка, оставшейся накануне Нового года без ключей от квартиры (
А.Петрова), они ведут вынужденно неспешные разговоры о том, о сем…
Гоша Куценко:
«Когда родители уходят, для человека, независимо от возраста, начинается новая жизнь. Тем более, в канун Нового года. Это особое место во времени, как бы подведение итогов, как бы начало чего-то нового. И вот эти «как бы» сталкиваются с реальной жизнью, эти «как бы» должны разрушиться. Жизнь и иллюзия – для меня важным и актуальным было соединение этих двух дорог».
Виктор Шамиров:
««Ирония судьбы» была для нас некой точкой отсчета, мы все время имели ее в виду. И не только потому, что действие происходит 31 декабря, что Гошин герой готовится к корпоративному конкурсу, на котором все должны исполнить песни из «Иронии судьбы», что братья покупают диск, который намерены отвезти папе, очень любящему этот фильм. А еще потому, что «Ирония судьбы» – кино о надежде. А нашим героям ее не дает ни одно обстоятельство. И вопрос в том, как с этим быть. Я думаю, что фильм получился об ожидании мужества, о надежде на него. Мы привели наших героев к точке, когда терять больше нечего».
О съемках
Съемки фильма прошли под знаком экономии бюджета. В этих целях в проекте участвовало много волонтеров и студентов кино-ВУЗов, а
Гоше Куценко помимо продюсерской и актерской деятельности пришлось поработать локейшн-менеджером. По словам Виктора Шамирова, помощь оказалась очень кстати:
«Снимали мы только в Москве, при этом ни разу не платили за объекты – просто не могли себе позволить. И в этом смысле нас очень выручал Гоша, который мог договориться, например, с дорогим кафе, куда бы нас никогда не пустили просто так. Снимали в своих квартирах, у друзей. Знакомые актеры играли у нас бесплатно».
Новый год съемочная группа встретила
«на рабочем месте»: на Москворецком мосту, где снимали финальную сцену – праздничный салют, на который смотрят герои. За мост, кстати, тоже удалось не платить:
«Это была абсолютная авантюра, - рассказывает
Шамиров, – два раза мы туда выходили, в том числе в новогоднюю ночь. У нас была идея одного кадра, который мы хотели сделать, но не получилось – милиция помешала. Не сняли много чего из-за ФСО, потому что за два месяца мы так и не смогли получить соответствующие разрешения. Что-то снимали в некотором роде шпионским образом».
Дебютантка
Для 14-летней школьницы
Саши Петровой съемки в картине стали актерским дебютом.
Саша выросла в театральной семье: папа закончил
Щукинское училище, мама (киновед по образованию) –
ВГИК, бабушка с дедушкой служат в
Театре на Таганке, а прадед ставил спектакли и играл ведущие роли в
Большом театре.
Сама Саша учится в школе
Сергея Казарновского, где театр и музыка – это обязательная часть не только досуга, но и учебного процесса. В картину Виктора Шамирова она попала благодаря выигранному кастингу, в котором участвовало около
100 претенденток. Девочкам предлагалось сыграть сцену из фильма, партнировал им сам Гоша Куценко. По словам Виктора Шамирова,
Саша понравилась ему тем, что была естественна, не старалась.
Начинающей актрисе довелось испытать в полной мере тяготы зимних съемок – одну из длинных сцен пришлось играть на тридцатиградусном морозе в костюме, который скорее соответствует осеннему сезону. Были и моменты, достаточно сложные с точки зрения актерской игры. Однако, по словам режиссера, Саша сделала свою работу хорошо, без скидок. Ей удалось главное – жить в кадре своей жизнью, а не изображать чужую.
обсуждение >>